Тема:Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

Искусство (9 класс )



Тема: Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.
Цель учебного занятия: Мотивировать учащихся к дальнейшей самостоятельной поисковой работе по изучению культуры театра опираясь на впечатления от полученной информации; формирование представлений о синтезе искусств в театре. Научится понимать художественную - образную природу зрелищных видов искусств; развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления; воспитание потребности в освоении ценностей мировой художественной культуры. Создание условий для использования приобретенных знаний и умений для расширения кругозора и осознанного формирования собственной культурной среды.


Ход урока:

I.Организационный момент.
II.Знакомство с новым материалом.
1.Знакомство с синтезом искусств.
Органическое соединение различных видов искусств в единое целое образует синтез искусств. Соотношение между участвующими в синтезе искусствами может быть различным. Один вид может доминировать, подчиняя себе остальные.
В истории мирового искусства сложились три основные формы синтеза искусств:
- синтез пластических искусств: его основу составляют архитектурные сооружения (здания, дополняемые произведениями скульптуры, живописи, декоративного искусства);
- театральный синтез искусств: он осуществляется в процессе актерского исполнения драматического произведения, созданного писателем, поставленного режиссером с исполнением музыки, применением декораций, пантомимы, хореографии;
- кинематографический синтез искусств: его основу составляют принципы монтажа и полифонии (музыкального многоголосия).
Основные художественные средства киноискусства – изображение и звук – объединяют в себе множество элементов разных искусств: литературы (речь главных героев, текст от автора), живописи (композиция, колорит, светотень), театра (игра актеров, мизансцены).
Как возник синтез искусств?
В Средневековье он был вызван необходимостью обслуживания христианского богослужения.
В искусстве последующего времени главной целью становиться создание жилой среды. Стройность пространственных композиций в 17–18 веках сменяются сложными архитектурными стилями, пластичностью объемов. В динамичные ритмы сооружений включаются декоративные скульптуры и живопись.
Синтез искусств, происходивший в искусстве на рубеже веков, проявлялся в том, что изобразительные приемы, свойственные одним видам искусства, начинали использовать и другие виды искусства. Прежде всего, это проявилось в синтезе литературы и музыки, музыки и изобразительного искусства.
Подлинный синтез достигается, когда элементы различных искусств гармонически согласованы общностью идейного замысла, содержащие предпосылки для стилистического единства.
Рассмотрим пластический синтез искусств на примере средневековой архитектуры.
Художественному идеалу в Средние века суждено претерпеть глубокие изменения, пройти сложную эволюцию. Главной причиной этого являлось распространение христианской религии в Европе. Иными стали представления людей о картине мира, понимание человека и определение его места во Вселенной. Теперь в произведениях искусства подчеркивалась духовная сущность человека, его суровый, аскетический облик. Архитектура романского периода отличается сочетанием простых форм с мощью каменных построек, которые своим величием оказывали подавляющее влияние на человека.
Название периода и архитектурного стиля в 11–12 веках указывает на центр католического вероисповедания – Рим и связан с утверждением христианства как основной религиозной системы. Главными ее распространителями были соборы, а также монастыри. Романские сооружения богато украшены скульптурой на библейские сюжеты, которая выражала представления средневекового человека об устройстве мироздания.
В 11–13 веках по всей Западной Европе возникало множество соборов, относящиеся к готическому стилю. Главной их особенностью стали остроконечные арки над дверями, окнами и крышами. В это время возродилась скульптура, украсившая порталы культовых сооружений, капители колонн. Монументальная живопись захватывает не только стены, но и своды, купола и окна, где появляется разноцветные витражи. Внутреннее пространство собора: многочисленные архитектурные и скульптурные украшения, свет, льющийся сквозь цветное стекло витражей – создает образ небесного мира. Этот образ дополнялся звучанием песнопений.
Русская храмовая архитектура сочетает в себе элементы западноевропейского искусства с ярко выраженной самобытностью. Русь перенимает от Византии крестово-купольную систему храма. При Ярославе Мудром строится собор Святой Софии в Киеве – самый древний из дошедших до нас храмов. Но его ступенчатая пирамидальная композиция, увенчанная 13 главами, не имеет прообраза в византийской архитектуре. Многочисленные красочные фрески, искрящиеся золотом мозаики, покрывали сверху донизу под купольное пространство, стены, своды, столбы и придавали храму особую парадность и торжественность.

2. Работа с учебником стр.120.
В театре, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетическими видами искусства являются театр и кино, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительное искусства. Зритель и слушатель испытывает на себе воздействие сюжета литературного произведения, лежащего в основе сценария фильма или либретто спектакля. Декорации и костюмы, создающие зрительный образ спектакля, погружают его в атмосферу реальности, в которой разворачивается сюжет. Эмоциональное переживание происходящих на сцене коллизий во много раз усиливается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Особый сценический жанр - мюзикл, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства. Их сочетание и взаимосвязь придают мюзиклу особую динамичность. Характерной чертой многих мюзиклов стало раскрытие серьезного содержания доступными для восприятия художественными средствами. Мюзикл впитал в себя некоторые черты оперетты, водевиля, эстрадного шоу, варьете, отличающихся особым ощущением сценического [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], броскостью, яркостью материала.
Жанр мюзикла сформировался в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в начале XX в. и вскоре начал свое триумфальное шествие по всему миру. Некоторые зачастую называют рок-операми. При высочайшем уровне исполнения постановка вокала или пластики в мюзиклах и рок - операх принципиально иная, нежели в классических музыкальных жанрах: голоса не могут звучать по - оперному, а танец - выглядеть балетным.
Многие мюзиклы и рок - оперы обрели свою вторую жизнь в кино и получили высокие кинематографические награды.

3. Ответы на вопросы:
1. Какие виды искусства относятся к синтетическими?
Театр, кино, телевидение; они объединяют драматическое, музыкальное, изобразительное искусство.
2. Приведи примеры, как взаимодействуют разные виды искусства в кино и театре.
Воздействие сюжета литературного произведения, лежащего в основе сценария или либретто; декорации и костюмы создают зрительный образ спектакля; эмоциональное переживание усиливается музыкой.

3. Какие виды искусства сливаются в неразрывном единстве в мюзикле? Драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое, пластическое.

4. Черты каких видов музыкального искусства включает в себя мюзикл? (оперетты, водевиля, эстрадного шоу, варьете)

5. Когда и где появился жанр мюзикла? (в начале XX века в США)

6. Назови особенности телевидения, как синтетического искусства. Вовлечение зрителей в пространство, в атмосферу по сценарию, использование ослепительных цвето - музыкальных и световых эффектов, агрессивная звуковая среда.

7. Можно ли назвать синтетическим архитектуру музеев, театров, общественных зданий и почему?
Да; их фасады и интерьеры украшаются рельефами, декоративной живописью.

III. Проверка домашнего задания.

1. Ответы на вопросы:
1). Что такое синтез искусств?
Это соединение нескольких разных видов искусств в художественное целое.

2). В каких сферах можно найти синтез искусств?
Синтез архитектуры; декоративно-прикладных и монументальных искусств; скульптуры и живописи.

3). Почему возникновение, развитие и существование искусств разных народов мира обладают удивительным сходством?
Потому что в искусстве существуют общечеловеческие законы, которые воплощаются в обрядах, верованиях, религиозных ритуалах.

4). Что такое храм?
Культовое строение, которое воплощает образ мироустройства в той или иной религии, её основные ценности.

5). С чем можно сравнить земной Храм?
С образом храма Вышнего, земным жилищем Бога.

6). Для чего нужны храмы человеку?
Люди ищут убежище от мирской суеты; обращаются в молитве к Богу; осознают единство земного и небесного.

7). Назови особенности храмового искусства, которые вызывают нравственные чувства.
Певучесть Слова Божия; строгие лики древних икон; величественная архитектура; монументальность фресок; сдержанная пластика скульптур; церковная музыка со строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства.

8). Какие чувства испытывает человек, находясь в храме?
Раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии; стремление к истине и идеалу; сострадание и сочувствие; умиление и покой; просветленная радость и одухотворение.

9). Назови особенности православного храма.
(- для молящихся отводится основное помещение храма;
- зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона;
- строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых;
- в 18 веке напевы стали многоголосные, как символ могущества и единения светского и церковного;
- золотой фон словно уносит фигуры святых в недосягаемые светящиеся сферы;
- сияние лампад и свечей, пение певчих без сопровождения (а-капелла) усиливают благолепие службы)

10). Перечисли особенности католического храма.
(- возвышенно-светлое, взлетающее пространство интерьера;
- грандиозность и величественность архитектурного образа;
- мощный поток вверх всех элементов декора: тонкие изящные столбы, колонны, стрельчатые арки;
- огромные ажурные окна с цветными стеклами – витражами –делают легкой и прозрачной преграду между интерьером собора и внешним миром;
- цветной и таинственный свет, льющийся через окна, создает необычную цветовую среду, символизирует свет христианского познания
- пение певчих в сопровождении органа)

11). Что символизирует мусульманский храм (мечеть)?
Своим великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) - великого пророка (Магомета))

12). Назови главные архитектурные элементы мечети.
Огромный купол; архитектурные «сталактиты» - ниши, нависающие друг над другом; на стенах декоративно оформленные изречения из Корана.

13). Что символизируют данные элементы?
Бесконечное и непостижимое небо; божественную совершенную красоту; минарет – божественное величие.

14). Какие виды искусства получили преимущество в религиозной культуре ислама?
Архитектура – дворцы и мечети; поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов.

15). Каков художественный стиль ислама и почему?
Декоративный орнаментальный; изображение божества и любого живого существа считалось святотатством.

16). Какое значение имеет орнамент в исламе?
Служит способом художественного выражения исламского мироощущения; строится на ритмическом повторении основных мотивов; повторение в мусульманстве считается надежным способом постижения истины и выражения преданности Аллаху.

17). Из чего сооружался буддийский храм?
Из мощных обтесанных камней и плит.

18). Назови характерные архитектурные особенности буддийских храмов. Отсутствуют арки и своды; пышные и тяжелые орнаментальные скульптуры; на кровлях висят многочисленные колокольчики, которые считались защитой святилища от проникновения злых духов.

19). Как проходят буддийские праздники?
сопровождаются шествиями с театрализованными представлениями, музыкой и ритуальными танцами на открытом воздухе.
2. Пересказ по теме: « Храмовый синтез искусств».
IV. Итог урока.
Домашнее задание: Выполните эскиз декораций или костюмов к музыкальному спектаклю: опере, балету, мюзиклу; с.120-121читать. пересказывать.



15