Тема: «Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление, строгание, контроль качества»


План – конспект
урока технологии
5 класс (ФГОС)
Тема: «Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление, строгание, контроль качества»
Сиднев Игорь Валентинович
учитель технологии
город Новокузнецк – 2014 год
План – конспект урока по технологии
Учитель: Сиднев Игорь Валентинович
Класс: 5 класс
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Тема: «Основные технологические операции ручной обработки древесины:пиление, строгание, контроль качества»
Цели:
1.Деятельностная: формирование способности учащихся выполнять ручную обработку древесины..
2. Образовательная: формирование представлений об основных технологических операциях ручной обработки древесины; роли и значении пиления, строгания и контроля качества для изготовления изделия из древесины, использование изделий в быту.
Задачи: - развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)
- развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; (регулятивные УУД)
- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать самостоятельно и в парах, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД)
- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; (познавательные УУД)
Учебно-методическое обеспечение: чертёжные инструменты, измерительные инструменты, ножовки, рубанки, напильники, лобзик; презентация.
Этап
урока Содержание,
деятельность учителя Деятельность учащихся Используемые методы, технологии Используемые ресурсы УУД
Планируемые результаты
Организаци-онный этап Подготовка необходимого оборудования. Подготовка к уроку; расположение на рабочем месте Индивидуальная беседа. К: умение правильно организовать  рабочее место.
Актуализа-ция знаний.
«Наш мир создан не словом, а деянием, трудом».
Горький М.Создание «мобильных групп (пар)» по желанию учащихся.
 Создание проблемной ситуации.
-Можем ли мы сделать изделия из дерева своими руками?
-Почему говорят, что у человек «золотые» руки?
-Какие инструменты понадобятся нам для ручной обработки древесины? Предполагают, формулируют гипотезу о том, можно ли сделать изделия из древесины своими руками.
Высказывают свои предположения о понятии «золотые» руки.
Продумывают необходимые инструменты, которые будут нужны в работе. Фронтальная беседа; работа в парах.
Метод «погружения» в проблему.Активизация мыслительной деятельности. Презентации к уроку.
Наглядный материал.
Набор столярных инструментов К: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения
Р: Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Совместное исследова-ние проблемы 1 образец: инструменты: ножовка, стусло, рубанок, шерхебель.
Работа с предложенными картинками (приложение №1) и ответы на вопросы:
– Какое строение имеет ножовка?
- Что можно сделать с помощью лучковой пилы, столярной ножовки и выкружной пилы?
– Для чего необходимо старого выполнять правила безопасной работы с инструментами ? – Почему качество пиления, строгания зависит от угла наклона расположения инструментов ?
-С помощью каких допол-нительных приспособлений выполняется пиление и строгание древесины?
Предлагает способы изготовления изделий. С какими трудностями мы встретимся при изготовлении изделия?
Учитель определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и записывает их на доске. Работают с информацией на картинка, рассматривают предложенные инструменты, выбирают необходимые.
Анализируют возможные трудности, ищут пути их решения. Работа в парах, группах.
Методические приёмы: «вопрос-ответ»
«мозговой штурм» Столярные инструменты.
Презентация к уроку.
Наглядный материал (приложение №1) П: умение работать с источниками информации.
Р: Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.
Целеполага-ние Организует устный коллективный анализ учебной задачи.
Презентация плана урока. Формулируют тему урока,
Уточняют «знания и незнания» Фронтальная работа по установлению темы Презентация к уроку К: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих знаний.
Р: принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Первичное усвоение новых знаний. -Как сделали данные изделия? (учитель показывает образцы изделий: брусок, доска)
1.Раздает бруски и кусочки доски и отпиленными и отструганными краями и поверхностями.
2. Проводится работа с текстом учебника п.8-9.
3. Раздает инструкции к групповой работе Характеризуют различные формы поверхностей изделий    
  

1 группа
Определяют инструменты, при помощи которых сделаны эти изделия. Составляют план ответа
2группа Формулируют и записывают определение «Ножовка», «Стусло», «Шерхебель», «Рубанок», «Электро-лобзик». Демонстрируют и составляют план ответа      
3 группа
Характеризуют профессию «станочник – распиловщик». Определяют производства, где эта профессия необходима. Составляют план ответа. Групповая форма работы.
Метод сравнительного анализа Образцы изделий из древесины: брусок, доска и т.д.
Текст учебника
Инструкции к работе. П: конструируют новый способ действия и формируют понятия
К: проводят коллективное исследование.
Заслушивает представителя групп с результатами работы.
Просит назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения.
Проводит рефлексию деятельности в группах.
- Сформулируйте цель, стоявшую пред вами.
- Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.
- Решите, какие действия нужно оставить, а какие – изменить.
3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к теме урока и целям урока.
4.Структурирует материал в виде схемы (кластера) Выступление представителей групп, обмен мнениями, обсуждение, их дополнение; рефлексия деятельности в группе, составление итоговой схемы (кластера). Групповая форма работы Образцы изделий из древесины: брусок, доска и т.д. Р: Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату;
К: участвуют в обсуждении содержания материала
Первичная проверка понимания Предлагает ответить на вопросы:
Какие инструменты и приспособления применяются для пиления и строгания заготовок из древесины?
Для чего перед распиливанием заготовки в ней делают небольшие надрезы – запилы?
Чем различается распиловка тонкой и толстой заготовки?
Почему шерхебель и рубанок нельзя ставить на крышку верстака подошвой? Выполняют задание.
  Фронтальная и индивидуальная беседа. Презентация к уроку П: отработка составления алгоритма ответа.
Р: самопроверка. Развивают память, мышление. Осуществляют пошаговый контроль по результату
Первичное закрепление Выполнить практические работы:№6 «Пиление заготовок из древесины».
№7 «Строгание заготовок из древесины».
 (Работа по распилу и строганию размеченной заготовки: деталей «основание» и «карандашница», домика птиц, заготовку для разделочной доски «рыбка»)
4. Задает вопрос:
– Исходя из того, что мы узнали, какие ответы на основные вопросы  урока мы можем дать?
5. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы. Выполняют задание в группах и парах, проверяют размеры выпиливания и строгания.
Отвечают на основной вопрос урока, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения Метод самостоятельной работыМетод самоконтроля Размеченные заготовки деталей «основание», «карандашница» «домик птиц, заготовки разделочной доски. П: отрабатывают практические навыки выполнения работы.
Р: самопроверка, взаимо-проверка, самоконтроль . Развивают память, мышление. Осуществляют пошаговый контроль по результату
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.  Дает домашнее задание
  §8,9 стр. 30-41, вопросы на стр.35,41
Подготовить доклад по темам:
1. Деревообрабатывающие станки на крупных предприятиях.
2. Электрические инструменты для обработки заготовок из древесины. Записывают алгоритм выполнения домашнего задания. Определяются с выбором темы доклада. Индивидуальная  работа Учебник, дневник. П: строят планы на будущее.
Рефлексия 1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом:
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
-Чьи ответы наиболее верные?
- Как оцените свою работу?
Оценивает работу учащихся. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.
Определяют степень своего продвижения к цели. Фронтальная беседа.
Методические приёмы: «вопрос-ответ» Презентация к уроку П: анализируют, контролируют и оценивают результат,
К: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своего знания, умении и действий
Л:  Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.