Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста Коллективный труд


Филиал «Задоно-Кагальницкий 2»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Золотой петушок»
Краткосрочный проект
Тема: «Коллективный труд детей старшего дошкольного возраста»
Автор:
Смиркина Е.А..
ст.Задоно-Кагальницкая 2017г.
Проблема:
Значение коллективной формы труда для формирования личности ребёнка.
Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. При этом воспитатель заранее планирует ситуации, которые будут «провоцировать» детей к установлению взаимоотношений.
Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно- ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.
В условиях совместной деятельности каждый из детей выполняет только одну операцию, входящую в общий процесс труда. Так, во время уборки территории один ребенок подметает участок, другой собирает мусор и складывает его на тачку, третий увозит с участка. Здесь налицо и взаимосвязь между участниками, взаимозависимость.
Однако дети дошкольного возраста очень часто принимают свое задание как отдельное, не осознают свою зависимость от других детей.
Поэтому важно, чтобы воспитатель представил работу каждого ребенка как часть общего задания, помог детям осознать, что они все вместе отвечают за результат.
В процессе совместной деятельности бывают в работе тормозы. Причиной этого может быть прежде всего то, что дети работают в разном темпе. Дети по-разному могут реагировать на вынужденную остановку: либо пассивно ждать (в ряде случаев переключаясь на другую деятельность), либо активно воздействовать, входя в разнообразные контакты с участниками: выполнять работу за отстающего, воздействовать на него, советуя, помогая, предъявляя претензии, и пр.Часто, не учитывая причин задержки, дети могут быть несправедливыми к товарищам, а претензии их необоснованными. Это может привести к ссорам, спорам, обидам друг на друга. Воспитатель в связи с этим должен пристально наблюдать за деятельностью детей: регулируя возникающие ситуации, он помогает детям осознавать причины затруднений, находить правильные решения, способствуя тем самым формированию положительных взаимоотношений между ними.
Сформированность навыков коллективного планирования способствует возникновению у детей стремления к самоконтролю, самостоятельному совершенствованию приемов и умений, необходимых для осуществления самостоятельного плана, повышению чувства ответственности. И как итог коллективного планирования выступает высокое качество полученного совместно результата трудовой деятельности.
Актуальность темы:
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.         При организации труда воспитатель руководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе.Основные виды труда в детском саду — это хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства и коллективный труд детей.                                                                                 Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Коллективный труд создает объективные условия для проявления взаимной требовательности, взаимопомощи, ответственности, товарищеских взаимоотношений. В процессе его формируются навыки положительного взаимоотношения, личностные качества (внимательность, предупредительность, заботливость и пр.), навыки планирования и организации коллективного труда, закрепляются трудовые навыки. Вместе с тем происходит развитие коллективной трудовой деятельности, ребята учатся принимать общую цель, распределять объем работы, добиваться общего результата, сообща нести ответственность за него и т.д.Коллективный труд воспитывает чувство локтя, защищенность, взаимопонимание, создает положительный эмоциональный настрой – то, что А.С.Макаренко называл «мажором» в коллективе.
Коллективный труд  способствует, прежде всего, решению задач нравственного воспитания (договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, обращаются за помощью к сверстникам, радуются их успехам, общим результатам труда, переживают за качество общей, совместной работы); создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы, выполнять задание в определенный срок.Результатом коллективного труда всегда является общественно направленная цель детской деятельности, то есть польза для всех (уборка помещения, участка, оформление групповой комнаты к празднику – всё это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем).
Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений (чувство локтя, защищённость, взаимопонимание), создаёт положительный эмоциональный настрой.
Каждый коллективный труд – общий и совместный. Важно, чтобы воспитатель умел организовывать действительно коллективный труд детей.
Коллективный  труд организуется в старшей и подготовительной к школе группе, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.. Традиционно коллективный труд организуется один раз в неделю.
Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности. В процессе коллективного труда у детей формируются представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг к другу, и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в трудовой деятельности, придает им положительный характер. Труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.
Этапы проекта:
1. Организационный
2. Планирование деятельности.
3. Заключительный
Организационный этап
Тема: «Уборка групповой комнаты»
Цель проекта: Формировать у детей умение работать в коллективе.
Задачи проекта:
1.Вызвать у детей активный интерес к совместному труду, желание помочь взрослому.
2.Учить детей распределять работу между собой в команде.
3.Упражнять детей в умении правильно пользоваться тряпкой и водой.
4.Формировать умение работать аккуратно, доводить начатое дело до конца.
5.Воспитывать у детей положительное отношение к труду, доброжелательное отношение друг к другу, заботливое и внимательное отношение к окружающим.
Планирование деятельности.
Виды детской деятельности: коммуникативная, трудовая, игровая.
Подготовить оборудование: тазики с водой, тряпочки, фартуки.
Предварительная работа:
1.Наблюдение за трудом помощника воспитателя.
2.Разучивание пословиц и поговорок о труде.
3.Ситуативный разговор на тему: «Вместе весело трудиться»
4. Памятки для родителей.
5.Родительское собрание «Из чего складывается трудолюбие».
6. Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребёнка в семье».

3. Заключительный
Планируемый результат:
-умеют работать в команде;
-знают правила поведения при работе в команде;
-проявляют положительное отношение к труду и друг к другу
Продукт – чистая групповая комната
Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.
Родительское собрание «Из чего складывается трудолюбие»
Все лучшие человеческие качества: трудолюбие, отзывчивость, внимательность, целеустремленность и др., вырабатывается в семье и поэтому на вас родителей ложится большая ответственность – привить нашим детям ценные качества к труду человека.
  Основу любви ребенка к труду и труду людей закладывает семья. Если такая основа заложена  в дошкольнике с младенческого возраста, если труд становится необходимостью в его жизни, то в школьные и юношеские годы подросток или юноша не будет чувствовать  неприязнь к физическому труду, поймет, не только цену труда, отданного им обществу, но и цену  труда других  людей.
Правила трудолюбия
Уважать личность ребенка.
Учитывать возрастные особенности и потребности детей в самореализации, общении, одобрении, проявлении инициативы.
Бережно относиться к интересам дошкольника.
Взрослым подавать личный пример трудолюбия.
Сохранять единство действий воспитателей и родителей.
Включать детей в посильный и полезный труд уже в дошкольном возрасте.
Возбуждать у ребенка интереса к семейному хозяйству.
Систематически включать ребенка в трудовую деятельность дома и в детском саду.
Создавать трудовую атмосферу в семье и детском саду.
Давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы.
Стимулировать ребенка на выполнение трудовых действий.
Оказывать помощь и поддержку ребенку в процессе его трудовой деятельности.
Рационально организовывать индивидуальную и коллективную работу.
Предварительно планировать труд.
Обеспечивать нравственно ценную мотивацию деятельности в процессе труда.
Требовать от ребенка качества труда.
Использовать этнические и семейные традиции воспитания трудолюбия.
Создавать условия для удовлетворения потребности самого ребенка или окружающих его людей результатами его труда.
Воспитывать привычку к труду и привычку к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет.
Воспитывать трудолюбие на основе связи с потребностью дошкольников в движении, действии, общении, самореализации, одобрении.
Родителям на заметку
Давая поручения ребенку, подумайте, по силам ли оно ему.
Умение родителей правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе
Уважайте своего ребенка. Заранее договаривайтесь с ним о тех домашних делах, которые он должен сделать.
 Не забывайте хвалить за хорошо выполненные поручения. Если вы не удовлетворены результатом выполненной ребенком работы, не спешите высказать ему свое недовольство. Попытайтесь понять причину, подскажите ребенку, как это сделать лучше в следующий раз.
Старайтесь быть последовательными в своих требованиях.
Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите ему образец правильного выполнения поручения.
Почаще используйте игровые моменты в трудовом воспитании.
Учите ребенка уважать труд людей, бережно относится к результатам их труда. Рассказывайте детям о своей работе, о работе своих близких, друзей.
Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.
Не платите деньги за выполнение детьми повседневных обязанностей. Подумайте, как поступит ваш ребенок, если вам ему будет нечем заплатить, например, за мытье посуды.
Трудолюбие – это:
качество, которое отражает развитие личности в целом;
готовность доводить начатое дело до конца;
проявление эмоционально-положительного отношения к труду;
аккуратность;
старательность;
бережное отношение к средствам и продуктам труда;
стремление оказывать посильную помощь взрослым;
заинтересованность в результатах труда;
представления о необходимости труда в жизни;
ривычка к трудовому усилию;
осознание личной и общественной значимости трудовой деятельности;
осознание нравственной пользы труда;
осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении;
адекватная оценка результатов деятельности;
отребность в созидательно-трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы;
понимание пользы труда для себя и убеждение в его нравственной благотворительности;
наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;
достаточно сильная воля личности;
Приложение 5.
Наблюдение за трудом помощника воспитателя.
Цель - Формировать представления о содержании труда помощника воспитателя и назначении соответствующих орудиях труда.
Ход наблюдения:
- Ребята! К нам в гости пришел чебурашка. Он хочет узнать, что это за профессия такая – помощник воспитатель. Давайте ему покажем и расскажем?
-Ребята, каждый день, приходя в группу, мы встречаемся с нашей Анной Николаевной. А как вы думаете, зачем она каждый день приходит в детский сад? (Она работает в детском саду)
- Правильно ребята, но Чебурашка хочет посмотреть.
Воспитатель и дети подходят к раковине, где помощник воспитателя моет посуду.
- Что делает Анна Николаевна?
Дети: моет посуду.
- Интересно а вы заметили, что же Анна Николаевна делает весь день на своей работе!
Дети: моет пол, чистит ковры, моет посуду, приносит нам еду, помогает нам одеваться.
- С утра не покладая рук Анна Николаевна для вас старается и помогает воспитателю поэтому её работа так и называется помощник воспитателя.
(воспитатель просит няню несколько минут посидеть с ними и рассказать Чебурашке о своей профессии)
А.Н. -Много у меня работы, я бы, наверное, никогда с ней не справилась, если бы не мои верные помощники.
Хотите я познакомлю вас с некоторыми из них?!
Дети: Да
А.Н.. –Я вам сейчас загадаю загадки, отгадав их вы узнаете, что же это за предметы
1) Целый день он пляшет, пляшет
Рад он по полу плясать
Где попляшет, где помашет,
Не соринки, не сыскать(веник)
2)Ходит бродит по коврам,
Водит носом по углам
Где прошел там пыли нет
Пыль и сор - его обед. (пылесос)
3)Пыль на шкафчике протрет
И стол в порядок приведет (тряпочка)
4)Всю посуду перемоет
И до блеска ототрёт (губка)
5)Если есть у вас в хозяйстве
Палка с тряпкой на конце
То и группа чище
И радость на лице (швабра)
6)В него воду наливают
В него мусор собирают
И отходы и песок
И все, что хочешь ты дружок (ведро)
А.Н. –Правильно ребята. Все мои предметы служат чистоте и порядку, поэтому сами они тоже любят порядок и я всегда ставлю их на место, иначе они не будут мне помогать.
(убирает предметы на место).
Воспитатель: Молодцы ребята! Сегодня мы очень хорошо рассказали Чебурашке о труде нашей Анны Николаевны.
Приложение 6.
Конспект коллективного труда в старшей группе.
Тема: «Уборка групповой комнаты»
Цель: Формировать у детей умение работать в коллективе.
Задачи:
1.Вызвать у детей активный интерес к совместному труду, желание помочь взрослому.
2.Учить детей распределять работу между собой в команде.
3.Упражнять детей в умении правильно пользоваться тряпкой и водой.
4.Формировать умение работать аккуратно, доводить начатое дело до конца.
5.Воспитывать у детей положительное отношение к труду, доброжелательное отношение друг к другу, заботливое и внимательное отношение к окружающим.
Планируемый результат:
-умеют работать в команде;
-знают правила поведения при работе в команде;
-проявляют положительное отношение к труду и друг к другу.
Оборудование: тазики с водой, тряпочки, фартуки.
Аннотация.
В процессе коллективного труда у детей формируются представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг к другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в трудовой деятельности, придает им положительный характер. Труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.
Ход занятия.
1 этап. Мотивация трудовой деятельности
-Ребята, давайте послушаем стихотворение (Стихотворение рассказывает воспитатель)
Маму любят все на свете,
Мама первый друг.
Любят мам не только дети,
Любят все вокруг.
Если что-нибудь случится,
Если вдруг беда,
Мамочка придет на помощь
Выручит всегда!
Мама много сил, здоровья
Отдает всем нам.
Значит, правда, нет на свете
Лучше наших мам!
 -Ребята, вам понравилось стихотворение?  (ответы детей)
-Я думаю, что вы все любите помогать маме дома. А как вы ей помогаете? (ответы детей)
-Я рада, что вы такие хорошие помощники своим мамам.
-Сейчас предлагаю послушать частушки о труде.
Частушки
1.Раз пошел Алеша сам
За крупой в универсам.
«Мама, а крупы там нет,
Мне пришлось купить конфет!»
2.Закопченную кастрюлю
Юля чистила песком.
Три часа под душем Юлю
Мыла бабушка потом.
3.Кипятила молоко,
Отошла недалеко.
Подхожу к нему опять:
Молока уж не видать.
4.Я в подъезде подметала
Мусор убирала,
Долго после той уборки
Пыль столбом стояла.
5.Мы почистили палас
И полы помыли.
Удивилась наша мама:
«Дети, это вы ли?».
6.Все частушки перепели
Думаем, что хороши.
Так похлопайте дружнее,
Мы старались от души!  
(Все дружно хлопают)
-А как вы думаете, мы с вами готовы принять гостей в своей группе? (ответы детей)
-Сегодня я вам предлагаю провести уборку в нашей группе, чтобы было чисто, красиво, чтобы мамы за нас порадовались. Для этого нам нужно вымыть: стулья, столы, вытереть пыль с полок.
2 этап. Организация трудовой деятельности.
-Ребята, давайте мы с вами разделимся на команды: красные кружки-моют стулья и столы, синие кружки-вытирают пыль с полок. Прежде чем мы приступим к работе, давайте посмотрим и вспомним наши напоминалки:
1.Не ссориться;
2.Помогать друг другу ;3.Поработал- убери свое место;
(дети рассказывают правила поведения во время труда по схемам)
-Ребята, не забывайте, что когда трудитесь, нужно быть вежливыми. И так, начинаем приборку. Не забудьте надеть на себя фартуки, чтобы не замочить одежду. (Воспитатель вместе с детьми выполняет работу)
3 этап. Итог работы.
-Ну, вот мы и потрудились вместе. Как вы думаете, ребята, вы справились с работой? Трудно ли работать в команде? (ответы детей)
-Мы сегодня с вами молодцы, хорошо потрудились! Посмотрите, какая у нас чистая группа, мне даже кажется, что она стала светлей. Как вы думаете? Теперь можно пригласить к нам гостей.
-В заключение нашего интересного и полезного для всех занятия, давайте вспомним пословицы о труде:
1.Землю красит солнце-а человека труд.
2.Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
3.Рукам работа-душе праздник.
-Ребята, как вы понимаете эти пословицы? (ответы детей)
-Молодцы, ребята! Я хочу добавить еще одну пословицу:
Сделал дело- гуляй смело!
-Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей) Сейчас предлагаю поиграть. (Проводится хороводная игра «Если нравится тебе, то делай так…»)