Развитие прикладных компетенций через проектно-исследовательский метод обучения на уроках географии




































Содержание



Стр.

1.
Паспорт проекта.
3



2.

Введение (актуальность темы, мотивация выбора)




4-6



3.

Основная часть (план работы над проектом, работа по реализации - описание проекта)




7-12


4.

Выводы


13


5.

Конечный продукт


14

6.
Приложения (таблицы, диаграммы, анкеты, презентация и др.)


7.
Библиография






Паспорт проекта
1. Название проекта:
Развитие прикладных компетенций на основе проектно-исследовательского метода работы на уроках географии

2. Автора проекта
Дмитриева Екатерина Анатольевна

3. Тип проекта
Практико-ориентированный
4. Проблема
Недостаточная связь теоретического материала с его практическим применением
5. Гипотеза
Внедрение проектно-исследовательского метода работы на уроках географии позволит развить прикладные компетенции
6. Цель
Вовлечь учеников 7 «А» в работу экскурсионного отдела
7. Конечный продукт
Банк материалов для проведения виртуальных экскурсий на уроках географии
8. Объект
Экскурсионно-туристический метод познания
9. Предмет
Влияние внедрения ЭТМП на качество знаний учащихся
10. Необходимое оборудование для создания проекта и просмотра презентации
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.



Введение
Хороших методов существует ровно столько,
сколько существует хороших учителей.
Джордж Пойа,
учитель математики
Чем можно объяснить актуальность выбора данной темы? Географию как школьный предмет можно отнести как к общественным наукам, так и к естественным. С одной стороны, точная наука, в которой все подчиняется строгим законам, а каждое предположение проверяется на практике путем опыта и исследования. С другой стороны, география – предмет мечтателей и путешественников, позволяющий раздвинуть привычные рамки и границы и обладающий широчайшими воспитательными возможностями. Где как не на уроках географии можно применять проектно-исследовательские методы работы.
Проект – это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности. Учебная деятельность преобразуется в проектную. Активность учащихся в создании тех или иных проектов дает возможность освоить новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
В.И. Иванова в сборнике «Активизация познавательной деятельности учащихся» выделяет такие типы проектов:
Таб.1
Типы проектов в зависимости от сферы деятельности человека
Сфера деятельности человека
Проектная деятельность по географии
Примеры названий проектов

Научно-познавательная
Изучение географических проблем, историко-культурных, социальных, экологических аспектов географии
1.Экологические проблемы региона.
2.Этнические традиции народов севера.
3.В каком районе России вы хотели бы жить? Обоснуйте свой выбор.
4.Геральдика как способ изучения географии и истории России.
5.История развития транспорта области (страны)
6.Социологические вопросы.

Практико-преобразовательная
Создание картографических моделей, графических схем, проведение наблюдений, экспериментально-измерительных работ на местности.
1. Глазомерная съемка местности.
2.Полярная съемка местности.
3. Измерение холма и построение горизонталей местности (холма).
4.План местности в районе школы.
5. Природные комплексы как источник существования человека.

Ценностно-ориентационая
Создание проектов, включающих духовно-нравственные вопросы, фундаментальные ценности человечества, связанные с сохранением жизни, цивилизации.
1. Земля – наш общий дом.
2.Природа и мы.
3.Нравственные аспекты изучения глобальных экологических проблем.
4.Памятники всемирного наследия в стране и мире.

Коммуникативная
Включает коммуникативные потребности учащихся, направленные на решение проблем связи, передачу информации с помощью компьютеров и развитие личностно-коммуникативных умений учащихся, способствующих их самореализации
1.Проектирование мегаполиса по оси Москва- Владимир –Нижний –Новгород.
2.Проектирование транспортной магистрали между пунктами.
3.Проектирование города будущего.

Художественно -эстетическая
Создание проектов, раскрывающие эстетические особенности природы, чувства, впечатления, эмоции, возникающие при изучении природных, общественных, исторических и культурологических процессов и явлений, охватывающих географию, театрализованные проекты.
1.Театрализованные проекты «Япония», «Индия».
2.Туристические проекты.
3.Моя малая Родина.
4.Экскурсионные проекты.


Современная система образования предоставляет возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний.
Главными задачами развития познавательной деятельности на уроках географии являются:

· повышение мотивации образования через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специальных компетенций обучающихся;

· выявление развития интеллектуального потенциала, интересов, склонностей обучающихся;

· формирование нравственных основ личности;

· создание моделей учебных занятий, направленных на развитие познавательной мыслительной деятельности на уроках географии.
В своей работе я широко использую экскурсионно-туристический метод познания, так как он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Работая над проектом, учащиеся раскрывают свои творческие и прикладные возможности, они становятся «колумбами» своего времени. Выполняя работы данного вида, они имеют возможность высказать своё мнение, суждение по любой теме.
Экскурсионно-туристический метод познания органично вписывается в систему личностно-ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся. Но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения.
Анализ результатов внедрения в систему преподавания ЭТПМ позволяет судить об его эффективности. Учащиеся овладевают способами индивидуальной учебной деятельности, учатся работать самостоятельно, планировать свои действия, использовать различные источники учебной информации, формулировать и отстаивать свою точку зрения, делать обобщения, выводы.
Антон Семенович Макаренко говорил: «Учеба, как и всякий труд, теряет свою привлекательность, стоит лишь погаснуть в ней творческому началу».












Основная часть

Итак, прикладные навыки и компетенции. Учащийся, изучая теорию любого предмета должен получить ответ или решение на следующие вопросы: «Как я использую свои знания, понимание и умения в различных предметных областях?», «Могу ли я использовать полученные знания, умения и навыки в знакомых ситуациях?».
Благодатной почвой для развития прикладных компетенций является экскурсионно-туристический метод познания. Уроки данного типа развивают воображение, творческую активность, любознательность. А именно любознательный ребенок способен к саморазвитию.
Экскурсионно-туристический метод познания направлен на изучение главного в теме. Он допускает, чтобы отдельные стороны выделялись и изучались более углубленно, целое расчленялось на отдельные части, но при условии сохранения тесной связи между ними.
Ученый экскурсовод В. И. Адо отмечал следующие преимущества экскурсионного метода: исследовательский элемент в работе учащихся; живое, конкретное и жизненное изучение прошлого; всестороннее восприятие объекта; повышенный интерес к работе и на основе этого более углубленное и прочное усвоение материала. Экскурсионный метод представляет собой совокупность способов и приемов сообщения знаний. Основу совокупности составляют:
- наглядность; обязательное сочетание двух элементов - показа и рассказа;
- оптимальное взаимодействие трех компонентов – экскурсовода (учитель, ученик), экскурсионных объектов (изучаемый объект, теория вопроса) и экскурсантов (учеников);
- движение экскурсантов (моторность) по определенному маршруту с целью изучения объектов по месту их естественного расположения.
География является одним из общеобразовательных предметов, которая имеет огромные потенциальные возможности для реализации экскурсионно-туристический метод познания. Одним из путей достижения этого является применение практико-ориентированного подхода.
В настоящее время осуществляется переход от информационной модели обучения к деятельностной и лично-ориентированной, от школы памяти к школе мышления и действия. В связи с этим одной из основных задач географии в школе является формирование такой ключевой компетенции как – готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Учебный процесс выстраивается так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, то есть стали действенными.
Поэтому для себя определила следующие направления работы:
- разработке уроков-экскурсий;
- привлечение учащихся к их проведению и созданию;
- создание макетов, моделей;
- создание тематического музея;
- создание банка виртуальных экскурсий, созданных учащимися;
- создание банка методических разработок.
Этот объём можно было охватить только при чётком планировании работы.
Период (месяц, триместр)
Содержание деятельности
Результат деятельности

октябрь
1. Определение проблемы, гипотезы, целей исследования, формы конечного продукта
2. Планирование работы
3. Подбор библиографии
План работы
Библиография

ноябрь -декабрь
1. Сбор информации
2. Работа по изучению собранной информации
3. Определение алгоритма проведения урока – экскурсии; требований к ученику, проводящему урок-экскурсию

Тезисный план

январь - февраль
Разработка и проведение уроков – экскурсий учащимися

Конспекты уроков
Презентации

март - апрель
1. Промежуточный анализ навыков экскурсионной деятельности учащихся
2. Создание банка виртуальных экскурсий
Банк презентаций

апрель- май
Подведение итогов исследования, обобщение результатов исследования. Оформление проекта
Проект

Из материалов учебника Емельянова В.Б. «Экскурсоведение»: «Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем виде:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 1. 2. Схема экскурсионного процесса и цели экскурсии
В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.
Характеризуя место экскурсионной деятельности во внешкольной работе с детьми, экскурсионист Л. Бархаш считал, что экскурсия - это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов
Приведем также одно из последних по времени опубликования определений: «Экскурсия - особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка)». В некоторых словарях, например в Кратком педагогическом словаре (1989 г., с. 300-310) и методических пособиях, экскурсия рассматривается как одна из форм наглядного обучения, учебно-воспитательной работы. При этом подчеркивается значение только одной из сторон, а именно то, что экскурсии переносят процесс обучения в обстановку наблюдения предметов (объектов), находящихся в окружающей среде или выставленных в музее.
Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице 1.1.
Таблица 1.1
№ п./п.
Цели
Задачи
Формы проведения

1
Отдых
Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов
Прогулка

2
Учебная
Усвоение детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории)
Урок вне классного помещения

3
Научная
Выявление экспонатов для краеведческого музея
Экспедиция

4
Общеобразовательная
Расширение общего культурного кругозора
Беседа в туристском походе, путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии

5
Культурно-просветительная
Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям
Обзорная многоплановая экскурсия

6
Культурно-воспитательная
Усвоение знаний в сочетании с воспитанием
Тематическая экскурсия

Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.»
Всё это, ни что иное как методические основы, которые должны быть заложены в урок с экскурсионно-туристическим методом познания.
Опираясь на основные направления деятельности экскурсовода. А в частности это:
1. Методы сообщения знаний. Они подразделяются на индуктивные и дедуктивные. Индуктивный метод сообщения знаний - обобщение фактов и подведение итогов на основе изложенного материала, продвигаясь от частного к общему, от единичных фактов к общему положению. Дедуктивный метод - от общего к частному и только после этого при помощи аргументов доказывает тезис, выдвинутый вначале. Обычно в качестве такого тезиса выступает формулировка подтемы или одного из основных вопросов. Другими словами это ключевой вопрос темы.
Эффективность урока по экскурсионно-туристическому методу познания экскурсии зависит от уровня активности обеих сторон. Главная задача - добиться максимальной активности и самодеятельности учащихся, побудить их самостоятельно работать на уроке. От учителя требуется так простроить урок, чтобы подвести учащихся к анализу зрительных впечатлений, накопленных в ходе изучения учебного материала.
Важной частью процесса, является осмысление информации. В ходе такого осмысления в сознании учащихся происходят различные мыслительные операции - сравнение с ранее увиденным и услышанным, сопоставление, выделение главного и второстепенного, обобщение, выводы. Другая задача - вооружить экскурсантов практическими навыками для самостоятельной работы. Урок такого типа своей наглядностью, методическими приемами, формами рассказа способствует активизации учащихся.
Важной задача также является - превратить окончание урока в начало самостоятельной домашней работы ее участников по закреплению и углублению полученных знаний.
Учитель осуществляет две задачи: дидактическую -- вооружение знаниями и воспитательную - формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.
Для экскурсионно-туристического метода познания, характерны четыре компонента деятельности: конструктивный, организаторский, коммуникативный и познавательный.
Конструктивный компонент - умение отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема, содержание своей информации.
Организаторский компонент - умение осуществить руководство классом, организовать сообщение информации, направить внимание учащихся на необходимые объекты, обеспечить выполнение программы обслуживания.
Коммуникативный компонент - умение установить деловые отношения с учащимися разных возрастных категорий.
Познавательный компонент - это умение: совершенствовать содержание экскурсий, методику и технику их проведения; анализировать особенности экскурсионного процесса, результаты своей деятельности и на этой основе совершенствовать педагогическое мастерство; дифференцировано подходить к различным группам экскурсантов.
Особенности такого процесса: высокая степень наглядности, четкая тематичность материала, развитая методика сообщения знаний обучаемым.
Составными элементами мастерства учителя , работающего по данной методике являются:
1. Речевые умения (умение говорить грамотно, понятно, красиво). Выразительно интонировать свою речь, выражать в речи определенные мысли и чувства.
2. Мимическая и пантомическая выразительность, точные жесты, выразительные взгляды, улыбка.
3. Умение управлять своим эмоциональным состоянием, быть приветливым, доброжелательным.
4. Владение элементами режиссерских и актерских умений. Все это позволяет экскурсоводу оказывать активное речевое и неречевое воздействие на аудиторию.
Ниже представлю необходимые навыки и умения, которым следовало обучить учащихся:
1. Работа с информацией
2. Отбор экскурсионных объектов (экспонатов) и выбор маршрута
3. Подбор зрительного ряда
4. Разработка структуры презентации, плана выступления
5. Оформление мультимедийной презентации, правильное использование анимации
6. Умение составлять текст экскурсии, работа с текстом
7. Ораторские приемы, умение говорить
При совместной работе коллег нашей творческой педагогической мастерской были разработаны алгоритмы проведения уроков такого типа, проведены обучающие семинары, мастер-классы, открытые уроки.
Результат этот неоднозначен. Он зависит от знаний и профессионального мастерства педагога. Полученный «продукт» может быть положительным, отрицательным или нейтральным. Судить о нем можно по знаниям, умениям и навыкам, усвоенным обучаемыми и воспитуемыми, а также по их поведению.
















Вывод
Эффективность современного урока основывается на применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель, прежде всего должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нём правила. Насколько формально учитель будет относиться к своим обязанностям, настолько формально к приобретению знаний будет относиться ребёнок.
Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности.
Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание.
Нетрадиционные  формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.
Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как о нетрадиционных, творческих, авторских. Нестандартный урок будет приниматься в качестве одного из ведущих средств обучения.
На сегодняшний день можно сказать, что работая по данному методу эффективность урока можно наблюдать достаточно на неплохом уровне приведу примеры результативности свое работы.
Класс
Работа с информацией
Отбор экскурсионных объектов (экспонатов) и выбор маршрута
Подбор зрительного ряда
Разработка структуры презентации, плана выступления
Оформление мультимедийной презентации, правильное использование анимации
Умение составлять текст экскурсии, работа с текстом
Ораторские приемы, умение говорить


80
60
60
40
30
40
50


95
95
90
80
60
80
90


75
76
70
60
50
60
60

10а
90
100
95
90
90
80
75

10б
90
80
80
75
80
80
75

Конечный продукт
Банк материалов для проведения виртуальных экскурсий
на уроках географии
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Класс 7 дата 08.11.10
Тема урока: Атлантический океан
Цель учителя: сформировать представление об особенностях Атлантического океана
Цель ученика:
Знать:
ГП Атлантического океана
Особенности рельефа дна
Свойства вод Атлантического океана
Климатические особенности
Уметь:
Работать с различными источниками информации
Делать сравнительную характеристику Атлантического океана
Проблемный вопрос:
Почему можно утверждать, что слова Ж.Верна актуальны и в сегодняшнее время?
Материалы (наглядные пособия, дидактический материал, ТСО и т.д.)
Атлас, учебник, «климатическая» карта и «физическая карта мира»
Ресурсы (откуда берётся информация по теме: книги, учебники, Интернет и т.д.)
Учебник, дидактические материалы
Используемые технологии (модульная, проектно-исследовательская, дифференциированого подхода, развивающего обучения и т.д.): дифференцированный подход, частично-поисковый
Формы организации учебной деятельности учащихся (групповая, парно-групповая, фронтальная и т.д.) групповая
Критерии оценивания:
А – знание основных природных характеристик вод океана
С – умение проводить исследования и демонстрировать понимание знаний
D –умение организовывать информацию в логическую последовательность, использовать соответствующий язык, стиль и визуальное представление информации
Области взаимодействия
ATL – умение организовать свой труд, работа с материалом учебника и виртуальными уроками, составление сравнительного анализа, умение подводить итог.
ENV – Океан – как сообщество организмов живой и неживой природы
HI – создание твоего маршрута круиза
КОНСПЕКТ УРОКА
Оргмомент. Проверка готовности к уроку, отсутствующие. Постановка целей урока. Определение критериев, областей взаимодействия, работающих на уроке.
Проверка домашнего задания:
Самостоятельная работа по дифференцированным заданиям – 4 уровня.
Актуализация знаний и способов деятельности:
СЛОВА ОБ АТЛАНТИЧЕСКОМ ОКЕАНЕ
Изучение новых знаний и способов деятельности.
Работа в группах по заданиям
Группа – топонимика (топонимический словарь)
ГП АО (план стр.169, карты атласа)
РЕЛЬЕФ ДНА (карты атласа, учебник стр. 90)
СВОЙСТВА ВОД (карты атласа, учебник стр. 91)
КЛИМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ (карты атласа, стр. 90-91)
Хозяйственное использование (карта атласа, стр.92-94)

Закрепление полученных знаний и способов деятельности:
Отчёт групп
Проверка понимания знаний и способов деятельности:
Используя полученные знания, сделать рекламу круиза по АО для любителей:
Топонимический тур (История происхождения названий ГО)
Экстримального отдыха (Дайвенг, особенности рельефа дна Дайв-тур)
Научная экспедиция (особенности свойств вод)
Познавательный тур (животный и растительный мир океана)
Бизнес тур (хозяйственное использование)
Индивидуальный тур (Программа выживания)

Контроль и самоконтроль знаний и способов деятельности (вид проверки) в группах:
Отчёт туроператоров
Рефлексия и подведение итогов учебного занятия
1.Достигли целей урока?
2. Какие ОВ работали на уроке?
Информация о домашнее задание
П 19. Рекламный буклет по теме вашего тура.
Приложение к уроку:
Дифференцированное задание:
Задание 1–го уровня
Самый большой океан по площади:
А. Тихий; Б. Индийский; В. Северный Ледовитый
Этот океан экватор пересекает в его северной части:
А. Северный Ледовитый; Б. Индийский; В. Тихий
Нулевой меридиан не пересекает этот океан:
А. Индийский; Б. Северный Ледовитый; В. Тихий
Самая глубокая впадина находится в:
А. Северном Ледовитом; Б. Индийском; В. Тихом
Самый солёный океан:
А. Индийский; Б. Тихий; В. Северный Ледовитый
Задание 2-го уровня
Дайте характеристику свойств вод Северного Ледовитого океана.


п/п
Черты
характеристики
Северный
Ледовитый
океан

1.
Температура вод
А. На севере
Б. В центре
В. На юге



2.
Солёность
А. Максимальная
Б. Минимальная
В. На севере
Г. В центре
Д. На юге



3.
Течения
А. Холодные
Б. Тёплые







Задание 3-го уровня
Дайте сравнительную характеристику рельефа дна Тихого и Северного Ледовитого океана.

п/п
Черты
характеристики
Тихий океан
Северный
Ледовитый
океан

1.
Глубина
Средняя

максимальная



2.
Литосферные плиты



3.
Котловины




4.
Поднятия





Задание 4-го уровня
Дайте сравнительную характеристику климатических условий Индийского и Северного Ледовитого океана.

п/п
Черты
характеристики
Индийский океан
Северный
Ледовитый
океан

1.
Климатические пояса




2.
Температуры
Июля
Отдо.

Января
От..до.







3.
Воздушные массы





4.
Количество осадков






Задание 5-го уровня
Составьте пять вопросов по особенностям рельефа дна Тихого и Северного Ледовитого океана:
1
23
4
5
Задания для работы в группах
13 EMBED Word.Document.8 \s 1415








ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГИДРОЛОГОВ
Используя карты атласа, учебник стр. 91, дайте характеристику особенностей вод Атлантического океана
№ п/п
Черты характеристики
Описание

1.
Температура вод


- средняя




- охарактеризуйте температуру в разных частях океана






- какая часть северная или южная теплее
.

2.
Солёность


Средняя




Минимальная (где, почему)
..
..
.
.


Максимальная (где, почему)
..
..
.
.
.

3.
Течения


тёплые
холодные

.
.







.
.
.
.







ЗАДАНИЕ ДЛЯ КЛИМАТОЛОГОВ
Используя карты атласа и учебник стр.90-91, дайте характеристику климатических особенностей атлантического океана.
№ п/п
Черты характеристики
Описание

1.
В каких климатических поясах расположен


2.
Дайте описание климата каждого пояса



ВМ, ветры, температура
.



ВМ, ветры, температура
.


..
ВМ, ветры, температура



..
ВМ, ветры, температура
.



ВМ, ветры, температура













ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГЕОГРАФОВ
Использую карту дайте, характеристику географического положения Атлантического океана
№ П/П
Пункты плана
Описание

1.
Показать и назвать границы


- северная граница

Проходит по восточной части залива, далее между островами и..до побережья



- восточная граница

По западным берегами.,
До мыса и к



- южная граница

По берегам



- восточная граница

От .., к мысу.
По восточным берегами



2.
Форма океана

Вытянут в направлении


3.
С какими океанами соединяется
.........................................................
.

4.
Площадь














Задание для исследователей глубин океана и рельефа дна
Используя карты атласа, учебник на стр. 90, дайте характеристику рельефа дна Атлантического океана
№ п/п
Части дна
Характеристика

1.
Шельф


2.
Материковый склон
.

3.
На каких литосферных плитах расположен


4.
Котловины


5.
Хребты
.

6.
Желоба


7.
Моря
..






ЗАДАНИЕ ГРУППЕ
Подберите нужные фотографии к предложенным названиям, предварительно прочитав об их происхождении. Найдите эти географические объекты на карте. Расскажите одноклассникам.
№ п/п
Фото
название
объяснение

1.

Атлантический океан
Таинственный остров [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], ушёл под воду семнадцать тысяч лет назад. Жил на нём воинственный и мужественный народ (атланты), а царствовал над ним бог Посейдон вместе с женой Клейто. Имя их старшего сына было Атлас. В его честь, омывающее эту землю безбрежное море и было названо Атлантическим.

2.


Канарские острова
Канарские острова названы так в честь СОБАК, а канарейки названы в честь островов (аборигенами которых они являются), а не наоборот. Архипелаг получил своё имя от латинского названия самого крупного из островов, который римляне прозвали "Островом Собак" (Insula Canaria) из-за огромного количества на нём этих животных - как диких, так и одомашненных. Название одного острова распространилось на всю островную группу - Канарские острова - уже в XIV веке.

3.

Мыс Бурь
Мыс Доброй Надежды был открыт в 1487 г., когда три португальских каравеллы под командованием Бартоломео Диаша (1450-1500) после жестоких бурь достигли этой части африканского материка, которую мореплаватели сначала назвали мысом Бурь. Экспедиция искала путь в Индию, но, обогнув этот мыс, маленькая эскадра через некоторое время повернула назад. Позднее король Жуан Второй переименовал мыс Бурь в мыс Доброй Надежды.

4.

Пролив Дрейка
С самого начала экспедиция не заладилась. На Огненной Земле вспыхнул бунт, и Дрейк подавил его, сочтя, однако, случившееся дурной приметой. Пять кораблей двинулись дальше Магеллановым проливом, оставив за спиной повешенного вожака мятежников. Примета не замедлила сбыться: в Тихом океане экспедицию разметал лютый шторм. Три корабля затонули вместе с экипажем, один с великим трудом сумел вернуться в Англию. А Дрейк исчез. Его скромный неполных двадцать метров в длину, менее шести метров в ширину корабль «Пеликан» отшвырнуло бурей на юго-восток, что позволило Дрейку открыть широкий пролив между Южной Америкой и Антарктидой.

5.

Огненная Земля
Магеллан через год после начала плавания достиг окончания материковой части Южной Америки и вошел в пролив, который впоследствии был назван его именем. В этих широтах даже летом температура редко поднимается выше +12 градусов, и местные индейцы постоянно грелись у костров. Увидев большое количество огня на берегу, Магеллан принял его за вулканический и назвал эту землю Tierra Del Fuego - Огненная Земля.

6.

Мыс Горн
Название мыса обусловлено не тем, что Южная Америка похожа на «горн», на самом деле мыс назвали в честь старого голландского города Горн, в котором родился капитан корабля Якоб Лемер. Именно он дал имя острову. А случилось это важное мореплавательное событие в 1616-ом году.

7.

Магелланов пролив
Открыт и впервые пройден 21 октября - 28 ноября 1520 г. португ. мореплавателем Фернаном Магелланом (ок. 1480-1521), находившимся на исп. службе. Сведения о первоначальном : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сообщению историка экспедиции Пигафетты он получил название Патагонский пролив [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] геогр. обл. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], незадолго до этого открытой Магелланом. Другой участник экспедиции называет его проход Виктории по названию корабля, с которого был открыт вход в пролив. Есть также сведения, что Магеллан дал ему название пролив Всех Святых; день Всех Святых отмечается 1 ноября, когда корабли экспедиции шли этим проливом. Но ни одно кз этих названий не закрепилось и после распространения сведений об открытии Магеллана в употребление входит название пролив МагелланаКабо-Верде - от португальского Cabo Verde

8.

Саргассово море