Фенологические наблюдения в природе для детей 4-5 лет

Фенологические наблюдения в природе (декабрь, январь, февраль 2014г.).
Наблюдения за живой природой

Дата
Наблюдения за неживой природой
Дата
Взаимодействие человека с природой
Дата
Художественное слово
Дата

Наблюдение «Растительный мир зимой».
Продолжать знакомить детей с изменениями в природе, происходящими в разные времена года. Предложить детям раскопать под снегом траву. Обратить внимание детей на то, что трава замерзла, она темно-желтого или коричневого цвета, но можно найти на пригорках и зеленую, сохранившуюся под снегом траву. Корни травы перезимуют под снегом, и весной она снова начнет расти.

Наблюдение за воробьями.
Продолжать знакомить детей с изменениями в жизни птиц в разные времена года. Актуализировать знания детей о поведении воробьев летом и осенью (шустрые, проворные, веселые, драчливые), предложить рассмотреть этих птиц, охарактеризовать их поведение зимой. Обсудить с детьми, почему изменилось поведение птиц. Развивать любознательность, любовь к птицам, заботливое отношение к ним.

Наблюдение за птицами.
Помочь детям, используя их умение составлять описание птиц, придумать загадки о зимующих птицах (ворона, воробей, галка, голубь), учить давать им сравнительную характеристику; выделять особенности внешнего вида птиц.

Наблюдение за голубем.
Предложить детям рассмотреть птицу, помочь составить коллективный описательный рассказ о ней, учить внимательно слушать и дополнять высказывания товарищей. Дополнить знания детей о местах обитания голубей, их образе жизни.

Наблюдение за вороной.
Расширять представления детей о зимующих птицах, учить узнавать ворону среди других птиц, называть её характерные признаки. Обсудить с детьми, почему птицам зимой трудно находить корм, выяснить, как мы можем помочь птицам, позаботиться о них.

Наблюдение «Ель зимой».
Предложить детям рассмотреть ель, её снежный «наряд», обсудить, почему ель не сбрасывает на зиму листья. Предложить детям рассказать, от чего предохраняет ель большой сугроб, расположенный под нижними ветвями.

Наблюдение за деревьями зимой.
Предложить детям рассмотреть снежный покров вокруг лиственных деревьев, высказать предположения о том, почему на снегу лежит много сломанных веток. Рассказать детям о том, что в морозы ветви деревьев становятся хрупкими, легко ломаются от ветра, поэтому к ним нужно относиться особенно бережно.

Наблюдение за рябиной зимой.
Продолжать знакомить детей с особенностями различных деревьев, рассказать детям, как деревья готовятся к зиме. Предложить рассмотреть ствол, ветви, ягоды, рассказать по результатам наблюдений, какие птицы питаются ягодами рябины.

Рассматривание стволов деревьев.
Предложить детям сравнить между собой стволы разных деревьев по размеру, цвету, качеству поверхности, учить детей узнавать деревья по стволу.

Наблюдение «Птицы зимой».
Организовать наблюдение за птицами, прилетающими на участок, предложить детям назвать знакомых им птиц, рассказать о них по результатам наблюдения. Формировать заботливое отношение детей к пернатым.

Наблюдение за кошкой.
Обратить внимание детей на особенности движений кошки (мягкие, грациозные), её осторожность, предложить детям составить рассказ о кошке, завершая начинаемые воспитателем предложения.

Наблюдение за птицами.
Предложить детям рассказать, чем питаются птицы зимой, дополнить ответы детей, пояснить, почему птицам особенно важно хорошо питаться в мороз. Обсудить с ребятами, чем люди могут помочь птицам, покормить птиц.

Наблюдение за собакой.
Уточнять и расширять представления детей о домашних животных, учить по результатам наблюдения составлять рассказ – описание и рассказ – фантазию о домашних животных и их детенышах.

Наблюдение «Деревья в феврале».
Предложить детям рассмотреть деревья, «послушать», что они рассказывают нам, правильно назвать деревья, составить о них небольшие рассказы – описания и рассказы – фантазии. Предложить детям продолжить фразу: «Летом на этом дереве».

Наблюдение за домашней собакой.
Предложить детям составить рассказ о собаке по результатам наблюдения или из личного опыта, учить отвечая на вопросы воспитателя, рассказывать о том, почему люди нередко заводят домашних питомцев, за что ребята любят своих собак.

Наблюдение за снегирем.
Предложить детям рассмотреть снегиря, выявить отличительные особенности этих птиц, обратить внимание детей на то, что самцы и самки имеют разную окраску. Предложить ребятам попытаться как можно точнее передать звуки, которые издают снегири.

Наблюдение за растениями зимой.
Предложить детям высказать предположения о том, сохранилась ли под снегом трава, которую ребята видели в начале зимы, проверить свои догадки. Обратить внимание детей на то, как выглядит трава.

Наблюдение за синичкой на кормушке.
Обратить внимание детей на белую шапочку и белые щечки. Посмотреть, как синица качается на ветках, как ест сало (рассказать, что это любимое угощение синички). Понаблюдать, как она зажимает лапкой, ест не на кормушке, а на дереве или другом месте.
16.12





















17.12























18.12













19.12













22.12













25.12













26.12


















15.01













22.01









2.02













3.02












5.02












9.02










10.02














13.02














17.02













25.02












27.02
Наблюдение: качество снега.
Приучать детей описывать снег, замечая его основные характеристики: белый, холодный, сверкает на солнце; падает хлопьями или отдельными снежинками. Рассмотреть с детьми снежинки, отметить их разнообразие. Познакомить с понятием «снегопад».

Наблюдение за снегопадом.
Учить детей выделять наиболее характерные изменения в природе зимой, обратить внимание детей на то, что во время снегопада все вокруг меняется, снег ложится на предметы и деревья. Развивать интерес к окружающему, учить отражать в речи полученные впечатления.

Наблюдение за солнцем.
Организовать наблюдение за солнцем, помочь установить при помощи несложных опытов, что зимой солнце греет слабо, выяснить, что оно поднимается не высоко, путь его по небу становится короче.

Наблюдение за силой ветра.
Учить детей определять направление ветра с помощью вертушки, определять силу ветра различными способами, рассказать о ветре (сильный, резкий, холодный и т.д.).

Наблюдение за формой снежинок.
Актуализировать и дополнить знания детей о трех состояниях воды. Предложить детям поймать на руку снежинку и рассмотреть её, обратить внимание детей на то, что снежинки бывают разной формы. Учить детей замечать красоту неживой природы.

Наблюдение природы зимой.
Продолжать знакомить детей с характерными особенностями природы зимой (обратить внимание детей на то, что на улице после снегопада все покрыто снегом). Учить детей любоваться красотой зимней природы и отражать свои впечатления в речи.

Наблюдение за солнцем.
Продолжать знакомить детей с объектами неживой природы, учить видеть изменения, происходящие с солнцем в различные сезоны года, показать детям взаимосвязь между положением солнца на небосклоне, длиной дня и температурой воздуха.

Наблюдение за одеждой детей.
Продолжать знакомить детей с особенностями времен года, изменениями в жизни людей. Обратить внимание детей на то, как они одеты, актуализировать их знания об осенней одежде, сравнить её с зимней одеждой. Учить устанавливать связи между состоянием погоды и одеждой детей.

Наблюдение «Лед на лужице».
Помочь детям выявить различные свойства тонкой корки льда на лужах: лед прозрачный (через него можно увидеть листья, палочки, соринки), хрупкий (если подбросить кусочек льда, то он разобьется на мелкие кусочки, его можно сломать палкой).

Наблюдение «Цветные льдинки».
Познакомить детей со свойствами льда (прозрачный, хрупкий). Предложить детям рассмотреть участок через цветные льдинки и через корочки льда с поверхности луж, сравнить увиденное (лед прозрачный). Развивать интерес к зимним прогулкам.

Наблюдение за небом.
Учить детей наблюдать за небом, видеть связанные с ним явления, отличительные черты зимнего неба (снеговые облака, серый цвет и др.), развивать наблюдательность.

Наблюдение «Следы птиц на снегу».
Предложить детям рассмотреть следы на снегу, предположить, какие из них принадлежат птицам, обсудить, кто мог оставить остальные следы. Учить детей «читать» следы (два следа рядом – птица прыгала, следы в цепочку – птица шагала, следы прервались – птица взлетела). Развивать у детей наблюдательность, интерес к жизни птиц.

Наблюдение за состоянием погоды.
Приучать детей замечать изменения в погоде, отметить: изменился ли ветер (направление, сила ветра), стало холоднее или теплее, подвести детей к выводу о том, что день стал короче.

Наблюдение «Иней на деревьях».
Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы, характерными для зимнего периода. Предложить рассмотреть ветки, покрытые инеем, рассказать о природе этого явления. Учить видеть красоту зимней природы, отражать свои впечатления в творческой деятельности.

Наблюдение «Природа зимой».
Сформировать у детей представления о зимних явлениях природы, учить называть правильно их, рассказывать о погоде, характерной для данного времени года.

Наблюдение за движением снежинок во время снегопада.
Учить детей видеть и выделять особенности объектов неживой природы, учить называть форму снежинки, число лучиков, давать развернутую характеристику по результатам наблюдений.

Наблюдение на участке «Как скрепит снег?».
В морозный день предложить детям прислушаться, прогуливаясь по заснеженным дорожкам, выслушать предположение детей по вопросу о том, почему в морозную погоду снег скрипит, а оттепель – нет.

Наблюдение за гололедом.
Познакомить детей с таким сезонным явлением, как гололед, объяснить природу этого явления, обсудить с детьми, какие свойства льда (твердый, хрупкий, гладкий, скользкий) обуславливают опасность гололеда.

Наблюдение «Следы на дорожках».
Учить детей различать следы животных и людей, называть их характерные признаки, рассказать по следам о том, как они появились на снегу, развивать наблюдательность, логическое мышление.

Наблюдение «Узоры на стекле».
Продолжать знакомить детей с зимними явлениями природы, обратить их внимание на то, что стекла окон разрисованы красивыми узорами, объяснить детям природу этого явления.

Наблюдение «Зимний ветер».
Учить детей определять, какой ветер (порывистый, сильный, слабый), называть словами действия ветра («играет» с ветками деревьев, проводами, «воет» и т.д.).

Наблюдение «Оттепель».
Познакомить детей с таким явлением природы как оттепель, обратить внимание на изменение свойств снега (во время оттепели он становится липким), на то, что с крыш капает вода. Расширять представления детей о явлениях природы и состоянии погоды.

Наблюдение «Ветер и небо».
Предложить детям отметить характер ветра (слабый, сильный, порывистый, холодный), рассмотреть, как движутся облака по небу, отметить, совпадает ли направление ветра и направление, в котором движутся облака.

Наблюдение за солнцем в зимний день.
Учить детей давать характеристику погоды по наличию или отсутствию солнца на небе (ясно или пасмурно), подвести ребят к пониманию зависимости температуры воздуха от солнца, формировать представление о том, что для жизни на земле необходимо солнце.
Наблюдение «Где растут сосульки».
Обратить внимание детей на то, где «растут» сосульки, выяснить, как и почему это происходит, познакомить ребят с понятием «капель». Актуализировать и систематизировать знания детей о признаках зимы.

Наблюдение «Ветер в феврале».
Рассказать детям о том, что в феврале особенно часто дуют ветры, поднимается метель, ветер очень холодный. Обратить внимание детей на поведение людей в ветряный день, рассказать о действиях людей по результатам наблюдения (поднимают воротники, кутаются в шарф, передвигаются быстро, отворачиваются от ветра).

Наблюдение «Метель в феврале».
Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе, рассказать о природе возникновения данного явления. Предложить детям сравнить, как падает снег в безветренную погоду, и как он движется при сильном ветре, как он покрывает землю.

Наблюдение «Одежда взрослых».
Формировать у детей представления о сезонной одежде, уточнить названия предметов одежды, их частей, учить детей составлять описание, называть качества одежды.

Наблюдение за метелью и поземкой.
Продолжать знакомить детей с сезонными явлениями. Обратить внимание детей на то, как движется снег, как воет ветер. Предложить по результатам наблюдения рассказать, что такое метель, что называют поземкой.

Наблюдение снега в феврале.
Обратить внимание детей на то, что снег на участке имеет разные оттенки и неоднороден по структуре, предложить высказать предположения о том, какие изменения и почему происходят со снегом в разных местах участка.

Наблюдение за средствами транспорта.
Актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей об общественном транспорте, правилах дорожного движения.
1.12















2.12














3.12











4.12










5.12














8.12














9.12












11.12
















12.12













15.12














23.12









24.12


















29.12










30.12















12.01









13.01












14.01












16.01












20.01











21.01











23.01










26.01
20.02













29.01












6.02














11.02












12.02

















16.02














18.02











19.02












24.02













26.02
Наблюдение за трудом дворника.
Организовать наблюдение, учить детей осмысленно отвечать на вопросы по результатам наблюдения.
(«Как расчищают снег?», «Для чего это делают?», «Зачем посыпают песком дорожки?»). Воспитывать уважение к труду дворника.

Коллективный труд. Постройка горки.
Учить детей распределять обязанности в коллективной работе, договариваться о взаимодействии, согласовывать свои действия с действиями товарища.

Утепление снегом корней деревьев.
Обсудить с детьми, как при помощи холодного снега можно уберечь корни растений от мороза, предложить ребятам сделать из снега теплое одеяло для корней деревьев, рассказать, что нам для этого понадобится, как нужно действовать. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Оказание посильной помощи дворнику.
Организовать наблюдение за работой дворника, обсудить назначение различных трудовых операций, технику их выполнения. Предложить детям выбрать, какую работу каждый из них мог бы взять на себя. По окончанию работы обсудить, какой результат мы получили, какие чувства испытывают ребята, наведя порядок, оказав помощь дворнику.

Чистка дорожек от льда и снега.
Совершенствовать навыки работы с лопатками; воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Расчистка дорожек.
Предложить детям осмотреть участок, определить, какие дорожки необходимо расчистить. Учить детей работать лопаткой, действовать сообща, доводить начатое дело до конца, гордиться полученными результатами.

Расчистка дорожек к кормушке.
Совершенствовать умение детей пользоваться лопатками для уборки снега, учить действовать сообща, помогать друг другу.

Кормление птиц на участке.
Учить детей насыпать в кормушку заранее приготовленный корм (ягоды рябины, кусочки хлеба, сало, семечки), прививать любовь к птицам, поощрять стремление заботиться о них.

Кормление птиц.
Помочь детям правильно разложить в кормушки приготовленный ими для птиц корм.

Укрывание стволов деревьев снегом.
Обсудить с детьми назначение данной трудовой операции, выяснить, как холодный снег «греет» растения. Учить детей работать сообща, воспитывать трудолюбие.

Сбор снега для постройки зимнего городка.
Учить детей носить снег на носилках, собирать его в горки, выполнять постройки из снега.

Наблюдение за работой грузчика.
Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, желание помогать.

Сгребание снега для постройки ледяных фигур.
Обсудить с детьми, где можно собрать снег для построек так, чтобы заодно убрать снег, который мешает людям ходить. Учить детей работать сообща, добиваться цели общими усилиями.

Наблюдение за работой снегоуборочной техники.
Предложить детям понаблюдать за работой машины, рассказать, как она убирает снег, для чего люди создают снегоуборочные машины.

Наблюдение за работой дворника.
Расширять представления детей о труде дворника в зимнее время года, обсудить назначение отдельных видов деятельности (скалывание льда со ступенек крыльца д.с., расчистка дорожек). Воспитывать уважение к труду взрослых.

Кормление птиц на участке.
Актуализировать знание детей о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках, воспитание бережного отношения к зимующим птицам, стремления заботиться о них.

Чистка тротуара от снега.
Обсудить с детьми, какие неудобства сами ребята, дети других групп, работники д.с. испытывают из-за того, что тротуар занесен снегом, помочь выявить важность предстоящей работы, необходимость её добросовестного выполнения. В процессе чистки снега знакомить с его свойствами.

Окучивание снегом деревьев на участке.
Обсудить с детьми назначение выполняемой работы, предложить выбрать необходимые инструменты, договориться о совместной деятельности.
10.12
26.12











12.12










24.12
29.12













25.12

















31.12







14.01
03.02










19.01








20.01











21.01





23.01










26.01







27.01






28.01











31.01








4.02












6.02
25.02









10.02














23.02


















Белым снегом все покрыло
И деревья и дома.Свищет ветер легкокрылый:
«Здравствуй, зимушка-зима!»
(Г. Ладонщиков).

Летят снежинки, летят снежинки,
Вопят приятели – дружки.
Один в снегу, другой в снегу.
Никто не хочет быть в долгу.
(А. Барто).

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
(потешка).

Ветер – ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину
Чтоб идти было в силу.

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
(З. Александрова).

Снег, снег кружится,
Белая вся улица,
Собрались мы в кружок,
Завертелись как снежок.
(А. Барто).

Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнатку,
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
(А. Барто).

Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Прыг, прыг, прыг, прыг.
Мы с морозом подружились, как снежинки закружились.
Да-да, да-да-да.
(О. Высотская).

«Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.»
(С. Есенин).

Озябли пташки малые,
Галодные, усталые,
И жмутся поплотней.
(С. Есенин).

Голуби, голуби, раз, два, три,
Прилетели голуби – сизари.
Сели и нахохлились у дверей,
Кто накормит крошками сизарей?
(И. Токмакова).

Наша елка зелена,
И нарядна и стройна.

Ни листочка, ни травинок,
Тихим стал наш сад,
И березки и осинки
Скучные стоят.

«Стали дни короче»
(И. Суриков).

Красную ягодку
Дала мне рябинка
Думал я, что сладкая,
А она как хина.
То ли это ягодка
Просто недозрела,
Толь рябинка хитрая
Подшутить хотела.
(И. Токмакова).

Вновь для птиц кормушки ставят,
Насыпают в них корма.
И поют пичуги в стаях:
«Здравствуй, зимушка-зима».
(Г. Ладонщиков).

Мороз в окно глядит и дышит,
И на стекле узоры пишет,
А против мерзлого окна,
Дыханьем дедушки Мороза
В порчу и жемчуг убрана.
Стоит кудрявая береза
(С. Дрожжин)

Зерен хочется синичке.
Но в кормушку сесть боится.
«Будь смелее, не робей!» -
Приглашает воробей.
(Г. Ладонщиков).

Очень плохая привычка у Юльки,
Любит сосать ледяные сосульки
Глупая Юлька глотает и рада,
Будто бы съела 100грамм шоколада.
Однажды ангиной она заболела
И больше ни разу сосульки не ела.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
(А. Пушкин).

«Наша Маша маленькая»
(потешка).

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
(С. Есенин).
1.12






5.12







3.12



4.12




2.12





8.12





9.12






11.12







17.12




18.12




19.12







25.12


26.12




12.01


15.01









20.01







21.01








5.02
27.02





11.02












16.02





18.02


19.02