Консультация для родителей: «Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания».







Консультация для родителей:
«Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни (ЗОЖ) в процессе физического воспитания».

I младшая группа









Выполнила воспитатель:
Зинченко Евгения Сергеевна




«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

«Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни (ЗОЖ) в процессе физического воспитания.»
Полноценное физическое и психическое развитие и здоровье ребенка – это, как известно, основа становления личности. Формировать физическую культуру особенно важно у детей дошкольного возраста, так как этот период отмечен активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, становлением самосознания, освоением общечеловеческих ценностей. В нашем дошкольном учреждении выстроена отлаженная система, включающая следующие механизмы:
координация деятельности всего коллектива (администрация, воспитатели, помощники воспитателей, педагог-психолог, медицинские работники);
работа с родителями по оформлению ясного понимания своей ответственности за воспитание здорового ребенка, способности создавать здоровую и счастливую семью, контролировать физическое и психическое развитие ребенка

На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие и оздоровление влияют весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности за воспитание здорового человека.
Необходимо помнить:
1.Каждый ребенок уникально талантлив. Главное – сформировать среду, которая будет способствовать раскрытию этой талантливости. 2. Необходимо помочь ребенку реализовывать и совершенствовать позитивную программу, заложенную само природой. 3. Надо принимать себя и ребенка такими, какие мы есть, оценивать себя и его как личность, осознавать свои чувства, мысли и действия, слова и поступки; то же самое осуществлять по отношению к ребенку. 4. Необходимо строить взаимоотношения с ребенком на положительных эмоциях и позитивных действиях. Даже в негативном проявлении можно заметить плюсы, о чем, в частности, свидетельствует закон единства и борьбы противоположностей. 5. Не должны предъявляться требования к качественной деятельности ребенка и жесткий оценочный контроль этой деятельности.
При правильном, вдумчивом использовании этих положений решаются образовательные задачи. Для того чтобы обеспечить оздоровление ребенка, педагоги работают в содружестве с медработниками, которые четко организовывают медицинский контроль за его состоянием:
медицинское обследование детей, состояние их здоровья, физического развития;
медико-педагогическое наблюдение за методикой закаливания детского организма.
санитарно-педагогический надзор за местами, где проходят оздоровительные мероприятия, за гигиеническим состоянием тазов, ведер, полотенец, сланцев, одежды.

В деле обеспечения здоровья детей важно все: здоровый образ жизни, правильное, полноценное питание, состояние костно-мышечной системы, физкультурно-оздоровительная деятельность, оздоровление детей естественными силами природы и др.

Как в рисунке, в музыке, так и в движении ребенок проживает особую жизнь. Доказано: удовлетворение потребности в движении является решающим условием всестороннего развития и воспитания ребенка! Как часто мы повторяем: «Движение – это жизнь». Но движение – это и огромная радость! В своей работе с детьми педагоги используют разнообразные формы. Например, пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев – это действенное средство повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание и речь ребенка.
Широко используются пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На утренних занятиях стараемся выполнять упражнения с предметами: счетными палочками, пуговицами, мячиками-ежиками, карандашами, платочками, мозаикой и т.д. Хождение босиком позволяет предупредить детское плоскостопие и даже снять этот дефект, а также победить страх, лень, воспитать уверенность в своих силах. Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем, покричим так, чтобы стены задрожали, как будто кричит огромный неведомый зверь, и т.д.). Но полезны и минутки покоя: посидим молча с закрытыми глазами, посидим и полюбуемся на горящую свечу, ляжем на спину и расслабимся, как будто мы тряпичные куклы, помечтаем под музыку и т.д. Ежедневно проводится «гимнастика маленьких волшебников». Дети не просто «работают» – они лепят, мнут, разглаживают свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и пр., ребенок воздействует на весь организм в целом. У ребенка возникает полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное. Все это развивает у него позитивное ценностное отношение к собственному телу. В течение дня изыскивается минутка, чтобы доставить детям удовольствие при выполнении следующих упражнений: потянуться, как кошка; поваляться, как неваляшка; позевать, открывая «рот до ушей»; поползать, как змея, без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребенка. Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляя при этом удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру. Мы широко используем музыкальные мелодии на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время сна.
Оздоровительные силы природы подключаются и во время регулярных прогулок на свежем воздухе, экскурсий, походов, солнечных и воздушных ванн, витаминотерапии, закаливания.
Знаменитый педиатр и ученый Г.Н. Сперанский писал: «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья». Через развлечения и занятия на свежем воздухе дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать и заботиться о своем здоровье. Мы убедились, что оздоровительные силы природы активизируют биологические процессы в организме ребенка, повышают общую работоспособность, замедляют процессы утомления, доставляют радость. Игровой оздоровительный режим благодаря целому арсеналу методов и приемов помогает детям укрепить мышцы спины и брюшного пресса, рук, ног; улучшить работу системы кровообращения, кишечника, почек, сердца, легких; избавиться от простудных заболеваний, освободиться от стрессов, перенапряжения, качественно улучшить физическое развитие и состояние. Отношение ребенка к своему здоровью может стать фундаментом, на котором следует выстраивать здание здорового образа жизни. Оно развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности и напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.