Конспект урока Появление неравенства и знати


УРОК №6
ГЛАВА 2. ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ
Тема урока: «Появление неравенства и знати»
Курс: история Древнего мира
Класс: 5
Дата проведения: «____»_______________20___г.
Цели урока:
Образовательная: Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства между людьми.
Развивающая: Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.
Воспитывающая: Обеспечить усвоение понятий «неравенство», «соседская община», «знать».
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование:
- учебная доска;
- учебник для 5 класса А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». – М., 2003 г.
- рабочая тетрадь;
- карта мира;
- атласы по истории Древнего мира;
- презентация;
- раздаточный материал (карточка №6 и №7 для проверки д/з);
- кроссворд
Основные термины и понятия: мотыга, плуг, неравенство, классы, государство.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент (1-2 мин.).
Приветствие учащихся.
II. Актуализация опорных знаний у учащихся по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства» - 5 мин.
1. Подготовка устного ответа по карточке №6 и №7
КАРТОЧКА №6
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как появилось земледелие и скотоводство?»
Для этого вспомни:
1. На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством?
2. Какие первые культуры начал выращивать человек?
3. Как первобытные люди обрабатывали землю?
4. Какие орудия труда они использовали при обработке земли?
5. Как поступали с детенышами убитых животных?
6. Каких животных первобытные люди стали разводить?
Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося: Женщины заметили, что упавшие зерна дают всходы. Они начали сеять его. Первыми культурами, которые освоил человек, были дикий ячмень и пшеница. Землю обрабатывали мотыгой (деревянная палка с острым сучком). Приходя с охоты, мужчины иногда приносили детенышей убитых животных. Они оставляли их в своем жилище. Так у человека появилась собака. Позднее – овцы, козы, свиньи, коровы. Появление скотоводства и земледелия дали человеку постоянные продукты питания.
КАРТОЧКА №7
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие новые занятия появились у древних людей?»
Для этого вспомни:
1. Из чего люди делали посуду?
2. Из чего изготавливали ткань?
3. Какое значение имело появление этих новых занятий для людей?
Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося: Люди научились плести из веток корзины, стали их обмазывать глиной. Но при дожде глина намокала. Тогда они начали емкости из глины сушить и обжигать. Для прочности в тесто глиняное добавляли опилки и толченую ракушку. Ткань, изготовленную из волокон льна и конопли. Пряли шерсть. Появление этих занятий дало человеку одежду и посуду.
2. Работа с классом.
Вписать недостающие слова:
Первые земледельцы вспахивали землю деревянной______(мотыгой).
Колосья срезали__________(серпом).
Растирали зерна на ______________(зернотерках).
Рубили деревья________________(деревянным топором).
Земледелие и скотоводство возникли в Западной___________(Азии).
Из глины научились делать______________(посуду).
Женщины научились делать__________(ткань) и _________________(прясть).
3. Развернутый ответ учащихся по карточке №6 и №7
III. Переход к изучению новой темы.
Итак, земледелие и скотоводство дало дополнительные продукты питания для человека. Получение их в большей степени зависело теперь от него самого. Поэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях. Появляются среди людей отдельные мастера, которые лучше чем другие что-то делают. Их называют ремесленниками, а чем они занимаются – ремеслом. Появление ремесленников (профессионалов своего дела) вызовет изменение в орудиях труда человека, а это приведет к появлению неравенства среди людей.
Задача для учащихся: Что такое неравенство?
IV. Изучение новой темы.
План:
1. Обработка металлов.
2. Изобретение плуга.
3. Распад родовых общин.
4. Появление неравенства и знати.
1. Рассказ учителя.
Очень давно люди заметили, что некоторые камни не раскалываются от удара. Попадая в огонь, они размягчаются и застывая приобретают новую форму. Догадались ли вы что это за камни? (Самородки меди. Их можно было плавить и изготавливать орудия труда, которые были прочнее, чем деревянные).Так и поступил древний человек. Он научился из камня делать форму, заливать ее расплавленной медью и изготавливать металлические орудия труда. Это произошло около девяти тысяч лет назад в Западной Азии. Так началось освоение металлов человеком.
Мастера научились работать и с драгоценными металлами – золотом и серебром, изготавливать из них украшения.
Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди.
2. Работа с иллюстрацией учебника (с. 25).
- Как происходила отливка медного топора?
- Какое значение имело для человека освоение меди? (Орудия труда и оружие из меди были прочнее, чем деревянные. Значит, ими можно было качественнее обрабатывать землю).3. Самостоятельная работа
Прочитать текст учебника на с. 25.
Выяснить, как появился плуг.
- Какое значение имело появление плуга? (Урожаи стали лучше, обрабатывать землю стало легче. Теперь одни люди могли работать в поле, а другие заниматься ремеслом. Поэтому они могли обмениваться своей продукцией).4. Решение творческой задачи.
Во время археологических раскопок, археологами были найдены два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом – только медный топор. Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (появление богатых и бедных).
5. Работа с новыми понятиями. На доске и в тетради.
Неравенство – появление богатых и бедных людей.
6. Рассказ учителя.
Почему же появилось неравенство?
Мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать землю. Родовая община распадется на отдельные семьи. По отношению друг к другу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община. Но как же разделить землю между родичами? Вероятно, тот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли отставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются богатые и бедные, т.е. неравенство.
Теперь соплеменники делятся на более «сильных», могущественных и более «слабых», зависимых. Иными словами, возникает иерархия. Племенное общество становится значительно более сложно организованным. Оно нуждается в особых инструментах управления – военной силе, чиновничестве. Таким образом, зарождается государство.
Государство – это такая организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.
IV. Закрепление изученного на уроке.
- Решение кроссворда «Умей прочитать».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1. Средство передвижения человека по воде с древнейших времен и до наших дней.
2. Группа родичей, сообща трудившихся и имевших общее имущество.
3. Одно из первых занятий человека.
4. Первый металл, который освоил человек.
5. Первое орудие для возделывания земли.
6. Орудие труда земледельца 5-6 тыс. лет тому назад.
7. Домашнее животное.
8. Материал для возделывания посуды на гончарном круге.
9. Первое орудие труда и оружие древнейшего человека.
10. Объединение родов, живущих в одной местности.
Ответы: 1. Лодка. 2. Род. 3. Охота. 4. Медь. 5. Мотыга. 6. Плуг. 7. Собака. 8. Глина.
9. Рубило. 10. Племя.
V. Итог урока.- Что нового мы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство. Т.е. выделение богатых и бедных людей).Домашнее задание: 1. Прочитать §5 с. 24-27 учебника Вигасина.
2. Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.
3. Повторить новые понятия из всего раздела: история, исторический источник, человеческое стадо, родовая община, орудия труда, неравенство, религия, искусство.