Доклад на тему Компьютерные телекоммуникации в воспитательном процессе


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.Понятие компьютерные телекоммуникации………………………………….4
2.Телекоммуникации как новый подход к обучению и воспитанию учащихся…………………………………………………………………………..8
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………16
ВВЕДЕНИЕ
Проблема информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира. Причина тому - неслыханное для предшествующих эпох повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни.. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Подтверждением этого может служить возникновение целого ряда специальных научных центров, непосредственно занимающихся проблемами информатизации и компьютеризации образования.
Современная наука концентрирует внимание на теоретической разработке концепции и структурно-организационных моделей компьютеризации образования, так как на данный момент, ввиду отсутствия стабильных позиций в этом вопросе, реальная компьютеризация учебного процесса на местах фактически отсутствует.
Обоснование безотлагательной необходимости внедрения компьютерной и микропроцессорной техники в школьную практику содержит два основных, тесно связанных между собой слагаемых. Во-первых, огромные технико-операционные возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения, дидактический материал, который может и должен быть реализован в учебно-воспитательном процессе. Во-вторых, подлинная действенность научно-технического прогресса (а широкое применение компьютеров - одно из ярчайших его проявлений) в решающей степени зависит от подготовки кадров на уровне современных требований.
1.Понятие компьютерные телекоммуникации
Телекоммуникации (от греч. tele -- вдаль, далеко и лат. communication- общение) - передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения, компьютера и т. п.).Компьютерные телекоммуникации - телекоммуникации, оконечными устройствами которых являются компьютеры. (Слайд 2)
Компьютерные телекоммуникации начинают внедряться в образование. В высшей школе их используют для координации научных исследований, оперативного обмена информацией между участниками проектов, обучения на расстоянии, проведения консультаций. В системе школьного образования - для повышения эффективности самостоятельной деятельности учащихся, связанной с разнообразными видами творческих работ, включая и учебную деятельность, на основе широкого использования исследовательских методов, свободного доступа к базам данных, обмена информацией с партнерами как внутри страны, так и за рубежом.
Телекоммуникационная технология может предоставить неограниченные возможности, чтобы решить проблемы дистанционного обучения.
Самой известной и наиболее емкой телекоммуникационной сетью является Интернет (Internet). Интернет - это международная сеть сетей, в которой работают пользователи из университетов и исследовательских организаций, государственных учреждений и частных фирм . Сети, входящие в Интернет, базируются на едином для всех них наборе сетевых протоколов (TCP/IP), но они могут беспрепятственно обмениваться информацией и с другими сетями мира через специальные «шлюзы» - компьютеры, конвертирующие всю проходящую по сети информацию в нужные форматы в соответствии с системой протоколов, существующих в этих сетях.
Интернет был создан более 20 лет назад в США как экспериментальная сеть, объединившая телекоммуникационную сеть ARPAnet, радиовещательную и спутниковую сети, связанные с деятельностью Министерства обороны США. Сейчас Интернет распространен по всему миру, и его пользователями уже стали более 20 млн человек.
Сеть позволяет пересылать пакеты данных с одного подключенного к Интернету компьютера на любой другой.
Электронная почта (e-mail) - пересылка печатных материалов, графиков, деловых документов, фотографий, таблиц, газет и журналов с помощью электронных методов передачи и обработки информации для обмена корреспонденцией.
Общаться между собой по электронной почте могут пользователи, находящиеся и в пределах одного учреждения, и в различных уголках планеты.
( Слайд 3, 4)
Э л е к т р о н н а я п о ч т а и с п о л ь з у е т с я д л я т а к и х
ц е л е й:
пересылка сообщений другому пользователю;
передача одного и того же сообщения нескольким пользователям;
рассылка сообщений в несколько организаций по определенному списку;
передача текстового файла;
посылка бинарного файла, содержащего компьютерную программу, графическое изображение, обработанные с помощью текстового редактора документы, электронную таблицу или даже аудио- и видеоинформацию;
распространение «электронного журнала»;
передача по сети «горячих новостей» и объявлений.
Если пользователь хочет дать какую-то информацию не только своему партнеру, но и другим пользователям данной электронной сети, он может воспользоваться другими способами работы в сети «доской объявлений» или конференцией.
Не следует путать конференцию как вид услуг телекоммуникационной сети (иначе говоря, почтовый ящик, принадлежащий сразу целой группе пользователей) с телеконференцией.
Телеконференции - это обмен мнениями с помощью электронных писем по поводу тех или иных тем, проводимый с привлечением одного или нескольких средств телекоммуникации (телефона, телевидения, видеотелефона, компьютерной телекоммуникации и т.п.).
Существует два вида электронных конференций, проводимых в Интернете:
«реальные» конференции, когда пользователи общаются друг с другом непосредственно;
- отсроченные во времени дискуссии, которые чаще всего и называются электронными конференциями, или телеконференциями.
Электронные конференции - это разновидность электронной доски объявлений, на которой все заинтересовавшиеся определенной темой обсуждения могут читать сообщения, отправленные другим пользователям или отвечать на них. Каждая конференция обычно имеет несколько «сюжетных линий», объединенных одной темой.
(Слайд 5,6)
Электронные конференции используются для того, чтобы:
задавать вопросы;
отвечать на вопросы других;
участвовать в дискуссии (многие конференции напоминают диспуты, в которых каждый имеет право выступить и высказать свое мнение);
читать сообщения, пришедшие на конференцию;
рассылать информационные сообщения, которые сразу же попадают в поле зрения всех заинтересованных пользователей;
для учебных целей (для самообразования и для работы с учащимися);
для целей «Public relations» (общественных связей), когда, принимая активное участие в работе конференции, можно рассказать о себе и о своих разработках, идеях, открытиях.
В процессе воспитания и обучения телекоммуникаций могут измениться сами концепции образования. С их помощью мировая культура становится общемировым достоянием, доступным всем пользователям международных сетей. Они стирают границы, сокращают пространства и экономят колоссальное количество времени, которое раньше уходило на поиск и обработку информации. Пользование коммуникациями принципиально меняет сам характер мышления современных школьников. Ученик, владея информацией и способами ее сбора, хранения и передачи, в процессе обучения превращается в активного субъекта педагогического процесса, исследователя, умеющего самостоятельно и творчески ставить и решать широкий круг задач.
(Слайд 7)
Телекоммуникации позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся, который:
базируется на широком общении, сближении, стирании границ между отдельными социумами, на свободном обмене мнениями, идеями, информацией участников совместного проекта;
имеет в своей основе реальные исследовательские методы (научная или творческая лаборатория), позволяющие в процессе совместной деятельности группы участников познавать законы природы, основы техники, технологии, социальные явления в их динамике, особенности разнообразных видов творчества;
основан на широких контактах с культурой других народов, опытом других людей;
естественным образом стимулирует развитие гуманитарного образования, акцентирует внимание на нравственных аспектах жизни и деятельности человека, на состоянии и сохранении окружающей его среды;
стимулирует развитие родной речи и овладение иностранными языками, когда дело касается международных проектов;
способствует приобретению как учащимися, так и учителями разнообразных сопутствующих навыков, которые могут оказаться полезными в последующей жизни, в том числе и навыков пользования компьютерной техникой и технологией.
Учитель, используя технические возможности информационных телекоммуникаций, может оперативно с учетом своих текущих задач подбирать информацию на урок из практически неограниченных ее источников, что создает принципиально новую информационную ситуацию. Аналогичные возможности предоставляются и ученику при работе в классе и в процессе самостоятельной подготовки и самообразования.
2.Телекоммуникации как новый подход к обучению и воспитанию учащихся
Компьютерные телекоммуникации позволяют формировать у учащихся и необходимый уровень знаний, и умения анализировать, сравнивать, обобщать, обрабатывать имеющуюся информацию, находить нужную информацию, связывать ее с изучаемыми вопросами, т. е. формировать информационную культуру школьника. Обучение происходит в ходе общения, поиска информации и работы с ней. На первый план выступает интерес к новой информации, желание осмыслить ее, поделиться новым знанием с окружающими, применить имеющиеся знания и умения в конкретной ситуации.
В сфере образования телекоммуникации получили развитие в методе проектов и дистанционном обучении.
Основной формой организации учебной или внеучебной деятельности учащихся в сети может стать телекоммуникационный проект. Учебный телекоммуникационный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности ( Е.С. Полат).
Специфика телекоммуникационных проектов заключается в их межпредметном характере. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и понимание особенностей национальной культуры партнера, его мироощущения.
Телекоммуникационные проекты должны предусматривать:
процесс систематических, длительных наблюдений за тем или иным природным, физическим, социальным и другим явлением;
сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях, для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений;
сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления решений, пригодных для широкого круга задач;
совместную творческую разработку с реальным результатом (создание журнала, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса и т. д.);
проведение увлекательных приключенческих совместных компьютерных игр, состязаний.
( Слайд 8)
Работа над любым проектом проходит в несколько этапов:
1-йэтап: организационный, включает поиск и представление партнеров.
2-йэтап: выбор и формулировка общей проблемы. Он включает определение целей и задач.
3-йэтап: обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время.
4-йэтап: структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся и отдельных учеников, подбор необходимых материалов.
5-йэтап: собственно работа над проектом. Тщательно разработанные задания для каждой группы (2-5 чел.) учащихся и подобранный (если необходимо) материал позволяют учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта.
6-й этап: презентация проекта. На этом этапе группы рассказывают о проделанной работе, результаты обобщаются и оформляются в виде книги, журнала, видеофильма.
7-й этап: подведение итогов.
Существуют проекты разной степени сложности. Это могут быть проект, охватывающий весь класс и предусматривающий работу над отдельными проектами, составляющими общий проект, или самостоятельные небольшие проекты, охватывающие всего несколько или даже пару учеников с обеих сторон.
Существуют различные классификации телекоммуникационных проектов.
По преобладающему методу: исследовательские, творческие, приключенческие, игровые, информационные, практико-ориентированные.
По содержанию: литературно-творческие, естественно-научные, экологические, языковые, культурологические, ролево-игровые, спортивные, географические, исторические, музыкальные. Есть и другие классификации.
Д и с т а н ц и о н н а я ф о р м а о б у ч е н и я
Дистанционная форма обучения - получение образования без посещения учебного заведения с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации. Дистанционное обучение - заочное образование, самообразование и самообучение, заочное повышение квалификации и переподготовка, общедоступное «открытое» обучение.
Дистанционное обучение - комплекс дидактических методов, основанных на совершенно иных по сравнению с традиционными принципах обучения. Однако удаленность преподавателя от обучаемого порождает ряд проблем, имеющих место даже при самой совершенной системе дистанционного обучения. Именно поэтому при равных альтернативных возможностях традиционная форма образования всегда будет иметь преимущество перед дистанционной.
Но есть сферы образовательной деятельности, где современные телекоммуникационные технологии позволяют существенно расширить доступ обучаемых к учебной информации и образовательным ресурсам и дают неоспоримые преимущества по сравнению с традиционными.
Дистанционное обучение можно использовать в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Оно обеспечивает систематизацию и представление информации из общедоступных баз знаний, а также сертификацию знаний, расширяет доступ к учебным материалам и методическим ресурсам, повышает комфортность обучения, не отрывает от основной работы.
Дистанционное образование открывает большие возможности для учеников-инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Оно дает возможность осуществлять довузовскую подготовку. Это позволяет получать образование в удобное время без изменения места жительства; предоставляет равные возможности сельским школьникам в подготовке к вступительным экзаменам.
Для всех выделенных направлений существует своя специфика, связанная с предметной областью и возрастными особенностями обучаемых.
( Слайд 9)
В последние годы все большее распространение получают четыре вида дистанционного обучения, основанного на:
интерактивном телевидении (two-way TV);
компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных и глобальных, Internet) в режиме обмена текстовыми файлами;
сочетании интерактивного телевидения и компьютерных телекоммуникационных сетей;
компьютерных телекоммуникационных сетях с использованием мультимедийной информации, в том числе в интерактивном режиме, а также с использованием компьютерных видеоконференций.
Дистанционное обучение предполагает и автономное использование курсов, записанных на видеодиски, компакт-диски и т.д., т.е. вне телекоммуникационных сетей, предназначенное для самообразования, так как они не предусматривают оперативной обратной связи с преподавателем.
Существующая в настоящее время сеть открытого и дистанционного обучения в мировой практике базируется на шести известных моделях.
( Слайд 10)
Модель 1. Обучение по типу экстерната.
Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначается для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведения.
Модель 2. Университетское обучение (на базе одного университета).
Модель 3. Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений.
Модель 4. Автономные образовательные учреждения.
Специально созданные для целей дистанционного обучения образовательные учреждения ориентированы на разработку мультимедийных курсов.
Модель 5. Автономные обучающие системы.
Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий.
Модель 6. Неформальное интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ.
Такие программы ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование.
К о м п ь ю т е р н ы е т е л е к о м м у н и к а ц и и
в о в н е к л а с с н о й р а б о т е
Внеклассная работа является органической частью деятельности образовательного учреждения. Цель ее - всестороннее развитие самодеятельности и творческих способностей учащихся в области науки, техники, искусства. Внеклассные мероприятия позволяют расширить и углубить знания школьников, пробудить и развить интерес к той или иной области знания, познакомиться с новейшими достижениями науки, техники и технологии, воспитывать у учащихся инициативу, самостоятельность, чувство взаимопомощи, упорство в достижении поставленной цели. Внеклассные занятия по учебному предмету оказывают положительное влияние на учебный процесс, поскольку многие учащиеся начинают более серьезно относиться к своим учебным обязанностям, проявляют большую познавательную активность, помогают учителю в оборудовании кабинета, в изготовлении, ремонте и подготовке наглядных пособий и материалов для уроков. Внеклассная воспитательная работа вместе с внеклассной работой по учебным предметам помогает заполнить детский досуг полезной и интересной деятельностью, создать условия для полноценного развития личности каждого ребенка. Немалую роль здесь также играют технические средства, которые во внеурочное время могут применяться очень широко.
Вся описанная работа по использованию компьютерных телекоммуникаций в учебно-воспитательном процессе в большей своей части реализуется во внеурочное время.
( Слайд 11)
Кроме описанных электронной почты и телекоммуникационных проектов компьютер, мультимедийная и вспомогательная техническая аппаратура могут быть использованы для организации в школе своего издательства, которое будет издавать журналы различной направленности, методические материалы, информационную и иллюстративную продукцию как для учебного процесса, так и для внеклассной и внешкольной деятельности. Такое издательство может стать одним из организующих центров всей работы образовательного учреждения.
На базе компьютеров можно создать электронную библиотеку, культурно- информационный центр, организующий общение с другими школьниками по информационным сетям. Таким центром может стать медиатека. Самостоятельная работа учащихся в условиях медиатеки, связанная со свободным поиском данных из различных источников, со способами организации данных и области поиска, умением пользоваться ключевыми словами, анализировать информацию и представлять ее в конкретном виде: доклада, таблиц, графики, магнитной записи, видеоматериала, статьи в самодельный школьный журнал или газету и пр., как для целей урока, так и для удовлетворения собственных интересов к различным темам, - предполагает наличие у школьников определенных сформированных навыков и умений.
Поэтому такая деятельность учащихся обязательно должна подкрепляться их обучением работе не только с магнитофоном, видеоплеером, видеокамерой, но и с текстовым и графическим редактором, работой в телекоммуникационных сетях с удаленными базами данных и пр.
ВЫВОДЫ
Как бы ни были захватывающи и многофункциональны новые информационные технологии, роль педагога остается по-прежнему ведущей в учебном процессе, а ученик по-настоящему превращается в субъект педагогического процесса.
Все компьютерные программы разработаны с обязательным активным участием педагогов, что предопределяет влияние учителя даже в случае самостоятельной работы с компьютерной программой. Не снижается и непосредственная значимость учителя в процессе общения ученика с компьютером. Ученику без учителя трудно представить, что необходимо усвоить. Учитель решает, исходя из индивидуальных особенностей ученика, какого характера программы более целесообразно использовать на том или ином этапе обучения репродуктивные или проблемные, обучающие или программы-тренажеры и т. д. Компьютер, высвобождая время учителя, выполняя многие рутинные работы, позволяет ему больше внимания уделять индивидуальной работе с учащимися, творчески подходить к учебно-воспитательному процессу. Ученику всегда будет ценнее улыбка и живое поощрение учителя, чем изображение улыбающегося человека на экране компьютера или формальная надпись: "Ты молодец!"
Осуществляя обучение с использованием компьютера и новых информационных технологий, надо помнить о том, что необходимо обеспечивать обучающемуся возможность реализации личностных устремлений, индивидуальности, инициативы и самостоятельности. Особое значение приобретает формирование у него способности критически относиться к результатам, интерпретировать их, делать обобщающие выводы и принимать самостоятельные решения. А педагогу важно получать достаточно полную и объективную информацию о процессах личностного становления ученика, всячески содействуя этому процессу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса образования. М., 2007.
Батурин Ю. М., Жодзишский А. М. Компьютеризация - путь к хаосу? // Интерфейс, № 1, 2009.
Болотов В. А. О дистанционном образвании. // Информатика и образование, № 1, 2010.
Власова Ю. Ю., Личностный аспект проблемы восприятия информации. // Информатика и образование, № 1, 2009.
Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. // Информационные технологии № 6, 2004.
Илюшин С. А., Собкин Б. Л. Персональные ЭВМ в учебном процессе. М.,1992.
Информатика А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.ХённерИнформатика: Учебник / Под общ. ред. А.Н. Данчула. — М.: И 74 Изд-во РАГС, 2004. – С.528 .Каймин В .А. Информатика: Учебник. - М.: ИНФРА-М,2000. –
с. 232-234 - (Серия «Высшее образование»),
Растригин Л. Компьютерное обучение и самообучение. // Информатика и образование, № 6, 2005.