Конспект урока по русскому языку в 5 классе Типы речи с применением интерактивного метода ажурная пила


Урок 1
Тема: «Типы речи».Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели урока:
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей.
Познавательные:
Владеть основами смыслового чтения текста, подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения.
Коммуникативные:
Уметь договариваться между собой о совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, работать по плану, осуществлять взаимный контроль, оформлять свои мысли в устной форме, выступать перед коллективом сверстников.
Развитие культуры речи, творческого мышления, памяти, внимания.
Развитие активности и самостоятельности на уроке.
Развитие умения работать в паре, в группе.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
3. Актуализация знаний. Работа в группах
4. Физкультминутка
5. Рефлексия
6. Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
Изучение нового материала.
–   У нас с вами сегодня очередной  урок развития речи, но он несколько необычный тем, что писать на уроке мы будем мало, а много будем говорить и рассуждать.  Ребята, сегодня ключевое слово на нашем уроке будет «Текст». Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Для этого от нас потребуются умения, а именно, думать, размышлять, рассуждать, слушать друг друга, работать дружно.
Актуализация знаний. Работа в группах. Технология сотрудничества «ажурная пила».
Работать вы будете в группах. Класс разделен на 3 группы по 4 учащихся.
Каждая группа получает по 4 задания, которые распределяются по 1 на каждого. Каждая группа получит свой текст, бумагу, учебники у вас лежат на столах. Затем осуществляется переход в экспертные группы, где в течение 10 минут вы должны познакомиться по учебнику с типами речи, прочитать свой текст, выполнить задания:
Описание Повествование Рассуждение
Основной вопрос:
Основная часть речи:
Количество рисунков или фотографий:
Строение:
Обсудите и дайте ответ на свое задание. Возвращаетесь в основную группу для передачи своих наработок. Выступаете с докладом перед классом.
Физкультминутка.
Мы хорошо поработали, много узнали, теперь пришло время отдохнуть.
Типы речи изучали
И немного мы устали.
Встанем, ручки разведём,
Ножки тоже потрясём.
Корпус дружно повернём,
Сядем, рассуждать начнём!
Задания для исследования:
- Сколько же типов речи существует в русском языке?
- Как определяли вы типы речи и какие выводы сделали, мы сейчас и послушаем.
- Итак, какая группа начнет отчитываться первой? (повествование)
Отчеты групп.
1 группа - повествование.
Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня.
Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне.
«Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.
Какой вопрос мы подобрали к тексту?
Что произошло?
Какая часть речи используется чаще других?
Глагол.
На скольких фотографиях можно отобразить содержание текста?
На нескольких.
Каково строение текста?
Вступление (экспозиция) завязка развитие сюжета кульминация развязка.
Перед нами тип речи повествование
- Вопросы представителям группы (что вам было трудно сделать при работе?)
2 группа – описание
Нашу собаку зовут Нордик. Это обыкновенная дворняжка. Масти Нордик черной, только на лбу белая звездочка да на передних лапках белые носочки. На правой подлиннее, на левой покороче. Хвост у него колечком, а уши стоят, и оттого у Нордика вид веселый, жизнерадостный. Красивая у нас собака.
Что мы узнали о собаке в данном тексте?
(о ее внешних признаках)
Какой вопрос мы подберём к тексту?
Какой пёс?
Какая часть речи используется чаще других?
Прилагательное.
На скольких фотографиях можно отобразить содержание текста?
На одной .Каково строение текста?
Представление предмета признакиПеред нами тип речи описание.
- Вопросы 2-й группе
3 группа – рассуждение
Мы все очень любим Нордика. Он наш большой друг. Он так привык к нам, что все понимает. Скажешь, чтобы он оставался дома, и он останется, слушается. Но такой грустный станет. А если возьмешь с собой, то радостно запрыгает и побежит вперед.
Вот почему мы все любим Нордика.
О чём мы узнали в данном тексте?
О том, почему собаку любят.
Какой вопрос мы подберём к тексту?
Почему мы любим Нордика?
Можно ли отобразить содержание данного текста на фотографии?
Нет.
Каково строение текста?
Тезис доказательства вывод.
Перед нами тип речи рассуждение
- Вопросы 3-й группе
5. Рефлексия
- Скажите, какой единой теме посвящены все три текста? (собаке)
- А в чем разница текстов? (в содержании)
- О чем рассказывается в 1 тексте? (о том, что произошло с собакой)
- А во втором? (Как выглядит собака?)
- В третьем? (За что любят пса)
6. Домашнее задание.
Составить тексты заданного типа речи:
1 вариант: описание «Котенок»;
2 вариант: повествование «Один день из жизни котенка»;
3 вариант: рассуждение «Почему кошки, спят, свернувшись клубочком».