Режимы двигательной активности детей младшего школьного возраста


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Частинская НОШ»
«РЕЖИМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Выполнила:
Казанцева Елена Михайловна,
руководитель физического воспитания
Частинской начальной общеобразовательной школы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3-5
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….. 6-11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 13
«Движение есть жизнь, уменьшение же подвижности означает снижение жизненных процессов»
В.В Гориневский.
ВВЕДЕНИЕ
Двигательная активность рассматривается специалистами как один из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие человека, обеспечивающих возрастание адаптационных резервов и экономизацию функционирования всего организма (Сеченов И.М., 1947, Павлов И.П., 1951; Аршавский И.А., 1975; Кольцова М.М., 1980; Бернштейн Н.А., 1990; Вайнбаум Я.С., 1991; Меерсон Ф.З., 1993; Айзман Р.И., 2004).Исследованиями показано, что во время мышечной работы активизируются не только нервно-мышечный аппарат, но и работа внутренних органов, нервная и гуморальная регуляция. Поэтому снижение двигательной активности ухудшает состояние организма в целом. Выполнение физических упражнений и других видов движений сопровождается функциональной активностью, которая вызывает специфические и неспецифические психофизиологические реакции. Специфические реакции характеризуются улучшением функций во время мышечной деятельности, повышением надежности всех физиологических систем в упражнениях данного вида, оптимизацией баланса расхода и восстановления биоэнергетических и структурных резервов при движениях различной интенсивности. В то же время, ограничение двигательной активности приводит к функциональным и морфологическим изменениям в организме и снижению продолжительности жизни. Особенно пагубно снижение двигательной активности (гиподинамия) для детей. В исследованиях по возрастной физиологии отмечается снижение двигательной активности ребенка с приходом в школу примерно в 2 раза, что приводит не только к отставанию в развитии от своих сверстников, но и более частым заболеваниям, нарушениям осанки и опорно-двигательной функции. В период обучения в школе дефицит двигательной активности приводит к ухудшению адаптации сердечно-сосудистой системы учащихся к стандартной физической нагрузке, появлению избыточной массы тела за счет отложения жира, повышению уровня холестерина в крови. Таким образом, двигательная активность детей является биологическим стимулом, способствующим морфофункциональному развитию организма, его совершенствованию, улучшению психоэмоционального состояния ребенка.
Двигательная активность в детском возрасте подразделяется на 3 составные части:
активность в процессе физического воспитания;
физическая активность, осуществляемая во время обучения и трудовой деятельности;
спонтанная физическая активность в свободное время, которая, обеспечивает определенный уровень суточной двигательной активности.
Обоснование рационального двигательного режима для детей, нормирование физических нагрузок является одной из наиболее сложных проблем современной возрастной физиологии. Исследования гигиенистов и физиологов свидетельствуют о том, что до 82-85% дневного времени большинство учащихся находятся в статическом положении (сидя). У младших школьников произвольные движения занимают только 16-19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3%. Отмечают также изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях: снижение зимой, увеличение двигательной активности весной и осенью. Потребность детей в движении удовлетворяется в условиях режима школы самостоятельными, спонтанными движениями только в объеме 18-20%; в дни, когда проводится урок физкультуры, при отсутствии других форм физического воспитания, дети недополучают до 40%, а без таких уроков – до 80% движений (Казин Э.М. и др., 1995).
Дети, в режиме которых значителен объем двигательной активности (утренняя гигиеническая гимнастика, ежедневный 1,5-2 часовой активный отдых, занятия физическими упражнениями до 6-8 ч в неделю), по сравнению со школьниками, не имеющими этих элементов в режиме дня, чаще обладают гармоническим развитием и высокой физической подготовленностью, высокой умственной и мышечной работоспособностью, а также сопротивляемости утомлению, более благоприятными показателями, характеризующими функциональное состояние нервной системы, более экономичной работой сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, высокой иммунной реактивностью. Недостаточная двигательная активность существенно влияет на гормональный статус детского организма.
Чем хуже организован двигательный режим, тем больше движений проявляет школьник на уроках, совершая до 34 движений в минуту. Малую подвижность в школе ребенок компенсирует повышенной активностью в свободное от занятий время. За счет «малых» форм физического воспитания можно удовлетворять ежечасную потребность в движениях и реализовать около 40% ее суточной нормы (Лебедева Н.Т., Лосицкий Е.А., 2000). Повышая общую умственную работоспособность и совершенствуя функциональные возможности физиологических систем, регулярные занятия учащихся младших классов в спортивных секциях повышают сопротивляемость организма утомлению и способствует сохранению здоровья школьников.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основной и ведущей формой физического воспитания школьников является урок физической культуры. Однако, даже три урока физкультуры в неделю, предусмотренные школьной программой и направленные в младших классах на формирование новых двигательных умений и навыков, не могут в полной мере восполнить биологическую потребность детей в движениях.
Двигательный режим каждого ребенка может иметь те или иные особенности, которые определяются его индивидуальными склонностями, характером увлечений и занятий, всем укладом жизни семьи. Однако всякий, режим должен строиться с учетом особенностей роста и развития ребенка, динамики его умственной работоспособности и, конечно, с учетом школьных и внешкольных занятий.
В профилактических и оздоровительных целях рекомендуют создавать в образовательных учреждениях условия удовлетворения биологической потребности учащихся младших классов в движении. Известно, что ежедневный объем ДА учащихся должен составлять 3,5 ч.
Реализации этого объема способствует комплекс мероприятий на день в каждой школе: гимнастика перед началом учебных занятий, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, уроки физкультуры, спортивный час в группах продленного дня, внеклассные спортивные мероприятия, самостоятельные занятия при максимальном использовании свежего воздуха.
Чтобы составить правильный двигательный режим ребенка, необходимо знать примерную продолжительность основных режимных моментов.
Примерные нормы суточной двигательной активности школьников.
Возрастная группа (лет) Продолжительность работы, связанной с мышечными усилиями (час)
8-10 3,0-3,6
11-14 3,6-4,8
Что включает в себя двигательный режим.
Основой двигательного режима должны быть движения, позволяющие восполнять дефицит двигательной активности любыми возможными способами. Для этого используются самые различные виды физических упражнений.
Утренняя зарядка. Утренняя гимнастика «зарядит» ребенка на весь день хорошим настроением, поможет быстро устранить вялость и сонливость, Очень важно и то, что утренняя гимнастика доступна всем, и требует относительно мало времени. Желательно включить нагрузку для туловища, мышц рук, ног, брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов. Выполнять их надо в хорошо проветренной комнате и в определенной последовательности: вначале разминка — плавные потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, потом для туловища и ног. Заканчивают зарядку прыжками и бегом, после чего делают «заминку» — успокаивающее дыхание. Гимнастику полезно завершать водными процедурами (обтирание, обливание или душ) и растиранием сухим полотенцем. Продолжительность зарядки в зависимости от возраста — от 10 до 20 минут. Постепенно упражнения можно усложнить и ускорить темп движений. Комплекс упражнений меняется каждые 7—10 дней.
Физкультминутки (физкультпаузы) - проводятся на уроках в школе и дома во время приготовления домашнего задания, длительного чтения, рисования и т.п. Этот вид двигательной активности обеспечивает отдых ребенка, переключает его внимание с одного вида деятельности на другой, улучшает дыхание и кровообращение. Физкультминутки проводятся примерно через 45 мин. занятий (у младших школьников через 30-35 мин.). Общая продолжительность их – не более 3 мин. Упражнения (3-4) подбираются с учетом характера предшествующих учебных занятий. После письменной работы – это упражнения для рук, энергичные сжимания и разжимания пальцев, потряхивание кистями и т.п.; после длительного сидения – приседания, потягивания с глубоким дыханием, повороты туловища.
Подвижные игры и самостоятельные занятия физическими упражнениями.
В подвижных играх на воздухе дети утоляют жажду движения, разряжают накопившуюся энергию. Игра учит их смелости, предприимчивости, помогает самоутвердиться, проявить себя, узнать товарищей, учит считаться с коллективом, действовать в его интересах.
Одна из целей самостоятельных занятий физическими упражнениями – получит элементарные спортивные навыки.
Оздоровительная ходьба - прекрасное средство физической тренировки, доступное и оказывающее благоприятное воздействие на весь организм – на органы пищеварения, железы внутренней секреции, нервную систему, дыхание. Во время прогулок работают все мышцы, хорошо вентилируются легкие, ритмично сокращается сердце и т.д.Скорость ходьбы устанавливается в зависимости от вашего самочувствия, но нужно помнить, что ускоренный шаг - основа тренировочного эффекта ходьбы. Продолжительность прогулок - до 2-3 ч., расстояние - не менее 5 километров.
Прогулки за город, туристические походы с детьми в воскресные дни будут не только приятным отдыхом, дарящим радость общения с природой, возможностью многому научить своих детей, но и значительной физической нагрузкой, тренировкой в овладении различными двигательными навыками. Прогулка позволяет, кроме того, в известной степени компенсировать недельный дефицит двигательной активности.
Оздоровительный бег - является эффективным средством в борьбе с различными болезнями и в первую очередь, с сердечно-сосудистыми.Вначале необходимо освоить быструю ходьбу и постепенно перейти на бег. Бегать лучше в парке, сквере, лесу, минуя жесткие покрытия (асфальт, брусчатка и т.д.), т.к. это приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата.Лыжные прогулки - наиболее доступный вид спорта, который полезен всем. Во время лыжных прогулок в работу вовлекаются все группы мышц, активизируются дыхание, сердечная деятельность и функции других органов и систем. Лес, деревья в снегу, тишина, чистый воздух и пр. - все это вызывает положительные эмоции, хорошее настроение.Лыжные прогулки повышают обмен веществ, способствуют удалению из организма холестерина, солей, укреплению нервной системы, развитию силы и выносливости. Но для этого кататься на лыжах нужно не менее 2-3 раз в неделю.
Плавание - всесторонне развивает организм, усиливает деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышает обменные процессы, улучшает осанку и закаливает организм.
Езда на велосипеде - развивает выносливость, подвижность в суставах нижних конечностей и пр. Езда по живописной местности является хорошим средством снятия психоэмоционального напряжения после рабочего дня. Продолжительность велосипедных прогулок может составлять 1-3 часа.
Занятия спортом. Прежде чем заниматься в какой-либо секции или спортивной школе, нужно определить, какой вид спорта больше подходит ребенку. Но в первую очередь необходимо учитывать интерес ребенка к определенному виду спорта.
Утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные и спортивные игры – те формы двигательного режима, которые могут организовать и проконтролировать как педагоги, так и родители. В течение учебного года время на физкультурные мероприятия в режиме дня можно распределить примерно так, как указано в таблице:
Физкультурные
мероприятия в режиме дня Продолжительность
Утренняя гимнастика 10-15 мин
Гимнастика до уроков в школе 10-20 мин
Физкультминутки на уроках 6-12 мин
Гимнастика для глаз 1-2 мин
Комплекс упражнений на мышечное расслабление (релаксация) 1-2 мин
Комплекс упражнений на формирование правильной осанки 2-3 мин
Игры и развлечения на переменах, динамические паузы 15-20 мин
Урок физкультуры 45 мин
Спортивный час в группе продленного дня 35-90 мин
Занятия в спортивных секциях 2-3 раза в неделю
Внутришкольные спортивные праздники Ежемесячно
Внутришкольные спортивные мероприятия По календарю соревнований:
6-8 раз в год
Физкультминутки дома 10 мин
Самостоятельные занятия играми и
физическими упражнениями дома 2,5-3 часа
В дни школьных каникул двигательный режим должен быть построен так, чтобы ребятам можно было максимальное время находиться на воздухе, заниматься спортивными и подвижными играми, которые можно организовать как в школе, так и дома.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, используя рациональный двигательный режим для детей младшего школьного возраста, позволит ожидать следующие результаты:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей младшего школьного возраста;
повысить эффективность процесса физического воспитания;
повысить двигательную активность детей младшего школьного возраста на уроках и в самостоятельной деятельности;
повысить уровень интереса детей к физической культуре и здоровью человека;
получить положительные результаты оздоровления и физического развития детей, сформировать у них ценностное отношение к своему здоровью и физической культуре;
143700520955
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Безруких М.М., Сонькин В.Д. (ред.). Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. – М.: Триада-фарм, 2001.
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. – М.: Наука, 1990.
Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника. – М.: ВЛАДОС, 2002.
Лебедева Н.Т. Профилактическая физкультура для детей: Пособие для педагогов и воспитателей. – Мн.: Высш. шк., 2004.
Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов. – М.: Просвещение. – 1996.
Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М.: Медицина, 1991.