Рабочая программа курса Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс/ под ред. Б.М.Неменского


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
8 класс
Рабочая программа опирается на линию УМК под редакцией Б.М. Неменского (издательство «Просвещение»).
Составила: учитель Макарова Екатерина Николаевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программой по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Искусство. 5 – 9 классы» - М., Просвещение, 2011г.; на основе авторской рабочей программы «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских]. - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, создавая условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чёткость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
ЦЕЛИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЁТОМ СПЕЦИФИКИ ПРЕДМЕТА
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
МЕСТО ДАННОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В соответствии с учебным планом на изучение курса "Изобразительное искусство. 8 класс" отводится 34 учебных часа в год (1час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
В результате изучения курса "Изобразительное искусство. 8 класс" учащиеся должны:
освоить азбуку фотографирования;
анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике;
усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино и видеоработами;
быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 8 класс"
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углублённого изучения каждого вида искусства.
Тема 8 класса — «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» — является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства — театр, кино, телевидение — непосредственно связаны с изобразительными и являются сегодня господствующими.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
Художник и искусство театра.
Роль изображения в синтетических искусствах
Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.
Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.
Безграничное пространство сцены. Сценография - особый вид художественного творчества.
Сценография - искусство и производство.
Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы».
Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол.
Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии.
Эволюция изобразительных искусств и технологий
Фотография - взгляд, сохранённый навсегда. Фотография - новое изображение реальности.
Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.
Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура.
«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.
Художник - режиссёр - оператор. Художественное творчество в игровом фильме.
От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм - «рассказ в картинках». Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять.
Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации или Когда художник больше, чем художник. Живые рисунки на твоём компьютере.
Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство - зритель
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка.
Жизнь врасплох, или Киноглаз.
Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка.
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.
Формы организации учебных занятий и основные виды учебной деятельности
Основными формами организации учебных занятий являются: уроки открытия новых знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, урок-экскурсия, уроки-практикумы.
Формы организации учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, аналитический, исследовательский, частично-поисковый, наглядно-практический, практический, репродуктивный, игровой методы, беседа, творческий поиск.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Типы контроля: промежуточный и итоговый.
Формы контроля: практическая работа, творческая работа, проектно-исследовательская деятельность.

Универсальные учебные действия формируемые в процессе изучения
курса "Изобразительное искусство. 8 класс"
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
курса "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 8 класс"
№ п/пТема Кол-во часов
1. Художник и искусство театра.
Роль изображения в синтетических искусствах 8
2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии.
Эволюция изобразительных искусств и технологий 8
3. Фильм - творец и зритель.
Что мы знаем об искусстве кино? 11
4. Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство - зритель 7
Итого: 34 ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 8 класс"

п/пТема Кол-во часов Планируемые результаты (предметные) Дата
Тема 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах - 8 ч.
1 Искусство зримых образов.
Изображение в театре и кино 1 Понимать специфику изображения и визуально-пластической образности в театре и на киноэкране.
Получать представления о синтетической природе и коллективности творческого процесса в театре, о роли художника-сценографа в содружестве драматурга, режиссёра и актёра.
Узнавать о жанровом многообразии театрального искусства. 2 Правда и магия театра.
Театральное искусство и художник 1 Понимать соотнесение правды и условности в актёрской игре и сценографии спектакля.
Узнавать, что актёр - основа театрального искусства и носитель его специфики.
Представлять значение актёра в создании визуального облика спектакля.
Понимать, что все замыслы художника и созданное им оформление живут на сцене только через актёра, благодаря его игре.
Получать представление об истории развития искусства театра, эволюции театрального здания и устройства сцены (от древнегреческого амфитеатра до современной мультисцены). 3-4 Безграничное пространство сцены.
Сценография - особый вид художественного творчества 2 Узнавать, что образное решение сценического пространства спектакля и облика его персонажей составляют основную творческую задачу театрального художника.
Понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа.
Осознавать отличие бытового предмета и среды от их сценических аналогов.
Приобретать представление об исторической эволюции театрально-декорационного искусства и типах сценического оформления и уметь их творчески использовать в своей сценической практике.
Представлять многообразие типов современных сценических зрелищ (шоу, праздников, концертов) и художнических профессий людей, участвующих в их оформлении. 5 Сценография - искусство и производство 1 Получать представление об основных формах работы сценографа (эскизы, макет, чертежи и др.), об этапах их воплощения на сцене в содружестве с бутафорами, пошивочными, декорационными и иными цехами.
Уметь применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля. 6 Тайны актёрского перевоплощения.
Костюм, грим и маска. 1 Понимать и объяснять условность театрального костюма и его отличия от бытового.
Представлять, каково значение костюма в создании образа персонажа и уметь рассматривать его как средство внешнего перевоплощения актёра (наряду с гримом, причёской и др.).
Уметь применять в практике любительского театра художественно-творческие умения по созданию костюмов для спектакля из доступных материалов, понимать роль детали в создании
сценического образа.
Уметь добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля, частью которого он является. 7 Привет от Карабаса-Барабаса!
Художник в театре кукол 1 Понимать и объяснять, в чём заключается ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа.
Представлять разнообразие кукол (тростевые, перчаточные, ростовые) и уметь пользоваться этими знаниями при создании кукол для любительского спектакля, участвуя в нём в качестве художника, режиссёра или актёра. 8 Третий звонок.
Спектакль: от замысла к воплощению 1 Понимать единство творческой природы театрального и школьного спектакля.
Осознавать специфику спектакля как неповторимого действа, происходящего здесь и сейчас, т. е. на глазах у зрителя - равноправного участника сценического зрелища.
Развивать свою зрительскую культуру, от которой зависит степень понимания спектакля и получения эмоционально-художественного впечатления - катарсиса.
Тема 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий - 8 ч.
9 Фотография — взгляд, сохранённый навсегда. Фотография - новое изображение реальности.
1 Понимать специфику изображения в фотографии, его эстетическую условность, несмотря на всё его правдоподобие.
Различать особенности художестенно-образного языка, на котором «говорят» картина и фотография.
Осознавать, что фотографию делает искусством не аппарат, а человек, снимающий этим аппаратом.
Иметь представление о различном соотношении объективного и субъективного в изображении мира на картине и на фотографии. 10-11 Грамота фотокомпозиции и съёмки.
Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.
2 Понимать и объяснять, что в основе искусства фотографии лежит дар видения мира, умение отбирать и запечатлевать в потоке жизни её неповторимость в большом и малом.
Владеть элементарными основами грамоты фотосъёмки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съёмки, ракурса и крупности плана как художественно-выразительных средств
фотографии.
Уметь применять в своей съёмочной практике ранее приобретённые знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д. 12 Фотография — искусство светописи.
Вещь: свет и фактура.
1 Понимать и объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии.
Уметь работать с освещением (а также с точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи объёма и фактуры вещи при создании художественно-выразительного фотонатюрморта.
Приобретать навыки композиционной (кадрирование) и тональной (эффекты соляризации, фотографики и т. д.) обработки фотоснимка при помощи различных компьютерных программ. 13 «На фоне Пушкина снимается семейство».
Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
1 Осознавать художественную выразительность и визуально-эмоциональную неповторимость фотопейзажа и уметь применять в своей практике
элементы операторского мастерства при выборе момента съёмки природного или архитектурного пейзажа с учётом его световыразительного состояния.
Анализировать и сопоставлять художественную ценность чёрно-белой и цветной фотографии, в которой природа цвета принципиально отлична от природы цвета в живописи. 14 Человек на фотографии.
Операторское мастерство фотопортрета.
1 Приобретать представление о том, что образность портрета в фотографии достигается не путём художественного обобщения, а благодаря точности выбора и передаче характера и состояния конкретного человека.
Овладевать грамотой операторского мастерства при съёмке фотопортрета.
Снимая репортажный портрет, уметь работать оперативно и быстро, чтобы захватить мгновение определённого душевно-психологического состояния человека.
При съёмке постановочного портрета уметь работать с освещением (а также точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи характера человека. 15 Событие в кадре. Искусство фоторепортажа
1 Понимать и объяснять значение информационно-эстетической и историко-документальной ценности фотографии.
Осваивать навыки оперативной репортажной съёмки события и учиться владеть основами операторской грамоты, необходимой в жизненной практике.
Уметь анализировать работы мастеров отечественной и мировой фотографии, осваивая школу операторского мастерства во всех фотожанрах, двигаясь в своей практике от фотозабавы к фототворчеству. 16 Фотография и компьютер.
Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
1 Осознавать ту грань, когда при компьютерной обработке фотоснимка исправление его отдельных недочётов и случайностей переходит в искажение запечатлённого реального события и
подменяет правду факта его компьютерной фальсификацией.
Постоянно овладевать новейшими компьютерными технологиями, повышая свой профессиональный уровень.
Развивать в себе художнические способности, используя для этого компьютерные технологии и Интернет. Тема 3. Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? - 11 ч.
17 Многоголосый язык экрана.
Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино 1 Понимать и объяснять синтетическую природу фильма, которая рождается благодаря многообразию выразительных средств, используемых в нём, существованию в композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и слова.
Приобретать представление о кино как о пространственно-временном искусстве, в котором экранное время и всё изображаемое в нём являются условностью (несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь её художественное отображение).
Знать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда фильма.
Иметь представление об истории кино и его эволюции как искусства. 18 Художник - режиссёр - оператор.
Художественное творчество в игровом фильме 1 Приобретать представление о коллективном процессе создания фильма, в котором участвуют не только творческие работники, но и технологи,
инженеры и специалисты многих иных профессий.
Понимать и объяснять, что современное кино является мощнейшей индустрией.
Узнавать, что решение изобразительного строя фильма является результатом совместного творчества режиссёра, оператора и художника.
Приобретать представление о роли художника-постановщика в игровом фильме, о творческих задачах, стоящих перед ним, и о многообразии художнических профессий в современном кино. 19 От большого экрана к твоему видео.
Азбука киноязыка1 Осознавать единство природы творческого процесса в фильме-блокбастере и домашнем видеофильме.
Приобретать представление о значении сценария в создании фильма как записи его замысла и сюжетной основы.
Осваивать начальные азы сценарной записи и уметь применять в своей творческой практике его простейшие формы. 20 Фильм - «рассказ в картинках» 1 Излагать свой замысел в форме сценарной записи или раскадровки, определяя в них монтажно-смысловое построение «кинослова» и «кинофразы». 21 Воплощение замысла 1 Приобретать представление о творческой роли режиссёра в кино, овладевать азами режиссёрской грамоты, чтобы применять их в работе над своими видеофильмами. 22-23 Чудо движения: увидеть и снять 2 Приобретать представление о художнической природе операторского мастерства и уметь применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра.
Овладевать азами операторской грамоты, техники съёмки и компьютерного монтажа, чтобы эффективно применять их в работе над своим видео.
Уметь смотреть и анализировать с точки зрения режиссёрского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино, чтобы пополнять багаж своих знаний и творческих умений. 24-25 Бесконечный мир кинематографа
Искусство анимации, или Когда художник
больше, чем художник 2 Приобретать представление об истории и художественной специфике анимационного кино (мультипликации).
Учиться понимать роль и значение художника в создании анимационного фильма и реализовывать свои художнические навыки и знания при съёмке.
Узнавать технологический минимум работы на компьютере в разных программах, необходимый для создания видеоанимации и её монтажа. 26-27 Живые рисунки на твоём компьютере 2 Приобретать представление о различных видах анимационных фильмов и этапах работы над ними.
Уметь применять сценарно-режиссёрские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации.
Давать оценку своим творческим работам и работам одноклассников в процессе их коллективного просмотра и обсуждения.
Тема 4. Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство - зритель - 7 ч.
28 Мир на экране: здесь и сейчас.
Информационная и художественная природа телевизионного изображения 1 Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом новым видом искусства.
Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т. д.
Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т.е. сиюминутное изображение на экране реального события, совершающегося на наших глазах в реальном времени.
Получать представление о разнообразном жанровом спектре телевизионных передач и уметь формировать собственную программу телепросмотра, выбирая самое важное и интересное, а не проводить всё время перед экраном. 29 Телевидение и документальное кино.
Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка 1 Осознавать общность творческого процесса при создании любой телевизионной передачи и кинодокументалистики.
Приобретать и использовать опыт документальной съёмки и тележурналистики (интервью, репортаж, очерк) для формирования школьного телевидения. 30 Жизнь врасплох, или КиноглазКинонаблюдение - основа документального видеотворчества1 Понимать, что кинонаблюдение - это основа документального видеотворчества как на телевидении, так и в любительском видео.
Приобретать представление о различных формах операторского кинонаблюдения в стремлении зафиксировать жизнь как можно более правдиво,
без специальной подготовки человека к съёмке. 31 Видеоэтюд в пейзаже и портрете 1 Понимать эмоционально-образную специфику жанра видеоэтюда и особенности изображения в нём человека и природы.
Учиться реализовывать сценарно-режиссёрскую и операторскую грамоту творчества в практике создания видеоэтюда.
Представлять и объяснять художественные различия живописного пейзажа, портрета и их киноаналогов, чтобы при создании видеоэтюдов с наибольшей полнотой передать специфику киноизображения. 32 Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью 1 Понимать информационно-репортажную специфику жанра видеосюжета и особенности изображения в нём события и человека.
Уметь реализовывать режиссёрско-операторские навыки и знания в условиях оперативной съёмки видеосюжета.
Понимать и уметь осуществлять предварительную творческую и организационную работу по подготовке к съёмке сюжета, добиваться естественности и правды поведения человека в кадре не инсценировкой события, а наблюдением и «видеоохотой» за фактом.
Уметь пользоваться опытом создания видеосюжета при презентации своих сообщений в Интернете. 33 Телевидение, видео, Интернет…
Что дальше?
Современные формы экранного языка 1 Получать представление о развитии форм и киноязыка современных экранных произведений на примере создания авторского видеоклипа и т.п.
Понимать и объяснять специфику и взаимосвязь звукоряда, экранного изображения в видеоклипе, его ритмически-монтажном построении.
В полной мере уметь пользоваться возможностями Интернета и спецэффектами компьютерных программ при создании, обработке, монтаже и озвучании видеоклипа.
Уметь использовать грамоту киноязыка при создании интернет-сообщений. 34 В царстве кривых зеркал, или
Вечные истины искусства.
Роль визуально-зрелищных искусств в жизни человека и общества. 1 Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом само новым видом искусства.
Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т. д.
Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т. е. сиюминутное изображение на экране реального события, совершающегося на наших глазах в реальном времени. Итого за год: 34 ч. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник:
Питерских А.С. Изобразительное искусство: Изобразительное искусство в театре, кино и на телевидении. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2016.
Методическое пособие:
Голицына В.Б., Питерских А.А. Изобразительное искусство: Изобразительное искусство в театре, кино и на телевидении. 8 класс. Поурочные разработки. - М.: Просвещение, 2014.
Перечень материально-технического обеспечения:
- ученические парты, соответствующие росту обучающихся;
- классная доска;
- ноутбуки с художественным программным обеспечением;
- проектор;
- колонки;
- фотоаппарат;
- видеокамера.

Список литературы с указанием перечня учебно-методического обеспечения, средств обучения и электронных образовательных ресурсов
Учебная литература:
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских]. - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015
Голицына В.Б., Питерских А.А. Изобразительное искусство: Изобразительное искусство в театре, кино и на телевидении. 8 класс. Поурочные разработки. - М.: Просвещение, 2014.
Питерских А.С. Изобразительное искусство: Изобразительное искусство в театре, кино и на телевидении. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2016.
Электронно-образовательные ресурсы:
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://museum.ru/ Портал «Музеи России».
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»