Методическая разработка внеклассного мероприятия правового десанта «С законом по жизни»


Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Белгородский индустриальный колледж»
Рассмотрено
предметно-цикловой комиссией
Протокол заседания № 4
от «20 » октября 2016 г.
Председатель цикловой комиссии
__________________Поданёва С.В.
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
правового десанта
«С законом по жизни»
Разработчик:
Преподаватель
Белгородского индустриального колледжа
___________________ Горлова Е.В.
Белгород 2016.
Участники: студенты 1 и 2 курсов колледжа, гости и эксперты.
Цели:
Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
Пропаганда правовых знаний;
Повышение правовой культуры несовершеннолетних и предупреждение совершения несовершеннолетними преступлений.
Воспитание уважительного отношения учащихся к правам и свободам человека, правовым документам, обеспечивающим их;
Задачи:
Образовательные: формирование системы знаний основных правовых предписаний, правильное понимание, уяснение их содержания и значения;
Развивающие: формирование сознательного законопослушного поведения студентов, глубокого внутреннего уважения к праву, законам, законности и правопорядку, привычки поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями, развитие гражданской и социальной ответственности;формирование высокого уровня правосознания студентов, ориентированного на повышение их социально-правовой культуры;
Воспитательные: воспитание уважения к закону и нормам коллективной жизни; воспитание нравственности, сознательной дисциплины и культуры поведения;
Подготовительная работа:
1.Поиск и отбор материалов о предупреждении совершения несовершеннолетними преступлений
2.Ознакомление с Конституцией Р.Ф., Всеобщей декларацией прав человека.
3.Поиск в сети Интернет информации о деятельности правительства Р.Ф., правительства Белгородской области, правоохранительных органов в сфере профилактики правонарушений среди обучающихся.
4.Организация и проведение анкетирования на тему «Уровень правовой культуры первокурсника»
5.Поиск в сети Интернет видеоматериалов по тематике мероприятия.
Оформление, оборудование и инвентарь:
1. Мультимедийное оборудование.
2. Плакаты с изречениями известных людей о законах и законности (Приложение 5.)
3. Документальный фильм «Права ребенка»
Ход мероприятия.
Вступительное слово преподавателя: Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Эта проблема сегодня очень актуальна, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям. Статистика отмечает, что ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии. По данным УМВД России по Белгородской области на учёте в подразделении по делам несовершеннолетних состоят 295 ребят. Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество несовершеннолетних преступников растет. Почему это происходит и как можно этого избежать? Разобраться в этих сложных перипетиях жизни нам с вами сегодня и предстоит. Сегодня мы проводим правовой десант «С законом по жизни». Это десант помощи, подсказки, десант правовых знаний.
2Ведущий: Сегодня к нам высадился правовой десант, состоящий из наших друзей и гостей. Это:
- Заместитель директора нашего колледжа Ермолова О.И.
- Сотрудник полиции Теленина Н.А.
- Активисты Союза студентов колледжа
1Ведущий: Сегодня у нас работают 6 площадок правового десанта.
1 площадка - «Молчать об этом не хочу, потому и не молчу»- организация и проведение социологического опроса среди обучающихся коледжа.
2 площадка - «Каждый имеет право…»- права гражданина и человека.
3 площадка - «Мы с правами на ты»- правовой статус несовершеннолетних.
4 площадка - «Подросток. Правовая зона»- права и обязанности несовершеннолетних.
5 площадка - «Правовой навигатор»- причины правонарушений.
6 площадка - «Суров закон, но он закон»- юридическая ответственность несовершеннолетних.
2Ведущий: 1площадка - «Молчать об этом не хочу, потому и не молчу».
Слово предоставляется активистам колледжа.
Студенты, выступающие с результатами опроса: Одно латинское изречение гласит: «Право существует для пользы человечества». Это очень ёмкое изречение, определяющее социальную значимость и важность не только знания человеком своих прав, но и соблюдение им обязанностей, ответственность перед обществом за свои дела и поступки. Готовясь к этому мероприятию нам очень хотелось, чтобы освещаемые на нем проблемы были и интересны и полезны нашим студентам. Нами были разработаны вопросы социологического опроса «Уровень правовой культуры студента БИК» (Приложение 1.). Нами было опрошено 268 студентов колледжа.
Опрос показал, что наши студенты в целом знакомы с основными правами граждан Р.Ф., изложенными в основном законе нашей страны – Конституции. Хуже дела обстоят со знанием Всеобщей декларации прав человека. Ребята знают о многих правах человека, но знания эти поверхностные. Практически единогласно было выражено мнение, что в нашем колледже не нарушаются права студентов. Приятно было осознавать, что многие из опрошенных обладают основами правовых знаний и правильно определяют виды юридической ответственности граждан. На вопрос, какие мероприятия, на Ваш взгляд, необходимо проводить в колледже для повышения уровня гражданской, политической и правовой культуры студенческой молодежи, ребята отмечают большое многообразие форм мероприятий: классные часы, конференции, семинары, диспуты, встречи с юристами, политиками, общественными деятелями, акции, митинги, демонстрации, выступления агитбригады, деловые и ролевые игры. Все это говорит о том, что ребятам не безразличны поднимаемые в опросе проблемы, и они готовы принять активное участие в их освещении. Подтверждает это и то, что большинство из них обладают добросовестностью, стремлением к честному выполнению своих обязанностей, ответственностью и способностью отвечать за свои поступки и действия.
Результаты опроса утвердили наше стремление организовывать в нашем колледже мероприятия по правовому просвещению и воспитанию студентов. Мы очень верим и надеемся, что правовой десант «С законом по жизни» окажет большую помощь нашим студентам и вооружит их необходимыми правовыми знаниями.
1Ведущий: 2 площадка «Каждый имеет право…». Слово предоставляется сотруднику полиции ……..
Сотрудник полиции: Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права. Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права.
Права человека – это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах. По мере развития общества права человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости, равенства и возможного поведения людей. Конституция Российской федерации закрепляет за своими гражданами их права, а также обязанности. Всеобщая Декларация прав человека – важный международный документ, открывший целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы, и позволивший людям всего мира объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека.
Показ документального фильма «Права ребенка» (Приложение 6.)
Сейчас мы с вами вместе выступим в роли защитников прав человека и определим, в каких из перечисленных ситуаций имеет место нарушение прав человека и куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права:
· Хулиганы отобрали на улице мобильный телефон у молодой девушки.
· Преподаватель на уроке обозвал студента.
· Подростки подрались между собой и нанесли друг другу увечья.
· Неизвестные ограбили квартиру.
· Полицейские задержали подростка и не сообщили об этом его родителям.
· Человека не приняли на работу без объяснения причины.
· В поликлинике отказались оказывать необходимую медицинскую помощь.
· Вас не включили в избирательный список по выборам депутатов в ГД РФ.
    Обсуждение ситуаций
2Ведущий: 3площадка - «Мы с правами на ты».
Преподаватель: Право есть неотъемлемая часть нашей жизни. Знание правовых норм так же необходимо, как знание правил хорошего тона или таблицы умножения. «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости.
Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют, юрист поправляет и дополняет примеры)
- плохо учатся, а потом бросают колледж;
- курят и выпивают;
- грубят и сверстникам и взрослым;
- унижают маленьких и слабых;
- лгут даже без причины;
- стараются выяснить отношения только с помощью силы;
- играют в карты;
- портят общественное имущество и многое другое.
Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры.
Право неотъемлемая часть нашей жизни. Поэтому свои права и обязанности должен знать каждый человек. Уважаемые ребята, перед вами лестница возрастов, на которой вам необходимо заполнить пробелы, т.е. указать нужный возраст. Я зачитаю вопрос, а вы определяетесь с правильным ответом. 1. Права и обязанности школьника (с 6 лет) 2. Право на временную работу в свободное от учебы время (14) 
3. Уголовная ответственность за преступления (14) 4. Граждане РФ могут самостоятельно осуществлять свои права и обязанности (18) 5. Право быть избранными в Государственную думу (21) 6. Право быть судьёй (25) 7. Право на пенсию по старости (55\60) 8. Право быть президентом Р.Ф.(35) 
1Ведущий: 4 площадка- «Подросток. Правовая зона».
Преподаватель: Ребята, напоминаю, существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины, опаздание.
4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения.
Я Вам предлагаю определить, к какому виду юридической ответственности будут привлечены подростки в предложенных ситуациях. 
1) Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. 2) Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло. 3) На перемене учащийся зашел в раздевалку, забрал понравившуюся ему чужую шапку. 4) Студенты остановили первокурсника и потребовали у них деньги. 5) Подростки курили в туалете общежития. 6) Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора. 7) Подросток без водительского удостоверения ездил на автомобиле. 8) Подростки похитили из коммерческого киоска партию шоколада и сигарет. 
Как вы считаете, какие обстоятельства являются смягчающими, а какие отягощающими уголовную ответственность:1. Совершение преступления впервые. 2. Совершение преступления организованной группой. 3. Совершения преступления с особой жестокостью или издевательством над потерпевшим. 4. Чистосердечное раскаяние или явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления. 5. Оговор заведомо невиновного лица.6. Совершение преступления в состоянии опьянения. 7. Предотвращение вредных последствий совершенного преступления. 
Рассмотрим и обсудим несколько правонарушений, наиболее часто встречающиеся среди совершивших несовершеннолетними: хулиганство, мошенничество, вымогательство, распитие спиртных напитков.
Ситуация 1. В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа парней и девиц. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду и оскорбилих. Кто-то из зрителей позвонил в полицию. Наряд прибыл мгновенно. Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части полиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре полицейских упоминается административное правонарушение.
(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, сотрудник полиции обращается к статье и делает вывод- это хулиганство)
Хулиганство- это нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается: мелкое хулиганство- влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия: тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет.
Ситуация 2: Двоим старшеклассницам очень нужны были деньги, чтобы потусоваться в ночном клубе. Увидев одиноко сидевшую на скамейке девочку, они инсценировали потерю ими одной золотой сережки, притом, как оказалось, точно такой как у этой девочки. Старшеклассницы стали подозревать девочку в краже, хотя она была ни в чем не виновата. Это были ее сережки, ей их подарила мама. Оставив «в залог» свое простенькое кольцо, они забрали одну золотую сережку у девочки для сравнения с оставшейся, а сами скрылись в подъезде с запасным выходом. Девочка так и не дождалась старшеклассниц.
(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь в этой истории, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, сотрудник полиции обращается к статье и делает вывод – это мошенничество)
Мошенничество, т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, - наказывается: штрафом, обязательными работами, исправительными работами. Ответственность уголовная наступает с 16 лет.
Ситуация 3: Двум второкурсникам колледжа очень хотелось попить пивка или вина, но денег не было. Мимо проходил первокурсник, у которого они и решили «одолжить» денег. Юноша сказал, что у него нет денег, но пошарив по чужим карманам приятели нашли 2 рубля, обвинили бедолагу во вранье и потребовали завтра принести 100 рублей как плату за враньё.
(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, сотрудник полиции обращается к статье и делает вывод – это вымогательство)
Вымогательство, т.е. требование передачи чужого имущества или права на имущество под угрозой применение насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества наказывается: ограничением свободы; арестом; лишением свободы».
И ещё одно правонарушение среди несовершеннолетних возможно как следствие предыдущей истории – появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих.
2Ведущий:5 площадка «Правовой навигатор».
Преподаватель: А теперь попытаемся определить причины правонарушений. На карточках представлены негативные и позитивные причины, вам необходимо выбрать те, которые приводят к правонарушениям:
- пренебрежительное отношение к учебе, знаниям,
- стремление к примитивному времяпровождению,
- зависть,
- преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей,
- жадность,
- резкое падение уровня жизни большей части населения, социальная незащищенность,
- неуверенность в завтрашнем дне,
- стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции,
- низкий материальный уровень жизни населения,
- низкий уровень правовой культуры граждан. Алкоголизм и наркомания,
- ответственное отношение к учебе, знаниям,
- общение и искусством, природой,
- доброта.
У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое зло. И никакая полиция, никакие суды не заставят человека быть добрым. Они могут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым, они не смогут. Поэтому добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра.
1Ведущий: 6 площадка- «Суров закон, но он закон». Слово Ермоловой О.И.
Ермолова О.И.: Поднятая сегодня тема правового десанта очень своевременна и злободневна. Действительно, многие подростки, совершая как мелкие проступки, так и преступления не всегда знают о юридической ответственности. Хочется вам напомнить, что несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать, несовершеннолетние могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образования, срок лишения свободы не может превышать 10 лет, лишение свободы отбывается несовершеннолетними в воспитательно-трудовых колониях общего и усиленного режима.
В нашем колледже функционирует Совет по профилактике правонарушений. На совете мы рассматриваем дела ребят, которые не просто попали в непростую жизненную ситуацию или совершили проступок, но и нарушили закон. Мне очень хочется уберечь вас от опрометчивых поступков.
Рассмотрим возможные ситуации из реальной жизни:
Ситуация 1. Вадим (16 лет) возвращался поздно вечером домой, во дворе к нему неожиданно подошли трое парней и довольно нагло потребовали заплатить 100 рублей за проход. Костя успел заметить в руках одного их них нож. Видя Костино замешательство, ребята стали надвигаться на него, угрожая избить и вытрясти из него деньги. У Кости с собой была тяжелая сумка, он с размаху стукнул ею по голове ближайшего к нему «рэкетира» и бросился бежать. Косте повезло, и он успел скрыться в своем подъезде. Назавтра он узнал, что того парня увезли в больницу с сотрясением мозга. Как оценить поведение Кости? Подлежит ли он уголовной ответственности?
Ситуация 2. Трое подростков 14-15 лет в пьяном виде бродили по улицам города, зашли «отдохнуть» в парк культуры и отдыха, приставали к прохожим, вели себя развязано. На замечания окружающих отреагировали отрицательно. Есть ли в действиях подростков правонарушения? Какое наказание предусмотрено за подобные действия? Ситуация 3. Иван (17 лет) вечером шел домой с секции каратэ. Внезапно он услышал женский крик. Ему показалось, что какая-то женщина зовет на помощь. Он бросился в сторону, откуда доносились крики, и увидел мужчину, прижавшего к стене молоденькую девушку. Девушка кричала и отчаянно пыталась вырваться. Алексей незаметно подошел сзади и несколькими меткими ударами «вырубил» нападавшего (не зря восемь лет он занимался своим любым каратэ). Правда, с горяча он немного переборщил – вызванная им «скорая» увезла его в больницу с переломами и другими серьезными телесными повреждениями. Как оценить поведение Алексея?
Ситуация 4.  Сидоров был задержан сотрудниками милиции на месте преступления за совершение карманной кражи. Сидоров мотивировал тем, что ему только 16 лет, уголовной ответственности он не подлежит, и просил наложить штраф за те неправомерные действия, которые он совершил. Чем является правонарушение Сидорова – преступлением или проступком? Какую ответственность должен понести Сидоров? 
(Обсуждение ситуаций)Преподаватель: Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать право, уметь ориентироваться в нем – необходимо всем. «Право» существует для того, чтобы мы жили в согласии, и оно всегда отстаивает наши справедливые интересы. Право – согласие и справедливость. Помните, в любой жизненной ситуации вы должен вести себя достойно, справедливо и уважать закон. Именно, правые знания помогут вам поступить так, чтобы не пришлось сожалеть самим, родителям и другим окружающим вас людям. Хочется пожелать вам успехов во всех начинаниях, хорошего настроения и конечно соблюдения правовых норм. Ведь это залог спокойной жизни не только нас самих, но и нашего общества. До свидания! До новых встреч!
Приложение 1.
Анкета «Уровень правовой культуры студента БИК»
1. Знакомы ли Вы с основными положениями Конституции Российской Федерации?
 Да  Знаком в общих чертах  Нет  Затрудняюсь ответить
2. Знаете ли Вы Всеобщую декларацию прав человека?
 Да  Частично  Нет  Затрудняюсь ответить
3. Соблюдаются ли, на Ваш взгляд, Ваши права как студента?
 Да  Нет  Затрудняюсь ответить
4. Отметьте, с содержанием каких видов юридической ответственности Вы знакомы?
 Административная ответственность
 Налоговая ответственность
 Экологическая ответственность
 Уголовная ответственность
 Гражданско-правовая ответственность
 Дисциплинарная ответственность
5. Какие мероприятия, на Ваш взгляд, необходимо проводить в колледже для повышения уровня гражданской, политической и правовой культуры студенческой молодежи? (Можно выбрать несколько вариантов ответа)
 Информационные кураторские часы
 Спецкурсы социально-гуманитарной направленности
 Конференции, семинары, диспуты
 Встречи с юристами, политиками, общественными деятелями
 Акции, митинги, демонстрации
 Выступления агитбригады
 Деятельность клубов и объединений политической направленности
 Туристско-краеведческие походы
 Инновационные проекты, инициированные общественными организациями и органами студенческого самоуправления
 Деловые и ролевые игры
 Другое (укажите)___________________________
6. Обладаете ли Вы добросовестностью, стремлением к честному выполнению своих обязанностей?
 Всегда  Часто
 Иногда  Никогда
7. Обладаете ли Вы ответственностью, способностью отвечать за свои поступки и действия?
 Всегда  Почти всегда  Иногда
 Очень редко  Никогда
· Хулиганы отобрали на улице мобильный телефон у молодой девушки.
· Учитель на уроке обозвал ученика.
· Подростки подрались между собой и нанесли друг другу увечья.
· Неизвестные ограбили квартиру.
· Полицейские задержали подростка и не сообщили об этом его родителям.
· Человека не приняли на работу без объяснения причины.
· В поликлинике отказались оказывать необходимую медицинскую помощь.
· Вас не включили в избирательный список по выборам депутатов в ГД РФ.
Лестница возрастов
1. Права и обязанности школьника  2. Право на временную работу в свободное от учебы время
3. Уголовная ответственность за преступления 4. Граждане РФ могут самостоятельно осуществлять свои права и обязанности 5. Право быть избранными в Государственную думу 6. Право быть судьёй 7. Право на пенсию по старости 8. Право быть президентом Р.Ф. 
Лестница возрастов
1. Права и обязанности школьника  2. Право на временную работу в свободное от учебы время
3. Уголовная ответственность за преступления 4. Граждане РФ могут самостоятельно осуществлять свои права и обязанности 5. Право быть избранными в Государственную думу 6. Право быть судьёй 7. Право на пенсию по старости 8. Право быть президентом Р.Ф. 
Лестница возрастов
1. Права и обязанности школьника  2. Право на временную работу в свободное от учебы время
3. Уголовная ответственность за преступления 4. Граждане РФ могут самостоятельно осуществлять свои права и обязанности 5. Право быть избранными в Государственную думу 6. Право быть судьёй 7. Право на пенсию по старости 8. Право быть президентом Р.Ф. 
Лестница возрастов
1. Права и обязанности школьника  2. Право на временную работу в свободное от учебы время
3. Уголовная ответственность за преступления 4. Граждане РФ могут самостоятельно осуществлять свои права и обязанности 5. Право быть избранными в Государственную думу 6. Право быть судьёй 7. Право на пенсию по старости 8. Право быть президентом Р.Ф. 
К какому виду юридической ответственности будут привлечены подростки в предложенных ситуациях?
1) Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. 
2) Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло. 
3) На перемене учащийся зашел в раздевалку, забрал понравившуюся ему чужую шапку. 
4) Студенты остановили первокурсника и потребовали у них деньги. 
5) Подростки курили в туалете общежития. 
6) Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора. 
7) Подросток без водительского удостоверения ездил на автомобиле. 
8) Подростки похитили из коммерческого киоска партию шоколада и сигарет. 
Как вы считаете, какие обстоятельства являются смягчающими, а какие отягощающими уголовную ответственность:1. Совершение преступления впервые. 2. Совершение преступления организованной группой. 3. Совершения преступления с особой жестокостью или издевательством над потерпевшим. 4. Чистосердечное раскаяние или явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления. 5. Оговор заведомо невиновного лица.6. Совершение преступления в состоянии опьянения. 7. Предотвращение вредных последствий совершенного преступления. 
Как вы считаете, какие обстоятельства являются смягчающими, а какие отягощающими уголовную ответственность:1. Совершение преступления впервые. 2. Совершение преступления организованной группой. 3. Совершения преступления с особой жестокостью или издевательством над потерпевшим. 4. Чистосердечное раскаяние или явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления. 5. Оговор заведомо невиновного лица.6. Совершение преступления в состоянии опьянения. 7. Предотвращение вредных последствий совершенного преступления. 
Как вы считаете, какие обстоятельства являются смягчающими, а какие отягощающими уголовную ответственность:1. Совершение преступления впервые. 2. Совершение преступления организованной группой. 3. Совершения преступления с особой жестокостью или издевательством над потерпевшим. 4. Чистосердечное раскаяние или явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления. 5. Оговор заведомо невиновного лица.6. Совершение преступления в состоянии опьянения. 7. Предотвращение вредных последствий совершенного преступления. 
Как вы считаете, какие обстоятельства являются смягчающими, а какие отягощающими уголовную ответственность:1. Совершение преступления впервые. 2. Совершение преступления организованной группой. 3. Совершения преступления с особой жестокостью или издевательством над потерпевшим. 4. Чистосердечное раскаяние или явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления. 5. Оговор заведомо невиновного лица.6. Совершение преступления в состоянии опьянения. 7. Предотвращение вредных последствий совершенного преступления. 
Ситуация 1. В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа парней и девиц. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду и оскорбилих. Кто-то из зрителей позвонил в полицию. Наряд прибыл мгновенно. Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части полиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре полицейских упоминается административное правонарушение. О каком правонарушении идёт речь? Дайте название правонарушению. Прокомментируйте, какое должно последовать наказание?
Ситуация 2: Двоим старшеклассницам очень нужны были деньги, чтобы потусоваться в ночном клубе. Увидев одиноко сидевшую на скамейке девочку, они инсценировали потерю ими одной золотой сережки, притом, как оказалось, точно такой как у этой девочки. Старшеклассницы стали подозревать девочку в краже, хотя она была ни в чем не виновата. Это были ее сережки, ей их подарила мама. Оставив «в залог» свое простенькое кольцо, они забрали одну золотую сережку у девочки для сравнения с оставшейся, а сами скрылись в подъезде с запасным выходом. Девочка так и не дождалась старшеклассниц.
О каком правонарушении шла речь в этой истории? Прокомментируйте, какое должно последовать наказание за данное правонарушение?
Ситуация 3: Двум второкурсникам колледжа очень хотелось попить пивка или вина, но денег не было. Мимо проходил первокурсник, у которого они и решили «одолжить» денег. Юноша сказал, что у него нет денег, но пошарив по чужим карманам приятели нашли 2 рубля, обвинили бедолагу во вранье и потребовали завтра принести 100 рублей как плату за враньё.
О каком правонарушении шла речь? Прокомментируйте, какое должно последовать наказание?
Ситуация №4: 14-летний Саша, решив просто порезвиться, на глазах своих сверстников и окружающих взрослых сильно толкнул 13-летнего Мишу. Тот, не удержавшись, упал на проезжую часть дороги и попал под колесо встречной машины. От полученных травм на вторые сутки несовершеннолетний Миша скончался в больнице. Страшная, но вполне реальная ситуация. Под какие юридические нормы попадает «шутка» несовершеннолетнего Саши? Прокомментируйте, какое должно последовать наказание?
Ситуация 1. Вадим (16 лет) возвращался поздно вечером домой, во дворе к нему неожиданно подошли трое парней и довольно нагло потребовали заплатить 100 рублей за проход. Костя успел заметить в руках одного их них нож. Видя Костино замешательство, ребята стали надвигаться на него, угрожая избить и вытрясти из него деньги. У Кости с собой была тяжелая сумка, он с размаху стукнул ею по голове ближайшего к нему «рэкетира» и бросился бежать. Косте повезло, и он успел скрыться в своем подъезде. Назавтра он узнал, что того парня увезли в больницу с сотрясением мозга. Как оценить поведение Кости? Подлежит ли он уголовной ответственности?
Ситуация 2. Трое подростков 14-15 лет в пьяном виде бродили по улицам города, зашли «отдохнуть» в парк культуры и отдыха, приставали к прохожим, вели себя развязано. На замечания окружающих отреагировали отрицательно. Есть ли в действиях подростков правонарушения? Какое наказание предусмотрено за подобные действия? 
Ситуация 3. Иван (17 лет) вечером шел домой с секции каратэ. Внезапно он услышал женский крик. Ему показалось, что какая-то женщина зовет на помощь. Он бросился в сторону, откуда доносились крики, и увидел мужчину, прижавшего к стене молоденькую девушку. Девушка кричала и отчаянно пыталась вырваться. Алексей незаметно подошел сзади и несколькими меткими ударами «вырубил» нападавшего (не зря восемь лет он занимался своим любым каратэ). Правда, с горяча он немного переборщил – вызванная им «скорая» увезла его в больницу с переломами и другими серьезными телесными повреждениями. Как оценить поведение Алексея?
Ситуация 4.  Сидоров был задержан сотрудниками милиции на месте преступления за совершение карманной кражи. Сидоров мотивировал тем, что ему только 16 лет, уголовной ответственности он не подлежит, и просил наложить штраф за те неправомерные действия, которые он совершил. Чем является правонарушение Сидорова – преступлением или проступком? Какую ответственность должен понести Сидоров? 
Одно латинское изречение гласит: «Право существует для пользы человечества». Это очень ёмкое изречение, определяющее социальную значимость и важность не только знания человеком своих прав, но и соблюдение им обязанностей, ответственность перед обществом за свои дела и поступки. Готовясь к этому мероприятию нам очень хотелось, чтобы освещаемые на нем проблемы были и интересны и полезны нашим студентам. Были разработаны вопросы социологического опроса «Уровень правовой культуры студента БИК» Было опрошено 268 студентов колледжа.
Опрос показал, что наши студенты в целом знакомы с основными правами граждан Р.Ф., изложенными в основном законе нашей страны – Конституции. Хуже дела обстоят со знанием Всеобщей декларации прав человека. Ребята знают о многих правах человека, но знания эти поверхностные. Практически единогласно было выражено мнение, что в нашем колледже не нарушаются права студентов. Приятно было осознавать, что многие из опрошенных обладают основами правовых знаний и правильно определяют виды юридической ответственности граждан. На вопрос, какие мероприятия, на Ваш взгляд, необходимо проводить в колледже для повышения уровня гражданской, политической и правовой культуры студенческой молодежи, ребята отмечают большое многообразие форм мероприятий: классные часы, конференции, семинары, диспуты, встречи с юристами, политиками, общественными деятелями, акции, митинги, демонстрации, выступления агитбригады, деловые и ролевые игры. Все это говорит о том, что ребятам не безразличны поднимаемые в опросе проблемы, и они готовы принять активное участие в их освещении. Подтверждает это и то, что большинство из них обладают добросовестностью, стремлением к честному выполнению своих обязанностей, ответственностью и способностью отвечать за свои поступки и действия.