Программа индивидуально-групповых занятий по информатике и ИКТ Подготовка к ГИА для 9 класса



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
Содержание определяется на основе следующих документов:
Приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» № 1089 от 05.03.2004 г.
Содержание экзаменационной работы рассчитано на выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений, изучавших курс информатики, отвечающий обязательному минимуму содержания основного общего образования по информатике, по учебникам и учебно-методическим комплектам к ним, имеющим гриф Министерства образования Российской Федерации.
Содержание курса представляет самостоятельный модуль, изучаемый в режиме интенсива. Планирование рассчитано на аудиторные занятия в интенсивном режиме, при этом тренинговые занятия учащиеся проводят в режиме индивидуальных консультаций с преподавателем, и после каждого занятия предполагается самостоятельная отработка учащимися материалов по каждой теме курса в объеме временных рамок изучения темы. При необходимости возможны индивидуальные консультации с преподавателем в дистанционном режиме.
Цель курса
Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
 Задачи курса:
выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике;
сформировать: представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, практическое задание);
сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики.
Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников. Основной тип занятий
· практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно
Курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ГИА.
Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ГИА в бумажном и электронном виде.
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ГИА. Продолжительность занятия 1 часа. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса.
Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения тестов в бумажном варианте и через Интернет.
В качестве итогового контроля учащимся предлагается выполнить одну из демонстрационных версий ГИА прошлых лет (части А и В) через Интернет.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Перечень тем

Всего
часов
В том числе




Теория
Практ.
занятия

1.
Контрольно-измерительные материалы ГИА по информатике
1
1
0

2.
Тематические блоки и тренинг по заданиям и вариантам:




2.1.
«Представление и передача информации»
3
1
2

2.2.
«Обработка информации»
3
1
2

2.3.
«Основные устройства ИКТ»
2
1
1

2.4.
«Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и обработка информационных объектов»
1
0
1

2.5.
«Проектирование и моделирование»
1
0
1

2.6
«Математические инструменты, электронные таблицы»
2
1
1

2.7
«Организация информационной среды, поиск информации»
1
0
1

2.8
«Алгоритмизация и программирование»
7
3
4

2.9
«Телекоммуникационные технологии»
1
0
1

3.
Итоговый контроль
2
-
2


Итого:
24
8
16

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ГИА по информатике»
1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ГИА по информатике.
ГИА как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения ГИА по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ГИА.
Раздел 2 «Тематические блоки и тренинг по заданиям и вариантам»
2.1 «Информационные процессы»
Передачи информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации. Процесс передачи информации, сигнал, скорость передачи информации. Кодирование и декодирование информации.
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.
2.2 «Обработка информации»
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Основные компоненты компьютера и их функции. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.
2.3 «Основные устройства ИКТ»
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ. Файлы и файловая система. Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.
2.4 «Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и обработка информационных объектов»
Запись изображений, звука и текстовой информации с использованием различных устройств. Запись таблиц результатов измерений и опросов с использованием различных устройств. Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.
2.5 «Проектирование и моделирование»
Чертежи. Двумерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов. Простейшие управляемые компьютерные модели.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.
2.6 «Математические инструменты, электронные таблицы»
Таблица как средство моделирования. Математические формулы и вычисления по ним. Представление формульной зависимости в графическом виде.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест
2.7 «Организация информационной среды, поиск информации»
Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета). Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест
2.8. Тематический блок «Алгоритмизация и программирование»
Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках программирования.
Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.
2.9.Тематический блок «Телекоммуникационные технологии»
Технология адресации и поиска информации в Интернете.
3. Итоговый контроль
Осуществляется через Интернет, где заложены демонстрационные версии ГИА по информатике частей А и В.

IV.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
В результате изучения данного элективного курса обучающиеся должны
знать
цели проведения ГИА;
особенности проведения ГИА по информатике;
структуру и содержание КИМов ГИА по информатике.
уметь
эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;
оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;
применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике.
Курс рассчитан на 24 часа лекционно-практических занятий и проводится в течение учебного года по 1 часу в неделю.
V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
12 персональных компьютеров с операционной системой Windows и программным обеспечением Microsoft Office, Pascal;
Локальная компьютерная сеть;
Глобальная сеть Интернет;
Проектор, экран.























VI.Календарно-тематическое планирование


Тема занятия
Дата


Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ГИА по информатике»


Особенности проведения ГИА по информатике. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ГИА



Раздел 2 «Тематические блоки и тренинг по заданиям и вариантам»


Передачи информации. Дискретная форма представления информации




Единицы измерения количества информации.




Кодирование и декодирование информации.




Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов




Блок-схемы. Алгоритмические конструкции




Логические значения, операции, выражения. Вспомогательный алгоритм




Основные компоненты компьютера и их функции. Программное обеспечение, его структура




Файлы и файловая система. Объем памяти, необходимый для хранения объектов




Запись изображений, звука и текстовой информации с использованием различных устройств. Запись таблиц результатов измерений и опросов с использованием различных устройств. Базы данных.




Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов. Простейшие управляемые компьютерные модели




Таблица как средство моделирования. Математические формулы и вычисления по ним




Представление формульной зависимости в графическом виде




Электронная почта (правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения




Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций




Блок-схемы




Алгоритмическая конструкция «следование».




Алгоритмическая конструкция «ветвление».




Алгоритмическая конструкция «повторение».




Решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя на шк.алг.языке




Решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя в среде Кумир




Технология адресации и поиска информации в Интернете




Итоговый контроль




Итоговый контроль




Заголовок 1 Заголовок 515