Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме:Изложение текста повествовательного характера Подснежник. Роль наречий в тексте.

Русский язык 4-й класс
Тема. Развитие речи. Изложение текста повествовательного характера. « Подснежник». Роль наречий в тексте. Использование наречий в собственных текстах
Цель: учить передавать подробно содержание, выделять главное, использовать наречие как способ выражения оценки и повышения выразительности речи, развивать речь, логическое мышление, память, воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование: аудиозапись Чайковского «Времена года», фото-слайды весенних цветов, текст изложения «Подснежник», рабочая тетрадь.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Актуализация чувственного опыта учащихся
Загадка. Она приходит с ласкою
И со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.

· Какое время года описывается в загадке?
3. Беседа по содержанию.

· С какой частью суток можно сравнить весну?

· Засияло мартовское солнышко. Всё выше и выше оно поднимается, всё больше тепла посылает на землю. Пробуждает природу от зимнего сна. День увеличивается, а ночь уменьшается. Небо стало ясным и голубым.
Первыми прогреваются пригорки. На проталинках пробиваются узенькие листочки первых весенних цветов.

Лучшее время года – весна


0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


· Покажите, пожалуйста, на шкале, на сколько вы любите весну.

· Проаргументируйте свой выбор. Почему?

· Какое растение является первенцем весны?

· В каком из весенних месяцев появляются подснежники?

· Расскажите загадки об этом цветке, или составьте свои. (Работа в маленьких группах по карточкам)
Первым вылез из землицы Из под снега
На проталинке, Вышел вдруг,
Он мороза не боится, И весной
Хоть и маленький. Запахло вдруг.

4. Сообщение темы урока
5. Мотивация учебной деятельности.

· Сегодня на уроке нам предстоит написать сжатое изложение о подснежнике, о том, как он встречает весну.
6. Работа с дополнительным материалом
Послушайте стихотворение
Подснежник
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы синенький цветочек
Полузамёрзший, чуть живой,
Наверно, жарко припекало
Сегодня солнышко с утра,
Цветку под снегом душно стало,
И он подумал, что пора.
И вылез... Но кругом всё тихо,
Соседей нет, он первый здесь
Его увидела зайчиха,
Понюхала, хотела съесть,
Потом, наверно, пожалела:
- Уж больно тонок ты, дружок!
И вдруг пошёл пушистый, белый,
Холодный мартовский снежок.
Он падал, заносил дорожки
Опять зима, а не весна.
И от цветка на длинной ножке
Лишь только шапочка видна
И он, от холода синея,
Головку слабую клоня,
Сказал: «Умру, но не жалею:
Ведь началась весна с меня!»

· Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

· Как описан подснежник? Какой он?

· А почему у него такое название?

· Какие человеческие черты характера присущи подснежнику?
7. Работа над изложением
8. Чтение текста «Подснежник» учащимися.
9. Беседа по содержанию.

· Каков жанр этого текста? (сказка)

· Докажите! (герои разговаривают и совершают действия, присущие только людям).
10. Лексико – стилистическая работа

· Какие слова относятся к зиме? (Зима снегом сыплет, ветрами свищет, побросала в мешок ветры да снегопады, метели да бураны)

· Как описан подснежник? (нежный, белый, маленький, тоненький голосок, белые лепестки)

· Какая часть речи помогла увидеть описание?

· Назовите ещё часть речи, которая повышает выразительность речи (наречие)

· Найдите наречие (прочь, подобру-поздорову, покуда, вдруг).
11. Работа в парах. Пересказ текста по плану (включите в пересказ прилагательные и наречия для выразительности речи)
1.Выступление волка и медведя против зимы
2.Упрямство зимы
3.Белый цветочек
4.Бегство зимы
5.Подснежник – первый вестник весны.
12. Физминутка
13. Повторное чтение текста «Подснежник» учителем
14. Самостоятельная запись изложения
15. Чтение написанных изложений.
16. Анализ и усовершенствование прослушанных изложений.
Вернёмся к нашей схеме.

· Может кто-нибудь из вас поменял своё мнение, отношение к весне и оценит его по-другому?
И в заключение нашего урока я хочу, чтобы вы прочитали стихотворение, которое записано на доске.



Глаза распахните!
Смотрите:
Растущая дико
Цветёт земляника.
Не рвите!
И Любку не рвите –
Ночную фиалку!
Не делайте палку на случай
Из маленькой ёлки колючей!
Цветка не сорвите,
А лучше скажите:
Купальница,
Ландыш,
Лесная гвоздика,
Цветите!

В нашей школе проходит акция «Первоцветы». Ребята, посадите на школьном участке весенние цветы.
17. Д/з. Подобрать материал о весенних цветах, рисунки.













ккк ккПоместите здесь ваш текст



15