Конспект урока истории на тему Афинская демократия при Перикле (5 класс)


Афинская демократия при Перикле
Автор разработки: П.В. Кленин - учитель истории и обществознания гимназии ГБОУ гимназии №32 «Гимназия Петербургской культуры» Василеостровского района Санкт-Петербурга.
Цель: познакомить учащихся с особенностями политического и культурного устройства Афин при Перикле
Задачи: 1). Научить учащихся анализировать причины политического устройства в связи с культурной и географической обусловленностью 2). Научить учащихся осмыслять необходимость определённых политических решений в связи с конкретными государственными задачами
Методическое обеспечение: изображения Перикла, Геродота, Софокла, Сократа, Анаксагора и Фидия.
Метапредметные связи: география, обществознание.
Ход занятия:
Ввести учащихся в определение особенностей афинской демократии при Перикле. Объяснить необходимость принадлежности власти демосу, необходимость возникновения народного собрания. Открытое обсуждение на тему причин внимания правящих органов к мнению народа. Постановка вопроса: Кто важнее в государстве: власть или народ?
Рассказ об организации правления в Афинах, описание органов власти, их целей и задач. Описание способов избирания органов власти. Постановка вопросов: Какие ещё могут быть способы учета мнения большинства кроме голосования? Почему голосование должно быть тайным?
Рассказ о распределении казны и обвинении Перикла в тратах. Рассказ о том, на что тратил средства казны Перикл. Демонстрация изображений Перикла, Геродота, Софокла, Сократа, Анаксагора и Фидия. Рассказ о жизни и культурных достижениях Геродота, Софокла, Сократа, Анаксагора и Фидия.
Рассказ о зарождении философии и майевтического метода. Приведение примера майевтического метода, ученики отвечают на вопросы учителя.
Постановка вопросов для проверки усвоения материала: Как называли афиняне управление в своём полисе? Почему они считали такое управление наилучшим?
Подведение итогов занятия: Открытое обсуждение особенностей и понравившихся моментов в политической и культурной жизни Афин при Перикле. Учителю предлагается подвести учеников к мысли о том, что каждое особенное устройство государства неразрывно связанно с образовательной парадигмой и политическими взглядами.