Конспект открытого занятия с младшими школьниками Созвездие

Большая психологическая игра "Созвездие"
Цель: 1) Установление положительного эмоционального отношения к одноклассникам.
2) Раскрытие уникальности и многогранности каждого ребенка
3) Сплочение детского коллектива.
4) Развитие навыков общения
Формы и методы работы: Беседа, арт-терапевтические приемы, ролевая игра, Самоанализ и рефлексия, Коммуникативные упражнения.
Этапы игры:
1) Разминка,
2) Вхождение в игровую ситуацию,
3) Основная часть
4) Выход из игровой ситуации
5) Рефлексия. Завершение.
Формируемые ууд: коммуникативные, регулятивные, личностные, рефлексия.
Оборудование:
звездочки по количеству участников, визитки, булавки,
фломастеры, краски, кисти, клей, скотч, игровое поле, свечи, музыка, мячи. Стулья стоят по кругу, предусмотрено несколько столов с рисовальными принадлежностями.
Ход игры
Вводная часть
- Сегодня у нас проводится большая психологическая игра. Мы встретились, чтобы увидеть друг друга, получше познакомиться и еще больше подружиться. Разминка
"Здравствуйте, это я!" (приветствие участников по кругу)
Приветствие "Выброс пальцев"
- В давние времена, когда еще были рыцари, в обращение между людьми было введено рукопожатие. Этот жест указывал на то, что рыцарь безоружен и открыт для общения с партнером. Сейчас этот жест играет ту же роль: когда мы пожимаем руку партнера, мы без слов говорим ему, что считаем его своим другом. Думаю, мы имеем все основания для того, чтобы обменяться рукопожатием. Только сделаем это необычно. Сейчас на счет "три" мы, стоя в кругу, выбросим любое количество пальцев правой руки. Наша задача - не договариваясь, постараться выбросить одинаковое количество пальцев. У кого в круге окажется одинаковое количество пальцев, пожимают друг другу руки. У кого разное количество-смотрят друг другу в глаза. Спасибо, а сейчас присядьте на свои места.


Практическая часть
Поднимите руку те, кто хоть раз в жизни видел звездное небо. Поднимите руку те, кто любит смотреть на звездное небо.
На фоне спокойной "космической" музыки звучат слова ведущего.
- Оказывается, что уже с давних времен люди, жившие на Земле, так же как и мы, каждую ночь любовались звездным небом. Глядя на звезды, они мечтали. Мечтали о будущем, о вечном, о прекрасном. Но однажды люди, подняв головы к небу, вдруг не обнаружили ни одной звезды (вносится игровое поле). У людей появилось чувство одиночества, чувство, что мы, земляне, остались во всей галактике одни. Наша с вами задача - оживить космическое небо, вновь зажечь на нем звезды, вернуть людям мечту. Сейчас вы получите часть опустевшего неба и отправитесь восстанавливать его.
Игровое поле отдается объединению.
Беседа
- Ребята, а сейчас нам предстоит оживить этот кусочек неба, вернуть звезды. Назовите любой образ, любую мысль, которая возникает у вас при слове "звезда"?
- Есть ли какое-нибудь сходство у человека и звезды? В чем оно?
- Да. Действительно, каждый человек по-своему ярок, загадочен, интересен, холоден или горяч, далек или близок. Значит каждый из нас звезда?
Упражнение 1
- Сейчас каждый из вас получит звездочку. Вам необходимо написать на ней свое имя (желательно в центре звездочки) и украсить ее по своему желанию.
Рефлексия. Расскажите о своей звездочке, о том, где она находится. Высоко или низко она находится на небе, видно ли ее с Земли, есть ли рядом другие звездочки? Хорошо ли вашей звездочке там?
Упражнение 2
- каждый из нас - звездочка. Время от времени звезды срываются с неба и начинают двигаться. При этом они могут объединяться в группы из нескольких звезд. Сейчас вы все начнете двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое-то число, например, три. И тогда вы должны объединиться по три звездочки.
Рефлексия. Как вы себя чувствуете? Можем ли мы продолжать работу дальше?
Упражнение 3
- Посмотрите еще раз на звездочки других и выберите ту, которая, по-вашему, мнению, чем-то похожа на вашу. Подойдите к этому человеку и положите свою руку ему на плечо. Образуйте пару. Если похожую на вас звездочку уже кто-то выбрал, присмотритесь к другим, найдите похожую и образуйте пару с ней. Сейчас в парах вы будете брать друг у друга интервью.
Для этого поменяйтесь звездочками. На лучах звезды вы напишете ответы на вопросы о своем партнере, которые будут задаваться. Готовьтесь к тому, что - после окончания игры вы представите своего партнера словами
"Я представляю..." и зачитаете ответы.
Вопросы:
1) твой день рождения; 2) твое увлечение; 3) какой подарок ты хотел(а) бы получить на свой день рождения; 4) что ты ценишь в людях больше всего; 5) твоя мечта.
Рефлексия. Что нового узнали друг о друге?
Упражнение 4
"Поменяйтесь местами те, кто..."
- Продолжим знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала это буду я) предлагает поменяться местами тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, я скажу: "Пересядьте те, у кого есть сестра", - и все те, у кого есть сестра, меняются местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть одно из освободившихся мест, а тот, кто остался без места, продолжает игру.
Упражнение 5
- Возьмите в руки свою звездочку и подойдите к нашему кусочку неба. Расположите ее в том месте неба, которое вам больше всего понравилось.
Рефлексия. Как вы себя чувствуете? Нравится ли вам расположение звезд? Хотели бы вы что-нибудь изменить? Если изменить больше ничего не хочется, давайте приклеим звездочки на лист.
Упражнение 6
- Я думаю, что нас с вами объединяет очень многое. И сегодня мы об этом узнали. Чтобы еще раз подтвердить это, предлагаю сыграть в игру. Один из участников бросает мяч другому со словами: "Я думаю, что нас объединяет..." - и называет какое-то качество или признак. И тот, кто получит мяч, говорит: "Я согласен (согласна)" или "Не согласен (не согласна)". Этот участник продолжает игру дальше и бросает мяч следующему.
Упражнение 7
- Мы убедились, что нас действительно многое объединяет. Давайте соединим наши звездочки между собой. Получилось созвездие. Созвездие под названием... (название объединения). Итак, наша задача выполнена - мы оживили наш кусочек неба.
Завершение игры
- Судя по вашим лицам, это время не прошло даром для вас.
- С пользой ли прошел этот час? Ответьте!
- Вы узнали что-нибудь новое о своих сверстниках?
- С каким настроением вы уходите с игры?
- Вы сумели оживить кусочек неба? Звучит песня о звездах.
- Сейчас наступает торжественный момент. На нашем небе зажглось. Еще одно созвездие "..."! (Зажигается свеча.)
- Каждая звезда прекрасна, ярка, неповторима, но, встретившись в одном звездном небе, они образовали еще более интересную композицию звезд - наше созвездие.









Самоанализ
Каждый ребенок уникален. Он не похож на других; и смеется, и играет он совершенно по-другому. И для ребенка младшего школьного возраста его родители, учителя и сверстники - особые люди, его дом и школа - это целый огромный мир. Ребенку очень легко потеряться в этом мире, который с каждым днем становится для него все шире и шире. Чтобы понять его и удержаться в нем, ребенку нужно уметь налаживать контакты с другими людьми, живущими рядом.
Данное занятие имеет несколько целей
1) Установление положительного эмоционального отношения к одноклассникам.
2) Раскрытие уникальности и многогранности каждого ребенка
3) Сплочение детского коллектива.
4) Развитие навыков общения
Формы и методы работы: Беседа, арт-терапевтические приемы, ролевая игра, Самоанализ и рефлексия, Коммуникативные упражнения.
Этапы игры:
1) Разминка,
2) Вхождение в игровую ситуацию,
3) Основная часть
4) Выход из игровой ситуации
5) Рефлексия. Завершение.
Формируемые ууд: коммуникативные, регулятивные, личностные, рефлексия.
Существенным аспектом, определяющим эффективность обучения ребенка в школе, является формирование сферы межличностных отношений. Особую проблему представляют коммуникативные трудности, возникающие вне семьи в отношениях с учителями и сверстниками от негативизма, агрессивности и непослушания ребенка до выраженных форм страха и неуверенности. Неадекватные отношения со сверстниками являются показателем неблагополучия в личностном развитии. При этом общение является показателем особенностей самооценки ребенка, его личностных черт, характера, нравственного облика.
Причины неэффективного общения детей могут быть связаны с особенностями развития мотивов - недостаточным развитием социальных мотивов, ориентированности на сверстника, на сферу его потребностей и интересов, а также с низким уровнем развития необходимых коммуникативных навыков и умений, либо с несформированностью тех видов деятельности, по поводу которых дети устанавливают самостоятельные активные отношения.
По-мнению Ю. Б. Гиппенрейтер, показателями сферы межличностных отношений являются:
Особенности восприятия другого человека.
эгоцентрическое либо антиэгоцентрическое, иными словами - восприятие других в их самоценности;
односторонне либо многостороннее восприятие другого.
Способность соотносить свои интересы, желания, ценности с таковыми у других людей.
Уровень осознания сферы отношения с другими.
Практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. В принципе, у него уже сформировались те самые коммуникативные способности, о которых говорилось выше. Теперь необходимо поддержать и развить их. Конечно, это доступно и самому ребенку в его повседневной жизни. Не ошибаясь, он не научится эффективно, без конфликтов и стеснения общаться. Но можно помочь ему. Возможно, развить некоторые умения, что пригодятся ему в реальном общении, поможем пройти сложный, но необходимый путь к беспроблемному общению более безболезненно.
Наиболее адекватной формой деятельности для решения указанных коррекционных задач является групповая игра. Организация отношений детей в игре предполагает расшатывание фиксированных позиционных ролей в сфере руководства совместной деятельностью, введение способов и норм "справедливой" регуляции отношений. Сюжетно-ролевая игра обеспечивает установление положительного эмоционального отношения к сверстникам и даже учителю.