Эссе на конкурс Самый классный классный руководитель


Эссе «Главное предназначение классного руководителя»
Бариевой С.Т.
Классный руководитель 1ого класса МОБУ лицей № 4
«Друзьям и ученикам оставь втрое больше, чем себе».
Конфуций.
Главным организатором жизнедеятельности класса был и остается классный руководитель.
Мне очень повезло, так как я являюсь первым человеком, который вводит детей в волшебный мир под названием – школа. Но это и огромная ответственность, так как «Воспитание, полученное в детстве, не исправит и весь мир». Врачи, прежде чем получить право лечить людей, дают клятву Гиппократа. А нам, классным руководителям, выпускающим в жизнь людей, какую клятву давать? Ведь ответственность не меньшая. Вспоминаю заповеди Монте сори: «Если ребенка подбадривают, он учиться верить в себя. Если ребенка хвалят, он учиться быть благодарным... Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть...». Врач отвечает за физическое здоровье человека, а мы – воспитатели за нравственное. Какая огромная ноша – быть в ответе за духовное здоровье нации! «Не навреди!» - вот главная заповедь не только врача, но, как мне кажется, и классного руководителя. Слово воспитателя... Скольким ученикам помогло оно многое понять, передумать, взглянуть пристальнее на самого себя, сколько человек заставило поверить в себя, обрести душевное спокойствие, найти свое призвание. И надо помнить, к кому обращено наше слово, наше оружие – застенчивому ребенку со слабым здоровьем, истощенной нервной системой, ждущему от нас помощи или, напротив, отвергающему ее. Я работаю учителем19 лет.. Работа учителя трудная, многогранная. И одна из граней этой профессии – быть классным руководителем.
Классный руководитель должен быть народным депутатом и надежным охранником, заслуженным артистом и добрым психологом, испытанным адвокатом и суровым прокурором, близким другом и строгим контролером. Только, всем этим должен быть один человек. Какая – то роль нам плохо удается. Но, что-то и получается!
Каждый день мои ученики открывают школьную дверь и заходят в класс, звенит звонок, и ко мне обращаются взоры любопытных глаз. Они многого ожидают от меня.. Я — учитель, у меня, как у педагога, здесь своя роль. Я знакомлю детей с жизнью.
Живя в эпоху высокоразвитых информационных технологий, век компьютеров и лазеров, все равно мучаешься, как Я.А. Коменский и И.Г. Песталоцци, проблемами педагогики. На мое педагогическое самосознание повлияли педагогические идеи С.Т. Шацкого, психолого-педагогические позиции Л.С. Выготского. Близко и понятно мне его положение о том, что «в основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность», и еще: «Социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль классного руководителя сводиться к управлению этим рычагом».
Классный руководитель, как я думаю, - это даже не профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, а прежде всего – перед учеником. Считаю, что учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувства собственного достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям,
бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле.
Разностороннее воспитание – один из главных сторон в моей педагогической деятельности.
За 19 лет работы классным руководителем, много чего было. Я выпустила в большую жизнь – 5 классов - в 1996 -2 класса, 1999, 2007,2012г и набрала вновь первый. Всего более 125 учеников. Во время учебы в школе я, как классный руководитель часто и активно «лезла» в их жизни. После школы я также внимательно наблюдаю за их успехами и неудачами. Радуюсь, когда у них многое, получается, огорчаюсь, когда им плохо. Школьный класс – это целый мир, каждый раз разный, другой.
Мой первый класс был «Цветником Невест». 15 девчонок и 9 молодых людей. Эти «цветы особенно бурно распускались» в субботу, в них было столько молодой энергии и задора. Их ничто и никто не могли остановить. Среди них семеро моих воспитанников стали медалистами. И я уверена , что я вовремя смогла открыть таланты.
Например:
Зулкарнаева Альфия – врач –стоматолог.
Зубаиров Ильнур - врач
Хисматуллин Марат-директор мясокомбината , народный депутат.
Сальникова Ксения - живет в г. Санкт- Петербурге, успешно работает экономистом.
Фролов Максим работает в ГРОВД. И т.д. Многие стали мамами и папами, а меня называют бабушкой.
Пусть эти качества они сохранят на долгие годы!
Со вторым классом я прошла все «36 ступеней Шаолиня». И сегодня когда, прошло уже 1о лет, как, они закончили школу, я как сейчас помню этот бурный поток жизни. 14 «сорвиголов», каратистов, а затем двухметровых суперменов, не давали ни минуты покоя своим красивым одноклассницам и конечно же, своему учителю. Сколько было походов, нераскрытых дел, субботников и тимуровских рейдов, разборок, выездов, сорванных уроков, выступлений с песней, и т. д. и т.п. Это потом у меня накопилось целая тетрадка смешных приколов. Я очень тепло вспоминаю о своих учениках, и надеюсь что, это взаимно. А они уже стали взрослыми. Меня радует, что они все поступили в учебные заведения (15 – в ВУЗы). Надеюсь, что они станут достойными гражданами своей страны. Когда сейчас встречаюсь с учениками, получаю солдатские письма, слушаю по телефону поздравления, вновь оказываюсь в хорошо знакомом космосе. Дорогие мои выпускники, я хочу всегда гордиться вами!
Следующий мой класс – это уникальная неизвестная в науке межпланетная система. Я много раз находилась в «невесомости», не зная смеяться или сердиться. Только в 3 классе научилась более или менее ориентироваться в классном космическом пространстве. Сейчас они учатся в 10 классе МОБУ СОШ № 2.
Сейчас мой белый парус плавает в тумане безбрежного океана, где постоянно штормит по 10 балльной шкале, проносятся тайфуны, возникают цунами, очень часто «буря мглою небо кроет». Вновь 28 пары глаз, ушей, рук и ног. Нет, не начинается все сначала. Это уже другая стихия, и мне придется снова научиться, отлично плавать в море-океане нового класса. Увы, в ближайшее время штиль не прогнозируется. Поможет ли мой предыдущий опыт? Жизнь покажет.
Мы, работающие в школе, черпаем живую энергию детства и, как никто, должны всегда помнить собственное детство и не «взрослеть», то есть не черстветь душой. Помните слова Руссо, обращенные, как я теперь понимаю, именно к нам: «Любите детство, поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир»? Без этой любви к детству в школе нечего делать.
А еще нужно просто любить свою работу. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал И.Кант. Так будем же ею наслаждаться, овладевая великой силой каждого воспитателя – владеть сердцами своих учеников.