План-конспект урока музыки (5 класс) Тема: Музыка в театре, кино и на телевидении.

План-конспект урока музыки (5 класс) Тема: "Музыка в театре, кино и на телевидении".


ФИО (полностью)
Слободнюк Сергей Викторович
5



Место работы
МБОУ Сагутьевская общеобразовательная школа



Должность
учитель



Предмет
музыка



Класс
5 класс



Тема и номер урока в теме
Тема полугодия: «Музыка и литература» Урок №15.



Базовый учебник
Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская
5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г.



Тема урока: «Музыка в театре, кино и на телевидении»
Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.
Задачи:
1. направленные на достижения личностных результатов:
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
развитие вокально-хоровых навыков;
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой
направленные на достижения метапредметных результатов:
освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения.
направленные на достижения предметных результатов:
знание жанров музыки (опера, балет);
осознание значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих заданий.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Необходимое техническое оборудование: телевизор, DVD, музыкальный центр, компьютер, видеопроектор.
Музыкальные произведения:
Фрагмент из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – «Песня Сольвейг».
Балет «Лебединое озеро» П.И. Чайковского
А. Рыбников «Песенка Папы Карло» фрагмент из к/ф «Буратино»
М. Дунаевский «Лев и брадобрей».
Литературные произведения:
Драма Г. Ибсена «Пер Гюнт».
А. Толстой «Золотой ключик»
Видеофрагменты:
Балет «Лебединое озеро» П. Чайковский.
Кинофильм «Приключения Буратино»
     3.   Видеофрагмент из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – «Песня Сольвейг».

Структура и ход урока:
Этап мотивации к учебной деятельности. (2 мин.)
 Вход в класс под музыку. Музыкальное приветствие
Этап актуализации знаний. (3 мин.)
– Ребята! Отгадайте загадки.
Слайд 1
Он работает играя.
                           (Есть профессия такая!)
                           Он на сцене с давних пор.
                           Та профессия -        (актер)
Слайд 2
Он спектаклем заправляет,
                           Наизусть все сцены знает,
                           Учит он как роль играть.
                           Как профессию назвать? (режиссер)
Слайд 3
«Меню» в театре составляют
                           На весь сезон из разных пьес.
                           И только то, в него включают,
                           Что вызывает интерес?  (репертуар)
Слайд 4
Пачку, пуанты надела Марина,
                           На сцену впорхнула, она -    (балерина)
Слайд 5
Со звонком он в зал придет,
                           Место нужное займет.
                           Посмотрев спектакль хороший
                           Будет хлопать он в ладоши?    (зритель)
Слайд 6
Есть у каждого в квартире
                          Он расскажет: что же в мире
                          Происходит каждый день.
                          Говорить ему не лень.
                          Папа смотрит там футбол
                          И кричит все время – «Гол!»,
                          Мама любит сериалы,
                          Что идут на всех каналах,
                          Ну, а я, -  «Спокойной ночи»
                          И мультфильмы очень, очень!   (телевизор)
-  Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь?
(Ответы): О театре, кино и телевидении.
-  Правильно, тема нашего урока  «Музыка в театре, кино и на телевидении». 
А так как у нас урок музыки, то что, мы должны будем выяснить?
(Ответы): Какую роль играет музыка в этих видах искусства.
Будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст, для театральных постановок и кинофильмов.
3. Первичное усвоение новых знаний.
Звучит «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига. (5 мин.)
- Знакома ли вам эта музыка?
 - Это просто песня или часть из большого произведения?
- О чем рассказывается в этом произведении?
Слайд 7
( Пер Гюнт – молодой крестьянин, который отправился путешествовать по свету и увидел много нового, интересного.  В родном краю его осталась ждать любимая девушка по имени Сольвейг.)
- О чем поет Сольвейг?
(Зима пройдет, и весна промелькнет,
Завянут все цветы, снегом их занесет.
Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит,
Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.)
- В каком характере прозвучала музыка?  
(Ответы): Напевная, грустная, мелодичная, а припев танцевальный.
- Какой образ нам нарисовала музыка?
(Ответы): Образ молодой красивой девушки, которая не теряла надежду и ждала своего возлюбленного.
- Сюита Э. Грига написана на основе литературного текста-драмы Ибсена.
Скажите, а какое значение имеет текст, для музыкального произведения?
(Ответы): В литературном тексе описываются все происходящие события, характеры героев.
- Да, ведь многие музыкальные произведения возникли на основе литературных произведений.  А как же называется литературный текст к опере и балету?
(Ответы): Либретто.
-  На предыдущих уроках мы знакомились с произведениями оперы и балета, и сейчас я предлагаю выполнить вам задание. Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации и назовите произведения и композиторов, которые их написали.
Слайд 8-11
Опера «Снегурочка» - Н.А. Римский –Корсаков.
Опера «Садко» - Н.А. Римский – Корсаков.
Балет «Щелкунчик» - П. И. Чайковский.
Балет «Золушка» - С. Прокофьев.
-  Молодцы, справились с заданием.
Слайд 12
- А сейчас я приглашаю вас в музыкальный театр.
Видеофрагмент из балета «Лебединое озеро».
- Давайте проанализируем музыкальный фрагмент. Что мы увидели на экране?
Какая музыка звучала по характеру? Какими выразительными средствами музыка показала нам схватку между злым Волшебником и Принцем?
(Ответы): Музыка взволнованная, грубая, предвещающая о чем-то недобром.
- Какое значение имеет музыка в опере и балете?
(Ответы): В опере поют, в балете под музыку танцуют.
- Вы обратили внимание на мимику артистов балета, с помощью которой они старались передать нам происходящее?! Благодаря мимике и жестов мы понимаем, что происходит на сцене.
-  А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?
(Ответы): Они потеряют свою красоту и выразительность.
- А вы знаете как нужно вести себя в театре? Давайте разработаем правила поведения в театре.
Ребята в группах обсуждают правила поведения в театре.
Слайд 13-16
Музыкальная физминутка: музыкальная игра «Если нравится тебе»
4.Первичная проверка понимания. (5 мин.)
- Но где же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?
(Ответы): Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.
- Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.
- В каких передачах мы встречаемся с музыкой?
Слайд 17
(Ответы): Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», «Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Субботний вечер», мультфильмы и конечно кинофильмы.
Работа с учебником стр. 66
- Ребята, откройте учебник и найдите ответ на вопрос, кто такие были таперы?
Слайд 18
·
 (А вы знаете, что вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов-тапёров,
которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого-либо предмета, свистели, скрипели.)
Слайд 19
- В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В дальнейшем он стал писать музыку к кинофильмам. В 20-е годы таперами работали такие в будущем известные композиторы, как Г.Свиридов, В.Соловьев-Седой. Также много музыки к кинофильмам написали Г. Свиридов, И. Дунаевский, Ю. Лепнин.
-  Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?
(Ответы): Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма необходим сценарий, который пишут режиссеры-сценаристы.
Слайд 20
- Запишем в тетрадях: сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму.
- А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?
(Ответы): Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает, о чем- либо, настраивает зрителя на определенные моменты.
-  В кинофильмах можно услышать много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.  
- Одной из таких песен стали «Лев и брадобрей» из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания», музыку которой написал советский композитор Максим Дунаевского, слова Н. Олева.
Давайте мы ее разучим.
Творческое применение и добывание знаний
(Вокально-хоровая работа) (10 мин.)
1
Жил да был Брадобрей, На земле не найти добрей, Брадобрей стриг и брил зверей. После той чудесной стрижки Кошки были, словно мышки, Даже глупые мартышки Походили на людей. припев: Это было прошлым летом, В середине января, В тридесятом королевстве, Там, где нет в помине короля. 2 Как-то раз встретив льва, Брадобрей оробел сперва И с трудом подобрав слова, Он сказал весьма учтиво. Чтобы быть всегда красивым, Надо стричь усы и гриву В год примерно раза два. 3 Что же было потом, Ясно всем, кто со львом знаком, Стричь его, что играть с огнём, Продолжать рассказ не будем. Лев, остриженный как пудель, Съел беднягу, словно пудинг, Съел со всем инвентарём.
Слайд 21
Прослушивание песни.
Разбор песни.
Дыхательная гимнастика.
Распевание.
Разучивание песни «Лев и брадобрей».
6. Первичное закрепление. (5 мин.)
Звенит звонок.
-  Ой, ребята, мы же опаздываем на киносеанс.
Слайд 22
 Просмотр фрагмента из кинофильма «Приключения Буратино»
- Что мы увидели сейчас в этом фрагменте из фильма?
(Ответы): Папа Карло делает деревянного человечка из полена.
- О чем он поет в этой песне? Каким должен быть этот человечек?
(Ответы): Добрый, веселый, беззаботный – помощник Папы Карло. «Будет с кем мне под шарманку топать по дворам».
- Да, при помощи музыки мы сейчас увидели, как рождается главный герой фильма – Буратино.
- Каков характер музыки?
(Ответы): Музыка мелодичная, плавная, добрая и т.д.
- Я думаю, что вы очень любите смотреть и мультфильмы, сейчас еще их называют анимационными фильмами.  В них мы также слышим много музыки и песен.
А  сейчас музыкальная мультипликационная викторина - «Угадай-ка!» 

1. «Песенка Снегурочки» из м/ф «Ну, погоди!» Слайд 23
2. «Песенкой о лете» из м/ф «Дед Мороз и лето» Слайд 24
3. «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка» Слайд 25
4. «Неприятность эту мы переживем» из м/ф «Кот Леопольд» Слайд 26

7. Обобщение и систематизация знаний. (3 мин.)
Звучит «Время вперед» Г. Свиридова.
- Многие мелодии известных произведений стали позывными для программ и передач на телевидении.
-  Скажите, какая программа начинается этими позывными?
(Ответы): Программа «Время» «Новости».
- Давайте посмотрим, какие новости нам хотят сообщить.
Здравствуйте уважаемые телезрители! В студии диктор центрального телевидения. Я познакомлю вас с последними новостями.
Учащиеся 5 класса Сагутьевской СОШ провели социологический опрос среди учеников, учителей и родителей. Их интересовали такие вопросы:  
Любите ли вы слушать музыку?
Согласны ли вы с тем, что телевидение может заменить поход в театр, в концерт?
Какие музыкальные передачи вы любите смотреть всей семьей?
Считаете ли вы, что музыкальных программ должно быть больше?
Считаете ли вы, что на телевидении недостаточно передач, рассказывающих о жизни и творчестве певцов, композиторов, музыкантов?
Подводя итоги, ребята сделали вывод, что
      Благодарю за внимание!
8.Этап рефлексии. ( 2 мин.)
- Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке? 
Работа с учебником стр. 65
(Ответы): Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли:
служит музыкальной характеристикой героев,
создает атмосферу действия,
показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам,
создает национальный колорит,
делает популярными произведения композиторов,
показывает мастерство певцов и музыкантов. 
     Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки.
     9. Домашнее задание.
     Рабочая тетрадь стр. 76




Самоанализ урока
Тема урока: «Музыка в театре, кино и на телевидении». Урок «Музыка в театре, в кино, на телевидении» проводится в форме кинопанорамы и является продолжением тем, ранее изученных в 5 классе - «Путешествие в оперу», «Балетная мозаика», логично развивая главную тему четверти «Музыка и литература» в соответствии с ФГОС.
Основная цель урока - показать многофункциональное значение музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме достигается путём активного творческого поиска, выполнения учащимися группового мини - проекта, участия в коллективной вокально-хоровой работе.  
Структура  урока позволяет учителю направить деятельность учащихся так, чтобы они самостоятельно пришли к выводу, что музыка в театре, кино, на телевидении может выполнять разные функции: иллюстрировать действие; играть одну из главных ролей, раскрывая содержание спектакля, кинофильма; подчёркивать эмоциональное состояние, настроение героев и т.п. Кульминацией урока является интерактивная викторина «Музыкальная карусель», во время которой дети с удовольствием отгадывают загадки о персонажах детских мультфильмов и тут же исполняют любимые песни.
Многогранная и довольно сложная тема предполагает использование разнообразных педагогических приёмов:
 -слушание музыки («Утро» Э.Грига из сюиты «Пер Гюнт»),
-просмотр видеофрагментов (ФЦИОР ресурсы «Музыка в кино»),
-пластическая импровизация (Р.Роджерс «Звуки музыки»),
-дидактическая игра (викторина «Музыкальная карусель»),  
-ситуация успеха (мини-проект «Мультфильм с приключениями»).
Методы обучения также разнообразны – это беседа, эффект удивления, сравнение, сопоставление, показ, дискуссия. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Использование здоровьесберегающих и игровых технологий, современного оборудования (компьютер, интерактивная доска) позволяют избежать перегрузок детей во время урока. Активность и работоспособность учащихся в течение урока обеспечиваются частой сменой их деятельности, доброжелательной атмосферой, своевременным проведением физминутки.
Мониторинг эффективности использования методической разработки «Музыка в театре, в кино, на телевидении» подтверждает стабильно высокий уровень качества знаний учащихся 5 класса.









































15