РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 02 «Анатомия и физиология человека» (очное обучение) 34.02.01 «Сестринское дело»


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 5» (филиал№4)
(ГБПОУ ДЗ г. Москвы «МК № 5» (филиал№4))

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 02 «Анатомия и физиология человека»
(наименование дисциплины)
34.02.01 «Сестринское дело»
(код и наименование специальности, специальностей, группы специальностей)
базового уровня среднего профессионального образования
на очную форму обучения
(уровень среднего профессионального образования)

Москва, 2016 год
ОДОБРЕНА
Цикловой методической комиссией
« »
Протокол №
от « » 2016г. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
Председатель цикловой методической комиссии_________/
Подпись Ф.И.О.
Заместитель директора, заведующий филиалом
_____________/
Подпись Ф.И.О.
«_____»____________2016 г.

Составитель: Маклаков И.А- преподаватель анатомии и физиологии человека высшей квалификационной категории Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 5» (филиал№4)(ГБПОУ «МК № 5ДЗМ» (филиал№4))
Рецензенты:
Хачикян А.Б. -
преподаватель анатомии и физиологии человека первой квалификационной категории Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 5» (филиал№4) (ГБПОУ «МК № 5ДЗМ» (филиал№4))
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
условия реализации программы учебной дисциплины
31
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
34
I.паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01 «Сестринское дело » Рабочая программа учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека» составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», на основе примерной программы учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека» (авторы: Парфенова Ирина Олеговна преподаватель анатомии и физиологии человека высшей квалификационной категории ГОУ СПО МК № 8. Бондарчук Леся Алексеевна преподаватель анатомии и физиологии человека высшей квалификационной категории ГОУ СПО МК № 3).Учебная дисциплина «Анатомия и физиология человека» изучается на 2 курсе в 1, 2 семестрах.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Анатомия и физиология человека» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла. Данная рабочая программа базируется на функциональном принципе преподавания анатомии человека, который представляется наиболее органичным и правильным с точки зрения анализа процессов, происходящих в организме человека. В этой связи изменен подход к рассмотрению ряда разделов и тем, изучение которых основано на топографическом принципе.
По окончании учебного заведения медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями по 4 блокам:
Самоорганизация
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
Самообучение
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься самообразованием.
Информационный блок
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Коммуникативный блок
Способность эффективно работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Основной целью курса является овладение студентами системой знаний по анатомии и физиологии, необходимых для изучения специальных клинических дисциплин, с учетом интегрированного подхода к преподаванию.
Данная программа сочетает в себе морфологические и функциональные критерии и подходы, позволяющие изучить жизнедеятельность организма человека и отдельных его частей, а также психические, соматические и вегетативные функции организма, их связь между собой, регуляцию и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в процессе индивидуального развития человека. Все вышеизложенное дает студенту целостноепредставление об организме человека как единой саморегулирующейся, способной к выздоровлению системы, с присущими биологическими и психо-социальными потребностями и мотивациями, от степени удовлетворения которых зависит здоровье человека – состояние полного психического, физического и социального благополучия.
Данная программа ставит задачи:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.
-основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;
-периоды антропогенеза;
-строение клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме;
-морфо-функциональные закономерности процессов адаптации организма и психической деятельности человека.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи;
- применять знания анатомической номенклатуры, а также физиологические понятия и термины;
-опознавать основные структуры человеческого организма на различных видах анатомических препаратов, муляжах, таблицах и атласах, соотносить их расположение на живом человеке;
-владеть понятийным модулем и алгоритмами, позволяющими дифференцировать нормальные показатели констант внутренней среды организма;
-произвести микроскопию разновидностей органов и тканей.
1.4 Профильная составляющая (направленность)
общепрофессиональной дисциплины.
Профильное изучение дисциплины осуществляется:
Перераспределением часов с одной темы на другую без изменения общего количества часов (в рамках 15%).
Путем отбора дидактических единиц программы по «Анатомии и физиологии», знание которых будет необходимо при освоении ППССЗ ФГОС и в будущей профессиональной деятельности.
Осуществлением межпредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ППССЗ ФГОС.
Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание).
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 293 час, в том числе:обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 202 часа;самостоятельная работа обучающегося 91 час.
II.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 293
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 202
в том числе: практические занятия 116
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 91
в том числе: 1)подготовка домашних заданий к учебным занятиям
2) внеаудиторная самостоятельная работа, направленная на углубление и расширение знаний, которые будут нужны для освоения ППССЗ ФГОС и в будущей профессиональной деятельности: 26
65
Самостоятельная работа№1
Составить конспект «Краткая история развития анатомии и физиологии» 2
Самостоятельная работа№2
Зарисовать основные структуры клетки с обозначениями
Зарисовать виды эпителия, соединительной ткани
Зарисовка схем классификации мышечной и нервной ткани 3
Самостоятельная работа№3
Составление таблицы «Виды нейронов»
Составление словаря терминов 2
Самостоятельная работа№4
Составление таблицы «Сравнительная характеристика форменных элементов крови» 2
Самостоятельная работа№5
Зарисовка строения позвонка
Составление словаря терминов
Выполнение таблиц: «Соединения костей черепа, туловища, верхней и нижней конечностей»
4
Самостоятельная работа№6
Составление таблиц «Мышцы груди», «Мышцы спины», «Мышцы живота»
«Мышцы верхней конечности, мышцы нижней конечности».
4
Самостоятельная работа№7
Составление конспекта «Оболочки спинного мозга»
Заполнение таблицы «Характеристика сплетений спинномозговых нервов». 3
Самостоятельная работа№8
Заполнение таблицы «Функциональное значение отделов и структур ствола головного мозга».
Составление схемы «Полости головного мозга, лимвообращение» 3
Самостоятельная работа№9
Выполнение таблицы «Структуры симпатической и парасимпатической нервной системы».
3
Самостоятельная работа№10
Выполнение схем «Части органа зрения, части органа слуха и равновесия, слои кожи».
Выполнение схем : Части анализаторов:
-вкусового
-обонятельного
-зрительного
-слухового
-вестибулярного. 3
Самостоятельная работа№11
Подготовка рефератов на темы:
-сон
-память
-интеллект
-эмоции
-мышление 3
Самостоятельная работа№12
Заполнение таблиц «характеристика ЖВС, физиологические аспекты гормонов».
Составление конспекта «Пищеварительные гормоны». 3
Самостоятельная работа№13
Выполнение рисунка-схемы «Строение сердца».
Выполнение схемы рисунка «Проводящая система сердца».
3
Самостоятельная работа№14
Выполнение схемы рисунка « Отделы аорты, ветви и области их кровоснабжения».
3
Самостоятельная работа№15Выполнение схем «Образование и притоки верхней полой вены, нижней полой вены, воротной вены», схем оттока венозной крови из различных областей тела.Выполнение схемы, сравнительная характеристика, строение лимфатических и кровеносных капилляров. Составление словаря терминов
4
Самостоятельная работа№16
Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика, строение стенок дыхательных путей»
Составление конспекта « Границы легких и плевры».
3
Самостоятельная работа№17Выполнение рисунка « строения зуба .Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика особенностей строения стенки отделов толстого кишечника и тонкого кишечника». 3
Самостоятельная работа№18
Выполнение схем:
-строение дольки печени
-формирование желчных протоков.
Заполнение таблиц «Функциональное значение отделов пищеварительного тракта». 3
Самостоятельная работа№19Заполнение таблиц «Витамины».
Подготовка сообщения « Пищевой рацион. Диета». 4
Самостоятельная работа№20
Выполнение схемы рисунка « Строение нефрона»
Выполнение таблицы : «Сравнительная характеристик состава первичной и вторичной мочи»
3
Самостоятельная работа№21
Составление схем «Наружные и внутренние органы мужской половой системы» и « Наружные и внутренние органы женской половой системы». 2
Самостоятельная работа№22
Выполнение схем:
-центральные и периферические органы иммунной системы
-виды иммунитета. Выполнение схем:
-механизмы иммунитета
-механизмы работы гипоталамо-гипофизарно-симпатико-адреналовой системы.
2
Итоговая аттестация в форме решения тестовых заданий и устного комплексного экзамена 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень усвоения
1 2 3 4
РАЗДЕЛ 1.
Введение
Тема 1.1.
Анатомия и физиология как науки
Человек – предмет изучения анатомии и физиологии Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5.
6. Определение анатомии, физиологии; предмет изучения этих дисциплин, связь с другими науками
Методы изучения организма человека
Взаимосвязь организма человека с внешней средой, классификация потребностей человека
Анатомическая номенклатура. Основные физиологические термины
Части тела человека, отделы, полости, оси, плоскости тела человека, условные линии Морфологические типы конституции. Многоуровневость организма, периоды онтогенеза 2 1
Самостоятельная работа обучающихся №1
Составление конспекта «Краткая история развития анатомии и физиологии»
2 2
РАЗДЕЛ 2.
Отдельные вопросы цитологии и гистологии Тема 2.1.
Основы цитологии Клетка
Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5.. Определение клетки. Функции клетки. Видоспецифичность клеток, свойства клеток
Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, органеллы, включения
Химический состав клетки. Роль минеральных и органических веществ в клетке
Обмен веществ, энергии в клетке, жизненный цикл клетки
Дифференцировка, рост и размножение клеток 2 1
Тема 2.2.
Основы гистологии
Классификация тканей
Эпителиальная ткань Соединительная ткань
Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4. Ткань – определение. Классификация тканей (эпителий, соединительная, мышечная, нервная) Функциональные различия тканей, особенности регенерации тканей
Эпителиальная ткань: классификация, функции, строение и месторасположение видов в организме
Соединительная ткань: классификация, строение, функции и месторасположение видов 2 1
Практическое занятие
Определение разновидностей эпителиальной и соединительной тканей на макро- и микропрепаратах
Самостоятельная работа обучающихся №2
Зарисовать основные структуры клетки с обозначениями
Зарисовать виды эпителия, соединительной ткани
Зарисовка схем классификации мышечной и нервной ткани
2
3 2
3
Тема 2.3.
Мышечная ткань
Нервная ткань
Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5.
6. Мышечная ткань: свойства, функции
Виды мышечной ткани, месторасположение, строение, функциональные особенности
Нервная ткань - расположение, строение. Строение нейрона
Классификация нейронов по строению, расположению, волоконному составу
Нервное волокно, строение, виды. Нервные окончания: рецепторы, эффекторы
Синапс, понятие, виды
2 1
Практическое занятие
Определение разновидностей мышечной и нервной тканей на макро- и микропрепаратах
2 2
Самостоятельная работа обучающихся №3
Составление таблицы « Виды нейронов» 2 2
РАЗДЕЛ 3.
Внутренняя среда организма. Кровь Тема 3.1.
Гомеостаз. Кровь. Форменные элементы Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. Состав, функции, основные физиологические константы внутренней среды организма. Гомеостаз
Место крови в системе внутренней среды организма. Функции крови Кровь как ткань
Количество крови. Состав крови: плазма крови, форменные элементы. Константы крови
Плазма, состав, белки крови, функции. Гематокрит. Сыворотка
Эритроциты: функция, форма, строение, количество, продолжительность жизни, разрушение Гемоглобин, СОЭ. Процесс гемопоэза
Лейкоциты: строение, виды, их количество, продолжительность жизни, функции. Лейкограмма
Тромбоциты: количество, строение, продолжительность жизни, функции 2 1
Практическое занятие
Изучение функций, состава крови, основных физико-химических показателей крови
Изучение морфофункциональных особенностей эритроцитов и лейкоцитов 4 2
Тема 3.2.
Свертывание крови
Группы крови
Резус-фактор
Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4. Система РАСК: свертывающая, антисвертывающая, фибринолитическая системы
Гемостаз, определение, механизмы. Гемокоагуляция - определение, факторы свертывания, стадии Агглютинация, гемолиз, виды гемолиза. Группы крови. Обусловленность групп крови
Локализация резус-фактора. Резус-конфликт. Переливание крови 2 1
Практическое занятие
Изучение механизмов и стадий свертывания крови, групп крови, резус-фактора, современных правил переливания крови
2 2
Самостоятельная работа обучающихся№4
Составление таблицы «Сравнительная характеристика форменных элементов крови»
Составление словаря терминов 3 3
РАЗДЕЛ 4.
Системы органов и регуляция их деятельности
Тема 4.1
Органы
Системы органов Нервно-гуморальный механизм регуляции Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5.
6.. Орган. Определение, классификация. Системы органов, аппараты. Объединение систем в организм
Процесс физиологической регуляции, этапы
Классификация и общие принципы строения нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга.
Нервная деятельность: виды, структуры, процессы, носители информации, принцип действия
Гуморальная регуляция. Секреты, их виды. Гормоны: механизм действия, свойства, виды
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции, представители 2 1
Практическое занятие
Изучение особенностей нервной и гуморальной регуляции, структур, обеспечивающих эти процессы 2 2
РАЗДЕЛ 5.
Морфофункциональная характеристика органов опорно-двигательного аппарата Тема 5.1.
Опорно-двигательный аппарат
Скелет туловища
Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5.
6... Опорно-двигательный аппарат, части, функции. Скелет: понятие, функции, отделы
Кость как орган; химический состав, возрастные изменения, виды костей, строение, рост кости
Классификация костей, виды костей по форме. Понятие о соединении костей
Скелет туловища, структуры, его составляющие.
Позвоночный столб, отделы, количество и строение позвонков. Позвоночный столб в целом
Грудная клетка, строение. Виды ребер. Грудная клетка как целое. Грудная полость. Функции
2 1
Практическое занятие
Изучение препаратов костей туловища
4 2
Тема 5.2.
Скелет верхних и нижних конечностей. Таз в целом Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5. Скелет верхней конечности, отделы. Скелет плечевого пояса, строение костей, его образующих Скелет свободной верхней конечности, отделы и кости, их образующие, строение костей
Скелет нижней конечности, отделы, кости их образующие .Тазовая кость, строение. Таз как целое
Функции и строение и половые различия большого и малого таза. Размеры женского таза
Скелет свободной нижней конечности, кости его образующие, их строение. Стопа как целое 2 1
Практическое занятие
Изучение препаратов костей верхних и нижних конечностей 4 2
Самостоятельная работа обучающихся №5
Зарисовка строения позвонка
Составление словаря терминов
Выполнение таблиц: «Соединения костей черепа, туловища, верхней и нижней конечностей» 4 3
Тема 5.3.
Скелет головы
Череп Содержание учебного материала 1.
2.
3. Череп как целое: свод, внутреннее и наружное основание, кости их образующие, структуры костей
Черепные ямки, глазницы, полость носа, полость рта: строение, функции
Строение родничков черепа новорожденного, сроки закрытия родничков 2 1
Практическое занятие
Изучение препаратов костей лицевого и мозгового черепа, внутреннего и наружного основания, свода черепа, сагиттального распила черепа, стенок полости носа, полости рта, стенок глазниц 4 2
Тема 5.4.
Соединение костей Суставы Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5.
6. Классификация видов соединения костей. Особенности строения, функции видов соединений
Виды непрерывных соединений
Строение сустава, вспомогательный аппарат суставов. Классификация суставов
Соединение костей туловища: позвоночного столба, соединение ребер с позвоночником, грудиной
Соединение костей черепа, суставы, строение, движения в них
Соединение костей верхней и нижней конечности, суставы, строение, движения в них 2 1
Практическое занятие
Изучение препаратов костей, образующих суставы, особенностей строения суставов
Изучение непрерывных и полупрерывных соединений костей 2 2
Тема 5.5
Мышечная система Мышцы туловища Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. Расположение, значение скелетных мышц. Мышечные группы
Мышца как орган, строение, виды мышц, свойства мышц. Режимы и виды сокращения
Работа мышц, образование АТФ и тепла в мышцах, утомление, отдых, физ. тренировка мышц
Мышцы спины: классификация, расположение, принципы начала и прикрепления, функции
Мышцы груди: классификация, расположение, принципы начала и прикрепления, функции
Мышцы живота: классификация, расположение, принципы начала и прикрепления, функции
Расположение и строение диафрагмы: части, сухожильный центр, отверстия, функции диафрагмы 2 1
Практическое занятие
Изучение поверхностных и глубоких мышц спины: расположение, начало, прикрепление, функции
Изучение поверхностных и собственных мышц груди: расположение, начало, прикрепление, функции
Изучение расположения, строения и функций диафрагмы
Изучение мышц, образующих стенки живота: расположение, начало, прикрепление, функции
2 2
Самостоятельная работа обучающихся №6
Составление таблиц «Мышцы груди», «Мышцы спины», «Мышцы живота»
«Мышцы верхней конечности, мышцы нижней конечности».
4 3
Тема 5.6.
Мышцы конечностей
Мышцы головы и шеи Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. Классификация и значение мышц верхней конечности: плечевого пояса и свободного отдела
Мышцы плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти: принцип начала и прикрепления, функции
Классификация и значение мышц нижней конечности: мышцы тазового пояса и свободного отдела
Мышцы таза, бедра, голени, стопы: принципы начала и прикрепления, функции
Топографические образования верхней конечности и нижней конечности
Жевательные и мимические мышцы головы, расположение, функции, начало и прикрепление
Группы мышц шеи: поверхностная, срединная, глубокая, расположение, функции
Фасции головы и шеи. Топографические образования головы и шеи 2 1
Практическое занятие
Изучение групп мышц верхних и нижних конечностей: пояса и свободного отдела, функциональных групп мышц конечностей
Изучение мимических и жевательных мышц: расположение, принципы начала и прикрепления
Изучение расположения и функции групп мышц шеи 2 2
РАЗДЕЛ 6. Морфофункциональная характеристика органов нервной системы Тема 6.1.
Спинной мозг
Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4. Спинной мозг - расположение, внешнее строение, полость, отделы, микроструктура. Оболочки
Сегмент-понятие, виды
Проводниковая функция спинного мозга, проводящие пути
Рефлекторная функция спинного мозга, рефлексы. Нервные центры спинного мозга 2 1
Практическое занятие
Изучение расположения спинного мозга, его оболочек
Изучение внешнего и внутреннего строения спинного мозга, его функци 2
2
Тема 6.2.
Головной мозг.
Ствол мозга
Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5
6.7.. Головной мозг-расположение, отделы. Ствол мозга: отделы, структуры, их составляющие
Продолговатый мозг - расположение, строение, полость, центры, функции
Задний мозг: мост и мозжечок – расположение, строение, центры, функции
Средний мозг: ножки мозга, четверохолмие - расположение, строение, центры, функции
Промежуточный мозг – структуры, его образующие. Полость промежуточного мозга
Таламус, эпиталамус, метаталамус, гипоталамус – расположение, структуры, ядра, функции
Ретикулярная формация – строение, функции 2 1
Практическое занятие
Изучение структур отделов ствола головного мозга: особенностей строения и функциональной значимости
4 2
Тема 6.3.
Большой мозг Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5.
Конечный мозг – внешнее строение, внутреннее строение. Полость конечного мозга
Базальные ядра – виды, расположение, функции
Проекционные зоны коры. Ассоциативные поля и их функции. Физиологические свойства коры
Лимбическая система - структуры, её составляющие, функции
Оболочки мозга, расположение, строение, сосудистые сплетения. Межоболочечные пространства
2 1
Практическое занятие
Изучение расположения, особенностей строения большого мозга: поверхности, полюса, доли Изучение локализации борозд, извилин. Изучение локализации центров в долях большого мозга Изучение локализации и функций базальных ядер
2
2
Самостоятельная работа обучающихся №7
Составление схемы «Полости головного мозга, ликворообращение» Заполнение таблицы «Функциональное значение отделов и структур ствола головного мозга»
3 3
Тема 6.4.
Периферическая нервная система Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8
.
9.
. Периферическая нервная система, структуры, функции
Спинномозговые нервы: образование, виды, количество, нервные волокна, их образующие
Ветви спинномозговых нервов, функциональные виды нервных волокон идущих в их составе
Грудные спинномозговые нервы
Сплетения передних ветвей спинномозговых нервов, нервные стволы, области иннервации
Количество черепно-мозговых нервов (ЧМН), соответствие названия ЧМН номеру
Функциональные виды ЧМН (чувствительные, двигательные, смешанные)
Принцип образования чувствительных, двигательных, и парасимпатических волокон ЧМН
Характеристика 12 пар ЧМН, области иннервации
2 1
Практическое занятие
Изучение строения спинномозговых нервов, областей иннервации ветвей спинномозговых нервов
Изучение волоконного состава черепных нервов, строения, топографии черепных нервов, областей их иннервации
6 2
Самостоятельная работа обучающихся №8
Заполнение таблицы «Характеристика сплетений спинномозговых нервов»
Составление конспекта «Оболочки спинного мозга» 3 3
-92710241236500 Тема 6.5.
Вегетативная нервная система
РАЗДЕЛ 7.
Морфофункциональная характеристика органов сенсорной системы Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4. Области иннервации и функции ВНС. Классификация ВНС
Симпатическая, парасимпатическая НС: центральный и периферический отделы, характеристика
Симпатическая и парасимпатическая рефлекторные дуги, медиаторы в их синапсах.
Влияние симпатической и парасимпатической НС на деятельность органов и состояние структур
Принципы образования и расположение симпатических сплетений
2 1
Практическое занятие
Изучение особенностей строения и работы симпатической и парасимпатической нервной системы.
2
3
Самостоятельная работа обучающихся №9
Выполнение таблицы «Структуры симпатической и парасимпатической нервной системы»
67894202032000
Тема 7.1.
Сенсорные системы
Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. Определение сенсорной системы, ее значение. Классификация сенсорных систем
Органы чувств, их вспомогательный аппарат. Виды рецепторов, функции.
Соматическая сенсорная система
Обонятельная сенсорная система
Вкусовая сенсорная система
Зрительная сенсорная система.
Слуховая и вестибулярная сенсорные системы 2 1
Практическое занятие
Изучение расположения, строения органов чувств: обоняния, вкуса, кожи, зрения, слуха, равновесия 2 2
Тема 7.2.
Анализаторы Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5.
6. Анализатор, функциональная структура; Отделы анализатора. Виды анализаторов, функции
Зрительный анализатор: отделы, расположение, функции
Слуховой анализатор: отделы, расположение, функции
Вестибулярный анализатор: отделы, расположение, функции
Обонятельный анализатор: отделы, расположение, функции
Вкусовой анализатор: отделы, расположение, функции
2 1
Практическое занятие
Изучение строения отделов различных анализаторов, локализации отделов анализаторов 2 2
Самостоятельная работа обучающихся №10
Выполнение схем: части анализаторов вкусового, обонятельного, зрительного, слухового, вестибулярного, кожного
Выполнение схем: «Части органа зрения», «Части органа слуха и равновесия», «Слои кожи»
4 3
РАЗДЕЛ 8
Высшая нервная деятельность
Тема 8.1.
Анатомия, физиология ВНД
Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5.
. Понятие о высшей нервной деятельности, структуры, осуществляющие психическую деятельность
Инстинкты, условные рефлексы, теории И.П. Павлова. Принципы условных рефлексов
Взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий
Свойство коры, электрические явления в коре, биоритмы мозга
Сигнальные системы. Деятельность 1-й, 2-й сигнальных систем. Типы ВНД
2 1
Практическое занятие
Защита рефератов
2 2
Самостоятельная работа обучающихся №11
Подготовка рефератов на темы: «Сон», «Память», «Интеллект», «Эмоции», «Мышление», (по выбору)
3 3
1 2 3 4
РАЗДЕЛ 9. Морфофункциональная характеристика органов эндокринной системы
Тема 9.1
Эндокринные железы Регуляция деятельности эндокринной системы
Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9. Щитовидная железа - расположение, внешнее строение, внутреннее строение
Гормоны щитовидной железы (тиреоидные, тиреокальцитонин), их физиологические эффекты
Паращитовидные железы: количество, расположение, физиологические эффекты паратгормона
Надпочечники - расположение, строение
Гормоны коркового и мозгового вещества, их физиологические эффекты
Гипоталамо-гипофизарная система - структуры, ее образующие, связь между ними
Гипофиз - расположение, строение, доли
Гормоны передней средней и задней долей гипофиза, физиологические эффекты
Эпифиз - расположение, строение, гормоны, их физиологические эффекты 2 1
Практическое занятие
Изучение расположения, особенностей строения щитовидной железы, паращитовидных желез, надпочечников, физиологических эффектов гормонов этих желез 2 -6858058102500 Практическое занятие
Изучение гипоталамо-гипофизарной системы
Изучение физиологических эффектов гормонов гипофиза, эпифиза
Самостоятельная работа обучающихся №12
Составление конспекта «Пищеварительные гормоны»
Заполнение таблиц: «Характеристика желез внутренней секреции», «Физиологические эффекты гормонов»
2
3 2
102/51 РАЗДЕЛ 10. Морфофункциональная характеристика органов сердечно-сосудистой системы
Тема 10.1.
Сердечно-сосудистая система
Строение сердца
Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5.
6. Процесс кровообращения - определение; структуры, осуществляющие процесс кровообращения
Функциональные группы сосудов. Система микроциркуляции. Строение стенки сосудов
Круги кровообращения: функциональное значение, сосуды
Сердце: расположение, строение, проекция структур на поверхность грудной клетки
Камеры сердца, отверстия, расположение и строение клапанов, принцип работы, проекция
Строение стенки сердца: расположение, строение, функции слоев. Строение перикарда.
Сосуды и нервы сердца. Значение коронарного кровообращения 2 1
Практическое занятие
, Выполнение рисунка-схемы «Круги кровообращения»
Изучение расположения и особенностей строения сердца, клапанного аппарата 4 2
Тема 10.2
Физиология сердца
Содержание учебного материала 2 1.
2.
3.
4.
5.
6. Электрические явления в сердце, их регистрация . Электрокардиограмма – зубцы, интервалы
Физиологические свойства сердечной мышцы
Сердечный цикл, его фазы, продолжительность и характеристика
Внешние проявления сердечной деятельности: сердечный толчок, тоны сердца
Факторы, обуславливающие звуковые явления в сердце. Перкуссия и аускультация сердца
Регуляция деятельности сердца: местные и центральные механизмы, сердечно-сосудистый центр 2 1
Практическое занятие
Изучение особенностей фаз сердечного цикла, звуковых явлений, регуляции работ
, 2 2
Самостоятельная работа обучающихся № 13
Выполнение рисунка-схемы «Строение сердца»
Выполнение схемы рисунка «Проводящая система сердца».
3 3
Тема 10.3.
Артериальная система Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5. Сосуды большого круга кровообращения. Аорта - отделы, артерии, от них отходящие
Артерии шеи и головы: области кровоснабжения
Артерии верхних и нижних конечностей, таза: расположение, области кровоснабжения
Сосуды малого круга кровообращения, механизм кровоснабжения легких
Кровообращение плода 2 1
Практическое занятие
Изучение топографии частей аорты и ее крупных ветвей, областей кровоснабжения ветвей аорты
Изучение артерий малого круга 4 2
Самостоятельная работа обучающихся №14
Выполнение рисунка-схемы «Отделы аорты, ветви и области их кровоснабжения 3 3
Тема 10.4.
Венозная система
Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5. Система верхней полой вены: образование, притоки, области оттока крови
Вены головы и шеи, грудной клетки, верхней конечности - области оттока крови в них
Система нижней полой вены: образование, притоки, области оттока крови
Вены брюшной полости, таза, нижних конечностей - области оттока крови в них
Система воротной вены. Кровоснабжение печени 2 1
Практическое занятие
Изучение топографии верхней полой вены, нижней полой вены, воротной вены
Изучение области оттока крови в крупные притоки этих вен. Изучение вен малого круга 4 2
Самостоятельная работа обучающихся №15
Выполнение схем «Образование и притоки верхней полой вены, нижней полой вены, воротной вены», схем оттока венозной крови из различных областей тела
Выполнение схемы «Сравнительная характеристика строения лимфатических и кровеносных капилляров»
4 3
Тема 10.5.
Основы гемодинамики Содержание учебного материала 1.
2.
3. Линейная и объемная скорость кровотока. Показатели кровообращения
Артериальное давление. Факторы, влияющие на давление
Определение пульса. Характеристики пульса. Артериальный пульс: определение, сосуды 2 1
Практическое занятие
Изучение показателей кровообращения: скорости кровотока, артериального давления, пульса
Измерение артериального давления, пульса. Изучение характеристик пульса 2 1
Тема 10.6.
Лимфатическая система
Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5. Строение лимфатической системы. Лимфоидная ткань. Состав лимфы, ее образование
Основные лимфатические сосуды, стволы и протоки. Строение стенки лимфососудов
Функции лимфатической системы, связь лимфатической системы с иммунной системой
Строение и функции лимфатического узла. Группы лимфатических узлов
Причины движения лимфы по лимфатическим сосудам. Регуляция системы лимфообращения 2 1
Практическое занятие
Изучение особенностей расположения и строения структур лимфатической системы
2 2
1850390491490000
РАЗДЕЛ 11. Морфофункциональная характеристика органов дыхательной системы
Тема 11.1
Дыхательная система
Воздухоносные пути
Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
Структуры организма человека, обеспечивающие процесс дыхания. Дыхательный аппарат
Дыхательная система: структуры, составляющие ее и их функции
Верхние дыхательные пути (полость носа, части глотки), расположение, строение, функции
Нижние дыхательные пути , их расположение, строение и функции 2 1
Практическое занятие
Изучение расположения, строения верхних и нижних дыхательных путей 2 2
Тема 11.2.
Легкие
Плевра
Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
Плевра, плевральная полость, значение, пневмоторакс, виды
Средостение - границы, значение
Легкие – топография, внешнее строение, поверхности, края, границы
Внутреннее строение легких: доли, сегменты, дольки, ацинусы. Функции структур 2 1
Практическое занятие
Изучение особенностей расположения, строения легких, границ легких и плевры 2 2
Тема 11.2.
Физиология дыхания
182626024320500 .
Содержание учебного материала
Значение кислорода и углекислого газа для человека. Процесс дыхания, определения, этапы
Внешнее дыхание, показатели. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательный цикл
Транспорт газов кровью. Тканевое дыхание. Принцип газообмена между дыхательными средами
Механизм первого вдоха новорождённого
Нервная, гуморальная регуляция дыхания 2
1
2
Практическое занятие
Изучение этапов дыхания: их функции, сущность, характеристика. 4 3
-342900-574675000Самостоятельная работа обучающихся №16
Составление конспекта «Границы легких и плевры»
Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика, строение стенок дыхательных путей»
3 РАЗДЕЛ 12. Морфофункциональная характеристика органов пищеварительной системы
Тема 12.1.
Пищеварительная система
Органы пищеварительного тракта Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. Пищеварительная система: функции, органы. Пищеварительный тракт: отделы, функции
Полые органы пищеварительного тракта, принцип строения их стенки
Полость рта, отделы, функции, органы. Особенности строения слизистой полости рта
Анатомо-функциональная характеристика органов полости рта. Зубы: функции, строение, формы. Лимфоэпителиальное кольцо. Глотка - расположение, строение стенки, отделы, функции
Пищевод - расположение, отделы, физиологические сужения, строение стенки, функции
Желудок - расположение, проекция на переднюю брюшную стенку, строение желудка 2 1
Практическое занятие
Изучение функций и особенностей строения отделов полости рта и их органов
Изучение особенностей расположения и строения глотки, пищевода, желудка 4 2
1780540493141000
Тема 12.2.
Крупные пищеварительные железы
Тема 12.3.
Тонкий и толстый
Кишечник
Брюшина
-25407175500
Тема 12.4.
Физиология пищеварения
Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5. Большие слюнные железы: название, расположение, строение, место открытия выводных протоков
Поджелудочная железа: расположение, строение, части, их функции, выводные протоки
Печень: расположение, границы, проекция, функции, строение, структурные единицы
Структурно-функциональная единица печени - долька печени, строение, функции
Желчный пузырь: функции расположение, проекция, части, строение стенки. Желчные протоки 2 1
Практическое занятие
Изучение расположения, внешнего и внутреннего строения больших слюнных желез, печени, поджелудочной железы и желчного пузыря 2 2
-1943100-3048000
1.
2.
3.
4.
5.
-65405910590006. Содержание учебного материала
Тонкий кишечник: отделы и их расположение, проекция на переднюю брюшную стенку
Строение стенки отделов тонкого кишечника, образования слизистой оболочки, функции
Толстый кишечник: отделы, их расположение, проекция, строение стенки
Слепая кишка: илеоцекальный клапан, червеобразный отросток, расположение, строение, функции Особенности строения ободочной и прямой кишки
Брюшина, строение, отношение брюшины к органам. Образования брюшины. Брюшинная полость
Практическое занятие
Изучение расположения отделов толстого кишечника, особенностей строения стенки, наличия клапанов.
Изучение особенностей строения и расположения париетального и висцерального листков брюшины.
Самостоятельная работа обучающихся №17
Выполнение рисунка « строения зуба»
Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика особенностей строения стенки отделов толстого кишечника и тонкого кишечника».
Содержание учебного материала
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. Процесс питания - определение, этапы
Пищеварение в полости рта. Слюна - состав, свойства, функции. Всасывание в полости рта
Пищеварение в желудке. Желудочный сок - свойство, состав, функции. Всасывание, моторика
Пищеварение в 12-перстной кишке, в тощей и подвздошной кишке: расщепление, всасывание
Состав и функции желчи, панкреатического сока, регуляция образования, отделения
Пищеварение в толстом кишечнике. Состав и функции сока толстой кишки. Микрофлора
Моторика тонкого и толстого кишечника. Формирование каловых масс. Акт дефекации
Практическое занятие
Изучение функционального значения различных отделов пищеварительного тракта: выделения секретов, наличие всасывания, моторики.
Изучения состава пищеварительных соков, функций их компонентов, регуляции отделения соков.
Самостоятельная работа обучающихся №18
Выполнение схем:
-строение дольки печени
-формирование желчных протоков.
Заполнение таблиц «Функциональное значение отделов пищеварительного тракта».
-114300-26797000-114300-108331000-6972300287972500-6972300307022500-6972300126492000 2
2
3
2
4
3 3
РАЗДЕЛ 13.
Обмен веществ
и энергии
Витамины
Тема 13.1.
Обмен веществ Витамины Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. Обмен веществ, определение
Обмен белков: функции, суточная потребность, азотистый баланс, конечные продукты обмена
Обмен углеводов: функции, суточная потребность, углеводный баланс, конечные продукты обмена
Обмен жиров: функции, суточная потребность, липидный баланс, конечные продукты обмена
Водно-солевой обмен: содержание и количество воды в организме, потребность в воде
Продукты, содержащие минеральные вещества. Значение минеральных веществ в организме
Витамины - понятие, биологическая ценность, классификация витаминов. Источники витаминов 2 1
Практическое занятие
Изучение особенностей различных видов обмена веществ -6954520-387858000
2 2
Тема 13.2.
Обмен энергии
Терморегуляция
РАЗДЕЛ 14
Процесс выделения. Морфофункциональная характеристика органов мочевой системы
Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5.
6.
-6858010033000 Пластический энергетический обмен. Энергетический баланс. Основной обмен
Пищевой рацион – определение. Режим питания. Диета - определение, основы действия
Нормальная температура тела человека. Значение постоянства температуры тела для организма Факторы, поддерживающие оптимальную для метаболизма температуру тела
Теплорегуляция, теплоотдача. Нейрогуморальные механизмы теплообразования и теплоотдачи
Центр терморегуляции. Гуморальные факторы терморегуляции
Практическое занятие
Изучение значения постоянства температуры тела, факторов, поддерживающих эту величину
Изучение теплорегуляции, механизмов теплоотдачи, регуляции этих процессов
Самостоятельная работа обучающихся №19
Подготовка сообщения «Пищевой рацион. Диета»
Заполнение таблиц «Витамины». 2
2
4 1
2
3
Тема 14.1.
Процесс выделения. Почки
Мочевые пути Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9. Процесс выделения. Вещества, подлежащие выделению с мочой, калом, потом, при дыхании
Органы и структуры, выполняющие выделительные функции. Этапы процесса выделения
Выделительная функция легких, почек, желез пищеварительного тракта, потовых и сальных желез Нервная и гуморальная регуляция процесса выделения Почки: расположение, проекция, строение почки, фиксирующий аппарат, структурные единицы
Строение и функции частей нефрона. Юкстагломерулярный аппарат почки
Структуры, отводящие мочу от почки: собирательные трубочки, малые и большие чашки, лоханка
Кровоснабжение почки, чудесная артериальная сеть почки
Мочеточники и мочевой пузырь, расположение, строение, отношение к брюшине
Мочеиспускательный канал женский и мужской. Строение мочеполовой диафрагмы
Практическое занятие
Изучение расположения, внешнего и внутреннего строения почек, мочевых путей. Структуры обра
зующие и выводящие мочу
2
4 1
2
Тема 14.2.
Физиология мочевой системы
Физиология мочевой системы Содержание учебного материала 1.
2.
3. Этапы образования мочи. Механизмы образования мочи: фильтрация, реабсорбция
Состав первичной и вторичной мочи
Механизм отделения мочи. Регуляция мочевыделения. Центры мочеиспускания
Практическое занятие
Изучение механизмов образования первичной и вторичной мочи в почках
Изучение состава нормальной первичной и вторичной мочи.
Решение ситуационных задач по нормальному составу мочи
Самостоятельная работа обучающихся №20
Выполнение таблицы «Сравнительная характеристика состава первичной и вторичной мочи»
Выполнение схемы-рисунка «Строение нефрона»
2
2
3 1
2
3
РАЗДЕЛ 15.
Морфофункциональная характеристика органов репродуктивной системы
Тема 15.1.
Репродуктивная система человека
Мужская половая система Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5.
6. Процесс репродукции, значение, структуры, этапы процесса репродукции
Мужские половые органы – внутренние и наружные. Наружные органы: топография, строение
Яички – расположение, оболочки, внутреннее строение. Придаток яичка, проток придатка Семявыносящий, семявыбрасывающий протоки, семенные пузырьки – расположение, функции. Семенной канатик – расположение, структуры, его составляющие. Сперма
Промежность: понятие, границы, чем образована 2 1
Практическое занятие
Изучение расположения и особенностей строения органов мужской половой системы, их функций 2 2
Тема 15.2. Репродуктивная система человека
Женская половая система Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5.
6. Женские половые органы – внутренние и наружные. Наружные органы: расположение, строение
Яичник: расположение, функции, строение. Менструальный цикл
Маточная труба – расположение, функции, части, строение стенки
Матка - расположение функции, части, строение стенки: периметрий, миометрий, эндометрий Параметрий. Прямокишечно-маточное пространство. Женская промежность
Молочная железа – функция, расположение, внешнее и внутреннее строение 2
1
Практическое занятие
Изучение расположения и особенностей строения органов женской половой системы, их функций. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся №21
Составление схем «Наружные и внутренние органы женской половой системы»
«Наружные и внутренние органы мужской половой системы» 2 3
РАЗДЕЛ 16.
Морфофункциональная характеристика органов иммунной системы
Тема 16.1.
Иммунная система Механизмы защиты
Содержание учебного материала 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8
9.
. Иммунитет. Иммунная система, определение, функции, центральные и периферические органы
Красный костный мозг – расположение, строение, функции
Лимфатические узлы – строение, расположение, группы, роль в иммунном процессе
Селезенка: расположение, строение и функции , роль в иммунном процессе
Миндалины – расположение, строение, роль в иммунном процессе
Лимфоидная ткань стенок органов пищеварительной и дыхательной систем
Вилочковая железа – расположение, строение, функции
Врожденные механизмы: безусловные защитные рефлексы, барьерные механизмы защиты
Виды иммунитета. Специфические и неспецифические факторы иммунитета
Защитные функции эритроцитов, тромбоцитов
Приспособительные реакции организма: срочные и долговременные
Приобретенные механизмы – сознательное поведение и психологическая защита
Нейрогуморальный механизм регуляции иммунитета.
2 1
Практическое занятие
Изучение расположения и особенностей строения органов иммунной системы, лимфоидной ткани
Изучение врожденных и приобретенных механизмов защиты, видов иммунитета
4 2
.
Самостоятельная работа обучающихся №22
Выполнение схем:
-центральные и периферические органы иммунной системы
-виды иммунитета.
Выполнение схем:
-механизмы иммунитета
-механизмы работы гипоталамо-гипофизарно-симпатико-адреналовой системы. 3

2
Подготовка домашних заданий к учебным занятиям 26
ВСЕГО:
293
100/40 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств).
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Анатомии и физиологии человека»
Оборудование учебного кабинета:
Шкафы для хранения учебных пособий, приборов, раздаточного материала
Классная доска
Стол и стул для преподавателя
Столы и стулья для студентов
Тумбочки для ТСО
Стеллажи для муляжей и моделей
Приборы:
Фонендоскоп
Тонометр
Термометр
Микроскопы с набором объективов
Спирометры
Динамометры
Дуоденальный и желудочный зонды.
Наглядные пособия:
Таблицы
Плакаты
Схемы
Рисунки
Фотографии
Рентгеновские снимки
Муляжи
Скелеты
Наборы костей
Модели
Фантомы
Влажные препараты
Микропрепараты
Технические средства обучения:
компьютер,
экран,
интерактивная доска;
мультимедийный проектор;
DVD, CD – диски с учебными фильмами и презентациями.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Самусев, Р.П., Липченко, В.Я..Атлас анатомии человека [Текст] / Р.П.Самусев, В.Я..Липченко. – М.: ООО «Изд. Дом «Оникс 21 век»: ООО «Мир и образование»,2006, 2007.
Атлас анатомии человека [Текст]: учеб.пособие для мед. учеб. заведений.- М.: РИПОЛ, классик, 2007.
Барышников, С.Д. Тестовые задания по анатомии и физиологии человека с основами патологии [Текст] / С.Д. Барышников.– М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2007.
Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология. Учебник для медицинских училищ. 4 издание – М.:ООО ТИД «Альянс», 2005, - 432 с.
Сапин М.Р., Швецов Э.В. Анатомия человека: Учебник. Среднее профессиональное образование. – М.: Феникс, 2008, - 368 с.
Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб.для студ. ср. проф.уч. заведений. – 2-е изд. – М.: Академия, 2006, 2008, 2009
Дополнительные источники:
Борисович, А.И. [и др.] Словарь терминов и понятий по анатомии человека [Текст] /А. И. Борисевич, В. Г. Ковешников, О. Ю. Роменский. - М.: Академия,2006.
Дегтярев, В.П.Нормальная физиология [Текст]: учебник /В.П.Дегтярев.- М.: Медицина, 2006.
Кондрашев, А.В. [и др.] Нормальная анатомия человека в тестах [Текст]: учеб.пособие / А.В. Кондрашев, О.А.Каплунова, Г.Ю., Стрельченко. - Ростов н/Д.: Наука-Спектр, 2007.
Кондрашев, А.В. [и др.] Проводящие пути центральной нервной системы (в схемах): учебно-методическое пособие / Кондрашев А.В., Каплунова О.А., Санькова И.В.-Ростов-на-Дону: КМЦ.-2007.
Кондрашев, А.В., Каплунова, О.А. Анатомия нервной системы [Текст]: атлас: уч. пособие / А.В. Кондрашев, О.А. Каплунова. - М.: ЭКСМО,2009.
Кондрашев, А.В., Каплунова, О.А. Нормальная анатомия человека [Текст] : учеб.пособие/ А.В. Кондрашев, О.А. .Каплунова.- М.: ЭКСМО,2010.
Николаев, В. Т.Анатомия человека [Текст]: учеб.пособие / В. Т. Николаев.- Ростов н/ Д.: Феникс, 2006.
Сапин, М.Р.Атлас анатомии человека [Текст]: в 3- х. т. / М.Р. Сапин, - М.: Медицина, 2007.
Сапин, М.Р., Билич, Г.А. Анатомия человека [Текст]: учебник для вузов /М.Р. Сапин, Г.А.Билич,– М.: ОНИКС-Мир и образование. - Мн.: Харвест, 2007,2008.
Самусев, Р.П.,Селин, Ю.М. Анатомия человека [Текст]: уч. пособие для студ. сред.мед. учеб. заведений / Р.П.Самусев, Ю.М.Селин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Изд-во «Мир и образование»,2005.
Топоров, Г.Н.,Панасенко, Н.И.Словарь терминов по клинической анатомии [Текст] /Г.Н.Топоров, Н.И. Панасенко.-М.: Медицина, 2008.
Чернышов, В.Н. [и др.] Сборник учебно-методических материалов по нормальной анатомии [Текст] / А.В. Кондрашев, А.А. Сависько, А.В. Маркевич, А.В. Евтушенко, Е.В. Чаплыгина, А.Е. Бойченко. - Ростов н/ Д.:Феникс,2008.
Швырев, А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии [Текст] : учеб.для мед. колледжей / А.А. Швырев.- 3-е.- изд.- Ростов н/Д.: Феникс,2007.
Швырев, А.А. Малый анатомический атлас [Текст] / А.А Швырев.- Ростов н/ Д: Феникс, 2005.
Электронная библиотека мед.колледжа «Консультант студента» -
www.medcollegelib.ru.IV. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(усвоенные знания, освоенные умения) Формы и методы контроля и оценки Формируемые общие компетенции и профессиональные компетенции
Знания: Основные анатомические термины
Части тела человека, системы органов, полости
Морфологические типы конституции
Многоуровневость организма человека
Строение клетки, её функции
Строение тканей, классификации, функции и место расположения в организме Составление словаря терминов
Заполнение таблиц
Выполнение схем
Наблюдение за работой с микропрепаратами тканей
Тестирование
Устный опрос
ОК 1-5
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 2.6
Опорно-двигательный аппарат: части, функции
Характеристика кости как органа
Характеристика соединения костей, суставов
Строение костей отделов скелета
Характеристика структур скелета как целого:
череп, грудная клетка, позвоночный столб, таз большой и малый
Мышцы: строение, формы, классификации
Характеристика мышц головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей Составление словаря терминов
Заполнение таблиц
Выполнение схем
Работа с «немыми» иллюстрациями
Наблюдение за работой с наглядными пособиями: препаратами костей, скелетом, мышечным торсом, планшетами
Тестирование
Устный опрос
ОК 1-5
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 2.6
Регуляция работы органов, систем органов:
структуры, обеспечивающие нервную и гуморальную регуляцию Составление словаря терминов
Заполнение таблиц
Выполнение схем
Устный опрос ОК 1-5
ОК 8
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 2.6
Характеристика внутренней среды организма
Кровь: функции, состав, показатели, характеристика форменных элементов; системы регуляции агрегатного состояния крови, группы крови и резус-фактор Составление словаря терминов
Заполнение таблиц
Выполнение схем
Решение ситуационных задач
Устный опрос
Тестирование Нормальная анатомия внутренних органов
расположение в полостях тела, границы
оболочки, внешнее и внутреннее строение
структурные единицы (для паренхиматозных органов), строение стенки (для полых органов) Составление словаря терминов
Заполнение таблиц
Выполнение схем
Работа с «немыми» иллюстрациями
Наблюдение за работой с наглядными пособиями
Тестирование
ОК.1-5
Нормальная физиология внутренних органов
характеристика процессов
качественные и количественные показатели процессов
процесс пищеварения, всасывания, моторики органов пищеварительного тракта пищеварительные секреты, регуляция секреции;
этапы процесса дыхания, дыхательный цикл, легочные объемы и емкости, показатели внешнего дыхания
характеристика обмена веществ
характеристика энергетического обмена
процесс терморегуляции
процесс образования мочи, состав первичной и вторичной мочи, регуляция процессов
процессы системы репродукции
сердечный цикл, показатели сердечной деятельности; гемодинамика, характеристика артериального давления и пульса
процессы высшей нервной деятельности
механизмы защиты, физиология анализаторов Составление словаря терминов
Заполнение таблиц
Выполнение схем
Решение ситуационных задач
Практический контроль: определение частоты дыхательных движений, частоты сердечных сокращений, измерение температуры тела
Устный опрос
Тестирование
Защита рефератов
ОК 1-5
ОК 8
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 2.6
Умения: Использование анатомической, физиологической и латинской терминологии
Демонстрация на муляжах и планшетах: частей тела, полостей, расположения органов
Распознавание на таблице структурных элементов клетки; разновидностей клеток, сравнение функций различных органелл
Распознавание разновидностей тканей на таблицах, в атласах, на макро- и микропрепаратах; сравнивание строения и функций различных видов тканей
Демонстрация на скелете отделов, костей их составляющих и особенностей их строения; различных видов соединения костей
Демонстрация на торсе, муляжах расположения основных мышечных групп
Демонстрация на торсе, планшетах расположения, начала и прикрепления скелетных мышц
Демонстрация частей и отделов внутренних органов, особенностей их внешнего и внутреннего строения
Определение условной проекции органов на поверхность тела человека
В результате освоения дисциплины
обучающийсядолжен
знать:
-строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.
уметь:
-применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи. 1. Тестирование
2. Выполнение схем
3. Решение ситуационных задач
4. Устный опрос
5Наблюдение за работой с наглядными пособиями
6. Защита рефератов ОК 1-5
ОК 8
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 2.6