Конспект урока на тему Искусство как способ познания мира


Конспект урока на тему
« Искусство как способ познания мира»
11 класс. Обществознание.
Цель: Формирование целостной системы знаний о методах познания мира.
Задачи:
Усвоение знаний о возможностях познания мира посредством искусства;
Развитие эмоционально-чувственной способности восприятия и познания мира через поэзию, музыку, изобразительное и театральное искусство;
Воспитание ценностного отношения к искусству как способу познания мира и удовлетворения духовных потребностей.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: презентация групповых творческих проектов.
Оборудование урока: мультимедийная система, книжная выставка по теме урока.
Ход урока:
Актуализация знаний о методах познания в форме «свободного микрофона».
Мотивация изучения новой темы.
Презентация групповых творческих проектов.
Обмен впечатлениями о презентациях.
Подведение итогов, оценки за работу, домашнее задание.
Актуализация знаний.
Мы продолжаем на наших уроках формировать целостную систему знаний о человеке, обществе и окружающем мире. С самого своего рождения и до конца дней человек познает окружающий мир и себя в этом мире. Давайте вспомним, какие методы познания мы уже усвоили? Включаем «свободный микрофон», высказываемся и передаем слово другому.
( ученики по очереди, по желанию называют рациональные и чувственные методы познания)
Мотивация изучения новой темы.
«Искусство имеет своей задачей раскрывать истину в чувственной форме».
Г. Гегель
Первоначально, еще древние греки, искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском.
Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного.
Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.
Форма существования искусства — художественное произведение.
Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — познание мира через красоту. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.
Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности.
По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке.
Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — художественные образы.
Сегодня на уроке мы погрузимся в мир искусства и попробуем на чувственном уровне ощутить и представить все то, что будем видеть и слышать. А в конце урока попытаемся воспроизвести наши ощущения и чувства, которые мы испытаем.
Презентации групповых творческих проектов.
Предварительно в классе были созданы 4 творческие группы, которые получили задание представить искусство как чувственный способ познания мира. А именно - подобрать и представить художественные произведения в следующих видах искусства:
Поэзия
Живопись
Театр
Музыка
1 группа - «Поэзия» - 4 участника (регламент 6 минут)
1-й: «Законы Искусства берут свое начало не в материальном, а в идеальном мире, где обитает Красота, материя может лишь указать границы, в пределах которых распространяется художественное вдохновение» - утверждал Делия Стейнберг Гусма.
«Вдохновение есть расположение души к живому приятию впечатлений, следовательно, к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных»- писал Александр Пушкин.
Познание мира как бытия волновало не только философов, но и поэтов. Именно они показывают нам мир в образах и чувствах, которые передают через художественное слово…
Оторви от неба кусочек.
Загляни под ткань мирозданья.
Там цветёт волшебный цветочек,
Что избавит тебя от страданья.
Лепестки его – бесконечность,
А листочки – основа творенья.
Его корни уходят в вечность.
Его время – начало цветенья.
Он подобен сиянью светила,
От него исходит блаженство…
В нём живёт бездонная сила,
Потому что он – совершенство.
2-й: А разве уступает философам в своих размышлениях Омар Хайам, который художественным словом раскрывает картины бытия…
Я познание сделал своим ремеслом,Я знаком с высшей правдой и с низменным злом.Все тугие узлы я распутал на свете,Кроме смерти, завязанной мертвым узлом.
3-й:Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь,Дел сегодняшних завтрашней меркой не мерь,Ни былой, ни грядущей минуте не верь,Верь минуте текущей - будь счастлив теперь!
4-й:Месяца месяцами сменялись до нас,Мудрецы мудрецами сменялись до нас.Эти мертвые камни у нас под ногамиПрежде были зрачками пленительных глаз.
1-й:Как жар-птица, как в сказочном замке княжна. В сердце истина скрытно храниться должна.И жемчужине, чтобы налиться сияньем,Точно так же глубокая тайна нужна.
2-й:
Ты едва ли былых мудрецов превзойдешь,Вечной тайны разгадку едва ли найдешь.Чем не рай тебе - эта лужайка земная?После смерти едва ли в другой попадешь...
3-й:Знай, рожденный в рубашке любимец судьбы:Твой шатер подпирают гнилые столбы. Если плотью душа, как палаткой, укрыта -Берегись, ибо колья палатки слабы!
4-й:Те, что веруют слепо, - пути не найдут,Тех, кто мыслит, - сомнения вечно гнетут.Опасаюсь, что голос раздастся однажды:
        "О, невежды! Дорога не там и не тут!"
1-й: На протяжении веков мыслители и поэты пытались разгадать тайны мироздания и постичь смысл жизни. Известный поэт двадцатого столетья Эдуард Асадов создал портрет целого поколения в его поисках, чаяниях и надеждах, и оставил нам продолжить свое наследие…
Запоминайте нас, пока мы есть!
Ведь мы еще на многое сгодимся.
Никто не знает, сколько мы продлимся,
А вот сейчас мы с вами, рядом, здесь,
2-й: Кто мы такие? В юности — солдаты.
Потом — трудяги, скромно говоря.
Но многие торжественные даты
Вписали мы в листки календаря.
Мы победили дьявольское пламя
И вознесли над пеплом города.
Видать, нам вечно быть фронтовиками
И в дни войны, и в мирные года!
3-й:
Зазнались? Нет, смешно и ни к чему!
Нам не пришло бы в голову такое.
Когда пройдешь сквозь самое крутое,
Тогда плюешь на эту кутерьму.
Что нам чины, восторгов междометья!
Да мы их и не ведали почти.
Нам важно, чтоб смогли вы обрести
Все то, что мы достигли в лихолетья.
4-й:
А чтобы жить вам светлою судьбоюИ взмыть под звезды выше во сто раз —
Возьмите все хорошее от нас,
А минусы мы унесем с собою…
1-й:
Мы вечно с вами толковать бы рады,
Но всех ветра когда-то унесут…
Запоминайте ж нас, пока мы тут,
Тогда архивов и листать не надо!
Когда ж потом, в далекие года,
Воспоминаний потускнеют нити,
Вы подойдите к зеркалу тогда
И на себя внимательно взгляните.
2-й:
И от взаимной нашей теплоты
Мир вспыхнет вдруг, взволнованный и зыбкий.
И мы, сквозь ваши проступив черты,
Вам улыбнемся дружеской улыбкой…
3-й:
И мы, сегодняшние лицеисты, готовы дать ответ уходящему от нас поколению…
Мы помним все, что вы нам завещали,
Мы будем это бережно хранить,
Чтоб мысли и сердца не остывали,
И чтоб не оборвать живую нить.
4-й:
Закончить поэтическую страничку нам хочется еще одними собственными строчками:
Здесь и сейчас живи и наслаждайся
Твореньем жизни, даром бытия!
Ищи себя, люби и восхищайся
Мгновеньем каждым, свет и мир даря!
Спасибо за внимание! Надеемся, что поэзия не оставила вас равнодушными!
Группа 2 – «Театр». 4 участника (регламент 6 минут)
1-й: «Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль».
Эти слова Шекспира давно стали крылатыми, как и сам Шекспир до сих пор стоит на первом месте в ряду мировых драматургов.
2-й: Пожалуй, ни одно драматическое произведение не ставилось в театрах мира так часто как «Гамлет». Может быть, именно потому, что никто так страстно и трепетно не задавался вопросом смысла жизни, как Гамлет, которого каждое поколение по праву считает своим современником?!
3-й: Давайте обратим внимание на один лишь эпизод из бессмертного произведения Шекспира, который играют российские актеры в постановке Юрия Бутусова.
( Видео фрагмента спектакля «Гамлет» - диалог Гамлета и Офелии)
4-й: Да, это будоражит умы и чувства, не оставляя равнодушным ни одного зрителя. Но каждое поколение живет не только извечным вопросом «быть иль не быть?», особенно в юношеском возрасте, но и мечтами. Вот и наши лицеистки готовы сегодня поделиться с вами своими сокровенными мечтами…
( Инсценировка стихотворения «Сон» , музыкальный фон, фрагменты вальса)
1-й: Весь мир театр и все мы в нем актеры! Спасибо за внимание!
3- группа – «Изобразительное искусство» - 4 участника (регламент 4 минуты).
1-й: «Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат» - сказал много веков назад Леонардо да Винчи.
2-й: «Живописец должен изображать не то, что он видит, а то, что будет увидено», - это слова Поля Валери.
3-й: Окружающий нас мир каждый видит по-своему, для кого-то это среда обитания, для кого-то бытие, а каким видят мир природы художники?!
4-й: «Живопись спорит и соревнуется с природой», - говорил Леонардо да Винчи. А если еще придать ей музыкальное звучание, это произведет неповторимо впечатление. Давайте обратимся к теме пейзажа в исполнении известных художников и погрузимся в чувственное созерцание…
(Вдеоклип «Картины известных художников»)
1-й: В нашем лицее нет равнодушных к красоте природы. Мы не художники в профессиональном смысле, но очень любим запечатлевать шедевры природы своими видео и фотокамерами. И сейчас хотим предложить вашему вниманию лишь некоторые фрагменты фотографий, которые подготовили лицеисты на конкурс «Шедевры природы».
(фотоснимки на А-4 прикрепляют с доске магнитами)
2-й:
Я свежести природной зачерпну
И ею на рассвете лишь умоюсь,
Живую душу каждую пойму,
Я очень за природу беспокоюсь.
Природные дары без лишних слов
Расходятся направо и налево,
Но что природа? Это жизни кров,
А жизнь сама в природе – королева!
Спасибо за внимание!
Группа 4 – «Музыка» - 4 участгника (регламент – 8 минут).
1-й: «Что такое музыка? Она занимает место между мыслью и явлением; как предрассветная посредница, стоит она между духом и материей; родственная обоим, она отлична от них; это дух, нуждающийся в размеренном времени; это материя, но материя, которая обходится без пространства», писал о музыке Генрих Гейне.
А Томас Катейль сказал: «Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие».
Давайте перенесемся в стихию музыки и бытия, погрузимся в звучание скрипок в песках пустыни как будто на краю вечности…
(Видеоклип в исполнении скрипичного квартета)
2-й: «Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках»-написал Иван Сергеевич Тургенев.
Вы услышали классическую музыку в современной обработке. И это было буйство чувственных оттенков мировосприятия. А сейчас мы предлагаем вам с помощью классической музыки погрузиться в благозвучную красоту гармонии мироздания… Шопен. Вальс цветов.
( видеоклип на музыку Шопена «Вальс цветов»)
3-й: Недаром ее назвали «Мелодией рая», слушая эту музыку душа наполняется радостью и блаженством. Но, пожалуй, самая сильная музыка – это музыка любви.
«Музыка должна высекать огонь из людских сердец»-говорил Людвиг ван Бетховен. И когда она соединяется с поэзией, то слушая ее, душа не просто радуется, она поет и любит…
(видеоклип их к\ф «Гардемарины, вперед!» - эпизод встречи Алеши и Софьи в лесу)
4-й: Мы очень надеемся, что ваша душа наполнилась музыкой и открыла вам глаза на другой мир вокруг вас, который, возможно, вы увидели сегодня впервые. Слушайте музыку и наполняйте свой внутренний мир радостью и красотой! Ведь «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения...» Это сказал Платон.
Спасибо за внимание!
Обмен впечатлениями.
«Счастлив тот, кто способен заплакать, читая стихи, чье лицо отражает возвышенное волнение, рождающееся при звуках прекрасной музыки», - утверждал Хорхе Анхель Ливрага.
Я благодарна нашим творческим группам, которые сумели погрузить нас в прекрасный мир искусства и через его призму познать окружающий мир.
Какие впечатления произвели на вас представленные художественные произведения? Мы снова включаем «свободный микрофон», и я прошу вас ответить на такие вопросы:
Какие краски, цвета преобладали в ваших ощущениях?
Какие эмоции, чувства вы испытывали?
Какие образы остались в памяти, произвели особое впечатление?
Какие мысли возникали при погружении в художественное произведение?
Подведение итогов, оценки, домашнее задание.
Итак, вернемся к цели и задачам нашего урока. Удалось ли нам их достичь? Кто хочет прокомментировать ответ?
Оценки за работу.
Домашнее задание: написать сочинение на тему «Каким я вижу мир вокруг себя».