РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Этика и психология делового общения» для специальности 080114

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
ПИЩЕВОЙ КОЛЛЕДЖ № 33













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Этика и психология делового общения».
080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)





Преподаватель Бармасова В. А.













2014



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Этика и психология делового общения»

1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) укрупнённой группы специальностей 080000 Экономика и управление.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации и переподготовки взрослого населения в финансово-экономической сфере по профессиям:
20336 Бухгалтер
23369 Кассир

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл – ОГСЭ.05.
В процессе изучения дисциплины будут сформированы общие и профессиональные компетенции.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:

- определять психологические процессы и состояния; управлять эмоциональными состояниями;
- определять типы темперамента, учитывая особенности в общении;
- разрешать проблемные ситуации;
- использовать формы и виды общения в профессиональной деятельности;
- использовать правила профессионального поведения в практике деловых отношений;
- применять правила поведенческого этикета в различных сферах человеческой жизни;
- применять в профессиональной деятельности различные виды бесед, используя формулы (элементы) речевого этикета;
- уметь использовать стратегию поведения при конфликтах в деловых отношениях;
- преодолевать коммуникативные барьеры;
знать
- понятие о психологии и психике;
- познавательные процессы и их характеристику;
- психологические состояния, их влияние на профессиональную деятельность;
- индивидуально – психологические свойства личности и их проявления;
- формы и виды общения, психологическую основу делового общения, этикет делового общения;
- вербальные и невербальные средства общения;
- понятие об этике, морали, нравственности и этикете, правила профессионального поведения коммерческого работника
- требования к речи делового человека, речевой этикет и его элементы (формулы);
- требования к деловым телефонным разговорам
- методы ведения деловой беседы;
-что такое конфликт и его виды;
-способы предотвращения и разрешения конфликтов



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающихся – 39 часов. 1.5. Использование часов вариативной части ОПОП:
№ п/п
Дополнительные знания, умения
№, наименование темы
Кол-во часов
Обоснование включения в рабочую программу


1
Знать:
общее понятие о науке психологии, иметь представление о психике
Введение
4
Необходимость формирования знаний о психологии, внутреннем мире человека, именуемом психикой

2
Уметь:
определять психологические процессы и состояния
Знать:
познавательные процессы и их характеристику

Тема 1.1 Характеристика познавательных процессов
14
Необходимость формирования умений определять психологические процессы и состояния; владеть навыками управления эмоциональными состояниями


3
Уметь:
определять психологические состояния; управлять эмоциональными состояниями.
Знать:
виды психологических состояний, их влияние на профессиональную деятельность

Тема 1.2 Психологические состояния и их влияние на профессиональную деятельность.

4
Необходимость формирования умений по определению психологических состояний по управлению эмоциональными состояниями.
Необходимость формирования знаний о психологических состояниях, их влиянии на профессиональную деятельность


4
Уметь:
определять типы темперамента и особенности характера.
Знать:
индивидуально-психологические свойства личности и их проявления.

Тема 1.3.
Свойства личности человека, взаимосвязь с деятельностью


14
Необходимость формирования умений определения типов темперамента человека и особенностей его характера для использования в профессиональной деятельности;знаний об индивидуально-психологических свойствах личности.

5
Уметь:
применять правила поведенческого этикета в различных сферах человеческой жизни.
Знать:
понятие об этике, морали, нравственности и этикете;
правила профессионального поведения

Тема 2.1. Этика- наука о морали, профессиональная этика


8
Необходимость формирования умений применять правила поведенческого этикета в различных сферах человеческой жизни и знаний об этике, морали, нравственности и этикете; правилах профессионального поведения.


6
Уметь:
строить диалог с учётом формул речевого этикета.
Знать:
требования к речи делового человека, речевой этикет и его элементы (формулы).
Тема 2.2 Культура речи.


6
Необходимость формирования умений строить диалог с учётом формул речевого этикета и знаний требований к речи делового человека, речевого этикета и его элементов (формулы).


7
Знать:
требования к деловым телефонным разговорам.
Тема 2.3 Культура телефонного разговора.

2
Необходимость знаний требований к деловым телефонным разговорам

8
Уметь:
использовать в профессиональной деятельности различные виды бесед
Знать:
методы ведения деловой беседы.

Тема 2.4 Техника ведения и этикет деловой беседы.


3
Необходимость формирования умений использовать в профессиональной деятельности различные виды бесед и знаний методов ведения деловой беседы.



Контрольная работа
1


9
Уметь:
использовать формы и виды общения в профессиональной деятельности.
Знать:
формы и виды общения, психологическую основу делового общения, этикет делового общения.

Тема 3.1 Сущность общения, его виды и функции
8
Необходимость формирования умений использовать формы и виды общения в профессиональной деятельности и знания форм и видов общения, психологических основ делового общения, этикета делового общения.


10
Уметь:
преодолевать коммуникативные барьеры, использовать знания об общении в практике деловых отношений.
Знать:
знать вербальные и невербальные средства общения
Тема 3.2 Вербальные и невербальные средства общения
4
Необходимость в деятельности бухгалтера формирования умений преодолевать коммуникативные барьеры, использовать знания об общении в практике деловых отношений, знаний
вербальных и невербальных средств общения

11
Уметь
использовать стратегию поведения в конфликтах в деловых отношениях.
Знать: что такое конфликт и его виды, способы предотвращения и разрешения конфликтов.

Тема 3.3 Конфликты и их разрешение.
8
Необходимость формирования умений использовать стратегию поведения в конфликтах в деловых отношениях ,знаний, о конфликте, его видах, способах предотвращения и разрешения конфликтов.



Зачёт
2


Итого
78


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78

в том числе:


практические занятия
30

контрольные работы
1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39

в том числе:


чтение текста (учебника, дополнительной литературы)
конспектирование текста
выписки из текста
работа со словарями и справочниками
использование Интернета
работа с конспектом лекций
письменные и устные ответы на вопросы
подготовка сообщений и выступлений
составление таблиц


Итоговая аттестация в форме зачёта






2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Этика и психология делового общения»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение
Содержание учебного материала:
4

1


Психология и этика делового общения как междисциплинарная область. Понятие о психике и сознании Важнейшие принципы и методы психологии. Этические правила и нормы.



Раздел 1. Общие сведения о психологии


50


Тема 1.1 Характеристика познавательных процессов















Содержание учебного материала:

10

2


Познавательные психические процессы.
Внимание как условие сознательной деятельности, виды и свойства внимания, их роль в организации трудового процесса.
Ощущения, виды ощущений, их роль в практике работы бухгалтера, особенности восприятия.
Память, процессы и виды памяти и их значение в коммерческой деятельности. Развитие профессиональной памяти.
Мышление и речь.




Практические занятия 1- 2
4



Управление вниманием и ощущения в работе бухгалтера.
Развитие профессиональной памяти в деятельности бухгалтера по продажам





Самостоятельная работа обучающихся
8



Подготовка выступлений на темы:
«Как тренировать свою память»
«Условия прочного запоминания»
Ответы на вопросы по теме «Психика и сознание»
Работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами.



Тема 1.2 Психологические состояния и их влияние на профессиональную деятельность.
Содержание учебного материала:
2
2


Психологические состояния, их виды, характеристика. Самоконтроль и управление эмоциональным состоянием в процессе общения и деловых отношений.





Практическое занятие 3
2



3. Определение психологических процессов и состояний в различных профессиональных ситуациях




Самостоятельная работа обучающихся
2



Составление кроссворда на тему: «Психические процессы и состояния».



Тема 1.3.
Свойства личности человека, взаимосвязь с деятельностью


Содержание учебного материала:
10
2



Психология личности, её структура. Соотношение биологического и социального в личности. Личность и индивидуальность. Способности и задатки.
Типы высшей нервной деятельности, их роль в процессе общения. Характеристика типов темперамента.
Понятие о характере. Характер и стиль общения.




Практические занятия 4-5
4



Использование психологической терминологии - «самоанализ», «рефлексия», «самосознание», «самооценка личности» и др.
Определение типов темперамента.




Самостоятельная работа обучающихся.
8
3


Самостоятельная работа с учебником по вопросам:
Способности личности, возможности их развития;
Характеристика типов темперамента.
Участие в тестировании по вопросам темы.
Разработка предметного диктанта по теме «Типы высшей нервной деятельности».



Раздел 2. Этическая культура делового человека

34


Тема 2.1. Этика- наука о морали, профессиональная этика


Содержание учебного материала:
4
2


Этика, общие сведения об этике-науке, этической культуре. Взаимосвязь понятий: мораль, этика, нравственность.
Понятие о профессиональной этике.
Поведение человека, правила и нормы профессионального поведения.
Проявления правил приличия в быту, на досуге, в сфере деловых отношений.









Практические занятия 6-7
4



Формирование умений в области профессионального поведения
Использование правил поведенческого этикета в различных сферах.




Самостоятельная работа обучающихся.

4



Подготовка к уроку-семинару «Этикет и сферы его действия»
Самостоятельная работа с учебником по вопросу: «Этический кодекс в профессиональной деятельности».




Тема 2.2 Культура речи.


Содержание учебного материала:
2
3


Требования к речи делового человека. Понятие «культура речи», «речевой этикет». Речевой этикет в деловом общении, правильное словоупотребление, произношение, соблюдение грамматических норм в устной и письменной речи.




Практические занятия 8-9
4




8.Упражнения по использованию формул речевого этикета (приветствие, обращение, благодарность и др.).
9.Составление деловых диалогов




Самостоятельная работа обучающихся.
4



Работа с дополнительной литературой, интернет-ресурсами по теме «Культура речи».
Выполнение заданий с использованием словарей.



Тема 2.3 Культура телефонного разговора.


Содержание учебного материала:
2
3


Культура телефонного общения как средство формирования имиджа коммерсанта и имиджа фирмы.
Требования к частным разговорам по телефону в деловой обстановке.




Самостоятельная работа обучающихся.
4



Составление плана диалога по телефону, исходя из предложенной ситуации.
Составление текста телефонограммы.



Тема 2.4 Техника ведения
и этикет деловой беседы.


Содержание учебного материала




Сущность деловой беседы, ее преимущество в деловых связях. Подготовка беседы и ее структура. Этикет деловых переговоров.
1



Практическое занятие 10
2



10. Использование в профессиональной деятельности различных видов бесед (информационная, беседа – изложение, беседа в «конкретной» ситуации) и методы их ведения.




Самостоятельная работа обучающихся.
2



Составление интервью на предложенные темы.



Контрольная работа
1


Итого в 5 семестре
88


Раздел 3 Психология делового общения.

29


Тема 3.1 Сущность общения, его виды и функции
Содержание учебного материала
4
2


Общение: функции, механизм общения. . Типовые схемы формирования первого впечатления, типовые ошибки восприятия, влияние их на процесс общения. Виды и формы общения.





Практическое занятие 11-12
4



11. Использование различных видов и форм общения.
12. Формирование умений по преодолению коммуникативных барьеров.




Самостоятельная работа обучающихся
2



Составление таблицы: «Виды и формы общения»
Анализ содержания таблицы по разработкам Э. Бёрна (Теория транс активного анализа).



Тема 3.2 Вербальные и невербальные средства общения
Содержание учебного материала
2
2


Словесные (вербальные) и несловесные (невербальные) средства общения их роль и значение в деловом общении.




Практическое занятие 13
2



13. Отработка умений по использованию различных средств общения.




Самостоятельная работа обучающихся
2



Самостоятельная работа с учебником по вопросу: «Невербальные средства общения»
Работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами.



Тема 3.3 Конфликты и их разрешение.
Содержание учебного материала
4
2


Теория и практика конфликтов. Предпосылки, источники и причины конфликтов. Классификация конфликтов: внутриличностный, межличностный и межгрупповой.
Способы предотвращения и способы разрешения конфликтов. Овладение искусством критики.
Стратегия поведения в конфликтах
Психологические способы воздействия в процессе делового общения.
Изучение особенностей группового и индивидуального поведения. Макросреда личности. Выявление социально-психологических механизмов, лежащих в основе взаимодействия между нашим «я» и социальной средой личности.




Практические занятия 14 - 15
4



14. Формирование умений поведения в конфликтах (работа в «малых» группах).
15. Деловая игра «Разрешение конфликтов»




Самостоятельная работа обучающихся
3



Самостоятельная работа с учебником по вопросам:
«Психологические и нравственные последствия конфликтов»,
Составление конспекта «Психологическая несовместимость»
Письменный ответ на вопрос «Что такое конфликтогены?»
Подготовка к контрольной работе.








Зачёт
2


Итого в 6 семестре
29


Всего по дисциплине
117



3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Этика и психология делового общения»

Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся
- рабочее место преподавателя;
- персональный компьютер;
- телевизор;
- экран;
- мультимедийная установка;
- комплект раздаточного материала;
- наглядные пособия (таблицы и схемы по темам курса).

Технические средства обучения:
- телевизор;
- мультимедийная установка;
- экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
И.И. Зарецкая «Основы этики и психологии общения», ООО «Издательство Оникс», М.2011 г.

Дополнительные источники:
Н.С.Ефимова «Основы общей психологии» ИД «ФОРУМ» - ИНФРА-М
Р.С. Немов «Общая психология», ПИТЕР, 2007 г.
Т.В.Барлас «Общая психология», Москва Academa A 1997 г.
О.Ю.Свергун «Психология успеха» М. «АСТ-ПРЕСС», 2000 г.
С.В. Шершня «Управление персоналом современной организации» - М., Бизнес – школа «Интел-Синтез», «00 г.
В.П. Пугачёва «Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом» - М., Аспект-пресс, 2001 г.
Краткий толковый словарь русского языка/ Под ред. В.В.Розановой.– М.: Русский язык, 1982.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В.Панов.- М.: Педагогика, 1984.
Интернет-ресурсы:
Справочно-информационный портал ГРАМОТА. РУ
Учительский портал.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Коды формируемых общих компетенций
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

-работать со стандартами при приеме товаров по качеству и отпуске их при реализации;



ОК
Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы

осуществлять контроль за соблюдением обязательных требований нормативных документов, а также требований на добровольной основе ГОСТ, ГОСТ Р, ТУ;

ОК
Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы

переводить внесистемные единицы измерений в единицы Международной системы (СИ);

ОК
Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы


ОК 4, 5
Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, выполнении внеаудиторной самостоятельной работы


ОК 6, 8
Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы, выполнении внеаудиторной самостоятельной работы


ОК 2, 4, 6
Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы, выполнении внеаудиторной самостоятельной работы


ОК 5, 6, 9
Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы, выполнении внеаудиторной самостоятельной работы


ОК 4, 6
Экспертное наблюдение и оценка результатов деятельности обучающихся при текущем контроле знаний, защите практической работы, выполнении внеаудиторной самостоятельной работы, защите выступлений к уроку-семинару










13PAGE 141515


13PAGE 14415