Разработка урока с инновационными методами обучения по теме: Особенности социально — экономического и политического развития Европы в 1914 — 1939 годах. Основные международные кризисы и конфликты.


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 126 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Тема урока:
«Особенности социально-экономического и политического развития ведущих стран мира в 1914-1939 гг.
Основные международные кризисы и конфликты».

Разработка урока выполнена
учителем истории и обществознания
МОУ «Школа № 126 г. Донецка»
Роговской Еленой Николаевной
Тема урока:
Особенности социально-экономического и политического развития ведущих стран мира в 1914-1939 гг. Основные международные кризисы и конфликты.
Цели:
Уметь раскрыть характерные черты общественно-политического, экономического и культурного развития стран мира с 1914 по 1939 гг., на конкретных примерах показать основные тенденции этого исторического периода;
Сформировать умение сравнивать исторические периоды;
Развивать умение делать объективные выводы об особенностях исторического развития стран мира;
Воспитывать интерес к исторической науке, интерес к познанию мировой истории.

Понятия и термины:
Новейшая история, тоталитаризм, мировая война, национально-демократическая революция.
Основные даты и события:
1 августа 1914 г. - начало Первой мировой войны;
11 ноября 1918 г. - окончание Первой мировой войны;
1918-1923 гг. - период послевоенной нестабильности;
1924-1929 гг. - период экономической стабилизации;
1929-1933 гг. - период мирового экономического кризиса ("Великая депрессия");
1933-1939 гг. - период назревания Второй мировой войны;
25-26 октября (7-8 ноября) 1917 г. - захват большевиками власти в России; 29 октября 1922 г. - захват фашистами власти в Италии;
30 января 1933 г. - приход нацистов к власти в Германии.
Оборудование:
Политическая карта мира, доска, учебники:
О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа; под ред. А. А. Искендерова. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение. 2016.
Тип урока: усвоение новых знаний и умений.
СТРУКТУРА УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний и умений учащихся.
III. Мотивация учебной деятельности учащихся.
IV. Изучение нового материала.
1. Основные тенденции мирового развития с 1914 по 1939 гг.
2. Периодизация мирового развития с 1914 по 1939 гг.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся.
VI. Итоги урока.
VII. Инструктаж домашнего задания.
Ход урока:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Вопросы к группам (используем метод « Микрофон»):
Группа№1: Назовите хронологические рамки изученного в 9 классе периода всемирной истории.
Группа№2: В каких странах мира в изученный период произошли революции?
Группа№3: Перечислите наиболее экономически развитые страны начала ХХ в.
Группа №4: В чем заключались основные противоречия между ведущими странами мира в начале ХХ в.? (Если у учащихся возникают трудности при ответе, то следует задать дополнительный вопрос: "Назовите военно-политические блоки в Европе конца ХIХ - начала ХХ в.")
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Слово учителя.
Первый период всемирной истории, изучение которого начинается в 10 классе, получил название "новейшей истории" или "истории новейшего времени". Именно в период с 1914 по 1939 гг. были сделаны великие научные открытия. происходили процессы развития рыночной экономики и либеральной демократии, признание принципов защиты прав человека, мощный рост национально-освободительного движения в Азии и Европе, которое заложило основы для самореализации прав народов на самоопределение. Именно тогда распались могущественные империи. произошло становление тоталитарных режимов. Изучение исторических особенностей различных стран и народов позволяет прийти к пониманию определяющих тенденций мирового развития.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. Основные тенденции мирового развития с 1914 по 1939 гг.
Учитель в своем рассказе обращает внимание учащихся на то, что в начале ХХ в. мир вступил в период новейшей истории. Характерные черты этого периода: а) мировая война; б) национально-демократические революции; в) возникновение тоталитаризма; г) национально-освободительное движение.
Работа по формированию исторических понятий.
Учитель озвучивает и комментирует понятия и термины: "новейшая история", "мировая война", "тоталитаризм", "национально-демократическая революция" и предлагает учащимся сформировать данные понятия с помощью учебника.
Работа в группах. Метод «Пила»:
Учащиеся изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами от других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
Рассказ учителя.
Учитель характеризует новейший период всемирной истории, выделив в нем наиболее важные события:
1. Первая мировая война 1914-1918 гг.
2. Cоздание Версальско-Вашингтонской системы и как следствие - новое соотношение сил в мире.
3. Свержение монархических режимов в России, Германии, Австро-Венгрии, Османской империи.
4. Революция 1917 г. в России и установление диктатуры пролетариата.
5. Распространение и установление фашизма в Италии и нацизма в Германии.
6. Национально-освободительное движение в странах Азии и Африки.
7. Крах Версальско-Вашингтонской системы, обострение международных отношений в 30-е гг.
Объяснение нового материала должно способствовать усвоению учащимися того, что в межвоенный период обострились противоречия между ведущими государствами в экономической, колониальной и военной сферах. Многие страны в поисках выхода из сложившейся ситуации стояли перед выбором: социальный компромисс или революция (период 1918г. - начало 1920 г.) либо реформы или диктатура (период мирового экономического кризиса).
2. Периодизация мирового развития с 1914 по 1939 гг.
Рассказ учителя.
Вопрос о периодизации новейшей истории 1914-1939 гг. является спорным. Однако большинство историков придерживается следующей периодизации:
I период. 1914-1918 гг. - период Первой мировой войны. В результате экономических и военно-политических противоречий между двумя блоками - Антантой (Россия, Великобритания, Франция) и Тройственным союзом (Австро-Венгрия, Германия, Италия) - в войну были втянуты 34 государства. Итогом войны стал распад империй: Германской, Российской, Австро-Венгерской, Османской.
Версальский мирный договор 1919 г. признал виновницей войны Германию. Противоречия, лежащие в основе договора, являлись предпосылками для начала новой войны.
II период. 1918-1923 г. - послевоенная нестабильность. В это время упрочились позиции США. В России к власти пришли большевики. В Германии, Венгрии, Финляндии произошли революции. Крайне левые партии в этих странах хотели установить диктатуру пролетариата, как в России, но потерпели поражение. Активное антиколониальное движение ослабило позиции Великобритании и Франции. В 1920-1921 гг. наступил экономический кризис, следствием которого стало падение уровня жизни, активизация крайне правых сил (в Италии к власти пришли фашисты). Другие западные страны, где были сильны демократические традиции, выбрали путь реформ (Великобритания, Франция).
III период. 1924-1929 гг. - период экономической стабилизации. Характерные черты этого периода: спад революционного движения; экономический подъем; ослабление внешнеполитических противоречий между государствами.
Политическая стабилизация стала возможной в результате: а) подписания новых договоров на Локарнской конференции (1925г.) о гарантии гарантий Германии и Бельгии и о французских гарантиях сохранения границ Польши и Чехо-Словакии с Германией; б) реализация планов Дауэса (1924 г.) и Юнга (1928 г.) в отношении Германии: были решены вопросы германских репарационных платежей.
В 1928 г. США, Франция, Великобритания, Германия, Япония и ряд других государств подписали пакт Бриана-Келлога. Документ содержал важные международно-правовые нормы, провозглашающие отказ от войны как средства урегулирования международных споров и разрешение из мирным путем.
В экономической сфере наблюдался подъем. Его характерные черты: 1.Модернизация производства;
2.Использование новых технологий и форм организации труда;
3.Стабилизация кредитно-финансовой системы;
4.Уменьшение вмешательства государства в экономику.
Экономический подъем в странах Запада был неравномерным. США упрочили свое лидирующее положение в мировой экономике, производя столько продукции, сколько весь остальной мир. Темпы развития Германии и Франции были также достаточно высоки. Восточная Европа отставала от стран Запада.
Экономический подъем вызвал рост заработной платы и занятости населения, что способствовало спаду забастовочного движения, установлению политической стабильности.
В эти годы не было революций, крупных политических конфликтов. Возросла роль средств массовой информации, кинематографа, спорта. Появилось понятие "массовая культура", т.е. культура, понятная и доступная большинству населения.
В то же время в странах Центральной и Юго-Восточной Европы нерешенность социально-экономических вопросов привела к установлению авторитарных режимов. Усиливается влияние фашистов в Италии и нацистов в Германии.
IV период. 1929-1933 гг. - период "Великой депрессии". Этот кризис в экономике был глубоким и масштабным. Причиной кризиса стало перепроизводство товаров при узости внутреннего рынка и относительно низкой покупательной способности населения. Обанкротилось огромное количество предприятий. Промышленное производство сократилось на четверть, безработными стали свыше 30 млн. человек; резко снизился уровень жизни.
V период.1933-1939 гг. - период назревания Второй мировой войны. Задача выхода из экономического кризиса различными странами решалась по-разному: одни предпочли путь реформ (США, Великобритания, Канада, Скандинавские страны), другие - путь диктатуры (Италия, Германия, Испания).
Начинается борьба за передел мира. Тоталитарные государства вступают в союзы друг с другом. СССР, Великобритания, США, Франция, Италия, Германия стремятся занять господствующее положение в мире. Это предопределило неизбежность новой мировой войны.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Коллективная работа групп.
На заранее подготовленном на доске графике "Новейшая история: периодизация 1914-1939 гг." надписать даты и названия исторических периодов, дать их краткую характеристику. Используем метод «Пила», итоги подводят спикеры и участники групп (каждый учит каждого).
VI. ИТОГИ УРОКА.
Учитель обобщает ответы учащихся, оценивает результаты их деятельности на уроке.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Изучить параграф № 1-4, ответить письменно на вопросы 4, 5, 6, 7 на стр. 33-34.