Методика преподавания классического танца в детском хореографическом коллективе. Губанова Н.В.


Методика преподавания классического танца
в детском хореографическом коллективе.
Методическое пособие для педагогов по классическому танцу.
Губанова Наталья Владиславовна,
педагог дополнительного образования
МБУДО «ЦРТДиЮ»,
Сохранение и развитие основ методики школы классического танца — это один из краеугольных камней в фундаменте сохранения классического наследия. Развитие методики хореографического образования приобретает все большее значение в наше время, т. к. каждый новый прием, взгляд с новой точки зрения на ту или иную проблему, новая форма и техника исполнения вносят свою долю в развитие и преобразование танцевального искусства.
Начало работы с учащимися первого года делится на два периода. Первый из них — это начальная работа на середине зала, второй — постановка у станка.
Проводить занятия в первом периоде следует только на середине зала для того, чтобы учащиеся смогли правильно ощутить первые основы постановки тела. Станок в начале обучения вырабатывает некоторую скованность движений.
Первый период — самый важный для правильной постановки тела учащегося. Он должен почувствовать естественность и удобство правильной постановки, достичь устойчивости корпуса без помощи станка и добиться небольшой выворотности (не больше, чем в позициях бального танца), мышечной организованности тела без какого-либо напряжения.
Весь начальный период должен подготовить мышечный аппарат к работе у станка.
Период работы на середине зала длится не меньше двух-трех недель. Чаще всего учащиеся приходят в студию с сутулой спиной и слишком поднятыми плечами. Шаг нетвердый, носки ног вывернуты внутрь, ноги шаркают по полу и т. д. Конечно, тазобедренный пояс при такой походке повернут внутрь.
Если учащихся сразу поставить лицом к станку в первую выворотную позицию, то такое новое и необычное положение вызовет напряжение всего корпуса, ног, ступня завалится на большой палец, в пояснице произойдет неправильный изгиб. Какой бы хорошей ни была выворотность тазобедренного пояса учащегося, все равно выворотное положение первой позиции у станка свяжет его.
Готовить к такому сложному положению, как выворотность, следует постепенно. В первом периоде нужно начинать с невыворотного положения на середине зала и спустя некоторое время постепенно вырабатывать выворотность у станка. Спокойствие, терпение, внимание, медленный темп и хорошая подготовка к занятию обеспечат педагогу успех в работе.
Начинается первый период с исправления походки. Поставив учащихся в круг, педагог предлагает им послушать музыку. Музыкальный материал должен быть прост и знаком учащимся, например: марши, польки. Музыка проигрывается вторично, и педагог громко считает. Под музыкальное сопровождение, исполняющееся третий раз, педагог показывает, как нужно ходить шагом, при этом он продолжает громко считать. После показа педагог объясняет, что ноги надо ставить, слегка отводя носки в стороны, следя в то же время, чтобы колени и носки были вытянуты. Педагог также объясняет, что именно такая походка обеспечит высокую культуру танца.
На первых двух занятиях работы над походкой не следует делать замечания, касающиеся постановки спины, рук, головы и т. д. Внимание должно быть направлено только на походку. Чтобы руки не отвлекали внимание, учащиеся кладут их на талию. После первого занятия необходимо дать домашнее задание потренироваться в танцевальном шаге.
На втором занятии, проверив задание (как правило, учащиеся приходят подготовленными, им нравится танцевальный шаг), нужно отметить лучших и назвать тех, кто плохо подготовился. Делать это надо спокойно, сохраняя непринужденное творческое настроение в коллективе, чтобы учащиеся не боялись ошибиться.
Вторым моментом в работе над походкой является включение тазобедренного пояса. Педагог должен объяснить, как подтянуть живот, «собрать ягодицы» и в таком положении потренировать походку. Учащиеся обязательно почувствуют, что при подтянутом тазобедренном поясе идти легче. Стоит снова дать задание на дом — потренировать походку на этот раз с включением тазобедренного пояса.
На втором занятии, параллельно с работой над походкой, педагог показывает на середине зала первую, вторую и третью невыворотные позиции. Затем он ставит учащихся в первую позицию и дает им время постоять с хорошо вытянутыми коленями, бедрами и развернутым тазобедренным поясом. В качестве музыкального материала для этого упражнения лучше взять знакомый учащимся вальс: на восемь тактов стоять в первой позиции, затем отдохнуть и повторить упражнение несколько раз.
В первой позиции педагогу следует обращать внимание только на ноги и тазобедренный пояс. Только после того, как учащиеся полностью усвоят первую позицию, следует переходить к постановке спины. Педагог сновапоказывает и объясняет, как надо «держать спину», исполняет отдельные танцевальные движения и позы.•
В ходе занятия стоит также использовать наглядные пособия, альбомы и книги с фотографиями артистов.
После показа и объяснения следует подойти к каждому учащемуся отдельно и исправить постановку корпуса. Руки лучше опустить, тогда они не будут мешать, спину следует выпрямить, весь корпус подтянуть, следя в то же время, чтобы не напрягалась и не выставлялась вперед грудь, и не задерживалось дыхание.
Затем под музыкальное сопровождение (размер 4) педагог показывает, как на 4 такта собрать спину, постоять в собранном положении (4 такта), расслабить мышцы (4 такта), отдохнуть (4 такта). Учащиеся должны повторить упражнение не менее четырех раз. После этого педагог объявляет перерыв, делает общие и индивидуальные замечания. После перерыва следует еще повторить упражнение четыре — пять, раз и дать задание домой.
Главная задача педагога на первых занятиях — следить, чтобы учащиеся, выполняя упражнения, не напрягались, не «закрепощались». Следующее занятие надо начинать с проверки постановки спины. Только тогда, когда педагог увидит, что учащиеся в основном усвоили постановку спины, он переходит к упражнениям, вырабатывающим походку, которые выполнялись на предыдущих занятиях, но на этот раз в общую постановку включается и спина. Педагог должен предупредить учащихся о том, что теперь они обязаны одновременно следить за постановкой ног, тазобедренного пояса и спины, то есть — всего корпуса.
Во время выполнения этого упражнения нельзя отвлекать внимание учащихся, индивидуальные замечания следует делать тихо, а общие — только во время перерыва.
Закрепив общую постановку корпуса, можно переходить к постановке головы.
От правильной постановки головы зависит выразительность и законченность всех танцевальных движений, общая гармония танца. Кроме того, повороты головы способствуют мозговому кровообращению, снимают усталость.
Постановке головы необходимо уделить отдельное занятие.
В начале занятия педагог ставит учащихся в первую невыворотную позицию, следит за правильной общей постановкой. После этого объясняет, что руки надо положить на талию, не опираясь на нее всей ладонью, а только легко касаясь ребром указательного и большого пальцев. Причем ладонь с остальными пальцами слегка отведена в сторону. Плечи в это, время опущены. В такой позиции начинают тренировать мышцы верхней части руки, которые должны поддерживать руку.
Положение головы и шеи — прямое, как бы продолжает прямую линию позвоночного столба.
Упражнение для тренировки положений головы и шеи.
Музыкальный размер 3/4.
1 — 4-й такты. Стоять прямо.
5 — 8-й такты. Голову повернуть в профиль вправо, но так, чтобы не нарушалась прямая линия позвонков.
9 — 12-й такты. Стоять, повернув голову в профиль вправо.
13 — 16-й такты. Повернуть голову анфас.
17 — 20-й такты. Стоять в предыдущем положении.
21 — 24-й такты. Повернуть голову влево.
25 — 28-й такты. Стоять в предыдущем положении.
29 — 32-й такты. Повернуть голову анфас.
Примечание. При повороте головы в сторону — вправо и влево шейные позвонки не отклоняются назад; педагог и сами учащиеся должны следить за этим.
После этого надо сделать перерыв, поскольку упражнение сложное, требует напряженного внимания и собранности.
Затем следует повторить это упражнение еще три раза, делая каждый раз небольшой перерыв.
После того, как учащиеся научатся правильно держать голову в профиль, можно переходить к следующим упражнениям: стоять прямо, голова анфас; чуть опуская подбородок вниз, повернуть голову в профиль вправо и влево. При повороте головы шея остается прямой, наклоняется только подбородок, насколько позволяют шейные позвонки без наклона вперед. Закрепив постановку головы, необходимо зафиксировать ее в ходьбе шагом на четыре - музыкальный размер и деление на такты, как в предыдущем упражнении.
Одновременно с постановкой головы можно начать и постановку рук. Эта работа сложная и требует довольно длительного времени. Начать рекомендуем с постановки кисти руки. Нельзя считать классический танец законченным, художественным, если руки учащихся лишены формы и их движения — по композиционным законам и стилистическим особенностям классики — не пластичны. К сожалению, красотой и выразительностью формы рук иногда пренебрегают не только в самодеятельных, но и в профессиональных коллективах.
Акцентируя внимание на позициях рук, педагог за полгода сможет научить их грамотно владеть ими, а также переходами из позиции в позицию. Это очень важно, потому что пор де бра состоят именно из таких позиций.
Чтобы придать кисти определенную форму, необходимую в классическом танце, учащиеся должны, прежде всего, совершенно свободно владеть пальцами руки.
На занятии следует заняться постановкой кисти каждой руки отдельно. Для этого после показа и объяснения педагог предлагает учащимся придать кисти округлую форму, большой и третий пальцы слегка подтянуть друг к другу, а второй, четвертый и пятый поднять вверх. Одновременно нужно следить за тем, чтобы не ломалось запястье. Немного подержав кисть в такой форме, учащиеся отдыхают. Это упражнение нужно повторить несколько раз.
Только после того, как каждая кисть отдельно приобретет надлежащую форму, можно исполнять упражнение двумя кистями. Обязательно надо давать домашние задания по постановке кисти. Чтобы учащиеся научились владеть ею, необходима самостоятельная работа в течение всего года. От кисти зависит пластика всей руки в переходах и пор де бра.
Когда учащиеся научатся сохранять форму кисти обеих рук, можно показать подготовительную позицию. Параллельно учащиеся выполняют упражнения на закрепление, танцевального шага, но уже включая общую постановку корпуса, головы и рук в подготовительном положении.
Усвоив подготовительное положение рук, учащиеся должны научиться переводить их в первую позицию.
Предлагаю шесть упражнений для правильного перевода рук из одной позиции в другую. Все упражнения выполняются сначала каждой рукой отдельно, а после усвоения — двумя руками вместе. Такие движения и позиции являются основой правильной постановки рук и готовят учащихся к пор де бра.
Упражнения для рук.
В музыкальном сопровождении, следует давать четыре вступительных такта, во время которых учащийся готовится, то есть отслеживает правильность общей постановкой тела. Он становится в первую невыворотную позицию и переводит руки в подготовительное положение. На четыре заключительных такта сопровождения после выполнения упражнения учащийся принимает предыдущее положение, расслабляет тело, отдыхает.
Упражнение № 1.
Музыкальный размер 3/4. Темп умеренный. Выполняется на 16 тактов музыки.
Вступление — 4 такта. Принять подготовительное положение.
2 — 4-й такты. Из подготовительного положения перевести руки в первую позицию.
5 — 8-й такты. Руки в первой позиции.
9 — 12-й такты. Опустить руки в подготовительное положение.
13 — 16-й такты. Стоять в подготовительном положении, постепенно высвобождая руки, а затем — отдохнуть.
Примечание. Выполняя первое упражнение, педагог и учащиеся должны следить за тем, чтобы форма рук и кисти, принятая в подготовительном положении, не нарушалась во время перевода рук из подготовительного положения в первую позицию и обратно, из первой позиции в подготовительное положение. Для этого следует помнить, что рука поддерживается ее верхней частью, мышцами от плеча до локтя, а движение надо начинать и вести кистью руки от третьего пальца, при этом локоть принимает округлую форму и идет за кистью, не провисая и не опережая ее, сохраняя линию руки. Спина, шея сохраняет свою правильную, стройную форму. До тех пор, пока не будет усвоено это упражнение, не следует переходить к следующему
Упражнение № 2.
Музыкальный размер 3/4. Темп умеренный. Выполняется на 32 такта музыки.
Вступление — 4 такта. Принять подготовительное положение.
1 — 4-й такты. Руки из подготовительного положения перевести в первую позицию.
5 — 8-й такты. Руки в первой позиции.
9 — 12-й такты. Поднять руки в третью позицию.
13 — 16-й такты. Руки в третьей позиции.
17 — 20-й такты. Опустить руки в первую позицию.
21 — 24-й такты. Руки в первой позиции.
25 — 28-й такты. Опустить руки в подготовительное положение.
29 — 32-й такты. Подготовительное положение рук, принять свободное положение — отдохнуть.
Примечание. Переводя руки из первой позиции в третью, необходимо следить за тем, чтобы плечи и лопатки не поднимались вверх, а, опуская их из третьей позиции в первую, — чтобы руки поддерживались их верхней частью, которая не должна провисать и опережать кисти.
Упражнение № 3.
Музыкальный размер 3/4. Темп умеренный. Выполняется на 32 такта музыки.
Вступление — 4 такта. Принять подготовительное положение.
1 — 4-й такты. Из подготовительного положения перевести руки в первую позицию.
5 — 8-й такты. Руки в первой позиции.
9 — 12-й такты. Перевести руки из первой позиции во вторую.
13 — 16-й такты. Руки во второй позиции.
17 — 20-й такты. Перевести руки из второй позиции в первую.
21 — 24-й такты. Руки в первой позиции.
25 — 28-й такты. Из первой позиции перевести руки в подготовительное положение.
29 — 32-й такты. Подготовительное положение рук, принять свободное положение — отдохнуть.
Примечание. Перевод рук из первой позиции во вторую очень сложен. Следует внимательно следить, чтобы верхняя часть руки и локоть не опускались вниз особенно, чтобы не провисал книзу локоть. Рука должна отводиться тыльной стороной кисти, начиная с пальцев. При переводе руки из второй позиции в первую нужно придерживаться тех же правил, а движение начинать от пальцев кисти руки, чуть сгибая затем в локте, чтобы принять округлую форму в первой позиции.
Упражнение № 4.
Музыкальный размер 3/4 . Темп умеренный. Выполняется на 32 такта музыки.
Вступление — 4 такта. Принять подготовительное положение.
1 — 4-й такты. Из подготовительного положения перевести руки в первую позицию.
5 — 8-й такты. Руки в первой позиции.
9 — 12-й такты. Руки из первой позиции перевести во вторую.
13 — 16-й такты. Руки во второй позиции.
17 — 20-й такты. Третьим пальцем повернуть кисть ладонью вниз. Рука во второй позиции остается при повороте неподвижной.
21 — 24-й такты. Сохраняется предыдущее положение рук.
25 — 28-й такты. Опустить руки из второй позиции, в подготовительное положение.
29 — 32-й такты. Подготовительное положение рук, принять свободное положение — отдохнуть.
Примечание. Необходимо следить за тем, как опускается рука из второй позиции в подготовительное положение. Нужно поддерживать верхнюю часть руки, опускать ее также пальцами, слегка сгибая в локте, чтобы она приняла в подготовительном положении округлую форму. Нельзя допускать, чтобы при повороте кисти руки ладонью вниз во второй позиции поднималось пли «ломалось» запястье.
Упражнение № 5.
Музыкальный размер 3/4. Темп умеренный. Выполняется на 32 такта музыки.
Вступление — 4 такта. Принять подготовительное положение.
1 — 4-й такты. Из подготовительного положения перевести руки в первую позицию.
5 — 8-й такты. Руки в первой позиции.
9 — 12-й такты. Перевести руки из первой позиции во вторую.
13 — 16-й такты. Руки во второй позиции.
17 — 20-й такты. Перевести руки из второй позиции в третью.
21 — 24-й такты. Руки в третьей позиции.
25 — 28-й такты. Опустить руки из третьей позиции в первую.
29 — 32-й такты. Руки из первой позиции, не задерживая, опустить в подготовительное положение — отдохнуть.
Примечание. Перевод рук из второй позиции в третью следует начинать пальцами, запястье при этом не отклоняется, назад, а сохраняет ровную линию до локтя. Поднимая руки вверх, нужно следить, чтобы плечи и лопатки не поднимались. Руки в третьей позиции должны почти соединиться кистями, поэтому локоть при подъеме руки слегка сгибается, и рука принимает такую же закругленную форму, как в подготовительном положении.
Упражнение № 6.
Музыкальный размер 3/4. Темп умеренный. Исполняется на 32 такта музыки.
Вступление — 4 такта. Принять подготовительное положение.
2 — 4-й такты. Из подготовительного положения перевести руки в первую позицию.
5 — 8-й такты. Руки в первой позиции.
9 — 12-й такты. Перевести руки из первой позиции в третью.
13 — 16-й такты. Руки в третьей позиции.
17 — 20-й такты. Перевести руки из третьей позиции во вторую.
21 — 24-й такты. Руки во второй позиции.
25 — 28-й такты. Повернуть кисти рук ладонями вниз (вторая позиция).
29 — 32-й такты. Опустить руки в подготовительное положение — отдохнуть.
Примечание. Начинать опускать руки из третьей позиции следует пальцами и тыльной стороной кисти так, чтобы кисть в запястье не отклонялась назад. Поддерживаются руки, как всегда, мышцами от плеча до локтя. Раскрыв руки между третьей и второй позициями, нужно опускать предплечье ребром кисти со стороны мизинца до высоты второй позиции. При этом плечо остается на месте, лишь немного поворачиваясь вместе с предплечьем. Если придерживаться этого правила, то плечо не будет падать, и локоть не будет провисать, что совершенно необходимо для классической формы.
Выполняя эти шесть упражнений, учащиеся одновременно изучают позиции рук. В классической методике они описаны в разделе, посвященном начальному периоду, но в начальный период можно начать исполнять только первое упражнение. Остальные пять следует учить в течение двух месяцев. Во время этой методичной, неторопливой работы мышцы рук будут развиваться постепенно, привыкая к правильной форме. При выполнении этих упражнений в течение двух месяцев не советуем заниматься с рукой во второй позиции, так как мышцы верхней части руки еще не окрепли и не могут ее поддерживать в правильном положении.
На первых занятиях у станка, одна рука лежит на палке, другую следует держать в подготовительном положении. Верхняя часть свободной руки при этом укрепится и, когда учащийся через два — три месяца приступит к упражнениям с переводом руки во вторую позицию, она не будет провисать. Правда, сначала рука будет уставать, поэтому не следует держать ее во второй позиции в течение всего упражнения. Например, при исполнении восьми движений батман тандю руку следует держать во второй позиции, затем, выдержав паузу, опустить и следующие восемь движений батман тандю надо делать, переведя руку в подготовительное положение. Нельзя допускать переутомление руки, чтобы избежать ошибки — провисания плеча.
До тех пор, пока учащиеся не усвоят правильную постановку рук, не советуем переходить к этюдам и танцам, в которых есть движения с переходами рук в разные позиции.
На втором этапе обучения, когда учащиеся усвоят шесть упражнений, можно переходить к изучению пор де бра, указанных в стандартной программе.
Первые занятия должны включать и музыкально-ритмическое обучение учащихся. Начинать следует с музыкально-ритмических упражнений и игр. Когда учащиеся перейдут к более детальному изучению классического танца, ритмике следует отвести отдельные занятия — дважды в неделю по одному часу.
После того, как учащиеся овладели первыми шагами танцевальной походки, к ним стоит прибавить еще один более сложный — «скольжение». Он исполняется скользящим движением по полу пяткой вперед в первой невыворотной позиции (подъем и пальцы вытянуты). Заканчивается движение носком в пол.
Он подготовит учащихся к будущему батман тандю и выработает у ступни ноги ощущение пола, необходимое в ряде движений классического экзерсиса.
Следующий в программе классического танца — шаг с поднятием ноги вперед на 25° с вытянутым подъемом.
На протяжении всего начального периода рекомендуем ходить только по кругу. Фигурная маршировка в это время еще не под силу учащимся: стремление сохранить линию марша отвлекает их внимание от основного задания — общей постановки тела в танце.
Занятия ритмикой и ритмическими играми следует продолжать.
Когда учащиеся овладеют тремя видами шагов, позиций, постановкой спины, головы и рук, следует ввести батман тандю в первой невыворотной позиции: учащийся пластично выносит, вытянув ногу вперед через пятку.
Выполнение движения батман тандю.
Каждый батман тандю исполнять четыре такта.
Музыкальный размер 2/4.
1-й такт. На «раз», «два» — вывести ногу вперед (объяснив правила).
2-й такт. На «раз», «два» — задержать ее на носке впереди.
3-й такт. На «раз», «два» — поставить ногу в первую позицию.
4-й такт. На «раз», «два» — задержаться в первой позиции.
После исполнения четырех тандю с правой ноги, учащиеся должны отдохнуть: выйти из позиции и высвободить все мышцы, чтобы избежать утомления, напряжения и «зажатия». Затем это движение следует исполнить с другой ноги.
Начинать именно с батман тандю вперед нужно потому, что это движение наиболее легкое и самое естественное для начинающих. Это самое привычное и устойчивое положение облегчит правильную работу ног. Все шаги, изучаемые до движения батман тандю - с выносом ног вперед, как и обычная походка человека.
Усвоив батман тандю вперед в первой позиции, надо перейти к батман тандю в сторону, потом — к батман тандю вперед и в сторону в третьей позиции.Одновременно с батман тандю вперед в третьей позиции следует начать изучение деми-плие в первой, а затем в третьей позициях.
Выполнение движения деми-плие.
Каждое движение исполнять на 2 такта.
Музыкальный размер 4/4. Темп медленный. Деми-плие во второй позиции пока не стоит делать, так как колени, выдвигаясь вперед, «завалят» ступню на большой палец.
Следующее движение — ронд де жамб пар терр по точкам вперед и в сторону.
Выполнение движения ронд де жамб пар терр.
Музыкальный размер 3/4. Исполняется на 8 тактов музыки.
1 — 2-й такты. Вывести ногу вперед (как в батман тандю).
3 — 4-й такты. Легко перевести ее во вторую позицию, чтобы не нарушить правильность положения тазобедренного пояса и спины.
5 — 6-й такты. Поставить ногу в первую позицию.
7 — 8-й такты. Стоять в первой позиции. При этом проверяется устойчивость корпуса.
Усвоив это движение, исполнять его в сторону и вперед.
В начальном периоде батман тандю назад и ронд де жамб пар терр назад делать не следует — их можно исполнять только у станка. Желательно также перейти к изучению шага на низких полупальцах, который укрепит ступню. Каждый шаг следует делать сначала на одну, а затем — на две четверти.
Осваивая первые элементы на середине зала, учащиеся постепенно овладевают правильной постановкой корпуса и, перейдя к станку, будут стоять свободно, без «закрепощений».
Первый подготовительный период закладывает основу овладения культурой танца, являющуюся необходимой предпосылкой настоящей классической школы, которая начинается у станка.
Занятия у станка.
Первое занятие у станка начинается с того, что педагог ставит учащихся лицом к станку в более выворотное положение, чем то, которое они принимали в подготовительном периоде, но полная выворотность при этом еще не достигается.
Примечание. Полная выворотность развивается на протяжении всего первого года обучения. Учащимся, у которых не очень развит тазобедренный пояс, не следует форсировать достижение полной выворотности в течение полутора, а в отдельных случаях — двух лет.
Стоять следует, сохраняя свободную, правильную осанку, следя, чтобы не было «завала» на большие пальцы ступни, напряжения шеи, чтобы не поднимались плечи и лопатки.
Кисти рук не обхватывают палку, а спокойно лежат на ней сверху, на ширине плеч, локти опущены вниз. Ни в коем случае нельзя держаться за станок, а только слегка придерживаться, что обеспечит более выворотное положение.
Необходимо следить за тем, чтобы тазобедренный пояс был прямым, горизонтально опирался на опорную ногу. Это обеспечит равновесие, необходимое при выполнении сложных движений и прыжков.
Ту же логичность, последовательность и осторожность необходимо соблюдать при постановке учащихся на пальцы. Раньше, чем в четвертой четверти первого года обучения, этого делать не следует. Переходу на пальцы должен предшествовать длительный период укрепления всей ступни. В него входит выполнение всех упражнений классического танца по программе первого года обучения, а также специальные упражнения — релеве на полупальцах в первой, второй, третьей и пятой позициях в первой — третьей четвертях учебного года и релеве на пальцах в первой, второй позициях в четвертой четверти.
Перед тем, как учащиеся наденут пуанты, педагог должен научить учащихся разминать их, пришивать к ним ленты, класть па пальцы вату и, помогая рожком, натягивать пятку туфли на ногу. Педагог также показывает, как завязывать ленту на вытянутом подъеме.
Ни в коем случае нельзя тренироваться в туфлях, которые велики или малы учащемуся. Пальцы в них должны лежать свободно, не подгибаясь. Туфли не по размеру становятся причиной деформации пальцев, и учащиеся не смогут свободно овладеть пальцевой техникой.
Между тем, учащиеся сами спешат стать на пальцы: без разрешения педагога, надев туфли, становятся на них, бегают. Но мышцы ступни еще слишком слабые, поэтому все это делается на согнутых пальцах и подъеме, что может привести к деформации ступни. В начале учебного года педагог должен все это объяснить учащимся и строго требовать от них дисциплины.
Упражнения на пальцах.
Приступая к выполнению пальцевых упражнений, педагог ставит учащихся лицом к станку.
Музыкальный размер 2/4. Исполняется на 16 тактов музыки.
1 — 4-й такты. Релеве в первой позиции. Подняться на пальцы и сильно вытянуть подъем и колени.
5 — 8-й такты. Стоять на пальцах с сильно вытянутыми подъемом и коленями.
9 — 12-й такты. Опуститься на всю ступню в исходное положение.
13 — 16-й такты. Отдохнуть.
Движение повторить четыре раза.
Для первого занятия достаточно одного этого упражнения, поскольку на ступню и пальцы падает большая нагрузка.
На следующем занятии, повторяя упражнение, следует исполнять его во второй позиции. Нагрузку нужно постепенно увеличивать, пока учащиеся не научатся хорошо держать спину, стоя на пальцах.
Темп исполнения пальцевых упражнений первого года обучения должен быть умеренным. Каждое новое движение на пальцах надо сначала тренировать у станка и только после окончательного усвоения переходить на середину зала.
Со второго полугодия первого года обучения необходимо начинать этюдную работу по программе.
Работа над этюдами очень важна и полезна, так как она развивает воображение, пробуждает творческую инициативу учащихся. Сначала педагог сам предлагает определенный этюдный материал, позднее дает возможность учащимся самостоятельно придумывать различные сюжеты для этюдов. Движения в этюдах надо тренировать, отшлифовывать так же, как и движения на занятии.
С каждым годом сложность этюдов возрастает в соответствии с учебной программой. На первом году обучения лучше исполнять массовые этюды, однако, если исполнительский уровень учащихся позволяет, то можно назначить и солистов, и пары. Музыкальный материал для этюдов педагог и концертмейстер подбирают по тому же принципу, что и для музыкального оформления занятия.
Упражнения для этюдов.
Упражнение № 1.
Музыкальный размер 2/4 . Темп медленный. Исходное положение: ноги в пятой позиции, правая — впереди. Руки во второй позиции. Движение исполняется на 8 тактов музыки.
1 — 4-й такты. Восемь батман тандю вперед (анфас). На одну четверть каждый.
5 — 8-й такты. Первое пор де бра.
Примечание. Движения последовательно связаны. Руки из второй позиции (корпус анфас) переходят в первое пор де бра. Комбинация несложная, легко запоминается, учащиеся внимательно следят за качеством технического исполнения и пластичного перехода в пор де бра.
Упражнение № 2.
Комбинации, построенные на трех движениях, можно разучивать с учащимися на протяжении второго года обучения.
Музыкальный размер 2/4. Исходное положение: ноги в пятой позиции, правая — впереди. Движение исполняется на 8 тактов музыки.
1 — 2-й такты. Четыре батман тандю вперед в маленькой позе эффасе (на одну четверть каждый). Закончить движение в пятой позиции.
3 — 4-й такты. Оставаясь в пятой позиции, поднять руки в большую лозу эффасе вперед.
5 — 6-й такты. Опустить руки в подготовительное положение.
7 — 8-й такты. Вывести левую ногу назад, носком в пол, руки раскрыть в первый арабеск.
Примечание. Когда будут хорошо усвоены все координационные связки между движениями, ногу следует поднять вперед на эффасе на 45°, а затем на 90° и также на первый арабеск.
Музыкальный размер и количество тактов в комбинации можно изменять.
Упражнение № 3.
На третьем году обучения можно разучивать с учащимися комбинации, построенные на четырех движениях.
Музыкальный размер 3/4 . Исходное положение: ноги в пятой позиции, правая — впереди. Движение исполняется на 24 такта музыки.
1 — 4-й такты. Гран плие в пятой позиции в положении круазе вперед.
5 — 8-й такты. Девелоппе вперед правой ногой на круазе на 90°. Опустить ногу в пятую позицию на деми-плие, руки в подготовительном положении.
9 — 12-й такты. Поворот на полупальцах в пятой позиции ан дедан со сменой ног. Закончить поворот в пятой позиции, опустившись с полупальцев в положение круазе. Левая нога впереди, руки — на повороте в третьей позиции. После окончания поворота руки через вторую позицию опустить в подготовительное положение.
13 — 16-й такты. Правую ногу поднять назад (батман лан) в позу третьего арабеска.
17 — 18-й такты. Сохранять позу третьего арабеска.
19 — 20-й такты. Правую ногу опустить в пятую позицию.
21 — 24-й такты. Руки опустить в подготовительное положение.
Танцевальные комбинации каждый год усложняются в соответствии с учебной программой.
Список литературы для педагога
Базарова Н. Классический танец. - Л., «Искусство», 1975.
Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. - Л., «Искусство»,1964.
Березова Г.А. Классический танец в детских хореографических коллективах. - Киев, 1979.
Ваганова А.Я. Основы классического танца. - Санкт-Петербург, 2000.
Есаулов И.Г. Устойчивость и координацияв хореографии. - Издательство Удмуртского университета, 1992.
Костровицкая В., Писарев А., Школа классического танца. - Л., «Искусство», 1968.
Специфика работы с детским хореографическим коллективом// Методические рекомендации. /Сост. Герасимова Н. – Барнаул, НМЦ народного творчества и культпросветработы управления культуры крайисполкома, 1988. – 40с.