Урок по развитию речи 3 класс. Изложение повествовательного текста

Урок развития речи.
Учебник Т. Г. Рамзаевой « Русский язык», 3 класс.
Тема: Изложение повествовательного текста с элементами рассуждения.

Цель: Обучение написанию изложения повествовательного текста с элементами рассуждения.

Задачи: формировать умение определять тип текста;
составлять план по данному тексту;
развивать умение анализировать прочитанный текст;
записывать текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами.




Знакомые следы.

Никишин дедушка учил своего внука следы зверей читать.
Однажды ребята шли в своё село через лес. Хорошо бежать по первому снегу. А на снегу много всяких следов. Побежали мальчики по следам и заблудились. Испугались ребята.
Вдруг Никиша увидел знакомые следы. Они и вывели ребят к сторожке лесника. Собачьи следы всегда к жилью выводят.
Домой Никиша пришёл усталый, но счастливый.

( По Е. Пермяку.)

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Постановка цели урока.
-Сегодня мы будем писать изложение. Как вы думаете, почему важно уметь писать изложения?( Нужно уметь передавать прочитанное, развивать письменную речь, учиться правильно строить предложения.)
- Прочитайте текст, кто его автор? ( Е. Пермяк)
-Знакомы ли вы с другими произведениями этого автора?( Да, мы читали его рассказы)
- Познакомьтесь с некоторыми фактами из биографии Е. Пермяка.
Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Будущий писатель учился в церковноприходской школе, прогимназии и гимназии, где наряду с образовательными дисциплинами велось и производственное обучение. Е. Пермяк освоил пять ремёсел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Вполне возможно, что тогда юноша совсем не думал, что ему придётся овладеть ещё одним важным ремеслом - писательским. В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре он переехал в Москву, начав писательскую карьеру в качестве драматурга. Его пьесы шли практически во всех театрах страны.
Евгений Пермяк поклонялся величию труда и воспевал его в своих романах, повестях, сказках. Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам « тайны цены» человеческого труда. Почти все книги писателя - о людях- тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве.
- О чём писал Е. Пермяк?( В своих рассказах он говорит, как важно трудиться, о том, что необходимо получать новые знания.

- Какие же знания получил Никишка в этом рассказе? ( Он научился различать следы зверей)

3. Беседа по тексту.
-О чём этот текст? Какова его тема? ( Текст о том, как ребята заблудились в лесу и смогли найти дорогу по следам.)
-Отражена ли она в заголовке?( Да)
-К какому типу текста относится этот рассказ? ( Это текст –повествование, происходящие события нельзя увидеть на одном снимке.)
- Когда происходят события?( Зимой)
-Чему научил дедушка внука? ( Он научил внука читать следы)
-Как понимаете это выражение « читать следы»?( Это значит различать, узнавать следы зверей)
- Что случилось с ребятами когда они шли в село? ( Они заблудились.)
-Почему это произошло? ( Дети побежали смотреть разные следы.)
-Что испытали дети оставшись в лесу? ( Они испугались.)
- Как вышли к сторожке? (Никиша увидел знакомые следы)
-Как закончилось приключение ребят? ( Они вернулись домой)

4. Чтение и разбор первой части.
Никишин дедушка учил своего внука следы зверей читать.
- Что мы узнаём из этого предложения?( Мы узнаём, кто учил Никишу)
- Как можно заменить фразу « учил читать следы»? ( Учил разбирать следы, отличать следы)
-Как можно озаглавить первую часть? ( «Дедушкина наука», «Уроки дедушки»)

5.Чтение и разбор второй части.
Однажды ребята шли в своё село через лес. Хорошо бежать по первому снегу. А на снегу много всяких следов. Побежали мальчики по следам и заблудились. Испугались ребята.
-Как начинается вторая часть?(Однажды ребята шли в своё село.)
-Как думаете, они первый раз шли этой дорогой? ( Нет, автор не говорит об этом.)
-Как чувствовали себя ребята? ( Им было весело, они бежали по первому снегу.)
-Что привлекло внимание детей? (Звериные следы.)
-Что случилось с детьми потом.(Они заблудились и испугались)
-Какой вопрос можно поставить к двум последним предложениям?( Почему?)
-Какой вывод можно сделать о типе текста во второй части? ( Здесь встречается рассуждение)
- О чём рассуждает автор? ( Он рассуждает, почему мальчики заблудились)
-Как можно в тексте заменить слово «заблудились»? (Потеряли дорогу, сбились с пути.)
- Озаглавьте эту часть.( «Заблудились.», « Сбились с пути».)

6. Чтение и разбор третьей части.
Вдруг Никиша увидел знакомые следы. Они и вывели ребят к сторожке лесника. Собачьи следы всегда к жилью выводят.
-Что увидел Никиша? (Знакомые следы.)
-Понимаем ли мы сразу, чьи следы помогли детям?(Нет.)
-Из какого предложения нам стало понятно чьи это следы?( Собачьи следы всегда к жилью приводят.)
- Можно ли сказать, что здесь есть рассуждение?( Да, можно связать два предложения словами « почему» и «потому что»: Почему следы вывели ребят к сторожке лесника? Потому что собачьи следы всегда к жилью выводят.)
Придумайте заголовок к третьей части.( «Спасение ребят», «Вышли к сторожке».)

7.Чтение и разбор четвёртой части.
Домой Никиша пришёл усталый, но счастливый.
- Чем закончился рассказ? ( Никиша вернулся домой)
-Какое чувство испытывал мальчик? ( Счастье.)
-Почему он был счастлив? ( Он радовался, что благодаря своим знаниям смог найти дорогу и спасти друзей.)
Озаглавьте четвёртую часть.( « Возвращение», « Пришёл домой»)
План
1.Дедушкины уроки.
2.Заблудились.
3.Вышли к сторожке.
4.Возвращение.
-Сколько частей в тексте? Прочитайте, какая из них относится к началу(завязке), к основной части, к кульминации, к развязке?
- Сделайте вывод, к какому типу относится текст?( Это текст- повествование с элементами рассуждения.)

8. Лексико- орфографическая работа.
-Найдите слова с безударной гласной в корне, подберите проверочные слова.
- В написании каких слов встречается разделительный мягкий знак?
- Назовите слова с парной согласной, с непроизносимой согласной, подберите проверочные слова.
- Прочитайте слова написание которых надо запомнить.( Слова написаны на доске: своего, увидел, пришёл.)
- Подберите слова- синонимы к слову « ребята».( Мальчики, дети, друзья, они.)
- Как можно заменить имя Никиша? ( Мальчик, он.)
- Выделите в тексте опорные слова- глаголы.( Учил читать, шли, бежать, побежали, заблудились, испугались, увидел, вывели, выводят, пришёл.)
Перечитайте текст, мысленно перескажите его с опорой на глаголы.

9. Самостоятельное написание изложения.
-Возникли у вас вопросы связанные с написанием текста?( Если возникают вопросы, учитель отвечает на них)
- Вспомните, как надо писать каждую часть текста? ( Каждая часть пишется с красной строки.)
Далее дети самостоятельно пишут изложение.





Литература.
1. Русский язык 3 класс. Т. Г. Рамзаева.
2.Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов( повествование, описание, рассуждение). Л. С. Саломатина.












15