Программа «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» как эффективный метод нравственного воспитания и коррекции эмоциональных нарушений поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


Программа «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» как эффективный метод нравственного воспитания и коррекции эмоциональных нарушений поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
«По-моему, цель сказочника заключается в том,
чтобы какой угодно ценой воспитывать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека
волноваться чужими несчастьями, радоваться
радостями другого, переживать чужую судьбу,
как свою».
К.И.Чуковский
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения.
Проблема здоровья и его сохранение в современном обществе стоит более чем остро. Здоровый образ жизни, к сожалению, пока не занимает первое место главных ценностей человека в нашем обществе. Фундамент здоровья закладывается в детстве. Наши дети испытывают такие нравственные перегрузки и стрессы, которые позволяют им рано взрослеть. Сейчас стал явно ощутим разрыв детей и молодёжи с предыдущими поколениями. Внутрисемейные отношения заражены бациллами стяжательства и накопительства, стремлением к богатству любой ценой. Огромная масса суетящихся людей озабочена тем самым накопительством и не хочет остановиться и задуматься о главном, о духовном: ради чего они жили, с чем уйдут, что после себя оставят, кроме материального. Трудные обстоятельства в жизни побуждают человека искать выход. А если такой опыт ещё мал? Тогда путь кажется трудным, а препятствия - непреодолимыми. Сегодня психологи говорят о росте суицидов среди детей и подростков с огромной тревогой, а данные представляют не так как прежде (от 10 до 15 лет), а от 5 до 15 лет. По данным Минздрава России, до 70% кончины дошкольников и школьников – травмы, отравления, убийства, самоубийства. С 2008 по 2015 год от этих причин погибло более 8 тысяч детей.
Существует ли возможность вырваться из порочного страстного круга и сделать будущность наших детей лучше?
Конечно, существует. Это лечение, но не медикаментозное. Это лечение сказками, сказкотерапия. И хотя по традиции мы продолжаем считать, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Все это требует особого отношения к организации школьной жизни обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: созданию оптимальных гигиенических, психофизических, экологических и других условий предотвращающих формирование постоянного состояния переутомления.
То, что сказкотерапия является одним из самых ярких и доступных методов здоровьесбережения, сегодня уже не надо доказывать ни педагогам, ни воспитателям. Однако, отчего излечивает – стоит подробнее рассмотреть, поскольку дело это серьёзное.
Прежде всего, сказка способна излечить ребёнка младшего школьного возраста от эмоциональных нарушений поведения: таких, как тревожность, агрессивность, эмоциональный дискомфорт и эмоциональная неустойчивость личности.
Часто доводится педагогам и родителям сталкиваться с гневом ребёнка или страхом. Если гнев проявляется на критическую для ребёнка ситуацию, опасную для него, - это оправдано. Если же гнев становится постоянным переживанием, то это уже вызывает у взрослых тревогу за ребёнка и заставляет искать причины таких нарушений.
. Тревожность в младшем школьном возрасте является устойчивым образованием, сохраняющимся на длительное время. У мальчиков тревожность может объясняться большей активностью и подвижностью, чем у девочек, это связано с физиологией. А результат – частые наказания, ссоры со сверстниками и взрослыми, ведущие к появлению тревожности, беспокойства, чувства вины.
Эмоциональное неблагополучие может быть связано с затруднениями в обучении и приводить к нарушениям в поведении ребёнка. Эмоциональная неустойчивость личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья связана с неумением распознать эмоции, как свои, так и тех, с кем он общается. Понять эмоциональное состояние другого человека – значит обеспечить успех общения с ним.
При чём же здесь сказка, спросите вы?
Конечно, коррекция эмоциональных нарушений поведения может быть проведена и с помощью иных средств, таких как игры, изобразительное искусство, музыка, театр. Однако самым доступным и любимым средством является сказка. Вот почему коррекция эмоциональных нарушений поведения и является частью науки – сказкотерапии.
Цели и задачи программы
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для духовно-нравственного воспитания и коррекции эмоциональных нарушений поведения. Целью и задачами сказкотерапии является воспитание нравственно-этических норм и правил, снижение агрессивности, тревожности и страхов у детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого сказкотерапия использует сказочные приёмы и способы работы с обучающимися, воспитанниками, доступными им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке.
Доктор психологии, директор Института сказкотерапии г. Санкт- Петербурга Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложила систему «сказкотерапевтической психокоррекции». Эта система понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребенка, расширения поля сознания и поведения ребенка, поиск нестандартных оптимальных выходов из различных ситуаций, безусловное принятие ребенка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой.
Ознакомившись с системой сказкотерапевтической психокоррекции, изучив в течение нескольких лет теоретический и практический опыт работы института, опыт работы других психологов и педагогов мною была создана и адаптирована программа «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» для обучающихся, воспитанников начальных классов.
Данная программа может быть использована как психологами, так и воспитателями школы-интерната, поскольку является доступной и универсальной в применении.
Цели программы:
Коррекция эмоциональных нарушений поведения детей с ограниченными возможностями здоровья, снижение тревожности, устранение страхов, формирование позитивного поведения.
Задачи программы:
Дать педагогам и воспитателям практический материал, затрагивающий проблемы духовно-нравственного воспитания, проблемы межличностного общения, модели позитивного поведения, вопросы эмоционального комфорта и благополучия ребёнка в семье и среди сверстников.
Помочь детям с ограниченными возможностями здоровья через литературный материал понять свои проблемы, вскрыть причины их проявления, понять свою собственную роль в их разрешении и стараться решать их приемлемыми для окружающих и безболезненными для них самих способами.
С помощью сказок снять эмоциональное напряжение в случае стрессовых или психотравмирующих, конфликтных ситуациях.
Развитие познавательного интереса, речи, произвольного внимания, памяти, творческого воображения.
Формирование эстетического вкуса, обогащение положительного эмоционального опыта.
Виды сказок и общие закономерности работы с ними.
Концепция сказкотерапии базируется на пяти видах сказок.
К художественным сказкам мы относим сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический и даже медитативный аспекты. .
Слушая сказку, ребёнок «впитывает» философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения, потом разыгрывает это с друзьями. Причём, все процессы протекают на бессознательно-символическом уровне.
Вот почему некоторые дети любят слушать одни и те же сказки. Очевидно, определённая история разворачивает для ребёнка его внутренние проблемы и отвечает на важные вопросы. Многократно проживая события сказки, ребёнок косвенно приобретает значимый для себя жизненный опыт.
Внимательное наблюдение за поведением человека, независимо от возраста, даёт нам возможность понять, какой ответ он ищет в данный момент своей внутренней жизни. Что могут сделать в этот сложный момент для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – педагоги, психологи, воспитатели?
Подобрать соответствующую сказку? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим две большие группы сказок: народные и авторские.
Педагоги-психологи спорят, какие сказки лучше для развития личности ребёнка – народные или авторские? Одни говорят, что в авторских сказках слишком много личностных проекций, скрывающих от читающих истину. Другие говорят, что народные сказки жестоки и однообразны. Так, что же выбрать?
Итак, народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:
окружающий мир – живой. В любой момент всё может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.
ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства приятия другого.
разделение зла и добра, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
самое ценное достигается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
вокруг нас много помощников, но они приходят на помощь, если мы сами не можем справиться со сложившейся ситуацией. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.
Все эти идеи педагоги и воспитатели должны обсуждать со своими воспитанниками.
Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Если воспитатель хочет помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья осознать свои внутренние переживания, необходимо выбрать авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекций, ведь они-то и ценны на данный момент.
Многообразие художественных сказок, постоянно пополняемое современными авторами, даёт нам простой и глубокий инструмент для работы.
Остальные виды сказок создаются не спонтанно, а специально.
Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы и т.д.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определённых заданий. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
Алгоритм дидактической сказки-задания:
Введение в сказочную страну, в которой живёт одушевлённый символ. Рассказ о нравах, привычках, традициях этой страны.
Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (Баба-Яга, дракон и другие), стихийное бедствие (ураган, ливень), тяжёлое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).Обращение к ребёнку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может всё спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определённое задание.
На учебных и воспитательных занятиях нам важно, чтобы ребёнок «проникся» учебным материалом. Особенно, интересным оказывается создание сказок для уроков валеологии, где ребята постигают науку о здоровом образе жизни.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребёнку, имеющему проблемы в развитии смысла происходящего. Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно 11 – 13 лет) и проблематике (неадекватное и аффектное поведение).
Создать психокоррекционную сказку нетрудно, и многие писатели, сами не осознавая этого, сочиняют их блестяще.
Алгоритм психокоррекционной сказки:
В первую очередь необходимо подобрать героя, близкого ребёнку по возрасту, характеру.
Потом описывается жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребёнок нашёл сходство со своей жизнью.
Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребёнка, и приписываем герою все переживания ребёнка.
Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Задача педагога, воспитателя, через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем.
Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.
В создании психокоррекционных сказок нам поможет наш жизненный опыт. Ведь многие ситуации уже пережиты нами в детстве, и мы можем поделиться этим с ребятами в сказочной форме.
Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребёнку, не обсуждая её. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Можно обсуждая сказку, проиграть её, порисовать сказочных героев, изготовить сказочные персонажи из бумаги, пластилина.
Психотерапевтические сказки – сказки, врачующие душу, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны, не всегда имеют «традиционно» счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.
Психотерапевтические сказки создаются в процессе поиска смысла происходящих событий и проблемных ситуаций. Часто, слушая рассказ ребёнка, мы задаёмся вопросом: почему это происходи именно с ним? Какой же позитивный опыт может содержаться в этой ситуации? В ответ на эти вопросы возникает психотерапевтическая сказка. Она становится посредником между педагогом и воспитанником.
В процессе создания психотерапевтической сказки чрезвычайно важен образ главного героя. Этот образ будет отражать скрытое, сокровенное «Я» ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Создавая психотерапевтические сказки, мы представляем ребёнка в образе сказочного героя, и фантазируем, какие события смогли с ним произойти. Задача педагога помочь ребёнку принять ситуацию, разобраться в смысле происходящего. К сказкам можно рисовать иллюстрации, изготавливать кукол, ставить спектакли.
Медитативные сказки создаются для пополнения положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития межличностных потенциалов.
Главное назначение медитативных сказок - сообщение нашему бессознательному сознанию позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.
Общие условия для проведения медитаций:
в помещении должно быть тепло, но не душно, холод вызывает непроизвольное напряжение мышц;
освещение должно быть мягким и тёплым, темнота пугает;
специально подобранная музыка;
удобная поза;
ритм «входа» и «выхода» из медитации предполагает неторопливость и постепенность.
Такие сказки ориентированы также на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, тактильной и кинетической.
Характер этих сказок – путешествие. Для того чтобы создать сказку на осознание себя в настоящем, необходимо вспомнить ситуацию, когда мы чувствовали себя счастливыми, спокойными, радостными, когда внутри нас царили ясность и гармония.
Подобные сказки, рассказанные под музыку, развивают воображение и произвольное внимание. Поэтому, медитативные сказки, рассказанные в начале урока, улучшают концентрацию внимания, память и работоспособность учеников.
Позитивные образы медитативных сказок проникают в бессознательное и формируют там самый настоящий «энергетический фундамент» личности, компенсируя дефицит родительского тепла.. Сказки этого вида особенно важны в работе с детьми, находящихся в детских домах и школах-интернатах.
Схема размышления над сказками и их обсуждение.
Акцент Направление размышления Вопросы Комментарий
Основная тема Важно понять основные идеи сказки, то есть, что с помощью её нам хотели передать, какой опыт, о чём предупредить и пр. О чём эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать?
Через основную тему нам передаются нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы.
Линия героев сказки. Мотивы поступков. Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки. Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому?
Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя или во взаимосвязи героев друг с другом.
Линия героев сказки.
Способы преодоления трудностей. Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки. Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный? Всё решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей?
Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов и др., важно оценить в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей.
Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям. Что приносят поступки героя окружающим, радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Важно развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни.
Актуализированные чувства. Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определённая ситуация и почему? Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызывали радостные, а какие грустные чувства?
Какие ситуации вызывали страх (раздражение)? Почему герой реагирует именно так? Размышляя над сказкой, нужно делать акцент на источники чувств внутри нас.
Структура
коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.
Этап Назначение Содержание этапа
1.Ритуал «входа» в сказку Создать настрой на совместную работу.
Войти в сказку. Коллективное упражнение.
Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершают другое «сплачивающее» действие.
2. Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.
Воспитатель задаёт детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они опыт; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр.
3.Расширение Расширить представления ребёнка о чём-либо. Воспитатель рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу и сказки и пр.
4.Закрепление Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребёнка. Воспитатель проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр.
5.Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью. Воспитатель обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.
6.Резюмирование Обобщить приобретённый опыт, связать его с уже имеющимся опытом. Воспитатель подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчёркивает значимость приобретённого опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.
7.Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребёнка к взаимодействию в привычной социальной среде. Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением.
Ведущий говорит: «Мы берём с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».
Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.
Примечание: Эти рекомендации можно перенести на любую сказку.
Разработанная система сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, которые позволяют развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать.
1. Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов:
«Как вы думаете, о чем эта сказка?»;
«Кто из героев больше всего понравился и почему?»;
«Почему герой совершил те или иные поступки?»;
«Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?»,
«Что было бы, если бы в сказке были одни хорошие или плохие герои?», а также другие вопросы.
Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых.
2. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая.
3. Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это - важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя, необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
5.Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.
.
В программе раскрыта актуальная проблема использования сказок с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья . Описаны доступные способы использования сказкотерапии в работе с детьми с целью педагогической коррекции наиболее распространённых отклонений в поведении, показаны способы выявления причин конфликтов со сверстниками и родителями. Показаны приёмы обеспечения благоприятного нравственного и эмоционального микроклимата в детском коллективе и семье ребёнка.
Литературный материал в соответствии с темами занятий воспитатель может выбирать по своему усмотрению, исходя из проблем детей, а также по результатам тестирования, проведённого совместно с педагогом-психологом школы.
Режим занятий, в рамках данной программы, предполагает еженедельные 35 – 45 минутные занятия с группой воспитанников (7 – 10 человек). Занятия лучше проводить в комнате, где достаточно места для передвижения.
На занятиях можно использовать следующие методы: беседа, ролевая игра, инсценировка сказки, обсуждение, рисование сказочных героев.
После чтения сказки воспитатель даёт детям возможность побеседовать, высказать свои собственные суждения, а затем проводить анализ сказки.
Сказкотерапевтические занятия с обучающимися, воспитанниками специальной (коррекционной) школы-интерната.
Сроки Тема занятия Цель
сентябрь 1. Беседа с ребятами о многообразии сказочного мира (персонажи, герои, ситуации). Историческая справка.
2. Возможности работы со сказкой (использование сказки как метафоры, рисование по мотивам, обсуждение поведения, проигрывание эпизодов ...)
3. Блиц-опрос «Моя любимая сказка».
4. Понятия о Добре и Зле.
1. Познакомить со сказками известных писателей, побудить ребят спрашивать и задавать вопросы. Самостоятельно мыслить, рассуждать и т.д.
2. Показать, что сказку можно: анализировать, сочинять, пере писывать, рассказывать, рисовать, драматизировать, дописывать и т.д. 3. Выяснить, какие сказки ребята знают.
4. Дать определение основных ценностей поведения человека, выявить систему оценок в категории: «Добро-Зло».
октябрь Основные приемы работы со сказкой:
1. Анализ сказки «Синяя Борода».
2. Рассказывание сказок от имени других действующих лиц.
3. Переписывание сказок.
4. Сочинение сказок.
Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев.
2. Проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, речи.
3. Определить закономерности развития сюжета.
4. В образной форме рассказать об основных этапах становления и развития личности.
ноябрь 1. Чтение и обсуждение русских народных сказок.
2. Прочитать сказку «Теремок», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах».
3. Прочитать по ролям сказку «Три поросёнка».
4. Прочитать сказку «Буратино».
1. Познакомить ребят с творчеством писателей - сказочников.
2. Изучить сказки и подготовить вопросы для проведения юмористической викторины. Например: «В какой русской народной сказке решаются проблемы обеспечения жильем ?» (Теремок ).
3. Подготовка к юмористической викторине.
декабрь 1. Проведение юмористической викторины.
2. Психологическое занятие для учащихся - «Здравствуй, сказка»:
2.1. Вступительное слово.
2.2. Чтение сказки.
Проверка и закрепление знаний ребят по пройденному материалу.
2. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации, связанной с пропажей чужих вещей, с вмешательством в чужую жизнь.
3. Инструментарий: пиктограммы с изображением эмоций, музыкальная шкатулка, изображение Оле-Лукойе, принадлежности для рисования.
январь 2.3.Беседа по сказке.
2.4. .Рисование и обсуждение рисунков.
2.5. Подведение итогов.
2.6. Прощание.
2.3. Расспросить ребят о чем задумалась Принцесса? Что чувствуют они сейчас?
2.4. Рисуем 10 минут, распределяем рисунки, организуем выставку.
2.5. Расспросить: что из занятия понравилось?, запомнилось?
февраль 1. Сказочный ларец (литературные игры по сказкам А.Н.Афанасьева):
2. Проводится конкурс «Кто больше вспомнит присказок».
3. Проводится конкурс «Лучший зачин». Познакомить ребят с творчеством А.Н.Афанасьева. Эти сказки учат жизни, имеют счастливый конец, в них присутствуют волшебные элементы, фантастика, мечта о чудесах.
март 1. Проводится конкурс «Сказочные поговорки».
2. Конкурс «Кто больше вспомнит сказочных концовок».
3. Вместе с детьми составить сказочную схему (используя присказки, зачины, поговорки).
4. Понятие «морали» в сказке.
1. Например: «Долго ли, коротко ли ... », «Не в сказке сказать, ни пером описать ... ».
2. Например: «А Мартынка и теперь живет, хлеб жует ... », «Вот вам сказка, а мне бубликов связка».
3. Рассказать, что любая сказка сочиняется по определенной схеме.
4. Каждая сказка чему-то учит. Недаром само слово «сказка» произошло от древнего «басня». А басня предполагает мораль ...
апрель 1.. Конкурс «Сказочные уроки». 1. Например: «Не рой яму другому, сам в нее попадешь!» (Волк и коза).
2. Какие волшебные предметы помогают сказочным героям? 2. Например: сапоги-скороходы, шапка-невидимка, волшебная палочка,
3. Подготовка к конкурсу «Ожившая сказка».
4. Конкурс «Ожившая сказка». 1. Например: «Не рой яму другому, сам в нее попадешь!» (Волк и коза).
2. Например: сапоги-скороходы, шапка-невидимка, волшебная палочка, скатерть-самобранка.
3. Командное соревнование по сказкам А.Н.Афанасьева.
май Игра «Сказочная газета». 1. Ребята угадывают сказку по вопросам. Например: «В одно коровье ухо
1.Страница 1. Новости из «Книги рекордов Афанасьева». влезает, а в другое вылезает?».
2. Страница 2. О спорте. Проводится мини-викторина «Сказочные чемпионы». 3.Страница 3. Знакомства. Кто из сказочных героев написал. следующие объявления?
4.Страница 4. Реклама. Объявления.
Подведение итогов. 1. Ребята угадывают сказку по вопросам. Например: «В одно коровье ухо влезает, а в другое вылезает?».
2.Например: «Гонщик на печи. (Емеля-дурак)».
3.Например: «Мастер я колоть дрова, рыбок уважаю, хоть и дурья голова, печь меня катает!». (Емеля.)
4.Требуется угадать автора объявления. Подведение итогов по сказкам.

Ожидаемый результат.
Реализация программы «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» в специальной коррекционной школе -интернат, позволит решить следующие задачи:
создание здоровьесберегающей системы работы для детей с ограниченными возможностями здоровья;
оказание помощи в совершенствовании вербального и невербального языка у обучающихся, воспитанников;
развитие способности детей к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей и зависимостей;
развитие творческого мышления и воображения;
оказание помощи в адаптации обучающихся, воспитанников к школьным условиям, в предупреждении и снижении тревожности;
формирование социально-адекватных способов взаимодействия с внешним миром;
коррекция эмоциональных нарушений поведения обучающихся, воспитанников;
оказание помощи воспитателю в построении процесса воспитания таким образом, чтобы ребёнок был способен принимать самостоятельные решения в любых жизненных ситуациях и брать ответственность за свои поступки;
оказание помощи воспитателю в использовании своих педагогических знаний и умений для построения неформальной воспитательной системы в группе-классе.
Итак, подводя итог вышеизложенному, хочу отметить, что сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь, и это делает её эффективным психотерапевтическим и развивающим средством в здоровьесберегающей системе работы школы- интерната. И чтобы это средство дало результат, надо использовать его в полной мере.