РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Этика и психология делового общения»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
ПИЩЕВОЙ КОЛЛЕДЖ № 33













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Этика и психология делового общения».
100701 Коммерция (по отраслям)





Разработала преподаватель В.А. Бармасова
















2013












СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Этика и психология делового общения»

1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100701 Коммерция (по отраслям) укрупнённой группы специальностей 100000 Сфера обслуживания.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области торговли.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл – ОГСЭ.05.
В процессе изучения дисциплины будут сформированы общие и профессиональные компетенции.

ОК 01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 02. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 03. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 04. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 05. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 06. Работать в коллективе и в команде, эффективно обращаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 07. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.
ОК 08. Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения.
ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.
ПК 1.7 Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приёмы менеджмента, делового и управленческого общения.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:

- определять психологические процессы и состояния; управлять эмоциональными состояниями;
- определять типы темперамента, учитывая особенности в общении;
- использовать коммуникативные умения и навыки в общении с покупателями.
- строить диалог при общении с учетом форм речевого этикета;
- разрешать проблемные ситуации;
- использовать формы и виды общения в профессиональной деятельности коммерческих работников;
- использовать избирательно способы работы с различными типами покупателей.
- использовать правила профессионального поведения в практике торговых отношений;
- применять правила поведенческого этикета в различных сферах человеческой жизни.
- использовать в профессиональной деятельности различные виды бесед
- вести деловую беседу, используя формулы (элементы) речевого этикета;
- пользоваться словарями и справочниками для соблюдения норм устной и письменной речи;
- использовать полученные знания об общении в практике деловых отношений, уметь использовать стратегию поведения при конфликтах в деловых отношениях;
-преодолевать коммуникативные барьеры;
знать
- понятие о психологии и психике;
- познавательные процессы и их характеристику;
- психологические состояния;
- индивидуально – психологические свойства личности и их проявления;
- формы и виды общения;
- типы покупателей;
- психологическую основу делового общения;
- этикет делового общения;
- вербальные и невербальные средства общения;
- понятие об этике, морали, нравственности и этикете, правила профессионального поведения коммерческого работника
- требования к речи делового человека, речевой этикет и его элементы (формулы);
- требования к деловым телефонным разговорам
- методы ведения деловой беседы.
-что такое конфликт и его виды;
-способы предотвращения и разрешения конфликтов



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающихся – 34 часа 1.5. Использование часов вариативной части ОПОП:
№ п/п
Дополнительные знания, умения
№, наименование темы
Кол-во часов
Обоснование включения в рабочую программу


1
Знать:
общее понятие о науке психологии, иметь представление о психике
Введение
2
Необходимость формирования знаний о психологии, внутреннем мире человека, именуемом психикой

2
Уметь:
определять психологические процессы и состояния; владеть навыками управления эмоциональными состояниями;
Знать:
познавательные процессы и их характеристику

Тема 1.1 Характеристика познавательных процессов
12
Необходимость формирования умений определять психологические процессы и состояния; владеть навыками управления эмоциональными состояниями


3
Уметь:
определять психологические состояния; управлять эмоциональными состояниями.
Знать:
виды психологических состояний, их влияние на профессиональную деятельность

Тема 1.2 Психологические состояния и их влияние на профессиональную деятельность.

4
Необходимость формирования умений по определению психологических состояний по управлению эмоциональными состояниями.
Необходимость формирования знаний о психологических состояниях, их влиянии на профессиональную деятельность


4
Уметь:
определять типы темперамента и особенности характера.
Знать:
индивидуально-психологические свойства личности и их проявления.

Тема 1.3.
Свойства личности человека, взаимосвязь с деятельностью


8
Необходимость формирования умений определения типов темперамента человека и особенностей его характера;
знаний об индивидуально-психологических свойствах личности.

5
Уметь:
применять правила поведенческого этикета в различных сферах человеческой жизни.
Знать:
понятие об этике, морали, нравственности и этикете;
правила профессионального поведения

Тема 2.1. Этика- наука о морали, профессиональная этика


8
Необходимость формирования умений применять правила поведенческого этикета в различных сферах человеческой жизни и знаний об этике, морали, нравственности и этикете; правилах профессионального поведения.


6
Уметь:
строить диалог с учётом формул речевого этикета.
Знать:
требования к речи делового человека, речевой этикет и его элементы (формулы).
Тема 2.2 Культура речи.


6
Необходимость формирования умений строить диалог с учётом формул речевого этикета и знаний требований к речи делового человека, речевого этикета и его элементов (формулы).


7
Знать:
требования к деловым телефонным разговорам.
Тема 2.3 Культура телефонного разговора.

2
Необходимость знаний требований к деловым телефонным разговорам

8
Уметь:
использовать в профессиональной деятельности различные виды бесед
Знать:
методы ведения деловой беседы.

Тема 2.4 Техника ведения и этикет деловой беседы.


4
Необходимость формирования умений использовать в профессиональной деятельности различные виды бесед и знаний методов ведения деловой беседы.


9
Уметь:
использовать формы и виды общения в профессиональной деятельности.
Знать:
формы и виды общения, психологическую основу делового общения, этикет делового общения.

Тема 3.1 Сущность общения, его виды и функции
6
Необходимость формирования умений использовать формы и виды общения в профессиональной деятельности и знания форм и видов общения, психологических основ делового общения, этикета делового общения.


10
Уметь:
преодолевать коммуникативные барьеры, использовать знания об общении в практике деловых отношений.
Знать:
знать вербальные и невербальные средства общения

Тема 3.2 Вербальные и невербальные средства общения
4
Необходимость в деятельности коммерсанта формирования умений преодолевать коммуникативные барьеры, использовать знания об общении в практике деловых отношений, знаний
вербальных и невербальных средств общения

11
Уметь
использовать стратегию поведения в конфликтах в деловых отношениях.
Знать: что такое конфликт и его виды, способы предотвращения и разрешения конфликтов.

Тема 3.3 Конфликты и их разрешение.
11
Необходимость формирования умений использовать стратегию поведения в конфликтах в деловых отношениях знаний, что такое конфликт, его видов, способов предотвращения и разрешения конфликтов.




Контрольная работа
1


Итого
68


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
68

в том числе:


практические занятия
26

контрольные работы
1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
34

в том числе:


чтение текста (учебника, дополнительной литературы)
конспектирование текста
выписки из текста
работа со словарями и справочниками
использование Интернета
работа с конспектом лекций
письменные и устные ответы на вопросы
подготовка сообщений и выступлений
составление таблиц


Итоговая аттестация в форме контрольной работы






2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Этика и психология делового общения»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение
Содержание учебного материала:
2

1


Психология и этика делового общения как междисциплинарная область. Понятие о психике и сознании Важнейшие принципы и методы психологии. Этические правила и нормы.



Раздел 1. Общие сведения о психологии


38


Тема 1.1 Характеристика познавательных процессов






















Содержание учебного материала:

8

3


Познавательные психические процессы.
Внимание как условие сознательной деятельности, виды и свойства внимания, их роль в организации трудового процесса.
Ощущения, виды ощущений, их роль в практике работы коммерсанта, особенности восприятия.
Память, процессы и виды памяти и их значение в коммерческой деятельности.
Мышление и речь.




Практические занятия 1- 2
4



Управление вниманием и ощущения в работе коммерсанта.
Развитие профессиональной памяти в деятельности менеджера по продажам





Самостоятельная работа обучающихся
4



Подготовка выступлений на темы:
«Как тренировать свою память»
«Психика и сознание»
«Условия прочного запоминания»




Тема 1.2 Психологические состояния и их влияние на профессиональную деятельность.
Содержание учебного материала:
2
3


Психические состояния, их виды, характеристика. Самоконтроль и управление эмоциональным состоянием в процессе общения и деловых отношений.





Практическое занятие 3
2



3. Определение психологических процессов и состояний в различных профессиональных ситуациях




Самостоятельная работа обучающихся
2



Составление кроссворда на тему: «Психические процессы и состояния».



Тема 1.3.
Свойства личности человека, взаимосвязь с деятельностью


Содержание учебного материала:
6
2



Психология личности, её структура. Соотношение биологического и социального в личности. Личность и индивидуальность. Способности и задатки.
Типы высшей нервной деятельности, их роль в процессе общения.
Понятие о характере. Характер и стиль общения.




Практическое занятие 4
2



Способы определения темперамента и характера человека по его внешнему виду, поведению.





Самостоятельная работа обучающихся.
6
3


Самостоятельная работа с учебником по темам:
«Способности личности, возможности их развития»;
«Характер и стиль общения».
Участие в тестировании по вопросам «Самооценка личности».
Предметный диктант по теме «Типы высшей нервной деятельности».



Раздел 2. Этическая культура делового человека

32


Тема 2.1. Этика- наука о морали, профессиональная этика


Содержание учебного материала:
4
2


Этика, общие сведения об этике-науке, этической культуре. Взаимосвязь понятий: мораль, этика, нравственность.
Понятие о профессиональной этике.
Поведение человека, правила и нормы профессионального поведения.
Проявления правил приличия в быту, на досуге, в сфере деловых отношений.









Практические занятия 5-6
4



Формирование умений в области профессионального поведения
Использование правил поведенческого этикета в различных сферах.




Самостоятельная работа обучающихся.

4



Подготовка к уроку-семинару «Этикет и сферы его действия»
Самостоятельная работа с учебником по вопросу: «Этический кодекс в профессиональной деятельности».




Тема 2.2 Культура речи.


Содержание учебного материала:
2
3


Понятие «культура речи», «речевой этикет». Речевой этикет в деловом общении, правильное словоупотребление, произношение, соблюдение грамматических норм в устной и письменной речи.




Практические занятия 7-8
4




7.Упражнения по использованию формул речевого этикета (приветствие, обращение, благодарность и др.).
8.Составление деловых диалогов




Самостоятельная работа обучающихся.
3



Работа с дополнительной литературой, интернет-ресурсами по теме «Культура речи».
Выполнение заданий с использованием словарей.



Тема 2.3 Культура телефонного разговора.


Содержание учебного материала:
2
3


Культура телефонного общения как средство формирования имиджа коммерсанта и имиджа фирмы.
Требования к частным разговорам по телефону в деловой обстановке.




Самостоятельная работа обучающихся.
3