Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ на тему Народные игры как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста


Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ на тему
«Народные игры как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста»
Автор: Бердникова Людмила Анатольевна,
воспитатель МДОУ «Д/с № 40», г. Ухта
Цель мастер-класса – раскрыть воспитательно-познавательный потенциал и практическую значимость народных игр.
Задачи:
1. Ознакомление участников мастер-класса с отдельными играми народов России и Республики Коми;
2. Развитие представлений о возможности классификации народных игр по сходным признакам, по содержанию, по атрибутике, по отличительным признакам;
3. Формирование практических навыков организации и проведения народных игр.
Оборудование: ленты, ёлочки – муляжи, лыжи, большой платок с орнаментом, флеш носитель с музыкой, мяч, спортивная верёвка.Раздаточный материал: карточки с описанием народных игр (см. Приложение № 1)
Ход мастер-класса:
Вводная часть:
Вводная тематическая беседа с участниками мастер – класса:
Уважаемые коллеги! Я предлагаю, передавая друг другу мячик, ответить на следующий вопрос:
Какие методы, приёмы, формы вы используете в своей работе, знакомя детей с окружающим миром?
А как вы думаете, какую познавательную ценность имеют для детей дошкольного возраста народные игры? О чём мы можем узнать, играя в игры разных народов?
Основная часть:
- Уважаемые коллеги! Я согласна со всеми вашими высказываниями и хочу представить гипотезу, которую мы должны доказать или опровергнуть в ходе мастер-класса:
Я предполагаю, что народные игры являются уникальным способом познания мира старшими дошкольниками.
Почему я так считаю!
Современный мир сложен и многообразен. Сегодняшние дошкольники совсем не похожи на детей, которые ходили в детские сады 20-30 лет назад. Может быть, поэтому в мире робототехники, информатики, гаджетов не нашлось места такому традиционному средству педагогики, как народные игры. И совершенно зря!
Народная игра - это уникальный феномен «общечеловеческой культуры». Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Но самое важное – народная игра – это уникальный способ усвоить основы устройства мира.
Хотите в этом убедиться, тогда я предлагаю вам окунуться в неповторимый мир фольклорных игр разных народов.
Задание № 1.
Начать нашу работу я предлагаю с составления мини картотеки народных игр. В этом мне понадобится ваша помощь. Я предлагаю вам разделиться на 3 группы.
Первая группа должна выбрать 3 игры о живой и неживой природе (животных, птицах, природных явлениях, смене времен года, времени суток и др.)
Вторая группа выбирает 3 игры, отражающие быт, повседневные занятия того или иного народа.
Третья группа выбирает игры – соревнования, состязания, где есть возможность помериться силой, ловкостью и т.д.
(педагог условно делит участников на 3 группы и раздаёт задания и карточки с описанием народных игр. Перечень и описание игр представлены в приложении 1).
Работа с участниками мастер-класса:
Уважаемые коллеги! Я думаю, что вы уже справились с заданием и готовы рассказать, какие игры вы отобрали?
Первая группа.
Игры о живой и неживой природе (животных, птицах, природных явлениях, смене времен года, времени суток и др.):
«Сокол и лиса» ( Якутская народная игра), «Льдинка, ветер и мороз» (игра народов Сибири и Дальнего Востока), «Луна и солнце» (Чувашская народная игра).
Вторая группа.
Игры, отражающие быт, повседневные занятия того или иного народа.
«Стой, олень» (Коми народная игра), «Продаём горшки» (Татарская народная игра). «Стадо» (Русская народная игра)
Третья группа.
Игры – соревнования, состязания.
«Метание снизу» (Северо-Осетинская народная игра). «Выгони мяч»( Русская народная игра), «Перетягивание на палках» (Якутская народная игра).

По каким признакам вы классифицировали игры? Что вам помогло определить вид игры? (название, содержание, атрибутика)
Как вы думаете, какие познания даёт нам каждая группа игр? Что мы можем узнать о мире вокруг из данных игр?
Совершенно верно, народные игры могут охватить все стороны жизни и что особенно важно и ценно в условиях реализации ФГОС ДО, народные игры затрагивают самые разные образовательные области. Например, игры на силу и ловкость – это образовательная область… «Физическое развитие»,
- игры с использованием художественного слова – это образовательная область … «Речевое развитие»,
- игры о быте, ремёслах, природе – это образовательная область … «Познавательное развитие»
- игры с музыкальным сопровождением – это образовательная область … «Художественно-эстетическое развитие»
- игры с правилами – это образовательная область… «Социально-коммуникативное развитие»,.То есть, таким образом, народные игры позволяют нам успешно решать задачи основной образовательной программы.
Хотите убедиться в том, что в ходе проведения народных игр создаются особые условия для того, чтобы узнать что-то новое. Тогда я предлагаю перейти ко второму заданию.
Задание № 2.
Мы живём в прекрасном самобытном крае – Республике Коми. Нам с вами – современным городским жителям – трудно представить, как была организована жизнь наших предков, коренных жителей республики. Я предлагаю нам с вами приобщиться к истокам национальной коми культуры и поиграть в коми народные игры.
Педагог приглашает участников мастер-класса выйти из-за столов и проводит с ними игры:
Игра «Плетение» (рис.1).
11296651172845Правила: Для проведения игры приглашается участники по количеству лент, один из участников держит все ленты с одного края, оставляя одну ленту для ведущего (по принципу «ткацкого станка»). По сигналу через одного, участники поднимают и опускают ленты, а ведущий пропускает свою ленту под лентами участников.
Рис.1. Игра «Плетение», участники игры педагоги МДОУ «Д/с № 40», г. Ухта.
Игра «Охотники» (рис 2).
Правила: Для участия приглашаются две команды, необходимо каждому участнику по сигналу пройти на лыжах до отметки и вернуться к своим командам, передав эстафету.
10439403810
Рис.2. Игра «Охотники», на фото педагоги участники городского конкурса профессионального мастерства «Я - Мастер своего дела», г. Ухта.
«Знакомство» (хороводная игра) (рис.3)
967740941070Правила: Выстраиваются рядышком два круга, в центре каждого круга по одному участнику, которые держат платок над головами проходящих. Под музыку участники водят хоровод. По окончании музыки тех, кого платок накрыл, обнимаются и знакомятся.
Рис.3. Игра «Знакомство», участники игры педагоги МДОУ «Д/с № 40», г. Ухта.
- Спасибо, уважаемые коллеги! Вот и мы с вами смогли прикоснуться к коми национальной культуре. Как вы думаете, какую познавательную ценность несут предложенные вам игры? Что мы можем узнать из них?
(Участники игр могут получить представления о традиционных занятиях коренных жителей республики, о национальных традициях, о ремеслах, о других культурных ценностях, о флоре, фауне, климате родного края).
Заключительная часть:
- Но и это ещё не всё! Народная игра универсальна ещё и потому, что позволяет превратить любой самый обычный предмет в атрибут для игры, несущий свой особенный смысл.
Я предлагаю вам, такой предмет – веревку. Вспомните или придумайте игру, где вы бы могли использовать данный предмет. Если затрудняетесь, я могу вам помочь.
Участники предлагают игры и показывают их. Рис. 4

Рис. 4 Демонстрация игр, придуманных участниками мастер-класса.
- Спасибо! Проходите на свои места.
Задание для участников с мячом (передаем мяч):
Народные игры настолько хороши и универсальны, что мы можем их использовать в любой деятельности. Как вы думаете, где мы можем их использовать?
А теперь, вернёмся к гипотезе, сформулированной вначале нашей встречи. Давайте попробуем её подтвердить или опровергнуть. Предлагаю такую игру. Я высказываю своё мнение, если вы со мной согласны, то передайте мяч следующему участнику. Если нет, то мяч остаётся у вас.
Итак, народные игры…
Интересны и увлекательны
Приобщают к национальной культуре
Знакомят с окружающим миром
Доступны каждому
Решают задачи всех образовательных областей
Народные игры являются уникальным способом познания мира старшими дошкольниками.
Мяч ни разу не задержался, ни в чьих руках, значит, моя гипотеза подтвердилась.
Своё выступление я хочу закончить словами…
«В народных играх нет педагогической навязчивости и вместе с тем они вполне педагогичны».
Александра Платоновна Усова
Поэтому играйте, творите, развлекайтесь…
Список использованной литературы:
1. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя детского сада \ Составитель А.В. Кенеман; Под редакцией Т.И.Осокиной. - М.: Просвещение, 1988. – 239 с.
2. Коми челядьлы важъя ворсомъяс / [Составитель Ю.Г.Рочев]. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1988. – 24 л.
Приложение 1
Игры к заданию № 1.
Стой, олень! (Коми народная игра)
Играющие находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.
После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать: «Стой, олень!» Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.
Правила игры. Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!» Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.
Стадо (Русская народная игра)
Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные - овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха: Пастушок, пастушок,
Заиграй во рожок! Травка мягкая,
Роса сладкая. Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
Правила игры. Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк овец не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять овец от волка, но не должен задерживать его руками.
Льдинки, ветер и мороз
(игры народов Сибири и Дальнего Востока)
Играющие встают парами, лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая: Холодные льдинки, Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят .Дзинь, дзинь...
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.
Луна или солнце (Чувашская народная игра)
Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны - игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.
Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.
Метание снизу (Северо-Осетинская народная игра)
Игра состоит в следующем: в правую, опущенную вдоль туловища руку берут мешочек с песком и снизу стараются бросить его как можно дальше вперед.
Победителем считается тот, кто кинет мешочек дальше.
Правила игры. При повторении игры мешочек бросают левой рукой.
Выгони мяч (Русская народная игра)
На противоположных сторонах площадки отмечают две коновые линии. Расстояние между ними 5 - 10 м.
Играющие делятся на две команды, встают друг против друга за линиями. По жребию одна из них начинает игру. Дети поочередно сильным ударом ноги посылают мяч в сторону своих противников. Те стараются не пропустить мяч за черту кона, отбивают его ногой. Если мяч не докатился до линии кона, то играющие передают его руками. Так мяч переходит от команды к команде, пока не пройдет за линию кона. Играющий, пропустивший мяч, штрафуется (сзади него кладут любой предмет). Выигрывает команда, набравшая меньшее количество штрафных очков.
Правила игры. Встречая мяч, играющий может выйти за коновую линию) только на один шаг. Если мяч послан слабо и не докатился до кона, играющий также штрафуется.
Перетягивание на палках (Якутская народная игра)
Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга.
Правила игры. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего. Игроки в каждой команде должны быть равны по численности и по силе.
Сокол и лиса (Якутская народная игра)
Выбираются сокол и лиса. Остальные дети - соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.
Правила игры. Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.
Продаем горшки (Татарская народная игра)
Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок - хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: - Эй, дружок, продай горшок!
- Покупай.
- Сколько дать тебе рублей?
- Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.