Урок по биологии для 9 класса «Одомашнивание как начальный этап селекции»


« » 20 г. Предмет биология Класс 9 № урока 31

Тема: Одомашнивание как начальный этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Районы одомашнивания животных. Происхождение домашних животных. Тестирование за 1 полугодие.
Цель: формирование интересов, мотивов, отношений, убеждений как регуляторов деятельности школьников.
1.Образовательная: сформировать представление о науке селекции, ее задачах и этапах становления.
2. Развивающая: развить умение характеризовать методы селекции
3. Воспитательная: убедить в том, что селекционный процесс очень важен для эволюции органического мира и селекционной работы человека
Оборудование: учебник. Индивидуальные карточки. Презентация «Селекция»
Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний, беседа и фронтальный опрос
Ход урока:
1.Орг. момент. Проверка готовности к уроку.
2.Опрос домашнего задания: Тестовое задание по теме «Генетика»
3.Изучение нового материала: Беседа с элементами рассказа учителя, работа с учебником. Во время рассказа учителя просмотр презентации.
1.Селекция – создание новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов и улучшение уже имеющихся.
2.Искусственный отбор как основной метод селекции. Искусственный отбор: а) массовый, б) негативный отбор – исключение из последующего размножения худших особей, в) метод анализа производительных качеств родителей по потомству, г) индивидуальный,
д) гибридизация – скрещивание организмов с различной наследственностью, е) инбридинг – близкородственное скрещивание. 1-возвратное скрещивание (дети и родители),
2- скрещивание анализирующее ( с рецессивной гомозиготой) те же цели, 3- инбридинг умеренный (скрещивание более дальних родственников, чем дети и родители) –применяется для увеличения числа особей с полезными признаками, 4- гетерозис – это всплеск гибридной мощности: увеличение продуктивности, жизнеспособности, плодовитости и лучшей приспособленности гибридов (возникает у гибридов первого поколения при скрещивании неродственных форм(разные породы, сорта или виды), 5- мутагенез – используется для получения перспективных мутантов микроорганизмов, растений и животных. Направленный мутагенез – процесс сознательного повышения количества мутаций.
3.полиплоидия – кратное увеличение числа хромосом у особей в результате направленного мутагенеза.
4.Отдаленная гибридизация. А) межвидовая (осёл + лошадь = мул). Б) межродовая.
4.Закрепление: Ответьте на вопросы: 1. Что за наука селекция? 2.Что она изучает?
3. Каковы ее основные задачи? 4.Какие методы используются в селекции? 5.Для чего они используются?
Тестирование за 1 полугодие.
5.Домашнее задание: П. 46. Стр. 215 в- АВС
6.Итог урока