Открытое заседание НОУ Любители природы на тему Берегите первоцветы


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
Города Губкина Белгородской области
Занятие секции НОУ «Любители природы» 2 «Б» класса
«Берегите первоцветы»
в рамках экологической операции «Первоцвет – 2014»

Воспитательное мероприятие по охране первоцветов.
Подготовила и провела:
Богомолова Н. И.
учитель начальных классов
2014
Методическая разработка заседания секции НОУ «Любители природы» «Берегите первоцветы» в рамках экологической операции «Первоцвет – 2014» (воспитательное мероприятие по охране первоцветов).
Пояснительная записка.
В настоящее время экологическое образование в школе становится все более приоритетным. Это связано с тяжелой ситуацией на земле. Одна из причин такого положения - экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Поэтому международными организациями ЮНЕСКО и ЮНЕП был поднят вопрос о необходимости пересмотра содержания и сроков экологического образования школьников. От этого зависит дальнейшее отношение ребенка к природе. Экологическое образование не ограничивается только уроком. Оно имеет продолжение во внеурочной работе, в работе секции НОУ «Любители природы». Проведение занятий по данной теме имеет огромное образовательное и природоохранное значение. С одной стороны, дети знакомятся с изменениями в неживой природе с приходом весны, изменениями в живой природе и с разнообразием растительного мира своего края ранней весной, приобретают навыки творческой самостоятельной работы, а, с другой, активно участвуют в мероприятиях по их охране.
После долгой зимы, человек, уставший без зелени, при виде первых цветущих растений на наших лугах, в лесах и парках может стать невольным вредителем для раннецветущих растений.
Именно такие мероприятия как занятия кружков, классные часы, беседы, экологические акции, проводятся с целью привлечения школьников к проблеме охраны первоцветов, способствующих увеличению численности и видового состава раннецветущих растений нашей Белгородчины.
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Методы обучения, используемые при проведении мероприятия: рассказ, поиск информации о первоцветах, выявление видов раннецветущих растений своей местности, наблюдение за внешним видом растений, рисование изображений растений, изготовление запрещающих знаков поведения в природе, плакатов в защиту первоцветов.
Необходимые условия для проведения мероприятия: место проведения занятия – классная комната.
Образовательные ресурсы
Информационно-методическое обеспечение:
1. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1 — 4 классов / Е. И. Коротеева — М. Просвещение, 2010г.
2. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия. Норенко И.Г. – Волгоград.: Учитель, 2007г.
3. http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/prezentatsiya-sokhranim-pervotsvetyХудожественные материалы
Бумага, карандаши, иллюстративный материал (таблица «Первоцветы нашего края», фотографии первоцветов, рисунки, плакаты об охране первоцветов); раздаточный материал (карточки с изображением первоцветов, жетоны), памятки «Как сохранить первоцветы»Зрительный ряд
Мультимедийная презентация «Первоцветы»
Аудиозапись песни Ю. Антонова «Не рвите цветы»
Цель.
Уточнить и расширить знания детей об изменениях в природе весной. Познакомить учащихся с раннецветущими растениями нашего края, дать детям экологические знания о первоцветах, учить понимать природу, видеть ее красоту, относиться к ней бережно,  с любовью и уважением.
Выработать памятку для учеников нашей школы о том, что нужно сделать, чтобы сохранить первоцветы в нашем городе и его окрестностях.
Задачи занятия.
Развивать наблюдательность, творческое воображение, способствовать приобретению экологических знаний, учить видеть красоту окружающего мира, беззащитность природы, быть готовым к защите природы.
Развивать способность к творческому самоопределению.
Планируемые результаты образования.
Личностные: приобретение опыта внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, собственных поступков и поступков других людей по отношению к природе.
Метапредметные
Познавательные: понимание значения красоты и многообразия окружающего мира, научить готовности стать на защиту первоцветов.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, правильно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: совершенствование речевых навыков в процессе обсуждения, умение участвовать в диалоге и обмениваться мнениями, выслушивать мнение партнёра и вырабатывать общую позицию.
Методические советы на подготовительный период.
1. За две недели до проведения занятия педагог дает задание школьникам наблюдать за появлением и ростом раннецветущих растений, сделать зарисовки.
2. Подготовка классной комнаты. Педагог совместно с учащимися расставляет столы, стулья для трех групп, украшает класс (развешивают рисунки детей с изображением первоцветов, фотографии, плакаты), подготавливает и устанавливает видео и музыкальное сопровождение мероприятия (компьютер, мультимедийный проектор)
Сценарный план занятия.
1 этап. Распределение на группы. Выбор названия групп.
2 этап. Разминка. Актуализация знаний
3 этап. Работа над темой занятия.
4 этап. Всезнайка. Сообщения детей
5 этап. Оздоровительные минутки.
6 этап. Мастерская.
7 этап. Подведение итогов. Защита проекта.
8 этап. Рефлексия
Сценарий занятия.
Работа в трех группах. Деление на группы проходит за счет расстановки мебели. Дети заходят в класс, садятся за стол, повторяют правила работы в группе, выбирают организатора в группе.
Выбор организатора.
Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
Выслушать мнение каждого.
Найти общее решение.
Выбрать выступающего.
1этап. Распределение на группы. Выбор названия групп.
(Учитель читает загадку, группа, которая её отгадала первой, получает эмблемы в виде сделанных из бумаги первоцветов.)
У занесённых снегом кочек,Под белой шапкой снеговойНашли мы маленький цветочек,Полузамёрзший,чуть живой.                             (Подснежник)
Я гадаю, что за цвет -Одуванчик или нет?Если он, то очень странно,Почему цветёт так рано!?                               (Мать-и-мачеха)
Это растение маленькое, хрупкое, нежное.
Листья у него тонкие и мягкие, фиолетовые цветки имеют небольшие хохолки. (Хохлатка)
2 этап. Разминка. Актуализация знаний.
Учитель: Каждая пора года хороша по-своему. Сегодня мы будем говорить о самом чудесном времени года. Отгадайте, о каком:
Зеленоглаза, веселаДевица- красавица.Нам в подарок принеслаТо, что всем понравится:Зелень - листьям,Нам - тепло,Волшебство, чтоб все цвело.Вслед ей прилетели птицы -
 Песни петь все мастерицы.Догадались, кто она?Эта девица - ...Дети все: (Весна)
Учитель: Весну с особенным волнением ждёт каждый человек. А. П. Чехов так выразил это чувство: «С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна».
3 этап. Работа над темой занятия.
      Весна в нашей Белгородской области начинается не сразу, и не враз, она показывается во всей своей красе. Первый период – это ранняя весна. Её именуют предвесеньем.
Ученик:
Ещё метет ночами вьюга,
Еще морозно поутру,
Но по-весеннему упруго
Березки гнутся на ветру.
Зима умаялась, устала,
Весна – красна идет во двор.
Подходит время вербам талым
Рядиться в праздничный убор.              (Н. Грачев «Ледоход»)
Учитель: - Отгадайте, какой месяц весну начинает:
Ручейки бегут быстрее,Светит солнышко теплее.Воробей погоде рад -Заглянул к нам месяц ...(март)
   Учитель: Этот месяц начинает календарную весну. Это весна СВЕТА.
- Ребята, знаете ли вы, с какими природными явлениями связано наступление весны? Отберите из предложенных явлений те, которые открывают весну.
(Работа в группах по 4 человека. Найти и подчеркнуть явления, которые являются весенними явлениями)   Снегопад, зной, ледоход, листопад, капель, прилет птиц, вьюга, радуга, таяние снега, иней, увеличение долготы дня, метель, разрушение санного пути, ледостав. (Проверка)
Учитель: 21 марта на всей земле день равен ночи: у нас, в северном полушарии, наступает весеннее равноденствие. Этот день считается астрономическим  началом весны.
   В конце марта в лесах Белгородской области начинается сокодвижение у кленов, а вслед за этим и у берез. Это явление знаменует собой фенологическое  начало весны.      (Фенология – раздел биологии, изучающий закономерность и периодичность       явлений в жизни животных и растений в связи со сменой времен года.)
     - По-настоящему весенним у нас бывает месяц, о котором говорится в загадке:
Мишка вылез из берлоги,Грязь и лужи на дороге,В небе жаворонка трель -В гости к нам пришел ...(апрель)
Мы сегодня говорим об апреле. Апрель— это месяц весенних первоцветов. Одной из первых зацветает ольха.
Ученик:
Как чуток ветки сон сторожкий!
Лучом пригретые едва,
Отдать дымок спешат серёжки,
Пока спелёнута листва.
(А. Твардовский)
Ученик:
С осени в её шишечках находились семена, которые стали выпадать в конце зимы — начале весны. Длинные серёжки ольхи покачиваются от ветра, и из них вылетает большое количество пыльцы. Это дерево опыляется с помощью ветра, поэтому оно зацветает раньше других, пока ещё не распустились листы и не мешает пыльце разлетаться в разные стороны.
Ещё одно раннецветущее, опыляемое с помощью ветра дерево — ива. Оно также цветёт рано весной, пока все остальные деревья не покрылись листвой.
Учитель:
Тысячи цветов украшают землю, но первые подарки весны – наши скромные первоцветы, особенно волнуют тонким ароматом  и восхищают своей нежной красотой.

Ученик:
Чернеет лес, теплом разбуженный,
весенней сыростью объят.
И уж на ниточках жемчужины
от ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
еще закрыты и плотны,
но солнце раскрывает венчики
у колокольчиков весны.
Природой бережно спеленутый,
завёрнутый в зелёный лист,растет цветок в глуши нетронутой,
прохладен, хрупок и душист
С. Марш
4 этап. Всезнайка. Сообщения детей.
Учитель.
-Хотите больше узнать о первоцветах нашего края? Хотите быть Всезнайками в мире раннецветущих растений?
Учитель.
- Тогда слушайте.
Рассказ о цветах проходит с применением таблицы «Первоцветы» и в сопровождении показа рисунков первоцветов, выполненных учениками во время подготовки к открытому занятию.
Ученик: Не успеет еще зазеленеть весенней дымкой сквозной апрельский лес, как на фоне жухлой прошлогодней листвы вспыхнут яркие цветки медуницы. Распустит медуница свой тончайший аромат, наполняя им лес. Торопится медуница показать свои цветки насекомым-опылителям, пока гол еще лес, а травы не успели подняться.
Ученик: В течение короткой жизни цветки медуницы неоднократно меняют свою окраску. Едва распустившийся цветок розовато-красного цвета. Но не пройдет и трех-четырех часов, как станет он фиолетовым, а потом голубым. На одном растении в одно и то же время можно видеть цветки всех временных оттенков.
Ученик: Зачем медунице такая пестрота? Разгадывают ученые и сходятся в одном: медуница – прекрасный медонос, особенно ценный ранней весной. И еще спасибо медунице за ее красоту – первый привет апрельского леса!
Ученик: Медуницу называют цветок-колдунья. Наверное, из-за того, что растение от весны до осени четыре раза меняет свою окраску: сначала она розовая, потом пурпурная, затем фиолетовая, и в конце — синяя. Иногда можно увидеть на одном растении цветки сразу четырёх оттенков. Медуницу любят шмели и пчелы. Но посещают они только цветки розового и красного цветов, как будто знают, что только в них много нектара.

Рисунок Колосовой А. фотография
Ученик: Ветреница лесная
Где чаще всего встречается ветреница? В сырых ельниках! Именно там попадаются сплошные белые заросли этой травы, имеющие до пятисот и более стеблей на квадратный метр. Много ветреницы в смешанных и березовых лесах, в ольшаниках, по берегам лесных рек. Оказывается, в местах, где ель победила и вытеснила дуб. Ветреница предпочла немилое соседство изгнанию, выжила и до сих пор процветает на своей родной земле.
Научное название ветреницы “анемона” происходит от слова “ветер”, то есть растение не боящееся ветра. Будто и вправду наперекор не в меру свежим ветрам появляются ее сочные, украшенные душистыми цветками стебельки.

Богданова Д.
Ученик: Черемуха обыкновенная
 Зацветает черемуха, значит, наступил разгар весны. Встретишь ее и залюбуешься, вся, словно, невеста в белом наряде. Страдает черемуха от человека очень сильно. Многим нравится сладковатый вяжущий вкус ее плодов. Плоды приятны на вкус и полезны, содержат сахар, витамин С. Много достоинств у черемухи обыкновенной: она хороший медонос, древесина ее упругая, легко поддается обработке, хорошо полируется. Мало кому известно, что есть черемуха с розовыми цветками, а также с махровыми.
Вот она, какая необыкновенная, наша обыкновенная черемуха! Но, конечно, лучше всего наслаждаться ароматом черемухи в лесу, не рвать, не ломать веток. Иначе, в следующие годы любоваться будет нечем. Если же поставить букет в комнате, то слишком дурманящий запах от цветков может вызвать головную боль.

Рисунок Шквырина А.
Ученик: Кувшинка белоснежная
Эту кувшинку белую зовут русалочьим цветком. Откуда это название? Белоснежная и грациозная кувшинка белая чем-то действительно напоминает сказочных русалок, водящих хороводы на берегу реки или озера. Русалки бояться солнца, появляются только ночью. Днем же превращаются в красивый цветок. И в правду, если вечером снова навестить озеро, где днем на спокойной серо-голубой глади сверкали белизной цветки кувшинки, то ни одной не увидишь. Куда же делись они? На ночь цветок спрячется под воду, утром появиться снова.

Рисунок Руденко И.
Ученик: Колокольчик
Колокольчик знают все, его ни чем не спутаешь. И форма цветка у него очень красивая, интересная, такая же, как у большинства церковных колоколов, только из-за своих размеров называется уменьшительно, что придает особую прелесть этому цветку. Кажется, стоит подуть ветру, как его цветки начнут раскачиваться и нежно звенеть. может быть, поэтому его считают символом болтливости. С колокольчиком связано много легенд. Одна из них – о маленьких гномах, которые ночью выходят на лесную поляну, а колокольчики, раскачиваясь на ветру, рассказывают им лесные новости. Вот какие прекрасные цветы – колокольчики растут в наших лесах. Увидишь его, остановись, вспомни мой рассказ об этом прекрасном цветке.

Угнивенко У.
Ученик: Купальница европейская
На влажном лугу и в лесном заказнике, затмевая другие цветы, разом вспыхнули купальницы. Каждый одиночный стебелек увенчан золотым бубенчиком: вогнутые лепестки сомкнулись так плотно, что внутренние частицы ветки скрыты совершенно. На дальних лугах, молодых вырубках и в речных долинах купальница иногда образует сплошные травостои. Рослые, густые украшенные золочеными головками чашелистиков, они бывают так свежи и сказочны, что купальница вполне оправдывает свое родовое название – “цветок тролля”. У немцев и скандинавских народов когда-то из уст в уста передавалось поверье, что излюбленным цветком лохматых духов – троллей была именно купальница. Как ни прелестны майские травы, а с купальницей, видно, не всякая сравнится. Особенно когда соперничество касается изящества и обаяния.

Яковлева А.
Ученик: Местами ещё лежит снег, а там, где пригревает солнце, появляются золотые головки мать-и-мачехи. Ее цветы похожи на жёлтые корзиночки одуванчика, но они мельче. У мать-и-мачехи стебли покрыты небольшими чешуйками. Это недоразвитые листья. Название растение получило за свои листья. Нижняя часть листа покрыта нежными, пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и тёплой. Это— мать. А верхняя, наоборот, жёсткая и холодная. Это— мачеха. Вот и получилось мать-и-мачеха. Это лекарственное растение. Настойка из его листьев и цветов употребляется при простудных заболеваниях.

Рисунок Гладкова А. фотография
Ученик: Хохлатка — это знаменитый первоцвет. У этого небольшого растения один стебель, заканчивающийся торчащей прямо вверх кистью цветов. Эти цветки напоминают хохолки. Хохлатки бурно разрастаются. Они могут покрыть всю поляну своими цветами. Цветёт хохлатка несколько дней, а потом исчезает. Растение это лекарственное.

Колосова А.
Ученик: Ветер гуляет в пустом весеннем лесу. Хрупкое нежное растение с жёлтыми листочками дрожит от любого дуновения ветерка. Это ветреница лютиковая. У этого растения длинные, сильно рассечённые, направленные в стороны листья. Распускается цветок ранней весной, когда земля прогревается всего до 6-7 градусов. Как только в лесу потеплеет, зашумят на деревьях листья, ветреница отцветает, её плоды-«ёжики» исчезают, а стебли засыхают.
5 этап. Оздоровительные минутки
Мы немножко отдохнем,Встанем, глубоко вдохнем,Руки в стороны, вперед.Дети по лесу гуляли,За природой наблюдали.Вверх на солнце посмотрелиИ их все лучи согрели.Чудеса у нас на свете:Стали карликами дети.А потом все дружно встали,Великанами мы стали.Дружно хлопаем, ногами топаем!Хорошо мы погулялиИ немножечко устали!
6 этап. Мастерская
Учитель. Раннецветущие растения требуют нашей заботы и бережного отношения. Нельзя рвать эти цветы. Без них лес, луг станут беднее, а вместе с ними станем беднее и мы, так как лишимся их нежной красоты. От нас с вами зависит, чтобы раноцветущие растения не только не попадали в рюкзаки, но и в списки редких и охраняемых растений, как это уже произошло с немалым количеством видов. Оказывается, защищать цветы нам нужно от самих себя. И как же их защищать?
Каждая команда получает задание. Из заранее подготовленного к мероприятию материала выполнить проект «Сохраним первоцветы».
Группа должна за 4 минуты создать проект, дать ему название, а затем защитить проект (объяснить его значение). Во время работы детей включается аудиозапись песни Ю. Антонова «Не рвите цветы»
(Так были созданы такие проекты)



7 этап. Подведение итогов, защита проекта.
Каждая группа выбирает ведущего, который делает отчет группы и демонстрирует проделанную работу. Выслушиваются мнение детей из других групп. В результате появляются общие правила поведения в природе.
Совет секции НОУ «Любители природы» принимает решение выпустить плакат с правилами поведения в природе ранней весной. Ознакомить учеников начальных классов с данными правилами. Плакат разместить в рекреации школы.
Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.
Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.
Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов.
Дети высказывают свое мнение, где мы можем использовать данные проекты. (Продемонстрировать свою работу детям 2 «А», 2 «В», 2 «Г» классов и рассказать о необходимости защиты первоцветов. Мы можем выступить перед детьми детских садов, рассказать родителям на родительском собрании, своим соседям).
В завершении занятия Шатохина Лиза читает стихотворение И. Абдуллаева
Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки.
Это мы срывали без разбора
Беззащитные тугие стебельки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет.
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать:
“Наслаждайтесь нашей красотою –
Только очень просим нас не рвать!”
Учитель: Пусть цветы на нашей Земле радуют нас и восхищают своей неповторимостью и красотой нетронутой вами.
8 этап. Рефлексия.
Учитель: Если вам понравилось сегодняшнее занятие, то покажите изображение цветочка, если не понравилось, то покажите хмурую тучку. На память о сегодняшнем занятии вы можете приклеить в дневник на сегодняшний день картинку первоцвета.

Методические советы на период ближайшего последействия.
На следующем занятии школьники организованно вместе с учителем выходят во двор школы, наблюдают за ростом и дальнейшим развитием первых растений на школьном дворе, делают зарисовки, фотографии. Выбирают ответственных за наблюдениями, определяют темы творческих исследовательских работ.