Статья Методы развития поликультурной компетентности школьников.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Статья « Методы развития поликультурной компетентности школьников ». Шульпина О.И. - учитель высшей категории МБОУ «Гимназия» № 13 г. Ульяновска Методическая тема нашей гимназии « Формирование поликультурной ко м- петентности личности в условиях гимназического образования», над которой мы работаем уже второй год , очень актуальна для настоящего времени , так как современная Россия представляет собой активно развивающееся госуда р- ство, стремящееся к взаимодействию с другими странами . Поликультурная компетентность подразумевает знание и принятие чел о- веком культурного разнообразия мира, доброжелательное, открытое и н е- предвзятое отношение к любой культуре и ее носителям. Поликультурная компетентность ‬ э то интегративное качество индивида, включающее сист е- му поликультурных знаний, умений, навыков, интересов, потребностей, м о- тивов, ценностей, поликультурных качеств, опыта, социальных норм и пр а- вил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в п о- ликультурном обществе, реализующееся в способности решать задачи пр о- фессиональной деятельности в ходе позитивного взаимодействия с предст а- вителями разных культур. Поликультурная компетентность, как мы уже с вами знаем, состоит из о с- новных структурн ых компонентов: 1.Мотивационно - ценностного компонента 2. Когнитивного компонента 3. Поведенческо - деятельностного компонента Когнитивный компонент предполагает сформированность системы пол и- культурных знаний, выступающих ориентировочной основой деятельн ости личности в поликультурном обществе. Мотивационно - ценностный компонент представляет собой сложившуюся систему мотивационно - ценностных образований: мотивов, ценностей, инт е- ресов, потребностей, поликультурных качеств, регулирующих повседневную жизнь и д еятельность личности в поликультурном обществе. Поведенческо - деятельностный компонент обеспечивает сформирова н- ность поликультурных умений и навыков, соблюдение социальных норм и правил поведения в поликультурном обществе, опыта позитивного взаим о- действия с представителями разных культур. К омпетентность ‬ это интегративное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности её к деятельности, основанное на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и орие н- тированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности. Наиболее важным является тот аспект компетентности, который предполаг а- ет способность её субъекта эффективно реагировать на изменяющиеся усл о- вия окружающей среды и изменять её в соответствии со своими потребн о- стями . Критерием проявления компетентности индивида выступают также мотивы его деятельности, которые представляют собой внутренние побуждения к деятельности ради удовлетворения актуальных потребностей. Среди всех м о- тивов, определяющих повед ение человека, можно выделить устойчивые и ситуационные. К первым относятся черты характера, привычки, опыт, ко вторым ‬ различного рода случайные обстоятельства. Другим критерием компетентности индивида выступает его эрудиция, кот о- рая представляет собой б ольшой объём информации индивида по широкому кругу общекультурных вопросов. Отсутствие таких знаний, неосведомлё н- ность в чужих проблемах и чужом опыте чревата тем, что ситуации и пр о- блемы взаимодействия с окружающим миром могут оказаться для индивида нераз решимыми или повлечь за собой большие потери времени и средств. Поэтому не случайно формирование поликультурной компетентности, толерантности, гражданской, социокультурной идентичности учащихся и их языковой компетентности стали предметом особого внима ния в образов а- тельных стандартах второго поколения . Если обратиться к содержанию новых ФГОС , можно отметить, что п ол и- культурная компетентность складывается из личностных результатов обучения, метапредметных результатов и предметных результатов .  Так к огнитивный и мотивационно - ценностный компоненты реал и- зуются в личностных и предметных результатах - которые вкл ю- чают в себя сформированность поликультурных знаний, обеспечива ю- щих межкультурное взаимодействие личности на принципах толеран т- ности и сохранение социокультурной идентичности в поликультурном обществе;  А так же сложивш уюся систем у мотивационно - ценностных образов а- ний: мотивов, ценностей, интересов, потребностей, регулирующих п о- вседневную жизнь и деятельность личности в поликультур ном о бщес т- ве. Поведенческо - деятельностный компонент ‬ реализуется в предметных и метапредметных результатах обучения - компетентностях: умении учиться самостоятельно, применять знания для решения возникающих проблем и жизненных ситуаций. Все это достигается путем практического использования технологий си с- темно - деятельностного подхода в обучении. 1.Личностные результаты обучения учащихся , формируемые при изучении иностранного языка:  Формирование мотивации изучения иностранных языков и стр емление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; Изучение немецкого языка объединяет вас со 120 млн. носителей яз ы- ка по всему земному шару, кроме того, много людей учит немецкий как второй язык. Это третий наиболее популярный иностранный язык, из у- чаемый во всем мире и второй наиболее популярный в Евр опе и Яп о- нии после английского. Учащиеся знакомятся со следующей информацией: - 2,3 млн. человек изучают немецкий как иностранный в России; - 700 000 российских немцев живут в РФ; - Каждый немецкий школьник изучает не менее 2 - х иностранных яз ы- ков. - 6000 немецких компаний в России ищут квалифицированных сотру д- ников, ты можешь стать одним из них. - 410 немецких университетов ждут тебя. Германия ‬ одна из самых популярных стран для по лучения высшего образования. Количество иностранных студентов составляет 240 000 , из них 12 000 ‬ из России;  Осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; Погружение в виртуальное пространство - очень эффективное средство развития м ежкультурной компетенции учащихся. Этим виртуальным пространством является аутентичная виртуальная интерактивная яз ы- ковая среда и мощный инструмент приобретения знаний ‬ Интернет. Электронные словари и энциклопедии, мультимедийные курсы, вкл ю- чающие аудио - и видеоматериалы, электронные издания книг, газет и журналов на языке оригинала, образовательные сайты, форумы, - все это дает возможность в более полном объеме увидеть поли культурные особенности изучаемого предмета и получить исчерпывающую и н- формацию по т ем или иным вопросам.  Формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и м е- жэтнической коммуникации;  Развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность; В нашей стране, к сожалению, мало творческих людей, способных ве с- ти себя нестандартно, творчески; находить достойный выход из тру д- ных ситуаций.  Формирование общекультурной и этнической идентичности как с о- ставляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гра жданина, патриота;  Стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и гото в- ность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; осознание себя гражданином своей страны и мира, т.е. всегда пров о- дить сравнение нашей культуры с немецкой, без отрыва. Из текстов, фильмов, докладов, сообщений ученики узнают, что в Ге р- мании изобретены: велосипед, электролампочка, телефон, холодил ь- ник, автомобиль, аспирин, компьютер, дюбель, сканер, чип - карта, э к- ран на жидких кристаллах, поезд на воздушной под ушке, МРЗ, аэробус А 380 и т.д.  Т олерантное отношение к проявлениям иной культуры, т.е. желание взаимодействовать с представителями другой культуры, принятие н е- мецкой культуры; Многие учащиеся участвуют в международных проектах: «Семья Вибе», «Из истории немецкой литературы», «Рождество в России», «Рождество в Германии» и другие. Учащиеся Гимназии участвуют в международных олимпиадах: «Евр о- лингва», « Go West » , «8 олимпиада по основам наук», «Альбиус» и т.д.  Г отовность отстаивать национальные и общечело веческие (гуманист и- ческие, демократические) ценности, свою гражданскую позицию. 2.Метапредметные результаты изучения иностранного языка в о с- новной школе:  Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение. Для этих целей создаются учебные ситуации: Проводятся игры: 1.«Лото»: Учитель раздает большие карточки, где написаны немецкие предложения, например по теме «Город». Ведущий читает русские предложения, которые написаны на маленьких карточках. Ученик, нашедший данное предложение на нем ецком языке, поднимает руку и зачитывает данное предложение и получает данную маленькую ка р- точку. Ученик, который быстрее всего перевел свои предложения с русского на немецкий, говорит, что он справился с заданием, зачитыв а- ет свои предложения по - немецки и становится ведущим игры. 2.«Кто прочитает текст без ошибки?» Ученик читает вслух текст до первой ошибки. Первый ученик, заметивший ошибку, поднимает руку и читает текст дальше. Текст читается несколько раз. Побеждает тот ученик, которому удалось прочитать без ошибок большую часть те к- ста; 3.«Снежный ком»: Эта игра хороша при закреплении лексики, соста в- лении коллективного рассказа, пересказе текста. Дается речевой образец: Во время путешествия я беру с собой … . 1 - ый ученик говорит: «Во время путешествия я беру с собой джинсы». 2 - ой ученик: «Во время путешествия я беру с собой джинсы, футбо л- ку». 3 - ий ученик: «Во время путешествия я беру с собой джинсы, футболку, свитер» и т. д. Последний ученик должен назвать все предметы оде ж- ды, названные ранее; 4.«Светофо р»: Данная игра используется для закрепления артиклей в немецком языке. Ученики получают три кружка красного, желтого и зеленого цветов. На красном написан артикль ж.р. - die , на желтом н а- писан артикль c .р. - das и на зеленом артикль м.р - der . Учитель н азыв а- ет слова по изучаемой теме без артикля, а ученики поднимают нужную сигнальную карточку.  Развитие коммуникативной компетенции, включая умения взаимоде й- ствовать с окружающими, выполняя разные социальные роли. Учащимся предлагаются видеоролики: «Школа», «Увлечение», «Спорт», «Мой день», «Покупки», «Квартира» и другие. видеофильмы: «Страна животных», «Каспер и его друзья», «Братья медведи», «Санта Клаус», «Берлин» и другие. Учащиеся выполняют тестовые задания, отвечают на вопросы, пересказывают содержание фильма в группах. Видеофильмы - это своего рода культурные портр е- ты страны. Благодаря им, учащиеся могут воочию увидеть ландшафты и достопримечательности страны, наблюдать процесс праздника, обр я- да, модели поведения людей в повседневной жизни, например, в кафе и в магазине, на вокзале и на дне рождения, поиск и аренда квартиры, приёме у врача и т.д. В своей видеотеке имею ряд фильмов о городах Германии, , известных людях, о немецких праздниках .  Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки раб о- ты с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщ е- ние и фиксация информации.  Развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, пр о- гнозировать содержание текста по заголовку / по ключевым словам, выделять основную мысль, главные фак ты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;  Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтр о- ля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на ин о- странном языке;  Создание учебных ситуаций. Учащимся предлагаются различные ситуации: - Твой друг пришел к тебе впервые домой. Представьте его членам своей семьи. - Ты отмечаешь свой день рождения. Кого ты обычно приглашаешь? Что тебе обычно дарят твои друзья и родители? - Новый год ‬ прекрасный п раздник. Большинство людей отмечают этот праздник в семейном кругу. Как обстоит дело в вашей семье? - Нелегко найти настоящего друга. Какими качествами должен обл а- дать настоящий друг? - Вы впервые посещаете Москву. Вы хотите добраться до Красной площади. Расспросите о пути. - Твой немецкий друг интересуется крупными городами России. Что бы мог ему рассказать и другие. 3. Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по иностранному языку: А. В коммуникативной сфере (то есть владе нии иностранным языком как средством общения): Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:  говорении;  чтении;  аудировании;  письменной речи. Языковая компетенция (владение языковыми средствами):  применение правил написания слов, изученных в начальной и осно в- ной школе,  адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностра н- ного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;  соблюдение ритмико - интонационных особенностей предложений ра з- личных коммуникативных типов (утвер дительное, вопросительное, о т- рицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;  распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц;  знание основных способов словообразования (аффиксации, слово сл о- жения, конверсии);  понимание и использование явлений многозначности слов иностранн о- го языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;  распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого инос транного языка;  знание основных различий систем иностранного и русского языков. Социокультурная компетенция:  зна ние национально - культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; Ученики должны знать, что в Германии не принято: 1. громко спорить, 2. выходить пьяным на улицу, 3. показывать пальцем на кого - либо, 4. плевать на улице, 5. не смотреть в глаза собеседнику при беседе, 6. чавкать во время еды. Разрешается: 1. похлопать кого - либо по плечу, 2. обниматься и целоваться в общ ественном месте, 3. скрещивать руки, 4. говорить, жестикулируя, 5. упирать руки в бока, погладить кого - либо по голове, 6. крепкое рукопожатие.  распознавание и употребление в устной и письменной речи основных форм речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка;  знание употребительной фоновой лексики и реалий страны из у- чаемого языка, некоторых распространенных образцов фольклора;  знакомство с образцами художественной, публицистической и научно ‬ популярной литературы;  представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка; На уроках немецкого языка и во внеурочной работе учащиеся знак о- мятся с жизнью и деятельностью немецких, австрийских писателей, поэтов и других известных личностей. Так учащиеся узнают, что 80 немцев стали лауреатами Нобелевской премии (Конрад Рентген, Роберт Кох, Макс Планк, Альберт Эйнштейн и т.д.)  представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка. Реалии сегодняшнего дня требуют уделять развитию социокультурной компетенции учащи хся должное внимание, чтобы учащиеся не исп ы- тали «культурного шока», столкнувшись воочию с бытом и обычаями стран, язык которых они изучают . Так учащиеся узнают, что Рождество в Германии отмечают в ночь с 24 декабря на 25 декабря, то есть до наступления Н ового года, а не после Нового года как в России. Учащимся сообщается информация о том, как отмечается Рождество в Германии и в России. Ученики определ я- ют, что общего в праздновании Рождества и в чем состоит различие. Компенсаторная компетенция ‬ умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информ а- ции за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования язык о- вых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики. 1а. Учитель предлагает изобразить при помощи мимики и жестов тот пре д- мет, который достался на карточке ученику, например, рояль, книгу, шляпу и т.д. Побеждает та команда, которая отгадала наибольшее количество предм е- тов. 1б. Отгадайте профессию: зубной врач, дирижер, каменщик и т.д. 1в. Изобразите транспортное средство: автомобиль, велосипед, самолет или другое транспортное средство. 2.Игра - пантомима. Ученикам предлагается какой - либо глагол, например, есть, кушать. Учитель просит ребят отгадать, что ест данный ученик. На карто чке указано конкре т- ное задание: - Ты ешь банан /du ißt eine Banane/ , - Ты ешь горячую колбасу /du ißt einen reifen Pfirsich/ , - Ты ешь спелый персик /du ißt eine heiße Wurst/ , - Ты ешь семечки /du ißt Sonnenblumenkerne/ , - Ты ешь спагетти / Spaghetti / . Б. В познавательной сфере:  умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; Учащиеся, изучая немецкий язык, узнают, что одному прошедшему времени в русском языке соответствуют 3 формы прошедшего времени в немецком языке: Pr ä teritum ‬ простое повествовательное прошедшее время , Perfekt - сложное разговорное прошедшее время, Plusquampe r- fekt - предпрошедшее время.  владение приёмами работы с текстом; Г лавным поли культ урным компонентом содержания обучения является учебный текст. В качестве учебного текста использую тематические, страноведческие, художественные тексты, диалоги и полилоги, стихи, песни, письма, ситуативные клише, интервью, аудиотексты, записа н- ные носителя ми языка. Важно, чтобы текст был аутентичным, соотве т- ствовал интересам и возрасту учащихся и был максимально приближён к естественной ситуации. Часть информации, знакомящей учащихся с реалиями немецкой жизни, представлена в виде картин, книг, метод и- ческих разработок с иллюстрациями и фотографиями; другая - прагм а- тическими материалами, представляющими собой утилитарные ауте н- тичные материалы (анкеты - опросники, театральные и другие програ м- мки, билеты проездные и входные, этикетки, карты, схемы - планы, ч е- ки, отк рытки, рекламные проспекты по туризму, отдыху, покупкам, письма из Германии). По своей доступной обиходности они весьма значимы для приобщения учащихся к чужой среде обитания и языка.  у мение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики осно в- ной школы;  готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу; Развитию социокультурной компетенции учащихся способствует орг а- низация исследовательской и проектной деятельности. Ученики выполняют проекты: «Город моей мечты», «Как приготовить салат?», «Моё любимое блюдо», «Ульяновск - мой родной город», «Книжка ‬ малютка», «Знакомая и незнакомая Германи я», «Как я пр о- вел лето» и другие.  умение пользоваться справочным материалом; На уроках учу своих учеников работать с русско - немецким и немецко - русским словарем, в случае необходимости с англо - русским словарем.  владение способами и приемами дальнейшего са мостоятельного изуч е- ния иностранных языков. Оказываю помощь учащимся в написании докладов; составлении пр е- зентаций; в выполнении проектов, дополнительных тестовых заданий. В. В ценностно ‬ ориентационной сфере:  представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;  достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного о б- щения с носителями иностранного языка;  представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранн ых языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации;  приобщение к ценностям мировой культуры как через источники и н- формации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, турист ических поездках, молодежных форумах. Самым эффективным средством развития социокультурной компете н- ции является пребывание в стране изучаемого языка, погружение в с а- му атмосферу культуры, традиций, обычаев и социальных норм стр а- ны. Так учащиеся Гимназии принимают участие в поездках в Герм а- нию: Лапшина Екатерина, ученица 10 А класса посетила этим летом своих родственников в Германии, приняла участие в месячных курсах и успешно сдала экзамен А1.1. Шорина Елизавета и Лухманова Анастасия, ученицы 6 А класса пос е- тили Германию с 13.12.12 по 24.12.12 в рамках проекта «Германия и Европейская культура ». 8 а класс принял участие в 2010году в Международном молодежном форуме «20 лет Германского Единства», в Культурно - образовательной программе «Германия, которую н ужно знать». 9 а класс принял участие в 2011году в Культурно - образовательной программе «Германия в мировой культуре. Иоганн Вольфганг Гёте». 5 учащихся сдали международный экзамен « Fit in Deutsch 1 » , 19 учащихся сдали международный экзамен « Fit in Deut sch 2». Ввиду того, что большинство учащихся не имеют такой возможности, необходим поиск эффективных путей и способов развития социокул ь- турной компетенции вне языковой среды. Главной задачей сч и- таю выбор соответствующих учебных пособий, совершенс твование своих языковых знаний, поиск и использование необходимого допо л- нительного разнообразного аутентичного языкового и страноведчского материала, без чего невозможно развитие пол иокультурной компете н- ции. Для этого в своей работе постоянно применяю мет одические м а- териалы из Германии издательств «Hueber», «Langenscheidt», «Klett», материалы Goethe - Institut, Интернет - источников, журналов «Juma», «Deutschland», «Der Weg», «Vitamin De», «Deutsch Kreativ», прилож е- ние к журналу «Первое сентября». Г . В эстетической сфере:  владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;  стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка; Готовность жить в поликультурном мире требует владения меж культурной компетенцией. Учащимся необходимы для перспективной деятельности ф о- новые и предметные знания языка, иметь представления о реалиях иностра н- ного языка и знать их, а также быть знакомыми с т радициями и обычаями другой страны. Это поможет им в будущем компетентно вести свои дела, общаться с партнёрами чужой страны, не испытывая дискомфорта и язык о- вого комплекса. Речь идет не просто о знании языка, а об умении использ о- вать его в реальном общени и, т. е. о практическом владении языком и, след о- вательно, о развитии «прагматической межкультурной компетенции». Согласуясь с современными требованиями ФГОС к современному гуман и- тарному образованию, можно сделать вывод, что подготовка выпускни ков основной школы должна носить выраженный культуроведческий характер и быть нацелена на выработку способностей к общению и взаимодействию с носителями культуры страны изучаемого языка на основе знания не только языка, но и стиля повседневной жизни, тр адиций и обычаев народа той или иной страны. Библиография 1. И.С.Медникова «Особенности авторской модели формирования поликул ь- турной компет ентности студентов педагогического вуза в процессе освоения иноязычной культуры» http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti - avtorskoy - modeli - formirovaniya - polikulturnoy - - studentov - pedvuza - v - protsesse - osvoeniya - inoyazychnoy - kultury#ixzz2JAsNC8Pz 2. Л. Л. Габидуллина, Е. Л. Сырцова « Реализация идей поликультурного о б- разования при обучении английскому языку в начальной школе » ww w.coolreferat.com/Поликультурное_образование_диалог_культур_и_билин гвальное_обучение 3 . О.В.Миловидова, канд. пед. наук, РГПУ им.А.И.Герцена, Санкт - Петербург « Аутентичнос ть как основа формирования межкультурной компетенции в поликультурной среде » http://www.espanol - spb.ru/articles/1318171631/ 4 . Т.Ю. Гурьянова « Формирование поликультурной компетентности студе н- тов в узов : на материале обучения иностранному языку : диссертация ... ка н- дидата педагогических наук » : 13.00.08 / Гурьянова Т . Ю . ; [Место защиты: Чуваш. гос. пед. ун - т им. И.Я. Яковлева]. - Чебоксары, 2008. - 220 с. : ил. РГБ ОД, 61:08 - 13/914 5 . М.К. Аммо сов « Формирование межкультурной компетентности в условиях диалога культур» hist - edu . ru › hist / book 5_12 .