Рабочая программа индивидуально-групповых коррекционных занятий по русскому языку в 9 классе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат основного общего образования г.Белебея
муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
протокол № ______ зам.директора по УВР Директор школы-интерната
«__»_______________2014г. ________ И.Н. Сюсина _____________Р.К. Салихова
Руководитель ШМО _____О.Н.Кузьмина «___»___________2014г. «____»____________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуально-групповых коррекционных
занятий по русскому языку для учащихся 9 класса




Разработчик программы
Линник Нина Александровна,
учитель, высшая
квалификационная категория

2014 г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена по адаптированной рабочей программе по русскому языку для детей с ОВЗ (ЗПР) и предназначена для проведения коррекционных занятий по русскому языку в 9 классе.
Необходимость коррекционных занятий определяется прежде всего тем, что учащиеся с ОВЗ (ЗПР) в силу своих индивидуальных психофизических особенностей не могут освоить Программу по русскому языку в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных классов, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, бедным словарным запасом, имеют нарушения фонематического слуха и графомоторных навыков. Учащиеся с ЗПР работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория. Которая нередко уже в ходе пратической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому данная программа дает дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по русскому языку.
Таким образом, обучение в специальном коррекционном классе позволят создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по русскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности.
Цель программы: коррекция и развитие учебно-познавательной деятельности школьников с ЗПР с целью освоения ими учебного материала и создания условий успешности.
Задачи
Образовательные:
Коррекция грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков.
Систематизация знаний, умений и навыков учащихся по основным разделам русского языка.
Восполнение пробелов в знаниях.
Препедевтика изучения трудных тем.
Обогащение и расширение активного словарного запаса учащихся.
Формирование умения строить связный устный или письменный текст разных типов и стилей.
Формирование умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей.
Формирование положительной мотивации к обучению.
Развивающие:
Развивать общеинтеллектуальные умения: анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, классификация.
Развивать мышление (словесно-логическое, образное, творческое), память (вербальную, зрительную), воображение, произвольное внимание.Развивать активный словарный запас.
Развивать универсальные учебные действия: работа с книгой, справочной литературой, текстом, статьей, параграфом и т.д.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к русскому языку, слову, языковую культуру.
Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки, саморегуляции.
Структура программы
Структура программы состоит из четырех направлений ( не включает диагностику), позволяющих корректировать и развивать учебно-познавательную деятельность школьников с ОВЗ (ЗПР) с целью усвоения ими учебного материала и создание условий успешности.
Диагностика навыков учащихся по предмету.
Коррекция грамматико-аналитических навыков.
Восполнение пробелов в знаниях.
Пропедевтика изучения трудных тем.
Развитие речи.
В начале учебного года необходимо проведение диагностики навыков учащихся по предмету: наличие знаний, умений, навыков по основным разделам программы. Формы проведение этих занятий: собеседование, диктант, списывание, тест, творческая работа, выполнение заданий по инструкции/образцу, грамматический разбор, работа со словарем, справочной литературой, письмо по памяти.Место индивидуально-групповых коррекционных занятий в учебном плане
В 9-х специальных (коррекционных) классах для детей с ОВЗ (ЗПР) в учебный план введены 4 часа в неделю коррекционных занятий, составляющих компонент образовательного учреждения, из них 1 час в неделю (34 часа в учебный год) отведен для занятий по русскому языку. Часы, отведенные на индивидуальные и групповые коррекционные занятия, оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся и не включены в основное расписание уроков. Занятия проводятся во внеурочное время, во время самоподготовок. На долю каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из 2-3 обучающихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.
Виды и формы контроля
Виды: вводный, тематический, промежуточный, итоговый. Это занятия предваряющие данные виды контроля на основных уроках по русскому языку, проводимы с целью максимально подготовить учащихся к предстоящим контрольным работам, а также проверить уровень готовности к ним.
Формы текущего контроля знаний: диктант, устное изложение текста, сжатое и подробное изложение, сочинение, мини-сочинение.
Методы и формы организации деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа в форме диалога, беседы, проблемного задания, рассказа, работы с текстом, письменных ответов на вопросы, составления плана и т.д.
Примерное распределение часов по направлениям
Направление 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
Вводное занятие (1зан.) 1 Формирование и развитие грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков (10 зан.) 2 3 2 3
Восполнение пробелов в знаниях (5 зан.) 4 1 Пропедевтика изучения трудных тем (6 зан.) 2 1 3 Развитие речи (12 зан.) 3 5 4
ИТОГО 9 8 10 7
ВСЕГО 34 занятия
Основное содержание программы
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. 1 зан. Выявление знаний, умений и навыков учащихся по грамматике и правописанию. Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков.
КОРРЕКЦИЯ ГРАММАТИКО-АНАЛИТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ. 10 зан. Систематизация и обобщение знаний по орфографии. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Упражнения по дифференциации видов предложений.
Грамматические разборы: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный.
ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В ЗНАНИЯХ. 5 зан. Виды предложений. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Осложненные предложения.
ПРОПЕДЕВТИКА ИЗУЧЕНИЯ СЛОЖНЫХ ТЕМ. 6 зан. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в них. Сложноподчиненные предложения с различными видами подчинения. Знаки препинания в них. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в них.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. 12 зан. Расширение активного словарного запаса. Совершенствование умения строить устное и письменное высказывание (текст) в соответствии с темой, основной мыслью, типом и стилем речи. Совершенствовать умение строить устное и письменное высказывание (текст) в различных жанрах: изложение (сжатое, подробное), сочинение. Микротемы в тексте. Компрессия текста. Композиция сочинения. Сочинение-рассуждение на морально-нравственную тему.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать:
- понятия основных разделов языка;
- теоретические сведения основных разделов русского языка;
- орфографические и пунктуационные правила.
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- отличать ПП от СП;
- определять виды ССП и СПП;
- отличать ССП, СПП, БСП;
- правильно ставить знаки препинания в сложном предложении.
Развитие речи:
- строить устное и письменное высказывание (текст) в соответствии с темой, основной мыслью, типом и стилем речи;
- строить устное и письменное высказывание (текст) на морально нравственную тему;
- определять микротемы в тексте;
Знать основные способы сжатия текста и уметь их применять.
Тематическое планирование

№ п/пТема занятия (с указанием номера направления коррекционной работы) Дата планир. Дата фактич. Примечание
1. Вводное занятие. Выявление знаний, умений и навыков учащихся по грамматике и правописанию. Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков. 4.09 2. Развитие умений сравнивать и анализировать при изучении темы «Предложения с обособленными членами»(2) 11.09 3. Установление логических связей при изучении темы «Обращения, вводные слова и вставные конструкции».(2) 18.09 4. Развитие умений анализировать строение сложных предложений. Союзные и бессоюзные сложные предложения. (1) 25.09 5. Коррекция функций запоминания и воспроизведения при изучении темы «Союзные и бессоюзные сложные предложения».(1) 2.10 6. Установление логических связей при изучении темы «Сложносочинённые предложения».(3) 9.10 7. Развитие умений сравнивать и анализировать при изучении темы «Сложносочинённые предложения с разными видами знаков препинания». (3) 16.10 8. Развитие умений сравнивать и анализировать при изучении темы «Синтаксический и пунктуационный разборы». (1) 23.10 9. Установление логических связей при изучении темы «Сложноподчинённые предложения». (2) 30.10 10. Установление логических связей при изучении темы «Способы сжатия текста». (4) 6.11 11. Установление логических связей, коррекция долговременной памяти и внимания при анализе контрольной работы по теме «Способы сжатия текста». (1) 13.11 12. Установление логических связей при изучении темы «Основные группы сложноподчинённых предложений». (2) 20.11 13. Коррекция функций запоминания при написании мини-изложения (4) 27.11 14. Установление логических связей, коррекция долговременной памяти и внимания при анализе контрольной работы (1) 4.12 15. Установление логических связей, развитие и коррекция психических процессов при написании мини-сочинения (ответ на поставленный вопрос морально-нравственного характера). (4) 11.12 16. Развитие умений сравнения и воспроизведения при изучении темы «Сложноподчинённые предложения с придаточными времени, места, условия». (3) 18.12 17. Развитие умений сравнения и воспроизведения при изучении темы «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, цели». (1) 25.12 18. Развитие умений сравнения и воспроизведения при изучении темы «Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными». (1) 15.01. 19. Коррекция функций запоминания и воспроизведения при составлении простого плана и написании мини-изложения (4) 22.01 20. Установление логических связей, коррекция долговременной памяти и внимания при анализе контрольной работы (1) 29.01 21. Установление логических связей, развитие и коррекция психических процессов при написании сочинения по картине. (4) 5.02 22. Установление логических связей при изучении темы «БСП». (3) 12.02 23. Развитие умений анализировать при изучении темы «БСП и знаки препинания при них». (3) 19.02 24. Развитие умений анализировать при изучении темы «БСП и знаки препинания при них».(3) 26.02 25. Коррекция долговременной памяти и внимания при повторении темы «Способы сжатия текста». (4) 5.03 26. Коррекция функций запоминания и воспроизведения при работе с текстом. (4) 12.03 27. Установление логических связей, коррекция долговременной памяти при устном изложении текста (4) 19.03 28. Установление логических связей, коррекция долговременной памяти при написании изложения (подготовка к ГВЭ) (4) 2.04 29. Корректирование и редактирование изложения (1) 9.04 30. Коррекция функций запоминания и воспроизведения при написании сочинения (подготовка к ГВЭ) (4) 16.04 31 Корректирование и редактирование сочинения (подготовка к ГВЭ) (4) 23.04 32 Коррекция внимания и мышления при анализе предаттестационной работы. (1) 30.04 33 Мини-изложение с элементами сочинения (в формате ГВЭ) (4) 7.05 34 Корректирование и редактирование мини-изложения с элементами сочинения (в формате ГВЭ) (1) 14.05 Оценка достижения планируемых результатов
На коррекционных занятиях учащимся не ставятся отметки. Цель таких занятий – создание условий успешности. В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматриваются:
- индивидуальные достижения учащихся в образовательной и вне образовательной деятельности;
- мониторинги;
- анализ результатов, полученных в ходе мониторинга.
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учащихся
1.Тростенцова А. А. Русский язык 9 кл. / А. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2009J
2.Рабочая тетрадь: Тесты по русскому языку: 9кл. - Саратов: Лицей, 2011.
3.Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русс язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2011.
4.Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Д фа, 2009.
5.Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2009.
6.Шаповалова Т. Е. Русский язык: Сложное предложение. Тематическая те радь / Т. Е. Шаповалова. - М.: Дрофа, 2008.
7.Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2008.
8.Дейкина А. Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс / А. Д. Дейкина. М.: Дрофа, 2009.
9.Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 9 класс А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2013
10. Пахнова Т. М. Русский язык: Комплексная работа с текстом: Рабочая тетрадь: 9 класс / Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2013
Литература для учителя
Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Л. А. Тростенцова. -М.: Просвещение, 2009.
Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2009.
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2009.
Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл. / И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2008.
Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.
Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс / Т. Ю. Угроватова. - М.: Просвещение, 2008.
Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005..
Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь / Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2010.
Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.
Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2014
Сенина Н. А. Русский язык: 9-11 класс. Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) Учебное пособие издательства «Легион» Ростов-на-Дону, 2015г.