План-конспект урока по русскому языку (4 класс)по теме: Письменное изложение повествовательного деформированного текста.

Тема: Письменное изложение повествовательного деформированного текста.
Цели: совершенствовать умения восстанавливать деформированный текст, определять тему и тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями; развивать речь.
Формируемые УУД: п. - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания (Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и предлагают варианты переноса.)
III. Актуализация знаний
Запись под диктовку
Солнце, указка, полоса, молодой, сумма, тростник, лошади, искусство, голос, егерь, чувство, медовый, вагон, ушиб.
Подчеркните слова, в которых есть орфограммы, связанные с обозначением гласных звуков, красным карандашом, а орфограммы, связанные с обозначением согласных звуков, синим.
Какое слово вы подчеркнули два раза? (Тростник.)
В каком слове есть другая орфограмма-буква? (Егерь.)
Обозначьте все орфограммы.
Разберите по составу слово указка.
Обведите слова, в которых букв больше, чем звуков.
IV. Работа по теме урока
Восстановление деформированного текста
Упр. 110 (с. 66).
Прочитайте части текста.
Прочитайте вводную часть текста. Как вы определили, что это первая часть? (Там описывается, где происходит действие рассказа. Первое предложение начинается со слова однажды.)
Прочитайте вторую часть текста. Что помогло вам определить вторую часть? (Последнее предложение первой части по смыслу связано с первым предложением второй части.)
Прочитайте третью часть текста. Объясните свой выбор. (В ней рассказывается, как мальчики поступили.)
Прочитайте последнюю часть текста. Как вы поняли, что это заключение? (В этой части автор подводит итог всего рассказа.)
Прочитайте весь текст.
2. Беседа по содержанию
Определите тип текста. (Повествование.)
О чём говорится в тексте? Какова его тема?
Что вас особенно взволновало в этом повествовании?
О какой птице идёт речь?
Что вы знаете о дроздах?
Как вы поняли, почему птенчик оказался на земле? (При сильном испуге дроздята могут выскочить из гнезда.)
Что вы узнали о гнёздах дроздов? (Дрозды вьют гнёзда из сухой травы и тонких прутиков, изнутри вымазывают гнездо глиной.)
Как вы поняли, почему мальчики смогли «водворить» гнездо на место? (Дрозды сооружают их невысоко: на пнях, в кустах, иногда даже на земле.)
Как кричат дрозды в случае опасности? (Они кричат очень громко, отпугивая врагов.)
3. Составление плана текста
На сколько частей можно разделить текст?
О чём говорится в каждой части?
Определите главную мысль частей, озаглавьте их.
Примерный план
1. Тревожные крики птиц.
2. Птенчик в беде.
3. Птенец снова дома.
4. Первое знакомство.
4. Лексическая работа
Как называет автор крики взрослых дроздов? (Громкие голоса)
Прочитайте, как кричал птенец. (Из травы доносился тоненький писк.)
Опишите, каким был птенчик. Как вы понимаете значение слова головастый?
Что значит «водворили»? (Вернули на прежнее место.)
Какими словами автор подчёркивает, что дрозды перестали кричать мгновенно? (Сразу смолкли.)
Как автор заменяет в тексте слово птенцы, чтобы избежать повторов? (Птенчики, детишки.)
Как автор называет взрослых птиц? (Дрозды, родители.)
5. Пересказ текста по плану
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Орфографическая подготовка
Найдите в тексте группы однокоренных слов. (Птицы, птенцы, птенчик; писк, попискивал.)
Найдите в каждой группе проверяемое и проверочное слово.
Вставьте пропущенные буквы в слова.
тр..винки птен..чик р..здвинули птенч..к
кр..ям крошеч..ные ..ткрывал крош..чный
б..лыиой круж..лись п..пискивал тон..нький
в..днелось водв..рили
в..дворили д..носился
нак..рмили
По какому признаку слова распределили по группам?
Назовите орфограммы корня.
Какие орфограммы вы видите в приставках?
Какие гласные пишутся в суффиксах?
2. Анализ предложений текста
Найдите в тексте предложения с однородными членами. Графически объясните постановку знаков препинания. (Учащиеся по цепочке выходят к доске, читают предложения, составляют схемы.)
3. Работа над изложением (Учащиеся самостоятельно готовятся к изложению, пользуясь памяткой 2, затем пишут изложение по плану. Самопроверка, редактирование текста.)
VII. Подведение итогов урока
Какие умения мы закрепляли при работе над изложением?
Какие орфограммы вы вспомнили?
Кто доволен своей работой?
Какие трудности вы испытывали?
Домашнее задание
Задание из рабочей тетради (по выбору учителя).