Программа дополнительных занятий для подготовки к ОГЭ по русскому языку

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза Ханжина Павла Семеновича»
Тетюшского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрено
на МО учителей
русского языка и литературы
протокол №1 от 15 .08.2015
Руководитель МО
Титова Н.А.__________



Согласовано
на методсовете школы
протокол №1 от 20.08.2015
Руководитель МС
Гисматуллина С.М.
________________


Утверждаю
Директор
МБОУ «Тетюшская СОШ№1 им. Ханжина П.С.»
Торгашова Т.А.
Приказ от 28.08.2015
№ 124 о/д












Рабочая программа дополнительных занятий
по русскому языку для 9 класса
среднего общего образования
Ивановой Юлии Леонидовны
учителя русского языка и литературы








г.Тетюши, 2015-2016 год

Пояснительная записка.
Данная программа дополнительных занятий рассчитана на учащихся 9 класса, разработана с целью подготовки к Основному Государственному Экзамену по русскому языку.
В данной программе дополнительных занятий больше внимания уделяется обучению написания сжатого изложения. В современных программах нет законченной, логически обоснованной системы работы по обучению создания сжатых текстов. В существующих программах не определен круг специальных речевых умений, не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это вызывает необходимость создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в новой форме. Дополнительные занятия позволяют подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают больше возможности попрактиковаться в написании сжатого изложения.
Программа предусматривает также обучение учащихся написанию сочинения -рассуждения. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса также не уделяется достаточного внимания, и это затрудняет подготовку учащихся к выполнению части .
Данные занятия предусматривают работу с текстом, его анализ с точки зрения структуры, стилевой принадлежности и типа речи, средствам речевой выразительности и роли лексических и грамматических явлений в тексте. Кроме того, учащиеся получают больше возможности попрактиковаться в работе с тестовыми заданиями, используя рабочие тетради под редакцией И.П. Цыбулько и Интернет.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов ОГЭ по русскому языку;

Задачей дополнительных занятий является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:

грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
владеть формами обработки информации исходного текста;
через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме ;
работать с тестовыми заданиями;
определять роль лексических и грамматических явлений в тексте;
уметь правильно подбирать примеры-аргументы при написании сочинения;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
работать с бланками экзаменационной работы.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Программа курса рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Темы дополнительных занятий соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.
Программа состоит из трех основных разделов:
1.Сжатое изложение.
2.Сочинение- рассуждение
3.Решение тестовых заданий формата ОГЭ.

Подготовка к сжатому изложению
Первая часть работы ОГЭ по русскому языку в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
умение адекватно воспринимать авторский замысел;
умение вычленять главное в информации;
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.
Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.
Поэтому первые занятия посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.
При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.

Подготовка к сочинению-рассуждению
Третья часть работы ОГЭ содержит творческое задание, которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Поэтому на данных занятиях особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.

Подготовка к решению тестовых заданий
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа. Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, определяют уровень языковой и лингвистической компетенции, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений.
Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при- правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.
При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).
Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения.
В качестве учебного пособия используется для данного элективного курса учебное пособие под редакцией И.П.Цыбулько: ОГЭ 2015. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов.

II. Учебно-тематический план.

Раздел
Кол-во часов
В том числе



Практические работы
Контрольные
работы

1. Введение. Значение курса, его задачи.
1



2. Текст. Сжатое изложение
4
1


3. Текст. Сочинение на лингвистическую тему
10
1


4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий.
19

2






ИТОГО
34
2
2


ІІІ. Содержание программы элективного курса.

1. Введение. Значение курса, его задачи (1 час).
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2. Текст. Сжатое изложение (4 часа).
Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. . Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.

3. Текст. Сочинение.(10 часов).
Критерии оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. Критерии оценки задания .

4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (19 час).
Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Выразительные средства. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.

5. Заключение. Итоговый контроль (1 час).
Анализ ошибок.

IV. Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
содержание используемых в задании экзаменационной работы понятий и терминов: «тема текста», «основное содержание прослушанного текста», «микротема», «приёмы сжатия (компрессии) текста»;
лексические явления в языке;
грамматические явления в языке.
Учащиеся должны уметь:
создавать собственное связное высказывание на заданную (лингвистическую) тему на основе прочитанного текста (С2.),
аргументировать положения своей работы, указывая разные функции в области морфемики, морфологии, синтаксиса;
последовательно излагать материал, оформлять текст сочинения-рассуждения в соответствии с критериями оценивания итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.
уметь осознанно выбирать вариант ответа в тестовых заданиях
V. Перечень учебно-методического обеспечения.

1.ОГЭ 2015. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. Под ред. Цыбулько И.П.
2. С.И.Львова «ГИА 9 класса по новой форме. Русский язык». Сборник заданий. М., «Эксмо», 2013 .
3.Т.Г.Егораева. Русский язык. ОГЭ 2015. Типовые тестовые задания. 9 класс./М., «Экзамен», 2015.
4.Л.И.Сухарева «Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11 классы. -М., «Айрис Пресс». 2013г.
Словари и справочники.

1.Архарова Д.И., Долинина Т.А. Анализ текста. М., 2005.
2. Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006.
3. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.
4. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.
5. Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. М., 2001г.
6. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.


















Календарно-тематическое планирование дополнительных занятий в 9 классе .
ОГЭ: подготовка к экзамену по русскому языку.
2015-2016 учебный год

№п/п
Тема занятия
Дата

1.
Ведение. Значение курса, задачи-1ч. Особенности ГИА(ОГЭ)-2015г. по русскому языку в новой форме: цели, задачи, содержание, учебные пособия. Знакомство с демоверсией. Заполнение бланков. Критерии оценки.


2.
Текст. Сжатое изложение. Микротемы текста.


3.
Способы сокращения текста. Исключение.


4.
Способы сокращения текста.Обобщение. Упрощение.


5.
Практическая работа. Приемы работы с текстом. Анализ работ.


6.
Текст. Сочинение . Сочинение-рассуждение. Критерии оценки. Алгоритм работы над сочинением.


7-8
Тематика сочинений. Анализ цитаты. Роль лексических и грамматических явлений в тексте.


9-10
Языковые явления в теоретической интерпретации тезиса. Синтаксические явления для теоретической интерпретации текста.


11
Средства речевой выразительности.


12.
Наличие аргументов. Способы оформления.


13.
Речевые клише.


14.
Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения.


15.
Анализ работ.


16.
Комплексный анализ текста. Тестовые задания. Понимание текста. Обоснованный ответ на вопрос.


17.
Лексическое значение слова.


18.
Средства выразительности: фразеологизмы, метафоры, сравнения, сравнительные обороты, эпитеты, олицетворения, гиперболы.


19.
Правописание приставок.


20.
Одна и две буквы Н в прилагательных, наречиях, причастиях. А7.


21.
Просторечные, устаревшие, разговорные слова и стилистически нейтральные синонимы. Антонимы.


22.
Способы подчинительной связи в словосочетаниях.


23.
Грамматическая основа предложения.


24.
Предложения с однородными членами.


25.
Предложения с обособленными и уточняющими членами.


26.
Предложения с вводными словами и обращениями.


27.
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.


28.
Бессоюзные предложения.


29.
Предложения с однородным подчинением придаточных.


30.
Предложения с последовательным подчинением придаточных.


31.
Сложные предложения с различными видами связи. В9.


32.
Диагностическая работа в форме ГИА(ОГЭ). Тесты.


33.
Диагностическая работа в форме ГИА(ОГЭ). Тесты.


34.
Анализ ошибок.



Заголовок 1 Заголовок 215