Рабочая программа по обществознанию 9 класс



Пояснительная записка .Рабочая программа по обществознанию для 9 класса разработана на основе
Авторской программы по обществознанию Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. –М.: «Русское слово», 2010,
методических рекомендаций по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2014-2015 учебном году СКИРОПКПРО
Цели и задачи курса обществознания в средней школе.
Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей при обучении девятиклассников:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компенсаций:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Задачи курса:
Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.
Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
Межпредметные связи на уроках обществознания:
Курс «Обществознание» в 8-9 классах опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 8-9 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
УМК
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта
В учебно-методический комплект входят:
Программа по обществознанию Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. –М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010
Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2009.
Репин А.В. Обществознание 8 класс. Проверочная работы.- Саратов: Лицей, 2010П о с о б и я д л я у ч а щ и х с я:
Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2009.
Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстрационная, личностно-ориентированная педагогическая ситуация, игровая., ИКТ.
Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по обществознанию на начало учебного года
 Курс 9 класса является продолжением курса «Обществознание», который учащиеся изучали в 8 кл. При разработке содержания и основ методики курса для семиклассников учитывались не только особенности психологии подростков, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в 8 классе. Преемственность обеспечивается сохранением в структуре учебника основных рубрик, характером заданий для организации активной познавательной деятельности учащихся
Объяснить значение понятий.
Называть сферы общества, характеризовать ступени развития
- общества; знать состав и проблемы современного общества, взаимосвязь человека общества и природы
Знать роль экономики в жизни общества. Характеризовать условия и правила организации бизнеса. Характеризовать возможные способы организации экономической деятельности подростка. Высказывать суждение о необходимости для подростков трудиться выявлять общее и различное в трудовом воспитании детей в разные эпохи. Объяснять смысл основных понятий. Объяснение отношений к труду, в современном обществе. Называть особенности труда несовершеннолетних. Объяснять смысл пословиц о труде
Объяснить смысл и знание понятий. Знать социальную структуру общества. Объяснять роль семьи для человека и для общества, как государство заботится о семье, какие правила и нормы регулируют поведение человека в обществе
Называть науки по их классификации. Объяснить значение понятий. Объяснить значение образования в жизни людей. Объяснить роль морали в жизни общества, поговорки о добре и зле. Уметь объяснять понятия идеал, идеалист. Конфликт ценностей
Требования к уровню подготовки учеников, успешно освоивших рабочую программу.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Педагогические технологии:
1.Технология развивающего обучения.
2.Технология проблемного обучения.
3.Технология проектно-исследовательской деятельности.
4.Технология личностно-ориентированного обучения.
5.Технология интенсификации обучения на основе схемных и знакомых моделей
учебного материала.
6.Технология коллективного способа обучения КСО.
7.Технология коммуникативного обучения
8.Применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Контрольно - измерительные материалы
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки. В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 3 темы. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.
Литература
Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. –М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007
Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2008.
Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» для 8 класса. -М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС», 2008.
П о с о б и я д л я у ч а щ и х с я:
Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2008.
И.С.Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию. 9 класс. - М.: Русское слово, 2007.
№ Тема урока Кол-во часов Тип урока Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности Виды контроля Планируемые результаты освоения материала Домашнее задание Дата проведения
По плану факт
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА -
1 Политика и ее роль в жизни общества 1 Урок формирования и совершенствования знаний Коллективная
беседа Опрос
Таблица Высказывать суждение и аргументировать свою точку зрения сущность политики
политические организации
политическая деятельность Понятия: политика, политические партии, общественные движения, политический деятель § 2 Власть 1 Урок формирования знаний Индивидуальная
Самостоятельная Рассказ
Индивидуальные задания Анализировать взаимоотношения людей в политической сфере общества формы проявления влияния в обществе
власть и ее виды Власть, оппозиция, иерархия, авторитет, разделение властей, сила, формы влияния одних лиц на других §1 3 Государство 1 Урок формирования знаний Коллективная
Рассказ Развернутый ответ Анализировать монополии государства, оперировать понятиями и терминами государство как элемент политической системы общества
основные признаки государства
функции государства
теории происхождения государств Политическая система, государство, суверенитет, функции государства, основные признаки государства §2 4 Национально-государственное устройство 1 Урок формирования и совершенствования знаний Групповая самостоятельная Таблица
Словарный диктант Объяснять процесс создания централизованного государства, пояснять причины и особенности распада национальных государств; анализировать государства с точки зрения формы правления; анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности основные тенденции национальных взаимоотношений в мире
централизованное государство
распад национальных государств
основные признаки демократии
Объединение и отделение наций, сепаратизм, централизованное государство, национальное государство
§3 5 Формы правления 1 Комбинированный урок Фронтальная
Самостоятельная Презентация групп новой работы анализировать государства с точки зрения формы правления; анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности основные признаки демократии
монархическая форма правления
республиканская форма правления
демократические режимы
недемократические режимы Форма правления и ее виды, Монархия, аристократия, демократия, олигархия, охлократия, импичмент Политические режимы и их типы, авторитаризм, парламентский режим, диктатура§4, 5 6 Гражданское общество и правовое государство 1 Урок совершенствования знаний умений и навыков Коллективная
Беседа Опрос
Анализировать взаимоотношения государства и общества гражданское общество
гражданин и гражданство
правовое государство и его основные признаки Гражданское общество, правовое государство и его признаки, гражданство, тоталитаризм §6 7 Голосование, выборы, референдум 1 Комбинированный урок Самостоятельная
ИндивидуальнТаблица Тест
Защита проектов Элементарные умения грамотного поведения в политической сфере общества, объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения основные формы участия граждан в политической жизни страны
опасность политического экстремизма
голосование
референдум в общественной жизни Основные формы участия граждан в политической жизни, сущность активного и пассивного избирательного права §7 8 Политические партии и движения 1 Комбинированный урок Индивидуальная
Самостоятельная Опрос Анализ любых политических партий и определение их по классификации политическая партия и ее основные признаки
функции политических партий
основные подходы к классификации партий
Партия, многопартийность, политическая программа, классификация партий §8 9 Местное самоуправление 1 Урок совершенствования знаний умений и навыков Групповая самостоятельная Таблица
Словарный диктант Презентация групп новой работы Различия между местным самоуправлением и государственным управлением; объяснять пользу местного самоуправления для общества понятие «местное самоуправление»
история местного самоуправления
функции местного самоуправления понятие «местное самоуправление», развитие местного самоуправления в России, функции местного самоуправления
§ 8 повторить 10 Контрольно-обобщающее занятие по теме 1 Урок обобщения и систематизации знаний Самостоятельная
Индивидуальная Таблица Тест
Защита проектов Закрепить полученный уровень умений и навыков Практическое занятие с разными формами работы Систематизация знаний по теме «Политическая сфера» Повторить изученный курс ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПРАВА
Коллективная
Беседа Опрос
§ Декабрь1 неделя
11 Право, его роль в жизни общества и государства 1 Урок формирования знаний Фронтальная
Лекция Обмен мнениями по теме «Роль права» Анализировать социальные нормы и определять необходимость их соблюдения, определять, нормами каких отраслей права регулируются определенные жизненные ситуации социальные нормы и их видовое многообразие
право и правовая норма
система права Право, источник права, правовые нормы, отрасли права, система права, юридическая ответственность, правосознание, правовая культура; понятие прав, свобод и обязанностей §9 12 Конституция – основной закон государства 1 Урок формирования знаний Самостоятельная
Беседа
Опрос Раскрывать взаимоотношения органов государственной власти и граждан, работать с документами, извлекать структура Конституции
основы Конституционного строя РФ
федеративное устройство РФ
органы государственной власти РФ Структура и особенности Основного закона страны, правоохранительные органы, судебная система, функции органов гос. власти §11 13 Права и свободы человека и гражданина в России 1 Урок формирования и совершенствования знаний Коллективная
Лекция Развернутый ответ Разъяснять сущность правового статуса личности, объяснять, как реализуются их права и обязанности в конкретных жизненных ситуациях, работать с документами правовой статус гражданина
права и свободы человека и гражданина, их гарантии
конституционные обязанности гражданина правовой статус гражданина РФ, механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
§ 11 повторить 14 Право и имущественные отношения 1 Урок формирования и совершенствования знаний Индивидуальная
Самостоятельная Таблица
Словарный диктант Элементарные умения правового поведения в гражданских правоотношениях, защите своих интересов гражданское право
право собственности
сделки и договора
правоспособность и дееспособность лица
защита имущественных прав
Особенности гражданского законодательства РФ, формы собственности
Иск, правоспособность, дееспособность, сделка, договор, гражданские правоотношения § 12 15 Потребитель и его права 1 Урок совершенствования знаний умений и навыков Самостоятельная индивидуальная Презентация групп новой работы Элементарные умения защиты своих прав в этой области потребитель и его основные права
защита прав потребителя Правовой статус потребителя, потребитель, изготовитель, услуги, закон о защите прав потребителя §13 16 Труд и право 1 Комбинированный урок Коллективная
Лекция
Опрос
Таблица Тест
Защита проектов Анализировать трудовые отношения, решать трудовые споры трудовое право
трудовой контракт
условия расторжения трудовых отношений
рабочее время и время отдыха
трудоустройство несовершеннолетних
Особенности трудовых правоотношений,
Трудовое право, трудовой договор (контракт), сверхурочная работа §14 17 Семья и право. Права ребенка 1 Урок формирования знаний Групповая самостоятельная Опрос Уметь реализовывать и защищать свои права, оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права правовое регулирование семейных отношений
права и обязанности родителей и детей
права ребенка и их защита
Основные права детей в нашей стране, семейное право, супруги, их права и обязанности, особенности правового статуса несовершеннолетних
Брак, семья, брачный контракт, Семейный кодекс, Конвенция о правах ребенка §15 18 Правоотношения 1 Урок формирования знаний Урок-лекция Опрос Характеризовать виды административных взысканий понятие правоотношений
признаки и виды правонарушений Признаки правоотношений, структура правоотношений
§15 повторить 19 Юридическая ответственность 1 Урок формирования и совершенствования знаний Лекция
Самостоятельная Развернутый ответ Различать виды юридической ответственности, правоспособность и дееспособность основные виды юридической ответственности
административные правоотношения, правонарушения и наказания юридический факт, события и действия, Выучить записи в тетради 20 Отклоняющееся поведение 1 Урок формирования и совершенствования знаний Коллективная
Лекция Таблица
Словарный диктант Определять социальную значимость здорового образа жизни. Понимать опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества типы девиантного поведения
деликвентноеконформистское поведение §16 21 Уголовное право 1 Фронтальная
Лекция Обмен мнениями по теме «Роль экономики» Анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением основные понятия и институты уголовного права
преступление и его состав
уголовная ответственность несовершеннолетних Преступление, проступок, вина, и ее формы, состав преступления, деяния, ответственность и ее виды, презумпция невиновности, наказание§ 16 повторить 22 Контрольно-обобщающий урок 1 Урок обобщения и систематизации знаний Самостоятельная
Беседа
Опрос Закрепить умения и навыки Систематизация знаний по изученным проблемам Практическое занятие с разными формами работы Повторить изученный курс ДУХОВНАЯ СФЕРА
23 Что такое культура? 1 Урок формирования знаний Индивидуальная
Самостоятельная Таблица
Словарный диктант Анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия Знакомство с понятием культура
Культурный комплекс
Культурное наследие и проблема отношения к нему в современном обществе Материальная и духовная культура, артефакты, культурный комплекс, этикет, культурное наследие, культурные универсалии, элементы культуры §17 24 Культурные нормы 1 Урок формирования знаний Самостоятельная индивидуальная Презентация групп новой работы Анализировать культурные нормы, объяснять назначение тех или иных санкций в обществе Культурные нормы и чем они определяются
Привычки и их роль в жизни человека
Манеры как внешние формы поведения людей
Обычаи и традиции
Санкции в обществе Обычаи, традиции, обряды, ритуалы, церемонии, мода, мораль, привычка§18 25 Формы культуры 1 Урок формирования и совершенствования знаний Коллективная
Лекция
Опрос
Таблица Тест
Защита проектов Анализировать формы культуры, контркультуру Элитарная культура
Народная культура и ее особенности
Массовая культура
Субкультура; молодежная культура
Контркультура Основные формы культуры: элитарная, массовая, народная; субкультура, контркультура, доминирующая культура, молодежная культура §19 26 Религия 1 Комбинированный урок Групповая самостоятельная Опрос Выявлять общие черты мировых религий, определять, какие пережитки архаичных религий существуют в современной жизни Религия в жизни общества
Архаичные религии
Мировые религии Религия, верования, миф, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ, символ, мировые религии§20 27 Искусство 1 Урок формирования знаний Урок-лекция Опрос Анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми оно обладает Искусство в жизни общества
Субъекты художественной культуры
Произведение искусства Искусство и его виды, функции художественной культуры §21 28 Образование 1 Комбинированный урок Лекция
Самостоятельная Развернутый ответ Разъяснять эволюцию системы образования, особенности правового статуса ученика современной школы Система образования РФ,РТ, школа, Устав школы, юридический статус ребенка
Системы образования в истории Образование как институт общества
Из истории российского образования
Образование в современной России §22 29 Наука 1 Урок формирования знаний Коллективная
Лекция Таблица
Словарный диктант Осознанно выбирать высшую школу для продолжения учебы Роль науки в жизни общества
Учреждения науки: институты, университеты, академии
Академия, университет, НИИ, наука и ее функции в обществе §23 30 Личность 1 Урок формирования знаний Фронтальная
Лекция Обмен мнениями по теме «Личность и ответственность» Осуществлять поискинформации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности Свобода и ответственность
Социальные ценности и нормы
Понятия и термины: личность, ценность,
Творческие задания 31 Мораль 1 Урок формирования и совершенствования знаний Самостоятельная
Беседа
Опрос Осуществлять поискинформации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности Мораль
Патриотизм и гражданственность
Свобода совести
мораль, моральный выбор, моральный контроль, нравственность, этика, ответственность, долг и совесть, патриотизм и гражданственность, гуманизмТворческие задания 32 Семья 1 Комбинированный урок Коллективная
Лекция Развернутый ответ Описывать жизненный цикл семьи, анализировать семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтной ситуации что такое семья
жизненный цикл семьи
распад семьи
отношения между поколениями
Семья, жизненный цикл семьи, брак и развод, неполная семья §Творческие задания 33 Контрольно-обобщающий урок 1 Урок обобщения и систематизации знаний Самостоятельная Опрос
Тест
Защита проектов
Закрепить умения и навыки Систематизация знаний по изученным проблемам Практическое занятие с разными формами работы Повторить изученный курс 34 Итоговое обобщение 1