Формирование поликультурной личности как одна из основ обновления содержания образования в Республике Казахстан


Жаналина Лаула Еркеновна
Ст. преподаватель ИПК ПР «Өрлеу» по Костанайской области
Формирование поликультурной личности как одна из основ обновления содержания образования в Республике Казахстан
Наше молодое государство вырастет и возмужает,
наши дети и внуки вырастут вместе с ним.
Они будут одинаково хорошо владеть казахским,
русским и английским языками.
Н.А. Назарбаев
В своём Послании к народу в 2009 году «Новый Казахстан в новом мире» Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил, что в целях обеспечения конкурентоспособности страны и ее граждан предложена поэтапная реализация культурного проекта «Триединство языков», согласно которому необходимо развитие трех языков: казахского как государственного языка, русского как языка межнационального общения и английского как языка успешной интеграции в глобальную экономику.Формирование «полиязычия» - процесс сложный и длительный, очень важный с позиции сложившихся политических и экономический реалий современности. Полиязычие помогает сохранить исчезающие языки и культуры, Ч. Айтматов писал о «полилингвизме» следующее: «бессмертие народа – в его языке. Каждый язык велик для своего народа. У каждого из нас есть сыновий долг перед народом, нас породившим, давшим нам самое большое свое богатство – свой язык: хранить чистоту его, приумножать богатство его. Но вот мы сталкиваемся с новой диалектикой истории. Современное человеческое общество находится в постоянно всевозрастающем контактировании, что все более становится общей жизненной и культурной необходимостью. В этих условиях каждому человеку надо владеть несколькими языками».
В настоящее время, когда   контакты   с  другими    странами  становятся всё теснее, знания  иностранных   языков   играет  важную  роль. Невозможно представить, что существуют страны, люди которых владеют только одним языком. И в реальности нет цивилизованных государств, где жила бы только одна нация, говорящая на одном языке. Европейцы говорят: «Каждый из нас говорит на своем родном языке, но мы понимаем друг друга». Полиязычие, как одно из важнейших направлений развития человечества осознавалось давно. Современные молодые люди, как правило, владеют несколькими языками или хотят изучать языки. Это все веление времени.
В эпоху глобализации и тесного сотрудничества с цивилизованными государствами мы должны демонстрировать миру свои национальные ценности, овладевать достижениями передовых технологий. Для достижения этих целей нам необходимо знание языков, обогащающих нашу жизнь. Они  делают  возможным  чтение  иностранной  литературы, общение с  представителями  других  стран, знакомство  с  их  культурой, экономикой, наукой  и  техникой. Итак, история общества показывает, что процветание общества зависит не только от экономики и техники и даже не от общей культуры, а от культуры слова, а значит, для нормального формирования и развития любого многонационального государства необходимо полиязычие.
Исторически сложилось, что Казахстан – страна многонациональная. Люди разных национальностей, живущих в Казахстане, знакомятся с языками представителей других национальностей. Сегодня уделяется большое внимание изучению языков народов, населяющих Казахстан. По государственной программе учебники нового поколения издаются в стране на шести языках: казахском, русском, уйгурском, узбекском, турецком и немецком. На данный момент казахский язык является государственным, а русский язык – язык межнационального общения. Русский язык начал получать широкое распространение в Казахстане в начале 20 века, после установления советской власти, депортации и переселения различных этнических групп. Тогда основополагающим на всей территории Советского Союза был русский язык, он и стал языком межнационального общения. Русский язык используется практически во всех сферах жизнедеятельности страны: устном бытовом общении; письменном официальном и неофициальном общении: на нем созданы и создаются художественные произведения различного жанра и общественно-политическая литература; письменном научном общении: пишутся научные труды, защищаются докторские и кандидатские диссертации; средствах массовой информации всех видов: пресса, телевидение, радио, Интернет; официальный статус русского языка в Казахстане закреплен «Законом о языках»; используется на уровне межгосударственного общения.
Если учесть, что обучение осуществляется на государственном, казахском, и языке межнационального общения, русском языках в школах, колледжах и вузах, а в учебных планах всех учебных заведений предусмотрено изучение, кроме русского, еще, как минимум, одного иностранного языка, то можно говорить, что в Казахстане уже сформировалась двуязычная ситуация и имеется тенденция полиязычного образования.«Сейчас в Казахстане в основном утвердилось двуязычие как важнейшее направление культуры межнационального общения. Человек, владеющий кроме родного языка языком другого народа, получает возможность общаться с большим количеством людей, приобщаться к материальному и духовному богатству, выработанному носителями языка другого народа, ближе и глубже знакомиться с его историей, культурой»
По мнению Президента: «...Казахстан уникален и силен своей многонациональностью. На его земле сформировалось уникальное поликультурное пространство… Поликультурность Казахстана - это прогрессивный фактор развития общества. Евразийские корни народов Казахстана позволяют соединить восточные, азиатские, западные, европейские потоки и создать уникальный казахстанский вариант развития поликультурности».
Сегодня в Казахстане внедряется Программа полиязычного образования, являющаяся уникальной и подразумевает, в отличие от западных аналогов, параллельное и одновременное обучение на трех языках.
Мы всё чаще сталкиваемся с тем, что знание иностранного языка становится жизненной необходимостью. В наше время изучение иностранных языков является важным аспектом жизни современного человека. Самым востребованным языком в настоящее время является английский язык. Он является родным для более чем 600 000 000 человек, но это по скромным подсчетам. Некоторые источники называют более впечатляющие цифры (до 1,2 миллиарда). В более чем в 30 странах мира, таких, например, как Австралия, Гана, Индия, Барбадос, Багамы и многих других, он является государственным. Владение английским языком становится нормой для научно-технической интеллигенции большинства развитых стран. Без английского языка практически невозможно в наше время претендовать на более высокий служебный статус, и тем более устроиться на престижную, высокооплачиваемую работу, отсюда и огромное желание у учащихся овладеть речевой деятельностью на иностранном языке. В этом им должны помочь практические занятия по иностранному языку в общеобразовательных школах. Английский язык занимает 1 место в мире среди иностранных языков, изучаемых в средней и высшей школах. В Казахстане, например, английский язык изучают порядка 70 % учащихся и студентов средних и высших учебных заведений.
Поликультурное образование в Республике Казахстан на сегодняшний направлена на развитие и реализацию политики трехъязычия. Именно образование является важнейшим этапом в процессе формирования и развития поликультурной личности, этапом, когда осознанно формируются основные ценности и жизненные принципы. Организация образования республики Казахстан внедряют политику трехъязычия через обучение казахскому, русскому и английскому языкам с 1 класса. Обучение в школах будет преподаваться через активные методы обучения, которые приучают школьника творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализуя усвоенные им средства и способы работы. Обновленная образовательная программа позволяет использовать разные формы работы (индивидуальные, парные, групповые, коллективные),  поэтому она является одним из самых действенных способов организации речевого взаимодействия учащихся на уроке. Учащиеся будут одновременно развивать 4 вида речевых навыков: слушание, говорение, чтение и письмо. Учащимся предлагается определенная, взятая из реальной жизни проблема, знакомая и значимая для них. Работа над учебным проектом превращает образовательный процесс из скучной «принудиловки» в результативную, созидательную, творческую работу. Речевое общение на уроках вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, путешествия и т.п.). При изучении английского языка учащемуся приходится оперировать другой системой знаков. Синтаксические конструкции и грамматика развивают способности к анализу и синтезу, запоминание лексических единиц – оперативную память, изучение не только отдельных слов, но и контекста в целом – языковую догадку, сообразительность и внимание. Язык учит ребёнка мыслить логически, а также выбирать правильный вариант из множества значений каждого отдельно взятого слова.
Полиязычие – основа формирования поликультурной личности. Полиязычным можно назвать человека, говорящего, понимающего и умеющего в различных ситуациях общения пользоваться иностранными языками. Изучение иностранного языка еще не говорит о получении образования. О полиязычном образовании можно говорить в тех случаях, когда на изучаемом иностранном языке преподаются еще другие учебные дисциплины, например, литература изучаемого языка, страноведение и т.п. Обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в Республики Казахстан, в том числе в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования. Современное образование предъявляет высокие требования к учащимся в овладении иностранными языками. Система принципов обучения в системе полиязычия: казахский язык – русский язык – английский язык;
- изучение языков идет параллельно, языки не пересекаются, опорой является родной язык; - обучение иностранному языку это обучение речевому мышлению, овладение новыми средствами выражения мыслей и мира изучаемого языка;  Развитие полиязыкового сознания личности; 
- алгоритм развития речи; мысленная, устная – письменная; коммуникация. 
«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, — неоднократно подчёркивал Президент, — население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык —    государственный язык, русский язык — как язык межнационального общения и английский язык —    язык успешной интеграции в глобальную экономику».
Для казахстанцев идея триединства языков особенно важна, поскольку сформулирована была Президентом страны как ответ на вызов времени, как решение насущной жизненной потребности общества, активно интегрирующегося в глобальный мир. Интеграция Казахстана в мировое сообщество зависит сегодня от осознания и реализации простой истины: мир открыт тому, кто сможет овладеть новыми знаниями через овладение доминирующими языками. Итак, изучение иностранного языка – это не просто дань моде или чья-либо прихоть, а процесс получения знания, которое жизненно необходимо в современном обществе, развивающемся в направлении ко всеобщей глобализации.