РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ИВАН-КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО» КАК ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА ГЕРОИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА СКАЗКИ


Учитель: Оолак Аялга Омак-ооловна
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
«ИВАН-КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО»
КАК ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА ГЕРОИЧЕСКОГОСОДЕРЖАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА СКАЗКИ
Цели деятельности учителя: расширить представления учащихся о русских народных сказках; сообщить, что данная сказка относится к волшебным сказкам героического содержания; пробудить интерес и желание обращаться к фольклорным произведениям в будущем; научить отличать виды сказок, их жанровые особенности, составлять схему построения волшебной сказки.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок, характеризовать героев сказки, строить рассказ о герое.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
«Собирайте наш фольклор, учитесь на нем... — писал А. М. Горький. — Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего».
Из фольклорных произведений мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной деятельности и семейной жизни наших предков, о том, как они воевали, защищая родную землю, обрабатывали ее, к чему стремились и с чем боролись.
«Я очень рекомендую для знакомства с русским языком читать сказки русские, — советовал А. М. Горький. — Вникайте в прелесть простонародной речи, строение фразы вы увидите здесь поразительное богатство образов, мягкость сравнений, простоту, чарующую силу, изумительную красоту».
Передаваясь из поколения в поколение, сказки претерпевали изменения, достигал необычайной выразительности. Народ-творец кропотливо, веками совершенствовал форму и содержание сказок. В таких произведениях нет случайных эпизодов и диалогов, лишних описаний, без нужды затягивающих действие. Добро всегда торжествует в сказке, Зло — наказывается.
Сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» — сказка волшебная, содержание у нее героическое.
II. Чтение сказки учащимися.
III. Беседа, выясняющая, насколько интересна и понятна сказка учащимся.
Вопросы:
1. Понравилась ли вам сказка? Почему?
2. Назовите положительных и отрицательных героев.
3. Кто из героев понравился больше? Почему? (Кто и почему не понравился?)
4. Как народ называет главного героя на протяжении всего действия сказки?
5. Можно ли Ивана назвать героем?
6. В чем заключается его подвиг?
7. Какие особенности сюжета вы можете назвать?
Все народные сказки делятся на несколько групп: волшебные, сказки о животных и бытовые сказки. «Иван - крестьянский сын...» относится к группе волшебных сказок. Герой произведения совершает подвиг во имя Родины, значит, это волшебная сказка героического содержания.
Домашнее задание: прочитать сказку, ответить на вопросы.
Урок 8. «ИВАН - КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО».
ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. ГЕРОИ СКАЗКИ
В ОЦЕНКЕ АВТОРА-НАРОДА
Цели деятельности учителя: учить характеризовать героев сказки, строить рассказ о герое; раскрыть моральные качества героя; обратить внимание учащихся на художественные особенности сказки; учить определять главную мысль произведения; совершенствовать работу по восприятию и пониманию волшебной героической сказки, формированию навыков пересказа и речи.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать его.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
I. Анализ текста сказки.
Вопросы
1. Понравилась ли сказка?
2. Интересен ли вам Иван - крестьянский сын?
3. Можно ли утверждать, что Иван — сын своего народа, его часть, его защитник? Почему?
4. Каковы, по-вашему, истоки силы героя?
ОБРАЗ ИВАНА
В самом начале сказки читатель не предполагает, что младший из сыновей Иван, которого старшие братья не желали взять с собой в путь-дорогу, окажется защитником своей земли! Постепенно углубляясь в сказочные события, наблюдаем, как проявляются ум и смекалка, смелость и ловкость юного героя.
Вопрос: Найдите в тексте слова, над которыми Иван в первый раз заставляет задуматься братьев об опасности и серьезности положения. («Ну, братцы, заехал мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться.)
Несмотря на предупреждение, старшие братья во время дозоров проспали под ракитовым кустом. Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом.
Задание: Прочитайте, как описывается появление чуда-юда о шести головах, о девяти, о двенадцати головах.
Каждый раз образ чуда-юда становится все страшнее. Во время появления его воды в реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз — «сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли».
Вопрос: Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?
Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор-народ подчеркивает серьезность ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя который, автор показывает смелость, храбрость, неустрашимость Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.
Вопрос: Как ведет себя Иван при каждой встрече с чудищем?
В первый раз не дрогнул, отвечал мудро; во второй — проявил находчивость, храбрость; в третий раз Иван решителен, неудержим.
Вопрос: А как же ведут себя старшие братья? Зачем нужны бесполезные помощники?
И это художественный прием. С помощью такого противопоставления достигается следующее: на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный победитель.
Вспомните, что в начале сказки братья не желают брать Ивана в поход. На самом же деле все оказывается наоборот: братья бесполезны, а Иван — герой, защитник.
Автор-народ хотел изобразить героя умным, сильным, скромным, простым, преданным своему делу. Таким является Иван-крестьянский сын.
ОБРАЗ ВРАГА
Для того чтобы усилить впечатления от вида мерзкого чудовища, народ изображает его жутким, вероломным, несущим в себе зло, насилие, смерть.
Еще один художественный прием: чудовище показано не с целью запугать народ, а для того, чтобы вызвать отвращение к врагу, возненавидеть его. Как ни ужасен враг, а человек все равно победит, так как борется за правое дело.
Двенадцатиголовому змею Иван спокойно говорит: «Пришел я с тобой насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить». В этой реплике заключена народная мудрость и главная мысль сказки.
КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ
Вопросы и задания:
1. Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.
2. Соблюдается ли тройственное повторение действия? (Три боя.)
3. Какие словосочетания замедляют действие? («Долго ли коротко, коротко ли ехали»; «ехали они ехали» и т. п.)
4. Приведите примеры постоянных эпитетов. (Добрый молодец, булатный меч и др.)
Обратите внимание на концовку сказки. В ней еще раз (звучит) повторяется главная мысль: «А Иван - крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять».
В этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном труде. Иван — простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь, совесть, любящий свою Родину.
— Как можно сформулировать мораль сказки?
Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы земли русской, это и помогло победить врага. Это подтверждается пословицами, в которых живет народная мудрость:
• В каком народе живешь, того и обычая держись.
• Своя земля и в горсти мила.
• Чужая сторона — мачеха, родима сторона — мать.
• Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
• На Руси не все караси — есть и ерши.
• В чужой монастырь со своим уставом не лезь.
II. Конкурс на лучшую иллюстрацию к сказке. Обсуждение работ.
Домашнее задание: чтение и пересказ сказок «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»; работа по заданиям «Размышляем о своеобразии сказок о животных», «Размышляем о своеобразии бытовых сказок» (с. 40-46).