Творческий проект по декоративно-прикладному искусству Благовест.Лепка из соленого теста.


«Благовест»
Автор: Горелова Валерия (11 лет) – 5 класс
(10.12.2002г.)Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №23 им. Героя Советского Союза Ачкасова С.В.»
Курского района Курской области
Кружок «Палитра»
Педагог: Слободяник Валентина Михайловна

2016 г.
Аннотация
Таким давним кажется стихотворение Сергея Есенина «Пасхальный благовест»
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за деревней
Замирает звон.
А ведь из года в год описанное поэтом действо повторяется и удивляет каждого своей торжественностью и неповторимостью…
Русская деревня – хранительница традиций, православной веры, истоков народного искусства, мудрости, воспитательница трудолюбия, взаимоуважения.
Образ православной русской деревни присутствует во многих рисунках ученицы, участницы школьного кружка изобразительного искусства «Палитра» Валерии Гореловой. Рисунки и стали эскизами для работы над декоративным панно.
«Благовест» - воплощение замысла юной художницы, ученицы 6 класса.
Данное панно выполнено из соленого теста, мешковины, кружевной тесьмы и бечевки.
В центре композиции – Ангел Божий, извещающий людям благую весть. Ангел вознесся над маленькой деревушкой, раскинувшейся на холмах. Небольшая церквушка с золоченым куполом – центр деревенской «вселенной». Большой колокол - благовестник – участник православного действа.
Элементы панно выполнены из соленого теста, частично раскрашены акриловой краской, а фон - это натуральная мешковина и льняная ткань, которые отлично гармонируют с нелакированной поверхностью теста.
Кружевная тесьма придает панно ажурности, легкости, орнаментарности. Работа, изображающая небольшой фрагмент деревенского православного мира, заключена в рамку, выполненную из дерева – так же натурального материала.
Крест над церковью взнесен,Символ власти ясной, Отеческой,И гудит малиновый звонРечью мудрою, человеческой.
Такая понятная Есенинская поэтическая речь «звучит» в образах, созданных руками юной художницы.
Панно «Благовест» - одна из лучших работ Гореловой Валерии.
Цель работы:
1)Отображение духовного мира русской деревни через Библейский образ в технике тестопластики;
2) Развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления;
3) Развитие фантазии в использовании различных материалов при создании тематического панно;
4) Умелое сочетание традиций и новаторства при изготовлении декоративного панно.
Задачи:
- отработка навыков и умений при работе с художественными материалами (соленым тестом, тканью, бечевкой);
- развитие мелкой моторики рук, образного и пространственного воображения, наблюдательности;
- воспитание любви и интереса к национальной культуре, её истории, традициям; воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности;
- получение эстетического удовлетворения от выполненной работы;
- участие данной работы в оформлении тематических мероприятий и выставках по декоративно-прикладному искусству.
Ожидаемый результат:
Зрители проявят интерес к традиционной технике - лепке из соленого теста. Натуральные материалы – символ естественности, доброты. Панно подарит радость всем ценителям красоты народного искусства.
Практическая значимость:
Декоративное панно «Благовест» подходит для оформления интерьеров школы (рекреация, кабинеты ИЗО, православной культуры), загородного дома. Данная работа может быть подарком для любимой бабушки, наглядным пособием на уроках в начальной школе (например, на занятиях по основам православной культуры или при изучении фольклорных произведений). Панно – объект эстетического воздействия на зрителя.
Историческая справка:
Русская деревня – хранительница многовековых традиций, истоков народного искусства, незаурядного мастерства и величайшего трудолюбия. А кто же они – обитатели русской глубинки? Простые люди с распахнутой душой и добрыми глазами, натруженными руками и большим сердцем. Люди, пашущие землю и пекущие хлеб. Хлеб для еды и декоративного назначения.
Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами.
В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.
В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным.
 
В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного теста. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае, начиная с 17 века, делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для жертвенных культовых фигур из ячменной муки.
 
Когда главным символом рождества стала елка ,бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.
 
Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.
На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол".
Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Тесто оказалось прекрасным материалом для детского творчества.
Используемая литература
Хананова И.Н. Соленое тесто.-М.:-АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2006.
Данкевич Е.Лепим из соленого теста –М.,1999.
Соленое тесто : украшения, сувениры, поделки. М.:Издательство Эксмо.
Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Просвещение, М.;2009.
Лыкова И.М., Грушина Л.У. Пир на весь мир из соленого теста. КЛУБ, 2008.
Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. Просвещение, 2005.
Неклюдова М.Г. Традиции и новаторства в русском искусстве конца XIX-начала XX веков – Искусство. – М.; 1991.
http://www.bibliotekar.ru/isk/28.htm
Приложение 1

Основа панно из мешковины

Приложение 2

Элементы панно «Благовест» из соленого теста

Приложение 3

«Благовест»