Все в твоих руках


СЛАГАЕМЫЕ МОЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УСПЕХА СЛАЙД 1
Учитель – свеча, которая светит другим,
сгорая сама.
Джованни РуффиниСЛАЙД 2
Я часто задаю себе вопрос: «Почему я выбрала профессию учитель? В голову приходят совершенно разные ответы: «Потому что люблю детей и всегда нахожу с ними общий язык, потому что знаю, как правильно учить детей и тому подобное. Но часто ли мы осознаем всю меру ответственности, которую возлагаем на себя? А все ли мы делаем для того, чтобы стать по-настоящему нужными детям? Становимся ли для них свечой, которая «светит другим, сгорая сама»?
СЛАЙД 3 (фото)
Современное образование может быть востребованным только если учитель постоянно работает над собой, повышает квалификацию. Только неимоверно кропотливым ежедневным трудом мы можем добиться успеха. Современные требования в области образования говорят о том, что учитель должен создать условия для развития и самореализации ребенка. Очень важно, чтобы каждый ученик понял, что он сам творец самого себя, своей неповторимой души, только надо научить ребенка поверить в себя.
СЛАЙД 4 (солнце)
Тогда вопрос: «Зачем я пришел на эту землю»? - он задаст себе без страха. А чтобы ученик поверил в свои силы, я должна верить в него, подарить ему свою любовь, теплоту сердца, свет души.
СЛАЙД 5 (успех)
Современный учитель. Каким он должен быть? Где ему научиться всему и узнать все? Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г.,предусматривает, что профессиональная особенность современного педагога состоит в том, что его труд приобретает опережающий, проектный характер и, как следствие, центральным требованием к профессиональным качествам учителя становится овладение технологией проектирования содержания, методов, форм, средств образования в соответствии с задаваемыми государством целями и приоритетами.
Считаю, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на формирование личности, настроенной на успех в любой сфере деятельности.
СЛАЙД 6 (китайская мудрость)
Сегодня детская психология заняла достойное место в системе образования, обеспечив активное внедрение индивидуального подхода в современную школу. Довольно часто и сегодня можно встретить в школе картину, где дети остаются детьми, в крайнем случае – «другим поколением», учителя же – лишь носителями информации, которую необходимо передать. Педагогу необходимо увидеть не только Ученика, но и Личность, Человека, в становлении которого он играет значительную роль. И здесь педагог становится Психологом.
Известный американский психолог Э. Берн высказал мысль о том, что примерно до 10 лет у ребенка формируется эмоция, которая будет преобладать в его жизни. Поэтому в младшем школьном возрасте эмоциональному развитию детей необходимо уделять серьезное внимание. Следует отметить, что центральным новообразованием данного возраста является внутренняя позиция – система социальных установок, тесно связанных с его актуальными потребностями и определяющих собой основное содержание и направленность деятельности в данный период жизни. Эмоции ребенка позволяют нам оценить, как протекает данный процесс, а это, в свою очередь, дает возможность при необходимости корректировать его.
СЛАЙД 7 (фото)
Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включён в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии. Ребёнка побуждают учиться разнообразные мотивы. Прежде всего, это социальные мотивы учения. Среди них главное место занимает мотив получения высокой отметки или долг, ответственность, необходимость получить образование. Становление учебной мотивации зависит от успеваемости детей. Здесь мы рассматриваем мотивы учеников, успешно обучающихся в школе. Сложнее сформировать мотивацию к учению у обучающихся с ЗПР. Это обусловлено эмоциональной лабильностью, слабостью волевых усилий, несамостоятельностью и внушаемостью, личностной незрелостью в целом. Значительным своеобразием отличается развитие личности детей рассматриваемой категории. Для них характерна низкая самооценка и неуверенность в себе.
В статье 8. Федерального Закона «Об образовании в РФ» (Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации) идет речь о том, что «государство создает лицам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Образовательные организации при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, обязаны обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы».
СЛАЙД 8 (фото)
Свой первый педагогический опыт я получила при прохождении производственной практики в рамках освоения профессиональных модулей 1, 2, 3, а также преддипломной практики на базе специального коррекционного образовательного учреждения. В период прохождения практики я выполняла функции учителя, классного руководителя, иногда «мамы», и все это время работала над собой, относилась чутко и внимательно к личности каждого обучающегося. Для формирования положительной мотивации к обучению, личностных результатов начального общего образования использовала различные приемы и техники, метод проектов. Наиболее эффективной в данном направлении работы с обучающимися с ЗПР, на мой взгляд, оказались элементы коллажирования, аппликации.
СЛАЙД 9 (дружба, фото)
Думаю, что данные техники выступают исцеляющим творчеством, потому что приносят удовольствие, обучают выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Посредством данных приемов и техник, которые я использовала на уроках и коррекционных занятиях, снизилась эмоциональная тревожность обучающихся (по данным наблюдений и диагностики педагога-психолога), повысился уровень проявления коммуникативных навыков. Данные наблюдений педагога и родителей обучающихся позволяют утверждать, что моя работа способствовала развитию самосознания, улучшению детско-родительских отношений, способствовала закреплению положительных поведенческих реакций.
СЛАЙД 10 (цитата)
На уроках литературного чтения и в группе продленного дня с обучающимися 2 класса с задержкой психического развития я использовала: проигрывание эпизодов сказки. (Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции); использование сказки как притчи-нравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации; переделка или творческая работа сочинения сказок с использованием зачинов. Данный метод способствует развитию самоопределения, ценностно-нравственной ориентации.
Коллажирование является одним из эффективных методов, так как не вызывает напряжения, которое может быть связано с отсутствием у человека художественных способностей. Коллаж помогает выявить переживания и актуальные аспекты самосознания, раскрыть потенциальные возможности обучающихся. В работе с детьми использовала следующие темы.
СЛАЙД 11(темы)
«Я – умница»(для повышения самооценки, осознавания своих позитивных качеств), «Я интересуюсь…» (это хорошая возможность познакомиться ребятам друг с другом, найти общие интересы, начать взаимодействовать); «Моя школа» (моя учительница, мои одноклассники); «Мой день».
Данный метод способствует развитию смыслообразования, ценностно- нравственной ориентации, самоопределения.
СЛАЙД 12 (фото)
Помимо рисунка в работе использовала и другие изобразительные техники: кляксография, марания, рисование с помощью сухих, сыпучих материалов, рисование пластилином, рисование мылом. Краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры – позволяют «усилить контроль»; пастель, краска и глина – способствуют более свободному самовыражению; при индивидуальной работе с детьми или группами, чье поведение трудно контролировать, начинаем с «контролируемых» материалов, постепенно включая в работу остальные; неуверенные в себе, уставшие - будут чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать; неуверенные в отношении своих художественных способностей - вырезание картинок из журнала для создания коллажа. Данный метод способствует развитию самоопределения, формированию интереса к осуществляемой деятельности.
В работе с обучающимися в условиях группы продленного дня я совместила организацию занятий по формированию трудовых умений с диагностикой эмоционального состояния, что позволило впоследствии осознать возможные причины низкой мотивации. Я предложила детям выполнить задания по аппликации: из геометрических фигур создать аппликацию «Портрет семьи» (изучались умения детей пользоваться ножницами, вырезать различные по форме геометрические фигуры, данные о психоэмоциональном состоянии детей в семье, анализ формы фигур, цвета, идентичности фигур - членов семьи, после - консультация со школьным психологом и сравнение данных); выполнение из геометрических фигур автопортрета (самоидентификация, социальная адаптация и пр.). Следует отметить, что мы не можем говорить о каких-либо особенностях детей, опираясь исключительно на выполненные работы, они являются лишь дополнительным материалом к наблюдениям учителя и информации, предоставленной психологом. К тому же, данные работы выражают состояние ребенка на момент выполнения работы, то есть данные, считываемые с аппликаций можно использовать в день проведения занятий. И только в том случае, если на протяжении длительного времени повторяются какие-то характерные особенности, можно говорить о наличии той или иной индивидуальной особенности ребенка.
СЛАЙД 13 (Все в твоих руках)
Исследования, проведенные под руководством Л.Д. Лебедевой, показали, что при использовании аналогичных приемов и техник взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми, дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения, а это и составляет основу образовательных достижений детей.
Таким образом, современный учитель, преданный своему делу, любящий учеников, работающий над собой, тактичный, умеющий подобрать ключик к сердцу ребенка, использующий новейшие достижения науки и техники, способен зажечь искру в ребенке, пробудить интерес к обучению и саморазвитию. И сегодня не устарели слова итальянского писателя XIX века: “Учитель – это свеча, которая светит другим, сгорая сама”.