Доклад на тему «Создание комфортной среды обучения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».

Лаврова Л.Ю.
учитель русского языка и литературы
КОУ ВО «ЦЛПДО» г. Воронеж.

Доклад на тему
«Создание комфортной среды обучения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» .
На мой взгляд, высшая награда учителя состоит в том, когда дети говорят: «Спасибо за урок». Из опыта работы каждый преподаватель знает, что это происходит тогда, когда урок хорошо продуман учителем, учтены личностно-психологические особенности учащихся, т.е. создана комфортная рабочая обстановка.
Работая в «Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения» (Графский детский санаторий), мы, педагоги, имеем дело с детьми, которые требуют особого подхода в обучении, нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Некоторые из них длительное время находились на стационарном лечении, имеют серьезные пробелы в знаниях, а некоторые из неблагополучных семей. И оттого, насколько качественно и профессионально мы будем работать с нашими детьми, зависит их дальнейшая успеваемость.
От чего же зависит успешность проведения урока?
Естественно, от знания предмета и общей эрудиции учителя, степени его педагогического мастерства, тактичности и демократичности при общении с учащимися. Необходимо создать атмосферу заинтересованности в данном предмете вообще и конкретном уроке в частности. На уроках русского языка и литературы это сделать несложно, т.к. необходимость в этих знаниях в реальной жизни очевидна.
Необходимо, чтобы каждый учащийся чувствовал себя на уроке уверенно, задания были доступны и посильны. В условиях санатория, где почти ежемесячно обновляется контингент учащихся, необходимо учитывать степень коммуникабельности ребенка, время адаптации в новом коллективе, стремиться сделать учебную информацию привлекательной. Некоторые учащиеся с первого дня пребывания в санатории чувствуют себя свободно и раскованно, а некоторые очень зажаты, стесняются отвечать, даже если знают материал. Здесь очень важно помочь ребенку преодолеть свою неуверенность. Ученик начинает чувствовать себя комфортно на уроке, если видит внимательное, уважительное отношение к своему мнению, не утомляется, не бездельничает, а это достигается чередованием и сменой видов деятельности.
На уроках литературы, например, уместно использовать монолог, диалог, полилог, различные мини-викторины. В среднем звене я часто практикую игровые моменты, инсценировки (басни И. Крылова, юмористические рассказы А. Чехова и др.), в старшем звене чаще использую видеоуроки, уроки-экскурсии, литературные прогулки по Воронежу, личные впечатления о прочитанном произведении. Необходимо следить за тем, чтобы каждый ученик имел возможность высказать свою точку зрения, не остался «забытым». Как порой неожиданно раскрываются таланты детей, как они радуются своим небольшим успехам, тому, что сумели побороть неуверенность и стеснительность! Конечно, такие уроки предполагают дополнительную подготовку учителя.
На уроках русского языка помимо устных и письменных работ, необходимо вводить занимательные, игровые моменты. Например, при изучении кратких прилагательных ребятам предлагается творчески подойти к теме и самим ответить на вопрос: «Почему «похудели» прилагательные?». А на уроках по изучению числительных они с большим интересом выполняют индивидуальные задания, в которых называют улицы Воронежа или мест, откуда они приехали, где встречаются имена числительные. Естественно, нельзя забывать о физкультминутке и гимнастике для глаз, т.к. большинство детей имеют слабое здоровье.
Для того, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на уроке, он должен знать, чему он научился, насколько справедливо оценена его работа, поэтому при выставлении оценок нелишне будет пояснить, почему его работа так оценена, ведь объективная оценка – залог успешно проведенного урока. Мы просто обязаны верить в каждого ученика, в его потенциал, в то, что каждый из наших детей может учиться и научиться развить свои способности.
Разумеется, учитель должен всегда учитывать, что благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов. Читая специальную литературу, знакомясь с опытом работы коллег, можно сформулировать основные правила создания комфортной среды обучения и в каждодневной работе следовать им:
· Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
· Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.
· Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать на ту или иную ситуацию на уроке.
· Одним из самых «взрывоопасных » этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.
· Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися.
· Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)
· Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс.
· Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
· Помнить слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.
Таким образом, благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к ученику.
15