Формирование этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста через ИЗО

Калимуллина Айгуль Наильевна
воспитатель
МАДОУ д/с №16 «Ромашка»
г.Бирск, Республика Башкортостан
Апсатарова Светлана Вячеславовна
воспитатель
МАДОУ д/с №16 «Ромашка»
г.Бирск, Республика Башкортостан
Суфиярова Гульнара Минниахметовна
учитель башкирского языка и литературы
МБОУ «СОШ №4»
г. Бирск, Республика Башкортостан
«Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»
Аннотация: Наблюдающийся в последние годы активный рост национального самосознания вызвал у народов нашей страны повышенный интерес к своей истории и традиционной культуре. Этнокультура каждого народа имеет свой уникальный пласт материальных и духовных ценностей, который содержит мощный воспитательный потенциал для развития и формирования полноценной личности. Признание приоритета этнокультуры и общечеловеческих ценностей требует поиска новых способов и возможностей включения в эту область детей разного возраста, в период формирования личности.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, недостаточность методических разработок для детей дошкольного возраста обусловили выбор темы исследования «Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»
Цель исследования: поиск педагогических условий формирования этнокультурой компетенции детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования этнокультурной компетенции старших дошкольников.
Предмет исследования: формирование этнокультурой компетенции детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования послужило предположение о том, что формировать этнокультурную компетенцию у детей старшего дошкольного возраста возможно при реализации следующих педагогических условий:
- создать развивающую предметно-пространственную среду, в которой возможна активизация самовыражения детей в изобразительной деятельности;
- использовать активные формы и методы обучения (игровые, эвристические, диалогово-игровые, проектные, интегрированные методы и др.);
- организовать взаимодействие ДОУ и семьи по повышению этнокультурной компетентности родителей.
Задачами исследования:
1. Проанализировать теоретические основы формирования этнокультурой компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
2. Выявить уровень сформированности этнокультурной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить и экспериментальным путем проверить педагогические условия формирования этнокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
4. Сформулировать выводы и разработать педагогические рекомендации.
Ключевые слова: этнокультурная компетентность, этнокультура, изобразительная деятельность, формы и методы обучения.
Исследовательская работа осуществлялась с сентября 2013 по май 2014 гг. на базе МАДОУ Детский сад №16 «Ромашка» г. Бирска. Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В эксперименте приняли участие дети двух старших групп (5-6 лет) в количестве 40 человек.
На первом, констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы (сентябрь 2013 г.) мы изучили и проанализировали научно-методическую литературу, разработали методики обследования уровня сформированности этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста, определили критерии оценки, определили контрольную и экспериментальную группы, провели диагностику уровня сформированности этнокультурной компетентности детей контрольной и экспериментальной групп. Нами были выделены следующие уровни усвоения старшими дошкольниками этнокультуры:
низкий (критический);
средний (допустимый);
высокий (оптимальный).
Низкий уровень усвоения этнокультуры характеризуется отсутствием верных представлений об этнокультуре, то есть: знание 2-3 народных подвижных игр, названий некоторых праздников, пословиц, поговорок, загадок и редкого их использования; неумением отличать народные ремесла, использовать знания о народных традициях в самостоятельной деятельности или игре; незнанием истории и элементов народных костюмов и жилища; поделка и рисунок производится в совместной работе с педагогом.
Средний уровень усвоения этнокультуры старшими дошкольниками характеризуется верными представлениями о традициях, но они имеют фрагментарный характер. Ребенок знает некоторые пословицы, поговорки, загадки и использует их в речи, знает несколько сказок, легенд, сказочных героев, умеет узнавать их. Знает некоторые элементы народных костюмов и жилища, народные игры и умеет объяснить правила некоторых из них, умеет разворачивать игровую деятельность только при помощи взрослых. Знает название некоторых народных праздников и принимает активное участие в них. Не всегда сам различает художественные ремесла, рисунок или поделка создается только после полного показа педагогом.
Высокий уровень усвоения этнокультуры характеризуется верными представлениями об этнической культуре народов, проживающих в республике. Дошкольник знает пословицы, поговорки, загадки и использует их в активной речи, знает содержание народных сказок, легенд, сказочных героев, умеет узнавать их в литературных произведениях и произведениях изобразительного искусства. Знает историю национального костюма, особенности национального жилища, народные подвижные игры и умеет самостоятельно организовывать их. Принимает осмысленное и активное участие в народных праздниках, знает название праздников и умеет объяснить, что это за праздник и самостоятельно делает творческие рисунки и поделки, умеет оценить свою работу и работу других.
Результаты констатирующего эксперимента (сентябрь 2013 г.)
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Как видно что, в контрольной, и в экспериментальной группах преобладают низкий и средний уровень сформированности этнокультурной компетентности.
Формирующий этап опытно-экспериментальной работы был направлен на преобразование условий, в которых осуществлялся процесс формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.
Нами выделены следующие педагогические условия эффективного формирования этнокультурной компетентности старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности:
- создание развивающей предметно-пространственной среды, в которой возможна активизация самовыражения детей в изобразительной деятельности;
- использование активных форм и методов обучения (игровые, эвристические, диалогово-игровые, проектные, интегрированные методы и др.);
- организация взаимодействия ДОУ и семьи по повышению этнокультурной компетентности родителей.
На формирующем этапе эксперимента нами был разработан и реализован в экспериментальной группе перспективный план по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством русского, башкирского и марийского народов.
В октябре- декабре 2013 года работа велась по ознакомлению с культурой и традициями башкирского народа. В этот период проводились подвижные игры «Юрта» «Черный, белый не говорить», «Медведь и пчелы», «Перетягивание каната», «Лиса и заяц», настольно – печатные игры: «Башкирская посуда», «Башкирские узоры», «Узнай свой элемент башкирского орнамента». В ходе организованной образовательной деятельности проводились рассматривание и беседы по репродукциям Кащеева Ф.А. "Башкирский кумыс", "У колыбели", "Утро. Семья", "Фархи-апа", "Башкирский мед». Детальное рассматривание башкирского костюма.
Особое внимание уделяли художественному творчеству детей. В изодеятельности организовали работу по башкирскому орнаменту. Знакомство с деталями, цветовой гаммой, названиями орнамента. Составляли композицию башкирского орнамента «Башкирский сапожок», «Юрта», «Укрась посуду».
Также знакомили с башкирскими народными сказками, песнями, танцами. Провели развлечение «Мой Башкортостан».
Погружение в русскую культуру и традиции проводилось с января по март 2014 года. Проводили русские народные игры «Ручеек», «Удочка», «Займи мое место», «Крашенки», «»Перетяжка», «Завивайся плетенышек», «Казаки», «Пятнашки», Метелица». Хороводная игра: «Шла коза по лесу». Также рассматривали и беседовали по репродукциям русских художников. Изучили русский народный костюм, детали русского орнамента. Рисовали «Русскую матрешку- игрушка России», «Декоративное блюдо» (золотая хохлома), «Холодные цветы в холодной вазе» (гжельская роспись, знакомство с холодными оттенками),роспись «Жостовское панно», лепили дымковскую игрушку «Водоноски у колодца» и др.
С марийской культурой мы познакомились в апреле 2014 года. Играли в «Золотые ворота», «Два круга», «Барабанные палочки», «Угадай, чей костюм», «Найди одинаковые узоры», «Определи вид декоративно-прикладного искусства», «Раньше - теперь», «Придумай свой узор».
Узнали мирийских художников Григорьева «Девочка в марийском платье», А. Бутов «Мелодии Тойдемара», Ю. Белкова «На марийской свадьбе»
Знакомство с марийским орнаментом проводилось рассматриванием марийского национального костюма, с традиционной марийской вышивкой.
В изодеятельности дети делали аппликацию «Укрась фартук марийским узором», «Полотенце»рисовали «Русская и марийская матрёшка», лепили «Утварь народа мари», «Пирожки»
Был составлен и реализован план работы с родителями по формированию этнокультурной компетентности детей. Разработаны консультации для родителей: «Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности», «Знакомство старших дошкольников с культурой других народов», «Приобщение детей к народной культуре и традициям», «Марийская культура». Проводились анкетирования родителей по темам: «Башкирская народная культура», «Приобщение к основам русской народной культуры», «Народное искусство в жизни вашей семьи».Оформляли альбомы, папки-пердвижки«Башкирская народная одежда», «Игры – упражнения по рисованию различными способами», «Интересная культура» и др.
Создана необходимая развивающая предметно-развивающая среда в группе. Уголки по башкирской, русской и марийской культуре, где были представлены национальная одежда, вышивка, кухонная утварь, репродукции картин.
Нами были вновь проведены дни погружения детей в этнокультуру народов республики. Определялся интерес к своей и другой этнокультуре; потребность в приобретении знаний и способов деятельности; использование опыта и трансформация его в новые условия; проявление готовности к поиску новых рациональных способов в изобразительной деятельности.
Оценивание показателей уровня сформированности этнокультурной компетентности детей на контрольном этапе проводилось по аналогичным методикам, примененным на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы.
Результаты контрольного эксперимента (май 2014 г.)
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов свидетельствуют о положительных результатах. Положительная динамика прослеживается в обеих группах, но в экспериментальной группе этот рост более значителен.
Таким образом опытно-экспериментальная работа способствовала уточнению, углублению и дифференциации знаний, представлений детей экспериментальной группы о культуре и быте народа.
При определении своей национальной принадлежности у детей экспериментальной группы не наблюдалось путаницы и смешения одного понятия с другими. Их аргументация стала более обоснованной и осознанной, намного углубились представления о республике, её символике, о народах, в ней проживающих, дети самостоятельно использовали свои знания о декоративно-прикладном искусстве в изобразительной деятельности.
У детей экспериментальной группы отмечается повышенный интерес к жизни своего народа и развитию дружелюбного толерантного отношения к представителям других культур.
Все это дает основание сделать вывод о том, что созданные нами в экспериментальной группе педагогические условия формирования этнокультурной компетентности в процессе изобразительной деятельности являются более эффективными, чем используемые в массовой практике дошкольных образовательных организаций.
При формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по этнокультуре в процессе изобразительной деятельности необходимо учитывать основные принципы педагогической деятельности:
- от простого к сложному, от близкого к далекому;
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельностный подход (дети самостоятельно выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления);
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
При формировании этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности соблюдении следующих педагогических условий:
Целенаправленно и планомерно реализовать перспективный план по формированию этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности реализуется целенаправленно и планомерно во всех видах деятельности в течение учебного года;
Использовать в образовательном процессе используются разнообразные, в т.ч. и инновационные методы и средства обучения и воспитания детей;
Создать в группе соответствующую предметно-развивающей среды;
осуществлять воспитательно-образовательный процесс в тесном сотрудничестве с семьей;
при планировании и организации образовательной работы учитывать индивидуальные и возрастные особенности, интересы и увлечения детей.
Список литературы:
1.Бабынина, Т.Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой: дис. канд. пед. наук / Т.Ф. Бабынина. Екатеринбург, 2001.
2.Библер, В.С. Культура. Диалог культур.: Опыт определения // Вопросы философии. 2006 год. № 6.
3.Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская, Г.А.Берлиус // Педагогика. 2006. - № 5
4.Бузко, И. А. Хрестоматия для дошкольников. / И. А. Бузко. – М.: Детская литература, 2000.
5.Волков, Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса / Г.Н. Волков. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001. - 160с














































Root Entry