Урок по теме «Множество. Подмножество. Пересечение множеств», 3 класс

Разработка урока на деятельностной основе

План урока

ПРЕДМЕТ: Информатика

КЛАСС: 3

ТЕМА УРОКА: Множество. Подмножество. Пересечение множеств

ИМЯ УРОКА: На острове – страна, в стране – город

ТИП УРОКА: урок изучения и закрепления новых знаний

ЦЕЛИ УРОКА:
1) Изучить понятия «множество», «элемент множества», «подмножество», «пересечение множеств»;
учить выделять подмножество из множества, находить число элементов множества, определять принадлежит ли элемент данному множеству, объекты, принадлежащие множеству и не принадлежащие множеству;
2) Учить сравнивать, обобщать и систематизировать, развивать умение работать с мышкой;
3) Пробудить любознательность, возбудить готовность решать задачи самостоятельно, побудить учащихся к активности, закрепить уверенность в работе за компьютером.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедиа проектор.

ХОД УРОКА

Этапы урока
Действия учителя
Действия ученика

1.Мотивация
Добрый день дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Необычный он тем, что сегодня мы на окружающие нас предметы с новой точки зрения. Надеюсь, мы с этим справимся.


2. Целеполагание.
Тема нашего урока «Множество. Подмножество. Пересечение множеств»
Сегодня мы узнаем, что такое множество, что является элементами множеств, сколько элементов может быть во множестве и какие элементы входят в пересечение множеств. Слайд №1


3. Изучение нового материала.

Ребята, в математике для группы одинаковых объектов существует понятие множество. Как вы думаете, от какого слова произошло название «множество»?
Сколько это – много? То есть точно мы сказать не можем.
1. Введение понятий «множество», «элемент множества».
У меня здесь изображено несколько объектов. Разделим их на две группы. На какие группы мы их разделим. (Слайд 2)
Сколько групп у нас получилось?
В математике говорят, что у нас есть 2 множества. Как мы их назовем? (Слайд 3)
Рассмотрим внимательно множество Посуда. (Слайд 4). Какие объекты входят в это множество?
Сколько всего объектов?
Отметим на доске эти объекты, обозначив каждый из них точками. (Слайд 4). Поставить 4 точки, называя объект, который отмечают.
Как можно показать, что они вместе составляют одно множество?
Итак, ребята у нас есть множество посуды, которое мы нарисовали, в это множество входят 4 объекта, которые называют элементами множества.
Сколько элементов в нашем множестве?
Назовите их.
Можно сказать, что во множестве Посуда 4 элемента. Множества могут быть самыми разными: множество листьев на дереве, множество облаков, множество страниц в книге и т.д. Количество элементов тоже может быть самым разным.
На доске представлена модель множества, сколько элементов в нём?
Придумайте, какие элементы может включать это множество.

Какие еще множества вы можете придумать?
Давайте посмотрим на следующий рисунок. Здесь изображено множество яблок в корзине. Сколько их? (Слайд 6)
А на следующем рисунке тоже изображено множество яблок в корзине. А в корзине есть яблоки? (Слайд 7)
Значит, в нём нет ни одного элемента. Про такое множество говорят что это пустое множество, т.е пустое множество это множество в котором нет ни одного элемента.

Выполнение №3. (Слайд 8)
Я для вас на листочках приготовила интересное задание. Давайте его выполним. Прочитайте названия элементов множеств.
Прочитайте названия множеств.

Какой фигурой обозначено множество плодовых деревьев?
Какие элементы войдут в это множество? Запишем название элемента в круге.
Назовите элементы множества деревьев.
Как получилось, что яблоня входит в оба множества? Все плодовые деревья входят и во множество деревьев?
Какое множество больше: плодовых деревьев или всех деревьев?


Входят ли сосна и дуб во множество плодовых деревьев? Отметим это на рисунке, впишем сосну и дуб в квадрат.
Какие элементы находятся в квадрате?
Таким образом, мы можем сказать, что во множество деревьев входят неплодовые деревья и множество плодовых деревьев.
Ребята, множество, которое входит в другое множество называют подмножеством.
Какое подмножество множества Деревья мы выделили?
Однако мы выделили не все множества. Ещё необходимо выделить множество растений. Назовите его элементы.
Ребята, получается, что это множество еще больше: в него входят все элементы, которые мы перечисляли и ещё ландыш и морковь. Впишите эти элементы в прямоугольник. Рассмотрите, что у нас получилось. Есть большое множество Растений, в которое входят ландыш, морковь и подмножество Деревья. А в подмножество Деревья входит подмножество плодовые деревья.
2. Выделение общего элемента.
Ой, Ребята, а что это за звук, кажется, к нам прилетели инопланетяне. И хотят что бы мы их тоже разделили на два множества. Посмотрите чем они отличаются? (Слайд 9)
Как можно назвать множества?
Покажите, какие элементы входят в первое множество? Какие во второе?
Что интересного заметили? Обведём элементы множеств. Выделим общий элемент. (Слайд 10, 11, 12)
Сколько элементов в каждом множестве? Итак, множества могут иметь общий элемент. (Слайд 13)
Отвечают на вопросы:
Много.


3, 4, 5 ...

Посуда, учебные принадлежности.

Две
Посуда, учебные принадлежности.

Ложка, вилка, стакан, тарелка

Четыре


Обвести их


Четыре
Ложка, вилка, стакан, тарелка




Пять
множество пальцев на руке, учебных дней, уроков.
Мальчиков класса, парт и т. д.
Много

Нет






Ландыш, сосна, яблоня, морковь,·дуб

Растений, деревьев, плодовых деревьев
Круг
Яблоня

Сосна, дуб, яблоня
Яблоня – плодовое дерево
Все, так как они – деревья
Множество деревьев больше, так как все плодовые деревья входят в него и остальные деревья тоже
Нет

Сосна, дуб и множество плодовых деревьев



Подмножество плодовых деревьев
Ландыш, сосна, яблоня, морковь,·дуб







Цветом рожек


Множество инопланетян с синими рожками и множество инопланетян с красными
Есть инопланетянин с рожками разного цвета, он входит и в первое и во второе множество
В первом 4 и во втором 5.

4. Закрепление изученного материала.
1. Работа за компьютером. (10–15 мин)
Работа с программой «Мир информатики 1-2, 3-4».
Ребята я для вас на компьютере приготовила интересные задания. Сейчас каждый попробует их решить, для этого давайте перейдём за компьютеры.
Заходите в Админ. На рабочем столе есть ярлык программы «Мир информатики 1-2». Открываете первый год обучения. Выбираете множества. Нажимаете на цветочек. Выполняете все 5 заданий.
Тот, кто сделал, открывает второй год обучения. Выбираете множества. Нажимаем на цветочек. Выполняем 2, 3, 4 задания.
2. Ребята вы, наверное, устали, поэтому давайте немного разомнёмся. (Запустить «Мир информатики» > Разминка)
Физкультминутка.
Утром рано он закрыт
Но к полудню ближе
Раскрывает лепестки
Красоту их вижу.
К вечеру цветок опять
Закрывает венчик
И теперь он будет спать
До утра, как птенчик.
3. Игра «Найди множество».
Ребята сейчас мы поиграем. Давайте разделимся на две команды. На доске изображены различные множества.
Какие множества изображены на доске и как они обозначаются? (Слайд 15)
Итак, я по очереди называю элементы из разных множеств. Нужно определить какому множеству принадлежит каждый элемент. Вы по очереди отвечаете.
1 команда
2 команда

Лев
Курица

Лось
Окно

Поросёнок
Тигр

Пума
Косуля

Очки
Собака

Леопард
Олень

Буйвол
Ягуар

Корова
Кошка

Овца
Орех



1. Ребята выполняют задания за компьютером.








Учащиеся выполняют действия за учителем и героем на экране проектора







Семейство кошачьих – красный круг, домашние животные – синий овал, рогатые животные – зелёный овал, слова на букву «о» – коричневый овал.



Каждая команда по очереди называет кто к какому множеству принадлежит


5. Подведение итогов
Ребята, сегодня вы узнали, что такое множество, подмножествоство. (Слайд 16, 17, 18)
Так скажите, сколько же элементов может быть во множестве?
Как называется множество, которое входит в другое множество?
Ребята, какие же элементы входят в пересечение двух множеств?
Выставление оценок. (раздать листочки самым активным).
Вам понравилось Наше знакомство? Хотели бы его продолжить? О чем хотелось бы узнать больше?
Отвечают на вопросы:
Сколько угодно
Подмножество
Которые входят и в одно, и в другое множество


Учащиеся делают итоговую самооценку.

6. Домашнее задание
Дома я вам предлагаю сделать задание, в котором нужно отметить сколько элементов в каждом множестве. т.е. выполнить №1. стр. 2. (Слайд 19)
Записывают в домашнее задание в дневник


15