Конспект урока по истории на тему Афинская демократия при Перикле


Урок № ___ Дата _______
Тема: Афинская демократия при Перикле.
Цели: углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.
Оборудование: учебник, учебник, карта «Древняя Греция в V в. до н. э.».
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Тестирование.
Вступительное слово учителя.
Итак, мы вспомнили, что основы демократии заложил в Афинах Солон. Демократия - это власть демоса. В период войн с персами значение афинского демоса возросло. Вождь демоса Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов. И флот, в который брали бедняков, превратился в опору демократии. Наивысший расцвет афинской демократии наступил при Перикле.
Что же изменилось в управлении государством в период правления Перикла?
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Управление государством при Перикле.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (стр. 182-184).
Вопрос.
Чем занималось Народное собрание в Афинах? (Выбирало стратега, принимало законы, объявляло войну, утверждало мирные договоры, распоряжалось казной).
Работа со схемой.

Работа с историческим документом (стр. 183).
2. Перикл, его друзья и враги.
Рассказ учителя.
При Перикле афинская демократия достигла наивысшего расцвета. Перикл был богат и знатен, красив, высок ростом, широко образован и красноречив. Люди находили, что он похож на Зевса, и прозвали его Олимпийцем. Перикл защищал интересы большинства граждан Афин.
Он сделал оплачиваемыми государственные должности. Он ввел раздачу денег нуждающимся в дни театральных представлений. Он не жалел денег на обширное строительство в Афинах. Именно при нем отстроили заново афинский Акрополь. Это было самое великолепное сооружение греческого мира.
Город и порт Пирей были укреплены крепостными стенами. Учителями Перикла были замечательные ученые. Например, Анаксагор изучал явление природы и считал, что Солнце и Луна - это не боги, а огромные раскаленные камни. Творец «Антигоны» Софокл, создатель статуй Фидий, «отец» истории Геродот - это люди, с которыми общался Перикл, участвовал с ними в ученых спорах.
Однако у Перикла были и враги. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Фидия обвиняли в том, что он утаил золото при создании статуи Афины. Чтобы отстаять свою честь, Фидий снял со статуи золотую одежду ее взвесили и убедились в честности этого человека.
Именно во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Вопросы.
1. Каковы различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте? (В Древнем Египте существовала так называемая деспотия, отличительным признаком которой являлись централизация управления и обоготворение царя с целью укрепления его верховной власти. В Древних Афинах существовала система коллективного решения государственных вопросов, хоть и не для всех жителей государства. Должность первого стратега была выборной). 2. Можно ли считать Афинское государство образцовым? (Нет, нельзя, так как правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, рабы, метеки их не имели. Кроме того, Афины грабили своих союзников по морскому союзу).V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Выставление оценок.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 40 (читать); подготовить сообщение о вооружении македонской армии.