Программа Профилактика нарушений письменной речи у учащихся 1 класса

Презентация программы
«Профилактика нарушений письменной речи
у учащихся 1-го класса»
Последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезаптации является нарушение письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфографи). Нарушение письма и чтения является достаточно распространенными среди учащихся как коррекционных, так и массовых школ, они препятствуют полноценному освоению школьных знаний, поэтому интерес к проблеме коррекции дислексии, дисграфии не только у специалистов (логопедов, психологов), но и учителей начальных классов и русского языка не случаен.
Следует отметить, что нарушения письменной речи сложны по своей структуре, в их симптоматике могут наблюдаться:
Нарушения устной речи;
Недоразвитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов;
Оптико-пространственная организация деятельности письма;
Рассогласование в работе слухового, зрительного анализаторов и артикуляции;
Отставание в развитии психических процессов (памяти, внимания, мышления).
Проблемы нарушения устной и письменной речи у школьников – одна из самых актуальных проблем для школьников, поскольку чтение и письмо из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего обучения учащихся. Основная проблема состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть речевые расстройства, не допуская их перехода, осложняющего деятельность учащегося на последующих этапах обучения.
С уверенностью можно сказать, что одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Следует отметить, что нарушение письменной речи у детей являются столь комплексной, что требуется воздействие не только специалиста логопеда, но и психологов, а также медиков. Это в свою очередь предполагает своеобразие приемов исследования и воздействия на детей с данным расстройством, нередко включающим в себя не только проявления нарушений письменной речи, но и целый комплекс психологических дисфункций. В связи с этим полноценное обследование и оказание помощи ребенку, испытывающему трудности при обучении письменной речи, требует участия не только логопеда, но и других специалистов (психолога, невропатолога).
Одной из причин школьной неуспеваемости является недостаточная сформированность высших психических функций. От детей требуют усидчивости, терпения, сосредоточенности и внимания на протяжении всего урока, умения внимательно слушать и запоминать большой объем информации, учиться думать, рассуждать, логически мыслить, анализировать, обобщать. Многие дети не готовы к такому умственному труду.
Еще одной важной причиной является то, что для детей поступающих в 1 класс в течение первого полугодия ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра. Предлагаемые логопедом развивающие игры и упражнения помогают сгладить и сократить адаптационный период (переход от игровой деятельности к учебной).
Цель программы: коррекция нарушений устной речи и комплексная подготовка детей, имеющих трудности в обучении к овладению школьно-значимыми умениями и навыками по русскому языку и чтению.
Задачи программы:
Развитие фонематического анализа и синтеза;
Развитие языкового анализа и синтеза на уровнях слога, слова, предложения, текста;
Уточнение и закрепление слухопроизносительных дифференцировок фонем;
Развитие и уточнение пространственно-временных представлений
Развитие внимания, памяти, мышления;
Формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса;
Развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.
Целевая группа: дети с ОНР III уровня, испытывающие затруднения при овладении письменной речью.
Принципы программы. Программа опирается на следующие принципы:
Системности;
Комплексности;
Деятельностный;
Онтогенетический;
Обходного пути;
Общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Если говорить о методах логопедического воздействия, то в рамках программы коррекции основное место занимают практические методы. Это различные упражнения:
Конструктивные – во время работы по уточнению оптико-пространственных дифференцировок (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую);
Творческие – во время работы по формированию звукобуквенного анализа и синтеза.
Говоря о специфичности данной коррекционной программы, следует отметить, что учебный материал рассчитан на два часа в неделю на протяжении четырех месяцев для учащихся первого класса, а также можно с учащимися вторых классов.
Содержание программы. Система коррекционной работы по профилактике нарушений письменной речи соответственно данной программе делится условно на три уровня коррекции: фонетический, лексический и синтаксический. Помимо этого, выделяются два часа: один час – в начале курса (ознакомительная беседа, диктант); второй час – в конце курса – (выпускной диктант, беседа с родителями, подведение итогов – выявление динамики в преодолении нарушений письменной речи, рекомендации к дальнейшему пребыванию ребенка).
Необходимо отметить, что дети, испытывающие трудности при усвоении письменной речи имеют слабую ориентировку во времени: незнание либо нетвердое знание основных временных единиц (времен года, месяцев, дней недели в их последовательности). Несформированность либо недостаточная обобщенность пространственных понятий и представлений; трудности динамической и кинетической организации движений руки; информированность четких связей между двигательной системой и слуховым анализатором – работа по развитию и уточнению данных функций соответственно проводится на каждом занятии курса в организационной его части.
Коррекционная работа на фонетическом уровне предполагает решение следующих задач:
Развитие звукового анализа и синтеза слов (от простых форм к сложным);
Развитие фонематического восприятии, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
Важно отметить, что дифференциация кинетически смешиваемых букв дается как самостоятельная работа на дом по предложенным карточкам с предварительной работой по уточнению оптико-пространственных представлений на занятиях (2-3 минуты на каждом занятии первого уровня коррекционной работы).
Дифференциация букв, смешиваемых по звонкости-глухости и акустико-артикуляционному типу, также предлагается как самостоятельная работа дома по индивидуальным карточкам с предварительной работой.
Начиная коррекционную работу на лексическом уровне, необходимо выделить основные задачи этого этапа работы:
Количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);
Качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);
Формирование культуры речи (избавление от слов-паразитов, искаженных просторечных, жаргонных слов);
Развитие слогового анализа и синтеза;
Наблюдение за явлениями синонимии и антонимии слов.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне требует решения следующих основных задач данного этапа:
Усвоение учащимся сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений;
Обогащение фразовой речи учеников.

Содержание коррекционной работы на первом этапе
(18 часов)
На первом этапе коррекционной работы привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата с целью сделать его в достаточной степени управляемым, приучать детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также согласных, произношение которых обычно не страдает. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах сначала проводятся с опорой на громкое проговаривание, в дальнейшем – на обычное произнесение слов (голосом разговорной громкости), а затем – на выполнение молча.
Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая логопедическая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство либо по количеству элементов (л-м, п-т, и-ш, ц-щ), либо по пространственному расположению элементов (б-д, в-д, у-ч, г-р), либо по наличию или отсутствию элементов данных букв (у – д – з, о – а, н – ю, л – я, а – д, и – у, х – ж, ш – щ). Коррекционная работа начинается с действий с картинками, геометрическими фигурами и предполагает оптико-пространственное дифференцирование; кроме того, полезны упражнения: в конструировании букв с помощью счетных палочек; отгадывание изографов и букв, кинетически смешиваемых по элементу данных букв; задания с «зашумленными» буквами. При этом здесь главная задача – научить детей выделять опорные признаки, отличающие смешиваемые буквы. Кроме того, ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, и в первую очередь это дифференциация гласных I и II ряда. Опираясь на гласные II ряда подводится к пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных.
Работа на первом этапе завершается дифференциацией согласных звуков. Здесь дается понятие о звонких и глухих звуков, сравнивается их попарно, объясняется сходство и различие. Дальнейшая работа по отдельным планам звуков предлагается индивидуально по карточкам тем детям, которые смешивают буквы по акустико-артикуляционным признакам.

Содержание коррекционной работы на втором этапе
(17 часов)
Работа на втором этапе коррекции начинается с уточнения и расширения словарного запаса учащихся. Здесь дети знакомятся с явлениями синонимии и антонимии слов, не называя эти явления, но объясняя их суть. Далее уточняется представления о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изображение, потом на слогообразующую роль гласных. На данном этапе основное внимание уделяется выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных).

Содержание коррекционной работы на третьем этапе
(19 часов)
Третий этап коррекции начинается с работы над предложением. Дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, таким образом, здесь закладывается основа для успешного овладения учащихся навыками синтаксического разбора предложения на более поздних этапах обучения. Работа над грамматическим оформлением предложения ведется параллельно. Здесь дети учатся правильно согласовывать различные части речи (существительное с глаголом и существительное с прилагательным в роде и числе).
На этом этапе немаловажное значение отводится работе с предлогами. Важно отметить, что работа ведется только с теми предлогами, которые не употребляются в устной речи учащихся или смешиваются с другими. При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов, а затем другие из значения. Параллельно в занятия включаются задания, связанные с правилом о раздельном написании предлогов со словами.
На синтаксическом уровне коррекционной работы проводится несколько специальных занятий с целью формирования связной речи. Вначале дети учатся разным видам пересказа, затем составляют рассказы по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по опорным словам, по плану. Важно отметить, что работа на занятиях всех трех этапов коррекции предусматривает решение таких важных задач, как расширение и обогащение словарного запаса учащихся, а также формирование связной речи.
Учитывая то, что у детей со смешанными нарушениями письменной речи остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и память), на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на их развитие.
Для осуществления программы используются разнообразные игры: подвижные и дидактические (игры с мячом, «игрушечный магазин» и т.д.) во время работы по формированию анализа и синтеза. Особенно следует отметить речевые логопедические игры, которые могут быть использованы на всех этапах коррекции соответственно теме занятия. Безусловно, используются и наглядные методы, а также словесные методы логопедического воздействия (беседы, рассказы, объяснения).
Важно отметить, что эта программа представляет собой курс, направленный на профилактику нарушений письменной речи. Также она предусматривает совместную деятельность не только логопеда и ребенка, но и других специалистов (психолога, классного руководителя) и, конечно же, родителей, которые имеют право присутствовать на занятиях, для того, чтобы суметь объяснить, помочь ответить на вопросы, возникшие у ребенка при выполнении домашнего задания.

Результаты после коррекционной работы.
Для реализации этой программы были набраны дети в возрасте 7 – 8 лет по запросу родителей. По результатам диагностики у них было выявлено нарушение устной и письменной речи. Хотя нарушения устной речи у большинства из них менее выражены, так как у некоторых детей прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным. Вместе с тем тщательное изучение уровня сформированности устной речи обнаруживает определенные проблемы в развитии всех ее сторон. Звуковая сторона также является недостаточно сформированной. Несмотря на то, что у этих школьников наблюдаются лишь отдельные недочеты в произношении звуков, в последовательном произношении слогов в многосложных незнакомых словах, со стечением согласных.
Нарушения лексики проявляются также в нарушении слоговой структуры слова: усечении слога, пропуск гласного звука или буквы, повторное воспроизведение буквы, перестановки слогов, добавление слога.
Характеризуя словарный запас, следует отметить не только его ограниченность, но и недостаточное понимание значений слов, особенно тех, которые редко используются в обиходе.
Слова, понимание которых обусловлено контекстом, часто воспринимаются недостаточно дифференцированно и полно, так как учащиеся, имеющие указанный уровень речевого недоразвития, не полностью осознают смысловую общность значений слов, что приводит к своеобразному их употреблению, частым заменам, как по смысловому, так и по звуковому и морфологическому признакам.
Одним из существенных проявлений недостаточности грамматического оформления речи является низкий уровень способности строить предложения, так как в устной и письменной речи пользуются преимущественно простыми предложениями с небольшим распространением. Таким образом, нарушения устной речи выражены Нерезко, но поскольку они распространяются на все стороны речи – звуковую и смысловую, то в целом создают серьезные препятствия в обучении детей письму и чтению.
Занятия проходили 2 раза в неделю по 45 минут индивидуально на протяжении 4-х месяцев. В ходе занятий были применены следующие упражнения, направленные на знакомство со строением и функцией речевого аппарата, звуки и буквы, на фонематический анализ и синтез слов, обозначение мягкости согласных на письме, дифференциацию фонем, уточнение и расширение словарного запаса, слоговой анализ и синтез. Также работа со слогоритмическими схемами слов, предложениями и его грамматическим оформлением и работа над связной речью.
В ходе реализации программы дети научились:
свободно составлять рассказы, пересказы;
владеть навыками творческого рассказывания;
адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;
понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

15