Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 5 классе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛУКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



РАССМОТРЕНО
на заседании МО
Протокол №___
от «____» ________20__г.
руководитель МО ____________


УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______________
О. С. Прокофьева
«___»_________20__г.





Рабочая программа
индивидуально-групповых занятий по русскому языку
на основе
Программы общеобразовательных учреждений.
Русский язык 5 – 9 классы Баранов М. Т., Ладыженская Т. А, Шанский Н. М.
– М.: Просвещение, 2014

Класс – 5
Количество часов: 34 (1 ч. в нед.)


Учитель – Прокофьева Ольга Сергеевна
Квалификационная категория – высшая
Стаж по предмету – 21 год






2015-2016 уч. год

Пояснительная записка
Программа индивидуально-групповых занятий «Развитие орфографической зоркости» предназначена для изучения в 5 классе на базовом уровне из расчета 1 час в неделю (34 часов в год).
Проблема снижения уровня грамотности школьников стала настолько острой, что в Федеральной целевой программе «Русский язык» названа общегосударственной. Практика показывает, что в средних классах значительно снижается грамотность письменной речи обучающихся. Причиной частичной утраты навыков правописания является нетвердое знание правил, неумение их применять, неумение распознавать и классифицировать орфограммы. Обучающиеся не видят целостной картины, не понимают взаимообусловленности правописания морфем или частей речи. Анализ уровня сформированности ведущих компетенций по предмету показал необходимость увеличения числа индивидуальных и групповых практико-ориентированных занятий, обеспечивающих применение обучающимися теоретических сведений в практической деятельности.
В основу планирования положен концентрический принцип подачи учебного материала, который способствует формированию целостной системы знаний. Содержание программы не дублирует программный материал по русскому языку, а расширяет и углубляет знания по основным разделам курса. На первый план выдвигается задача развития орфографической зоркости. Особое место отводится морфемной семантике: осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова помогают сформировать грамматические, лексические, орфографические умения и навыки в их единстве.
Актуальность, новизна и значимость данной рабочей программы нашли отражение в доминирующей идее: теоретические сведения носят инструментальный характер, служат базой для углубления и расширения орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков; их объем и особенности подчинены главной цели – развитию орфографической зоркости. Работа с правилами и орфограммами ориентирована на семантический аспект соответствующих языковых единиц: на выяснение значений морфем, смысла слов в составе словосочетаний и предложений. Отбор дидактического материала осуществляется с учетом принципов научности, доступности, постепенного возрастания уровня сложности, сопоставления с ранее изученным материалом. Вновь вводимый орфографический материал включается в ранее изученный, что обеспечивает систематическое повторение и закрепление уже известных правил и облегчает усвоение новых сведений. Такой подход развивает грамматическое мышление ребенка, способствует активизации мыслительной деятельности и формированию устойчивых орфографических умений и навыков.
Работа ведется по скорректированной методике, которая основана на принципах личностно-ориентированного обучения. В процессе занятий важно предусмотреть задачу формирования и развития универсальных учебных действий школьников для достижения ими высоких личностных результатов. Задача учителя – грамотно выстроить индивидуальную образовательную траекторию обучающихся и создать условия для развития положительной мотивации к обучению.
Цель программы – совершенствовать навыки грамотного письма через развитие орфографической зоркости обучающихся.
Задачи обучения:
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;
совершенствование навыков рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
развитие универсальных учебных действий обучающихся;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.

Содержание программы*

Введение
Основные единицы языка: слово, словосочетание, предложение, текст. Слово – основная единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однокоренные слова. Синонимы. Омонимы. Антонимы. Лексикография. Толковый и орфографический словарь.

Орфограмма. Основные виды орфограмм, изученных в начальной школе
Орфография и пунктуация. Орфограмма. Пунктограмма. Употребление прописных и строчных букв. И,У,А после шипящих. Буквы Ь и Ъ. Правописание окончаний существительных и прилагательных. Буквы И, Ы после Ц. Проверяемые согласные в корне слова. Непроизносимые согласные в корне. Правописание имен собственных.
Орфограммы корня
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением. Способы проверки безударных гласных. Непроверяемые безударные гласные. Словарные слова. Слова иноязычного происхождения. О-Е после шипящих в корне. Чередующиеся гласные в корне. Корни лож-лаг, рос-раст-ращ, гор-гар, зор-зар, стел-стил. Условия выбора букв О-А, Е-И в корнях с чередованием, обозначение орфограмм. Список слов-исключений.

Синтаксис и пунктуация
Части речи и члены предложения. Синтаксический разбор предложения. Пунктограмма. Знаки препинания при однородных членах предложения. Знаки препинания в сложном предложении.




Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса «Развитие орфографической зоркости» ученик должен:
Знать \ понимать:
определения изученных в 5 классе основных языковых единиц, речеведческих понятий;
орфографические, пунктуационные правила;
Уметь:
воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;
осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания;
определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста;
самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;
подробно и выборочно пересказывать повествовательные тексты, соблюдая последовательность и связность изложения;
строить устные и письменные высказывания на заданную тему;
соблюдать последовательность и связность изложения.



Литература:
Баранов М. Т., Ладыженская Т. А, Шанский Н. М.. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы – М.: Просвещение, 2013.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под редакцией А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2010.
Л.А. Ахременкова. К пятерке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 5класс. – М., Просвещение, 2010.
Солодовникова Л. А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку – М.: Экзамен, 2010
Ладыженская Т. А. Такие разные диктанты 5 – 9 классы – М.: ЮВЕНТА, 2007
Макарова Б. А. 20 универсальных грамматических таблиц по русскому языку для достижения абсолютной орфографической грамотности 5 – 11 классы – М.: АСТ: Астрель,2009.
Шанский Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1975.
Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1995.
Г.Граник, С.Бондаренко, Л. Концевая. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.
* Количество часов на изучение разделов программы обозначено в учебно-тематическом плане. См. приложение 1.


Приложение 1.
Учебно-тематический план. 5 класс.

Тема
Количество часов
Форма контроля

1
Введение.

2 часа.
Работа с лингвистическим текстом.

2
Повторение изученного в начальной школе.
10 часов.
Объяснительный диктант.

3
Ь после шипящих на конце существительных, прилагательных, глаголов
2 часа
Диктант «Проверяю себя»

4
Буквы Ё О после шипящих в корне
1 час.
Заполнить таблицу

5
Существительные на –ия, -ий, -ие.
1 час.
Заполнить таблицу

6
Морфологический разбор имени существительного.
1 час.
Морфологический разбор имени существительного.

7
Правописание О Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных
1 час.
Тест.

8
Гласные в падежных окончаниях прилагательных
2 часа.
Проверочная работа.

9
Морфологический разбор имени прилагательного.
1 час.
Морфологический разбор имени прилагательного.

10
Правописание глаголов.
4 часа.
Тестовые задания

11
Правописание приставок
2 часа.
Тестовые задания

12
Гласные в корнях с чередованием.
5 часов.
Тестовые задания

13
Ь в середине слов в сочетаниях зн, сн, нт, ст, зд
1 час.
Работа с лингвистическим текстом.

14
Союзы при однородных членах предложения.
1 час.
Индивидуальные задания по карточкам


итого
34 часа









Приложение 2
Утверждаю
Директор МБОУ «Лукинская ООШ»
_____________ О. С. Прокофьева
Календарно-тематическое планирование. 5класс
№ урока
Тема урока
Кол-во
ча-сов
Вид урока
Содержание учебного материала
Требования к уровню подготовки учащихся
Формы контроля
Домашнее задание
Дата










план
факт

1 четверть (9 часов)

1-2
Орфограмма. Основные правила орфографии
2
Комбинированный урок
«Ошибкоопасные места»: сильные и слабые позиции фонем, орфограмма, виды орфограмм, обозначение орфограмм.
Знать, что изучает орфография, что такое орфограмма, виды орфограмм.
Работа с лингвистическим текстом.
Письменное обозначение основных орфограмм в тексте



3
Правописа-ние проверяемых безударных гласных в корне слова
1

Урок комплексного применения знаний
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
Знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова. Знать о непроверяемых безударных гласных в корне слова. Уметь правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными в корне; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов); пользоваться орфографическим словарем.
Объясни-тельный диктант
Тест № 1



4
Правописа-ние проверяемых согласных в корне слова
1
Урок комплексного примене-ния знаний
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
Знать способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова. Уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки согласных в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов, в которых после проверяемой согласной стоит гласная или согласная Л, М, Н, Р); пользоваться орфографическим словарем.
Объясни-тельный диктант
Письменное обозначение основных орфограмм в тексте



5
Правописа-ние непроизно-симых согласных в корне слова
1
Урок комплексного применения знаний
Правописание непроверяемых и непроизносимых согласных в корне слова
Знать способ проверки непроизносимых согласных в корне слова. Уметь правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; разграничивать проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способом проверки непроизносимых согласных в корне.

Списывание
2



6
Непроверяе-мые гласные и согласные в корне слова
1
Урок комплекс-ного применения знаний
Правописание непроверяемых безударных гласных и согласных в корне слова
Знать о непроверяемых безударных гласных и согласных в корне слова. Уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными и согласными в корне; графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарем.
Словарный диктант
Подготовить словарный диктант из 10 словарных слов.



7
Буквы И, У, А после шипящих
1

Урок комплексного применения знаний
Буквы И, У, А после шипящих
Знать правило написания букв И, У, А после шипящих и слова-исключения. Уметь правильно писать слова с буквами И, У, А после шипящих и слова-исключения; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем.
Тестовые задания
Тест № 3



8-9
Разделитель-ные
Ъ и Ь
2

Урок комплексного применения знаний
Разделительные
Ъ и Ь
Знать правило употребления разделительных Ъ и Ь. Уметь находить в словах разделительные Ъ и Ь; разграничивать Ь разделительный и Ь как показатель мягкости предшествующего согласного; уметь правильно употреблять на письме разделительные Ъ и Ь; графически обозначать условия их выбора.

Распределительный диктант
Дополнить таблицу примерами



2 четверть (7 часов)

10
Правописа-ние -ТСЯ и -ТЬСЯ в
глаголах
1
Комбинированный урок
Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в
глаголах
Знать условия выбора написания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; знать о произношении [ца] на месте -ТСЯ и -ТЬСЯ.
Уметь правильно произносить глаголы на -ТСЯ и -ТЬСЯ; уметь правильно ставить вопрос к изучаемым глаголам; правильно писать -ТСЯ или -ТЬСЯ в глаголах; графически обозначать условия выбора правильного написания; уметь употреблять в речи глаголы на -ТСЯ и -ТЬСЯ.
Распределительный диктант.
Индивидуаль
ные задания по карточкам



11
Большая буква и кавычки в именах собственных
1
Урок комплексного применения знаний
Условия употребления большой буквы и кавычек в именах собственных.
Знать и уметь различать условия употребления большой буквы и кавычек в именах собственных. Уметь работать с разными типами словарей.
Анализ текста. Диктант «Проверяю себя».
Работа с текстом.



12
Раздельное написание предлогов с другими словами.
1
Урок комплексного применения знаний
Показать отличие предлога от омонимичных приставок; роль предлога в словосочетании и в предложении; формирование умения различать предлоги и приставки.
Знать отличие предлога от омонимичных приставок; роль предлога в словосочетании и в предложении. Уметь различать предлоги и приставки, определять роль предлогов в словосочетании и в предложении.
Взаимопроверка.
Тест № 4



13-14
Ь после шипящих на конце существительных, прилагатель-ных, глаголов
2
Урок комплексного применения знаний
Ь после шипящих на конце существительных, прилагательных, глаголов
Знать об употреблении и неупотреблении на письме Ь после шипящих на конце слова у существительных, прилагательных, глаголов.
Тестовые задания
Тест № 5



15
Буквы Ё О после шипящих в корне
1
Урок комплексного применения знаний
Буквы Ё О после шипящих в корне
Знать правило написания букв Ё О после шипящих в корне; знать слова-исключения; написание слов с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении. Уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь писать слова с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении.
Распределительный диктант
Тест № 6



16
Существи-тельные на –ия, -ий, -ие.
1
Урок комплексного применения знаний
Окончания существительных в Д., Р.,П. падежах.
Знать существительные на –ий. –ие, -ия как особую группу. Уметь применять правило.
Составить таблицу.
Индивидуаль
ные задания по карточкам



3 четверть (10 часов)

17
Морфологи-ческий разбор имени существительного.
1
Урок комплексного применения знаний
Порядок морфологического разбора. Общее значение существительного. Морфологические признаки.
Знать порядок морфологического разбора имени существительного.
Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного.

Работа со взаимопроверкой.
Морфологический разбор имени существительного.



18
Правописа-ние О Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных
1
Урок комплексного применения знаний
Буквы О Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных
Знать правило правописания О Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных. Уметь правильно писать О Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь находить орфограммы-буквы О Е после шипящих и Ц в разных частях слова и правильно писать слова с данными орфограммами.
Словарный диктант. Выборочный диктант.
Тест № 7



19-20
Гласные в падежных окончаниях прилагатель-ных
2
Урок комплексного применения знаний
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
Знать правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных; знать о возможности смешения падежных окончаний в форме мужского рода (-ый, -ий, -ой) и о том, что эти окончания нельзя проверить вопросом; знать ход рассуждения, помогающий определить, какое окончание пишется у прилагательного. Уметь обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит прилагательное с безударным окончанием; уметь применять ход рассуждения для верного написания безударного окончания (кроме слов на -ый, -ий, -ой в форме мужского рода); уметь правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных; уметь правильно писать гласные в падежных окончаниях прилагательных (в том числе после шипящих); графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Проверочная работа с
Индивидуаль
ные задания по карточкам



21
Морфологический разбор имени прилагатель-ного.
1
Урок комплексного применения знаний
Порядок морфологического разбора. Общее значение прилагательного. Морфологические признаки.
Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного.
Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени прилагательного.
Работа со взаимопроверкой.
Морфологический разбор имени прилагательного.



22
Не с глаголами


1
Урок комплексного применения знаний
Не с глаголами. Глаголы-исключения.


Знать правило написания не с глаголами; знать нормы правильного ударения в указанных глаголах с частицей не. Уметь правильно писать глаголы с не; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять глаголы с не в речи; соблюдать правильное ударение в указанных глаголах с частицей не.

Тестовые задания
Тест № 8



23-24
Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
2
Комбинированный урок
Спряжение глаголов. Способы определения спряжения глаголов.
Знать, что такое спряжение глагола; знать личные окончания глаголов I и II спряжения. Уметь определять спряжение глагола; изменять глаголы по лицам и числам.
Распределительный диктант.
Дополнить таблицу примерами



25
Морфологический разбор глагола.
1
Урок комплексного применения знаний
Порядок морфологического разбора. Общее значение глагола. Морфологические признаки.
Знать порядок морфологического разбора глагола.
Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) глагола.
Работа со взаимопроверкой.
Морфологический разбор глагола.



26
Правописание приставок
1
Урок комплексного применения знаний
Гласные и согласные в приставках
Знать о единообразном написании неизменяемых приставок. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем; уметь правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.
Предупредительный диктант
Выписать из словаря слова с разными приставками.



4 четверть (8 часов)

27
Буквы 3 и С на конце приставок
1
Урок комплексного применения знаний
Приставки на –з, -с.
Знать правило написания букв 3 и С на конце приставок; знать о единообразном написании приставки С-; словарные слова. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем; уметь правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.
Проверочная работа
Тест № 9



28
Буквы О А в корне -ЛАГ- - ЛОЖ-
1
Урок комплексного применения знаний
Буквы О А в корне -ЛАГ- - ЛОЖ-
Знать правило написания букв ОА в корне –ЛАГ- - -ЛОЖ-.
Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем.
Предупредительный диктант
Тестовые задания



29
Буквы О А в корне -РАСТ
-РОС-
1
Урок комплексного применения знаний
Буквы О А в корне -РАСТ
-РОС-
Знать правило написания букв ОА в корне –PACT- - -РОС-;
знать слова-исключения; знать о том, что нельзя пользоваться проверочным словом, при написании слов с чередованием гласных в корне.
Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем.
Тест «Четвертое лишнее»
Дополнить таблицу примерами



30
Буквы О А в корне -КАС- - - КОС-, -ЗАР- - ЗОР-, - РАВН--РОВН-
1
Урок комплексного применения знаний
Буквы О А в корне -КАС- - - КОС-, -ЗАР- - ЗОР-, - РАВН--РОВН-
Знать правило написания букв ОА в корне – КАС- - - КОС-, -ЗАР- - ЗОР-, - РАВН--РОВН-Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем.
Предупреди-тельный диктант
Тестовые задания



31
Буквы О А в корне -КЛАН- - - КЛОН-, -ГАР- - ГОР-
1
Урок комплексного применения знаний
Буквы О А в корне --КЛАН- - - КЛОН-, -ГАР- - ГОР-
Знать правило написания букв ОА в корне – -КЛАН- - - КЛОН-, -ГАР- - ГОР-. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем.
Предупредительный диктант
Тестовые задания



32
Буквы Е И в корнях с чередованием
1
Урок комплексного применения знаний
Буквы Е И в корнях с чередованием
Знать перечень корней с чередованием; условия выбора букв Е И в указанных корнях; различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением. Уметь правильно писать слова с чередованием Е И в корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь разграничивать слова с чередованием гласных в корне и с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.
Объяснительный диктант.
Тестовые задания



33
Ь в середине слов в сочетаниях зн, сн, нт, ст, зд
1
Урок комплексного применения знаний
Ь в середине слов в сочетаниях зн, сн, нт, ст, зд
Знать правило написания Ь в середине слов в сочетаниях зн, сн, нт, ст, зд. Уметь правильно писать слова с сочетаниями зн, сн, нт, ст, зд; пользоваться орфографическим словарем.
Выборочный диктант.
Работа с текстом.



34
Союзы при однородных членах предложения.
1
Урок изучения нового, смешанный
Показать роль союза в предложении с однородными членами.
Знать роль союзов в предложениях с однородными членами, знаки препинания при них.
Взаимопроверка
Индивидуаль
ные задания по карточкам








15