Доклад по теме Поликультурное воспитание школьников


Доклад на тему :
«Поликультурное воспитание школьников»
Цель процесса формирования полиязычной и поликультурной личности:
передавать подрастающему поколению богатства языка и культуры родного народа, опыт жизни, традиции и духовно-нравственные ценности, обогащать культурой народов совместного проживания, приобщать к ценностям мировой культуры — синтезу лучших достижений культур различных народов, населяющих нашу планету.
Наша республика — один из немногих исторически сложившихся поликультурных регионов, где веками жили представители разных этнических и культурных групп. Республика Казахстан является государством, где установлен билингвизм: согласно Конституции РК, казахский язык является государственным, а русский ¬– официально-употребляемым, языком межнационального общения. Именно поэтому система образования республики характеризуется как система двуязычного образования, которая очень быстро трансформируется в полиязычную. Языковые цели современной системы образования республики сводятся к следующему: полиязычие и поликультура; понимание и гармония между различными языковыми и культурными группами; овладение в совершенстве другим языком и повышение профессиональных шансов учащихся на международном уровне. В своем Послании народу Казахстана Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил, что достичь уровня конкурентоспособной страны Казахстан сможет лишь в том случае, когда будет отвечать всем требованиям мирового сообщества, а именно: соответствовать всем стандартам, принятым в мире. Это относится и к образованию, и экономике. Добиться признания мирового сообщества наше государство сможет, создав все условия для формирования полиязычной и поликультурной личности. Реализовать в полной мере процесс формирования такой личности сможет лишь профессионально подготовленный педагог. Таким образом, роль педагога - одна из самых важных в воспитании нового поколения, соответствующего современным требованиям. Необходимо подготовить специалистов, способных воспитать полноценную, всесторонне развитую личность, знающую несколько языков, прекрасно ориентирующуюся в разной культурной среде. Взаимосвязь языка и культуры несомненна, несомненно и их соизучение, основная цель — понимание ценности каждого языка и культуры. Овладение межкультурной коммуникацией — постепенный процесс, требующий больше времени и подготовки, в условиях современной школы может быть решения путем интеграции культуроведческих сведений из различных областей знаний. Конечный результат работы школ во многом соответствует той модели современного молодого человека, которую некогда обрисовал Владимир Константинович Бацын: «В идеале из ребенка должен вырасти Человек компьютерной эпохи, умеющий добывать любую информацию, знающий три языка, один из них желательно восточный. Этот человек должен уметь контактировать с людьми разных культур». Перед коллективами педагогов необходимо ставить задачу формирования культуры мира, которая представляется нам как целостная система, состоящая из двух звеньев: — развитие национального самосознания учащихся на базе своей культуры и языковой среды; — овладение достижениями мировой культуры, системой общечеловеческих ценностей. Подытоживая сказанное, можно выделить следующие положительные результаты межкультурного образования: — формируется и развивается культурологическая компетенция учащихся (умение сравнивать и сопоставлять культуру разных народов, их особенности и общие черты); — расширяется страноведческий кругозор (знание дополнительных сведений о стране изучаемого языка, обычаях, традициях, известных людях, современных политических и культурных событиях); — четко проявляется мотивация изучения языков, связанная с будущей профессией; — повышается общая культура (в том числе коммуникативная).
Нравственное воспитание в поликультурном обществе имеет свои особенности в каждом возрастном периоде. В младшем школьном возрасте определяющими являются факторы организации учебно-познавательной деятельности и внеурочной деятельности.
В практике педагогики, как впрочем, и в любой другой области человеческой деятельности, лишь глубокое нравственное начало может служить основанием для создания передового, прогрессивного. Нравственность в педагогике была и остаётся основой для творческого поиска, направленного на совершенствование человеческой личности. Ещё А.В. Луначарский писал о том, что очень важно, чтобы педагог был самым универсальным, самым прекрасным человеком в государстве, потому что он должен сделать из себя источник радостного перерождения для маленьких людей, которые живут в процессе постоянного развития своих сил. В этом высокое дело педагога и никакая другая профессия не ставит таких требований к человеку.
Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики.
Применение данной концепции влияет на эффективность учебно-воспитательной деятельности учащихся в целом. Она представляет собой систему взглядов на процесс нравственного воспитания младших школьников. Концепция базируется на аксиологическом и деятельностном общеметодологических подходах, на интеграции учебной и внеурочной деятельностей учащихся, на определении оптимальных педагогических условий процесса нравственного воспитания, на применении специальных методов и приемов нравственного воспитания.
Дети уже младшего школьного возраста должны понимать, что нет «больших» и «малых» народов, нельзя выбирать себе друзей по цвету волос, глаз, кожи. Национальной исключительности быть не может, ибо терпимость, уважение, понимание других, равенство-это признак гражданского общества, это толерантность.
Известно, что народные традиции, обычаи и праздники являются незаменимыми средствами массового воспитания и составляют основу народной педагогики, т.к. в них содержатся почти все направления воспитательной работы. Традиции, обычаи и праздники, которые свойственны многим народам, сплачивают людей, призывают жить и трудиться в дружбе, добрососедстве, мире и носят национальный характер.
Также мы находим сходства не только в праздниках и обычаях, но и в религиях. И Библия, и Коран – все они одинаково воспитывают высокие нравственные качества в человеке, учат нас терпимости и человеколюбию.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Наиболее эффективные направления и методы приобщения школьника к национальным традициям и обычаям в межэтническом взаимодействии, используемые в образовательном процессе, включают в себя: воспитание детей на народно-педагогических, национально-культурных традициях; приобретение и усвоение знаний в системе ценностей этно-социума через родной язык и культуру; приобщение к национальным обычаям и обрядам, верованиям, приобщение к национальной культуре других народов с целью формирования уважения к их языку, обычаям, верованиям и гуманистической культуре межнационального общения; создание условий для самореализации личности ученика в социуме.
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. Но необходимо помнить, что все усилия воспитать высоконравственную творческую личность сведутся на нет, если они не ориентированы на отношение к человеку, как к высшей ценности.Процесс формирования нравственной основы личности на современном этапе развития образовательной политики включает в себя решение вопросов синтеза религиозного, исторического, морально-духовного и нравственно-эстетического воспитания; разработки психолого-педагогических условий формирования толерантности, способов воспитания нравственной культуры личности в поликультурной среде.
Формирование социальных и этических знаний у подрастающего поколения во все времена строилось на принципах взаимосвязи и взаимодополнения культур представителей разных национальностей.Формирование у детей этнического сознания, культуры межэтнических отношений может осуществиться на основе накопления знаний о культуре, традициях и обычаях не только своего народа, но и других этнических групп. Это требует продуманного подхода к организации учебно-воспитательного процесса школьников.
Нравственное воспитание в поликультурном обществе имеет свои особенности в каждом возрастном периоде. В младшем школьном возрасте определяющими являются факторы организации учебно-познавательной деятельности и внеурочной деятельности.
В практике педагогики, как впрочем, и в любой другой области человеческой деятельности, лишь глубокое нравственное начало может служить основанием для создания передового, прогрессивного. Нравственность в педагогике была и остаётся основой для творческого поиска, направленного на совершенствование человеческой личности. Ещё А.В. Луначарский писал о том, что очень важно, чтобы педагог был самым универсальным, самым прекрасным человеком в государстве, потому что он должен сделать из себя источник радостного перерождения для маленьких людей, которые живут в процессе постоянного развития своих сил. В этом высокое дело педагога и никакая другая профессия не ставит таких требований к человеку.
Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики. Дети уже младшего школьного возраста должны понимать, что нет «больших» и «малых» народов, нельзя выбирать себе друзей по цвету волос, глаз, кожи. Национальной исключительности быть не может, ибо терпимость, уважение, понимание других, равенство-это признак гражданского общества, это толерантность.
Известно, что народные традиции, обычаи и праздники являются незаменимыми средствами массового воспитания и составляют основу народной педагогики, т.к. в них содержатся почти все направления воспитательной работы. Традиции, обычаи и праздники, которые свойственны многим народам, сплачивают людей, призывают жить и трудиться в дружбе, добрососедстве, мире и носят национальный характер.
Также мы находим сходства не только в праздниках и обычаях, но и в религиях. И Библия, и Коран – все они одинаково воспитывают высокие нравственные качества в человеке, учат нас терпимости и человеколюбию.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Наиболее эффективные направления и методы приобщения школьника к национальным традициям и обычаям в межэтническом взаимодействии, используемые в образовательном процессе, включают в себя: воспитание детей на народно-педагогических, национально-культурных традициях; приобретение и усвоение знаний в системе ценностей этно-социума через родной язык и культуру; приобщение к национальным обычаям и обрядам, верованиям, приобщение к национальной культуре других народов с целью формирования уважения к их языку, обычаям, верованиям и гуманистической культуре межнационального общения; создание условий для самореализации личности ученика в социуме.
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. Но необходимо помнить, что все усилия воспитать высоконравственную творческую личность сведутся на нет, если они не ориентированы на отношение к человеку, как к высшей ценности.Современная образовательная ситуация в Казахстане требует не только принципиально новых моделей описания культуры, но и внедрения в практику образования инновационных парадигм. В этой связи, проблема поликультурного образования сегодня, становится более чем актуальной.
В настоящее время, в эпоху глобализации, когда обособленное существование разных народов и культур становится невозможным, когда стоит вопрос о совмещении национальных ценностей Востока и Запада, когда идет переосмысление целей и задач образования и мы понимаем, что действующее содержание образования не удовлетворяет в достаточной мере потребностям социума, возникают и широко обсуждаются новые парадигмы образования и все чаще употребляются такие понятия как поликультурное образование, культурологический подход, социокультурная компетентность и другие. Что означает «поликультурное воспитание»?
Идеи поликультурного воспитания зародились в Америке в середине 1960-х годов и носили название «полиэтнического образования». Однако спустя десятилетие некоторые исследователи стали использовать в своих работах термин «поликультурное образование» [1], который прочно вошел в научный оборот. Первое определение термина «поликультурное образование» было дано в «Международном словаре по педагогике» в 1977 г. как «воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку» [2].
На сегодняшний день существует несколько теоретико-методических направлений: формирование культуры межнационального общения, воспитание толерантности, изучение этнопедагогического аспекта в поликультурном воспитании и, соответственно, несколько подходов к трактовке этого понятия. Поликультурное воспитание - это:
- способ противостоять расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости, этноцентризму, ненависти, основанной на культурных различиях
- альтернатива интернационального воспитания, означающая «интегративно-плюралистический процесс с тремя главными источниками: русским, национальным и общечеловеческим» ;- подготовка к жизни в полиэтническом социуме: овладение культурой своего народа, формирование представлений о многообразии культур и воспитание этнотолерантностй ;- формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей [3].
Поликультурный характер образования включает в свой состав следующие компоненты: воспитание гражданственности и готовность к активному участию в жизни общества, способствование постоянному развитию общества, демократии; понимание, сохранение, усвоение локальных, международных и исторических культур в контексте культурного плюрализма; воспитание у детей способности защитить и преумножить социальные ценности, формирующие основу демократического общества; развитие и совершенствование образования на всех уровнях, включая подготовку учителей, повышение их квалификации.
Реализация реформы поликультурного воспитания предусматривает решение следующих стратегических задач, реализующих идею интеграции этого типа образования в единое образовательное поликультурное пространство на глоболокальном уровне: обновление содержания образования, ориентация на ценности гражданского общества, идей информационной педагогики и поликультурного образования; педагогические средства повышения качества образования, предполагающего переход к международным стандартам образования через повышение методологического уровня преподавания и учебно-исследовательской работы, усвоение педагогами образовательных учреждений передовых достижений в соответствующих областях педагогики. Это означает, что одним из важных средств воспитания стало создание системы целенаправленного взаимодействия всех институтов социума и школы в поликультурном образовательном пространстве. Социально-педагогическая деятельность педагогов на современном этапе является детерминирующей во взаимодействии различных субъектов поли культурного образовательного пространства.
В этой связи, поликультурные образовательные учреждения рассматриваются нами как локальное социально-педагогическое образование, являющееся модулем целостного поликультурного образовательного пространства. Образовательные учреждения - это культурологическое пространство совместной жизнедеятельности учителей и учащихся, в котором осуществляется соединение общекультурного, социального, образовательного и личностного. Детский сад, школа, колледж, университет - это организации, обеспечивающие педагогическую поддержку адаптации личности в поликультурной среде; научно-теоретическая площадка по внедрению технологий поликультурного образования.
Исходя из приведенной характеристики поликультурного образовательного пространства, следует признать, что для современных образовательных систем содержание поликультурного воспитания, любого института образования, должно отвечать таким критериям, как:
- отражение в учебном материале гуманистических идей;
-характеристика уникальных этнических, национальных, самобытных черт в культурах народов определенного государства и мира;
- раскрытие в культурах народов общих элементов традиций, позволяющих жить в мире, согласии, терпимости, гармонии;
- приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации, взаимозависимости стран и народов в современных условиях;
- гуманизм, который выражает безусловную веру в добрые начала, заложенные в природу ребенка;
- демократизм, базирующийся на признании равных прав и обязанностей взрослых и детей, предоставлении последним свободы жизнедеятельности в семье, школе, в социальной среде;
- толерантность, терпимость иного рода взглядам, нравам, привычкам, к особенностям различных народов, наций, религий;
- компетентность, т.е. необходимость формирования особых способностей учителя и учащихся по овладению знаниями, воспитания интеллектуальной личности, способной решать задачи творческого характера в поликультурном обществе;
- базовое основание содержания поликультурного образования, в качестве которого призван выступить культурологический подход.
Проблема поликультурного образования на мировом, региональном и федеральном уровнях не только является актуальной, но и отражает реальную действительность, обладает тенденцией к развитию. Вот почему разработка содержательных характеристик данного педагогического феномена приобретает сегодня особую значимость, что предусматривает обоснование функций поликультурного образовательного пространства, разработку психолого-педагогических основ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов.
Казахстан, являясь многонациональной страной, на территории которой мирно существует около 130 национальностей, не мог не отреагировать на новое направление педагогической мысли. В 90-х годах прошлого века были разработаны новые концепции образования, в том числе и концепция этнокультурного образования, в которой дается подробное определение поликультурной личности. Согласно данной концепции, «поликультурная личность - это индивид с развитым лингвистическим сознанием. Знание родного и государственных языков, изучение иностранного языка расширяют кругозор личности, содействуют ее многогранному развитию, способствуют формированию установки на толерантность и объемное видение мира [4].
Это определение как нельзя лучше дает нам представление о том, каким должно быть новое поколение. Учитывая сложившуюся ситуацию, когда большинство детей с раннего детства изучают два языка (как правило, родной и государственный), знают обычаи и традиции, как минимум, двух народов, в Казахстане не стоит вопрос о воспитании толерантности. Полиязыковые личности, то есть люди, владеющие двумя и более языками, свободно переключающиеся с одного языка на другой, знающие и уважающие культуру того народа, на языке которого они говорят, не могут относиться друг к другу нетерпимо или с ненавистью. Поэтому поликультурное воспитание в Казахстане имеет несколько иные приоритеты, чем воспитание уважения и терпимости друг к другу.
Таким образом, условия в современном Казахстане идеально подходят для воспитания поликультурной личности, целью, которой является повышение уровня своей собственной культуры в целом: культуры общения, культуры речи, культуры умственного труда. Дальнейшая разработка методики использования вышеназванных средств на уроках иностранного языка в формировании поликультурной личности представляется современной и актуальной