Рабочая программа по профессиональному модулю Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельностит














программа профессионального модуля

ПМ.03
Методическое обеспечение организации физкультурной
и спортивной деятельности



























Казань
СОГЛАСОВАНО
Министр по делам молодежи
спорту и туризму
Республики Татарстан
____________Леонов В.А.
«_____»___________20___г

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СПО
«Казанское училище олимпийского резерва»
____________Ахмадуллин Ф.А
«_____» _____________20____г.






Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 050141 Физическая культура (углубленная подготовка), отнесенной в состав укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 050000 Образования и педагогика


Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Казанское училище олимпийского резерва»

Разработчики:
Гаязова А.В., заместитель директора по учебной работе, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Казанское училище олимпийского резерва»
г. Казань
Хазиахметова М.С., КПН, председатель методического объединения преподавателей по подготовке специалистов СПО, преподаватель ГБОУ СПО, «Казанское училище олимпийского резерва», г. Казань
Загидуллин Р.А., заведующий производственной практикой, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Казанское училище олимпийского резерва»,
г. Казань
Ангел С.В., методист спортивного отдела, преподаватель ГБОУ СПО «Казанское училище олимпийского резерва» г. Казань
Искаков Ф.А., преподаватель ГБОУ СПО «Казанское училище олимпийского резерва»
г. Казань
Галлямова Д.И., преподаватель ГБОУ СПО «Казанское училище олимпийского резерва»
г. Казань



ОДОБРЕНО
Решением Методического Совета
ГБОУ СПО «КазУОР»
Протокол №_______
«____» _________20____г.









СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАльНОГО МОДУЛЯ

стр.



2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МО - ДУЛЯ



3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля



4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ



5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)































1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Методическое обеспечение организации физкультурной
и спортивной деятельности.
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее - программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050141 Физическая культура (углубленная подготовка), отнесенной в состав укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 49.00.00 Физическая культура и спорт в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.
2. Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения.
3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.
6. Реализовывать валеологический подход при проведении учебно- тренировочных занятий и спортивно-массовых мероприятий.
7. Использовать различные виды реабилитации в соответствии со спецификой спортивных травм.
8. Моделировать проведение урочных и учебно-тренировочных занятий по всем разделам программ по физической культуре и видам спорта.
9. Обеспечивать безопасность и охрану труда при осуществлении всех видов физкультурной и спортивной деятельности.
10. Осуществлять педагогический, психологический, медико-биологический контроль учебно-тренировочного процесса, соревновательной деятельности, анализировать их качество.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке педагогов по физической культуре и спорту при наличии среднего общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
анализа учебно-методических материалов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс и руководство соревновательной деятельностью в избранном виде спорта и организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и занятий;
планирования подготовки спортсменов в избранном виде спорта на различных этапах подготовки;
планирования физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и занятий;
разработки методических материалов на основе макетов, образцов, требований;
изучения и анализа профессиональной литературы, выступлений по актуальным вопросам спортивной и оздоровительной тренировки;
руководства соревновательной деятельностью в избранном виде спорта;
организации физкультурно-спортивной деятельности;
отбора наиболее эффективных средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки в процессе экспериментальной работы;
оформления портфолио педагогических достижений;
проведения урочных и учебно-тренировочных занятий по всем разделам физкультурной (в рамках школьной программы) и спортивной (в рамках избранного вида спорта) деятельности.
использования знаний теории и практики здоровьесберегающих технологий для обеспечения безопасности при осуществлении организации физкультурной и спортивной деятельности.

уметь:
анализировать программы спортивной подготовки в избранном виде спорта и планировать учебно-тренировочный и соревновательный процесс;
планировать организацию и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
разрабатывать методические документы на основе макетов, образцов, требований;
определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;
определять цели, задачи, планировать учебно-исследовательскую работу с помощью руководителя;
использовать методы и методики педагогического исследования, подобранные совместно с руководителем;
отбирать наиболее эффективные средства и методы физической культуры спортивной тренировки;
оформлять результаты исследовательской работы;
готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
моделировать и проводить урочные и учебно- тренировочные занятия в соответствии с программами по физической культуре видам спорта.

знать:
теоретические основы и методику планирования учебно-тренировочного и соревновательного процесса в избранном виде спорта;
теоретические основы и методику планирования оздоровительной тренировки на базе изученных видов физкультурно-спортивной деятельности;
методику планирования физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и занятий;
основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере физической культуры и спорта;
логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферату, конспекту;
погрешности измерений; теорию тестов;
метрологические требования к тестам;
методы количественной оценки качественных показателей
теорию оценок, шкалы оценок, нормы;
методы и средства измерений в физическом воспитании и спорте;
- статистические методы обработки результатов исследований;
- механизмы изменений, происходящих в организме человека и влияющих
на уровень здоровья;
- средства и способы оздоровления организма человека, укрепления и
сохранения здоровья;
- виды и методы спортивной реабилитации и правила их использования
исходя из специфики травм;
- основы охраны труда и безопасности жизнедеятельности в сфере
физической культуры и спорта.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего – 939 часов в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 759 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 506 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 253 часа;
учебной и производственной практики – 180 – часов.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями по специальности 050141 Физическая культура

Код
Наименование результата обучения

ПК 3.1.
Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта

ПК 3.2.
Разрабатывать методическое обеспечение и проведение физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения.

ПК 3.3.
Систематизировать педагогический опыт в области физической ту культуры и спорта на основе изучения профессиональной
литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.4.
Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 3.5.
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.

ПСК 3.1.
Реализовывать валеологический подход при проведении учебно- тренировочных занятий и спортивно-массовых мероприятий.

ПСК 3.2.
Использовать различные виды реабилитации в соответствии со спецификой спортивных травм.

ПСК 3.3.
Моделировать проведение урочных и учебно-тренировочных занятий по всем разделам программ по физической культуре и видам спорта

ПСК.3.4.
Обеспечивать безопасность и охрану труда при осуществлении всех видов физкультурной и спортивной деятельности.

ПСК. 3.5.
Осуществлять педагогический, психологический, медико-биологический контроль учебно-тренировочного процесса, соревновательной деятельности, анализировать их качество.

ПСК.3.6
Формировать у учащихся единый взгляд на обеспечение основных закономерностей рационального взаимодействия природы и общества.

ПСК.3.7.
Формировать у учащихся экологическую культуру, нормы экологической этики и морали.

ПСК.3.8.
Планировать и проектировать собственную деятельность с учетом знаний о законах социальных отношений и социального взаимодействия.

ПСК.3.9.
Проводить социологические исследования в области гуманитарных сфер жизни общества.

ПСК.4.0.
Взаимодействовать с субъектами политической жизни (государственными и муниципальными органами управления, общественными организациями, партиями, избирательными комиссиями) с целью реализации своих гражданских и политических прав.

ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5
Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 6
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

ОК 7
Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий

ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий

ОК 10
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся

ОК 14
Использовать различные способы оценки уровня здоровья, средства и методы его формирования, укрепления и сохранения.

ОК 15
Использовать различные виды спортивной реабилитации в соответствии со спецификой травм, вида спорта и уровня здоровья спортсмена.





























3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.03 «Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности»

Код
профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная
(по профилю специальности),
часов





Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

ПК 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5
Раздел 1. Проектирование методической работы педагога по физической культуре и спорту.
441
222


90

20

111
10

36
72

ПК 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 3.10
Раздел 2. Обоснование целесообразности использования здоровьесберегающих технологий в образовании и спорте.
498
284
122
-
142

36
36

ПК 2.1, 2.3, 2.4, 2.6, 2.7.
Учебная (производственная) практика (по профилю специальности), часов
180

180

Всего:
939
506
212
20
253
10
72
108



3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю
ПМ. 03 «Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности»

Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
(аудит./ самост.)
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Проектирование методической работы педагога по физической культуре и спорту.

222/111


МДК 03.01
Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту

222/111


Тема 1.1
Методика физического воспитания



Содержание
50



1
Введение. Общие основы и понятия теории и методики физического воспитания Цели, задачи, содержание, основные понятия теории и методики физического воспитания
2
1


2-3
Средства формирования физической культуры личности
Физические упражнения – основное и специфическое средство формирования физической культуры (ФК) личности. Определения, виды эффектов, классификация.
4
1


4
Методы формирования физической культуры личности
Понятие о методе; методика; методический прием. Классификация методов: методы формирования ФК личности, направленные на приобретение знаний; методы, направленные на формирование двигательных умений и навыков; методы, направленные на совершенствование двигательных умений и навыков.

2
2


5-6
Основы обучения двигательным действиям
Формирование знаний, умений и навыков как процесс и результат обучения. Уровни усвоения знаний. Двигательные умения и навыки – признаки, условия, переносы. Структура процесса обучения двигательным действиям
4
2


7-10
Формы построения занятий. Планирование, контроль и учет в физическом воспитании
Формы построения занятий. Особенности, содержание, классификация занятий урочного типа. Характеристика занятий неурочного типа. Структура занятий урочного типа. Планирование в процессе занятий физическими упражнениями. Контроль и учет в процессе занятиями физическими упражнениями. Преподаватель физической культуры.
Требования к личности преподавателя, профессиональному мастерству
8
2


11
Правила оказания первой медицинской помощи
Способы остановки различных видов кровотечений. Первая помощь при закрытых травмах
2
2


12-14
Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного и школьного возраста.
Задачи, особенности, средства физического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи, особенности, средства физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Задачи, особенности, средства физического воспитания детей среднего школьного возраста.
Задачи, особенности, средства физического воспитания детей старшего школьного возраста.
Задачи, особенности, средства физического воспитания детей с ослабленным здоровьем
6
2


15
Общая характеристика оздоровительной физической культуры (ОФК)
Методические особенности построения физкультурных занятий оздоровительной направленности. Характеристика средств оздоровительной направленности. Характеристика физкультурно-оздоровительных методик и систем.
2
2


16
Профессиональная педагогическая деятельность учителя ФК
Виды деятельности на различных этапах учебного процесса. Содержание, особенности. Средства, методы, направленность, уровни эффективности деятельности педагога по ФКиС.
2
2


17-19
Физическая культура в различные периоды жизни человека
Значение, задачи, особенности, формы, методика физического воспитания (ФВ) студентов. Адаптивная ФК для студентов. ФВ в основной период трудовой деятельности. ФВ в пожилом и старшем возрасте. Профессионально-прикладная физическая подготовка
6
2


20-21
Общеметодические и специфические принципы физического воспитания
Характеристика общеметодических принципов физического воспитания.
Характеристика специфических принципов физического воспитания.
4
2


22-25
Методика воспитания физических качеств
Средства и методы воспитания силовых способностей. Средства и методы воспитания скоростных способностей. Средства и методы воспитания координационных способностей. Средства и методы воспитания выносливости. Средства и методы воспитания гибкости
8
3


Лабораторные работы не предусмотрено




Практические занятия
30




26-28
Методы формирования физической культуры личности
Отбирать наиболее эффективные методы применительно к избранному виду спорта Характеристика различных видов нагрузки и отдыха. Моделировать ситуации использования одного из методов.
6






29
Основы обучения двигательным действиям
Разработать комплекс упражнений для обучения произвольному двигательному действию.
2



30-31
Формы построения занятий. Планирование, контроль и учет в физическом воспитании
Анализировать уроки физической культуры, спортивно-массовые мероприятия после их просмотра. Определять цели и задачи урока. Анализировать и оформлять основных документов планирования, контроля и учета процесса физического воспитания.
4



32-33
Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного и школьного возраста
Анализировать и пользоваться школьными программами по физическому воспитанию в 1-11 классах. Планировать материалы программы физической культуры общеобразовательных учреждений. Использовать методики конструирования конспекта урока. Осуществлять педагогическое наблюдение, анализ урока по физической культуре. Организовывать и проводить физкультурно-массовые мероприятия
4



34-35
Общая характеристика оздоровительной физической культуры (ОФК
Отбирать формы, средства и методы, формирования физической культуры лиц разного уровня подготовленности. Отбирать эффективные формы, средства и методы, формирования физической культуры для лиц с отклонениями в физическом развитии.
4



36
Профессиональная педагогическая деятельность учителя ФК
Определять уровни эффективности деятельности педагога по физической культуре и спорту.
2



37-38
Физическая культура в различные периоды жизни человека
Использовать методики педагогического анализа, занятий различных форм организации ФВ студентов, взрослого населения
4



39-40
Методика воспитания физических качеств
Отбирать наиболее эффективные средства, методы и режимы работы для развития силы, скорости, координации, выносливости, гибкости.
4



Вариативный курс



Тема 1.2 Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте
Содержание
48



1
Наука как вид деятельности. Методология науки
Наука как система научных знаний о явлениях и законах природы и общества. Научное исследование. Фундаментальные и прикладные научные исследования.
Методология науки. Методы исследования: эмпирические и теоретические. Развитие научной деятельности в сфере физической культуры и спорта
2
1


2
Учебная, научная и методическая деятельность педагогов по физической культуре
Цель науки о физической культуре. Методология научного исследования в физической культуре и спорте. Связь учебной, научной и методической деятельности студентов. Основная проблематика научных исследований в области физической культуры и спорта.
2
1


3-4
Планирование исследования. Этапы научно-исследовательской работы
Этапы научно-исследовательской работы. Критерии правильности выбора темы работы. Постановка проблемы. Формулировка названия. Сбор и анализ информации по теме исследования. Составление рабочего плана исследования. Разработка гипотезы. Определение объекта и задач исследования. Постановка цели. Выбор методов исследования.
4
1


5-6
Накопление и обработка информации в процессе научно-методической деятельности
Характеристика основных методов научных исследований в физической культуре и спорте. Анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов.
Педагогическое наблюдение. Виды педагогического наблюдения, их достоинства и недостатки. Беседа, интервью, анкетирование. Экспертное оценивание. Педагогический эксперимент. Виды педагогического эксперимента. Методика проведения педагогического эксперимента.
Методы исследования физического развития и физической подготовленности. Антропометрические методы исследований в физической культуре и спорте.
Контрольные испытания. Хронометрирование.
Применение методов математической статистики в исследованиях в области физической культуры и спорта.
4
2


7
Представление и оценка результатов научной и методической деятельности.
Виды научных и методических работ. Формы представления работы.
Требования к выполнению выпускной квалификационной работы. Подготовка рукописи и оформление работы – требования к техническому оформлению, структуре, оформлению цифрового и иллюстративного материала, списка литературы.
2
2


8
Современные информационные технологии в обеспечении научной и методической деятельности
Интернет-технологии в процессе поиска и обмена информацией. Электронные таблицы в процессе оценки и обработки результатов исследований.Создание комплексных текстовых документов с помощью процессора Microsoft Word.
2
1


9
Внедрение и эффективность научных исследований и методических работ
Критерии качества научно-методических работ. Актуальность исследования. Новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
Формы и этапы внедрения научного исследования. Публикация результатов исследования.
2
2


10
Система подготовки научно-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта
Общая характеристика «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры». Требования к профессиональной подготовке специалиста. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста.
2
1


11
Теория и методика физического воспитания и спорта
Основы теории и методики физического воспитания и спорта. Теория и методика спорта и спортивной тренировки. Теория и методика оздоровительной и адаптивной физической культуры.
2
2


12
Методическая деятельность в области физической культуры, спорта, физического воспитания
Методология научного исследования в физической культуре и спорте.
Методика, методическая деятельность. Место и роль научно-методической деятельности в подготовке студентов физкультурных специальностей.
2
2


Лабораторные работы не предусмотрено




Практические занятия
24



13
Наука как вид деятельности. Методология науки.
Готовить и оформлять сообщения по вопросам темы «Наука как вид деятельности. Методология науки»
2



14
Учебная, научная и методическая деятельность педагогов по физической культуре
Находить в сети Интернет авторефераты, научные статьи и тезисы исследований по актуальным проблемам физической культуры и спорта, осуществлять их краткий обзор.
2



15-16
Планирование исследования. Этапы научно-исследовательской работы
Разрабатывать и представлять примерные планы научного исследования по избранной тематике. Оформлять результаты исследовательской работы, курсовой работы со структурными элементами: тема, актуальность, объект, предмет, проблема, цель, задачи, гипотеза, методы.
4



17-18
Накопление и обработка информации в процессе научно-методической деятельности
Готовить и оформлять анкеты для социологического опроса по избранной теме.
4



19-20
Современные информационные технологии в обеспечении научной и методической деятельности
Определять цели, задачи научных работ, планировать учебно-исследовательскую работу.
4



21
Внедрение и эффективность научных исследований и методических работ
Выступать с тезисным сообщением по избранной теме научно-исследовательской работы
2



22
Система подготовки научно-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта
Готовить и оформлять сообщения по теме «Система подготовки научно-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта»
2



23

Теория и методика физического воспитания и спорта
Готовить и оформлять сообщения по теме «Современные методики спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».
2



24
Методическая деятельность в области физической культуры, спорта, физического воспитания
Готовить и оформлять сообщения по теме «Методическая деятельность в области физической культуры, спорта, физического воспитания».
2


Тема 1.3 Методика спортивной тренировки

Содержание
38



1-2
Спорт в системе физической культуры
Основные понятия и структура предмета. Классификация видов спорта. Социальные функции спорта. Характерные черты современного спорта.
Спортивные соревнования как функциональное и структурное ядро спорта.
4
1




3-4
Спортивная тренировка: цель, задачи, средства
Задачи и содержание спортивной тренировки на этапах многолетней подготовки. Средства спортивной тренировки. Специфические принципы спортивной тренировки.
Методы спортивной тренировки. Словесные, наглядные, практические. Равномерный, повторный, переменный, интервальный, игровой, соревновательный
4
2



5-9
Подготовка спортсменов в процессе тренировки
Физическая подготовка спортсменов: цели, задачи, средства, виды.
Функциональная подготовка спортсменов (назначения функциональных систем, характеристика функциональной подготовленности)
Техническая подготовка спортсменов (степени освоения, показатели резуль тативности, критерии).
Тактическая подготовка спортсменов (назначения, виды, последовательность, система, критерии).
Психологическая подготовка спортсменов (структура волевой и психической подготовленности, мотивация).
Теоретическая подготовка спортсменов (содержание теоретической подготовки на этапах многолетней подготовки).
Практическая подготовка спортсменов (значение, задачи, содержание судейской, тренерской и соревновательной практики).
Интегральная подготовка спортсменов (приемы повышения эффективности, контроль за интегральной подготовленностью).
10
2


10-14
Построение спортивной тренировки спортсменов
Тренировочные занятия: структура, условия, организация проведения, формы, типы, методы организации занятий, дозирование нагрузок.
Тренировочный микроцикл: типы, сочетание нагрузок, средства восстановления и стимуляции.
Тренировочный мезоцикл: типы, сочетание микроциклов в мезоцикл.
Тренировочный макроцикл. Структура годичного цикла подготовки
Структура многолетней подготовки: факторы, возрастные границы, задачи, средства
10
2


15-16
Планирование, прогнозирование, моделирование в спорте
Планирование в спорте: задачи, исходные данные, этапы, виды.
Прогнозирование в спорте: задачи, исходные данные, этапы, виды.
Моделирование в спорте: задачи, исходные данные, этапы, виды.
4
1


17-18
Отбор и ориентация спортсменов в процессе многолетней подготовки
Структура отбора и ориентации в спорте
Отбор и ориентация на этапах многолетней подготовки
4
2


19
Методика адаптивной физической культуры
Цель, задачи, содержание адаптивной физической культуры .
Методология адаптивной физической культуры. Частные методики адаптивной физической культуры. Направленности уроков и формы занятий в адаптивной физической культуры
2
2


Лабораторные работы не предусмотрено




Практические занятия
36



20-22
Спортивная тренировка: цель, задачи, средства
Определять цели , задачи на заданный этап многолетней подготовки в избранном виде спорта. Определять цели , задачи содержания спортивной тренировки в избранном виде спорта
6



23-25
Основы управления и контроля в спортивной тренировке
Определять объект, задачи, содержание, виды управления в спортивной тренировке. Использовать различные методы контроля в спортивной тренировки.
6



26-32
Подготовка спортсменов в процессе тренировки
Разрабатывать планы контроля за всеми видами спортивной подготовки, сравнительного анализа в различных видах спорта. Оформлять планирующую и отчетную документацию тренировочного процесса. Разрабатывать комплексы интегральной подготовки спортсмена.
14



33-35
Построение спортивной тренировки спортсменов
Разрабатывать и составлять планы и конспекты тренировочного занятия. Определять содержание типов тренировочных циклов на разных этапах многолетней подготовки. Определять закономерности возрастных границ спортивных достижений в избранном виде спорта.
6



36
Отбор и ориентация спортсменов в процессе многолетней подготовки
Разрабатывать модели особенностей, возможностей и показателей в различных видах спорта. Разрабатывать критерии отбора в избранном виде спорта
2



37
Методика адаптивной физической культуры
Планировать годовые, четвертное и поурочные планы адаптивной физической культуры. в школе-интернате (заболевания и возраст – по выбору студентов).
2


Самостоятельная работа при изучении раздела 1 (ПМ 03)

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
1. Разработка комплекса общеразвивающих упражнений.
2. Доказательство целесообразности использования одного из методов в конкретной ситуации с различным контингентом.
3. Сообщение на тему «Метод – это я».
4. Примеры положительного или отрицательного переноса двигательного навыка, а также различных видов ошибок освоения техники физических упражнений
5. Изучение и оформление основных документов планирования, контроля и учета в физическом воспитании.
6. Составление плана-конспекта. Эссе на тему «Я – учитель»
7. Разработка и оформление планов-конспектов уроков по физической культуре с заданным контингентом по заданной теме.
8. Оценка состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся ОФК.
9. Подбор методов обучения под заданный контингент
10. Составление планов-конспектов частей урока по ФК в вузе. Подбор комплексов физических упражнений (ФУ) для различного контингента взрослого населения. Проектирование занятий в соответствии с контингентом
11. Примеры исследования одного из принципов в педагогической деятельности тренера в избранном виде спорта
12. Подбор комплекса упражнений для развития физических качеств средствами избранного вида спорта
13. Определения собственного этапа многолетней тренировки. Рациональное использование средств спортивной тренировки в зависимости от этапа многолетней подготовки.
14. Разработка планов-схем одного из видов контроля в избранном виде спорта.
15. Разработка планов-схем контроля за одним из видов спортивной подготовки. Разработка комплексов всех видов спортивной подготовки в избранном виде спорта. Оформление документации тренера в избранном виде спорта.
16. Разработка планов тренировочных занятий. Проведение частей тренировочных занятий по избранному виду спорта. Использование средств различных типов микроциклов в собственной тренировочной деятельности.
17. Разработка, составление планирующей документации. Построение и защита сравнительных моделей спортсменов.
18. Разработка критериев отбора в избранном виде спорта. Возрастные модели отбора на этапах многолетней подготовки
19. Спортивная тренировка инвалидов: содержание, особенности методики занятий и планирования.
20. Составление таблиц по изученным материалам.
21. Составление примерного перечня тем исследований.
22. Формулирование названия будущей курсовой работы на основе подборки информации по избранной теме.
23. Подготовка студентами примерного плана исследования по избранной тематике и введения курсовой работы.
24. Анализ научной статьи из периодического журнала «Теория и практика физической культуры».
25. Составление библиографического списка своей курсовой работы (не менее 20 наименований по избранной теме).
26. Составление перечня интернет-источников актуальной научной информации.
27. Подготовка текста тезисов научно-исследовательской работы.
28. Знакомство студентов с примерами выпускных квалификационных работ.
29. Подготовка материалов с описанием методик физического воспитания и спортивных тренировок.
30. Дополнительное конспектирование материала по темам из рекомендуемой преподавателем литературы.
31. Изучение теоретического материала и тем по подготовке ответов на вопросы.
32. Написание рефератов по соответствующим темам.
33. Ознакомление с нормативными документами.
34. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.
35. Подготовка презентаций в электронном виде.
36. Проведение сравнительного анализа.
37. Проведение педагогического анализа проводимого занятия.
38. Работа с учебником, конспектом, подготовка к тестированию по темам.
39 Работа с конспектами, учебной и специальной литературой.
40. Работа над рефератом по предложенным темам.
41. Подготовка к устным и письменным опросам, контрольным работам, экзамену.
42. Разбор проблемных ситуаций.
43. Решение ситуационных профессиональных задач.
44. Составление плана конспекта урока и тезисов ответов.
45. Самостоятельная постановка задач обучения двигательным действиям.
46. Составления перечня вспомогательных и подводящих упражнений для решения поставленных задач.
47. Проведение учебных практических занятий по предложенным темам преподавателя.
48. Самостоятельное составление задач и их решений.
49. Самостоятельное изучение правил построения учебно-тренировочного занятия и составления комплексов упражнений (общеразвивающих, специальных, подводящих и вспомогательных).



Примерная тематика курсовых работ по первому разделу ПМ 03

1. Методы формирования физической культуры личности.
2. Обеспечение безопасности в системе воспитания детей дошкольного возраста.
3. Психологическая подготовка в тренировочном процессе гребцов.
4. Методика совершенствования технической подготовленности спортсмена в настольном теннисе.
5. Отбор и ориентация спортсменов в системе многолетней подготовки.
6. Экстремальные условия в системе подготовки спортсменов в академической гребле.
7. Координационные способности и методика их совершенствования в фехтовании.
8. Средства восстановления и стимуляции в системе подготовки гребцов.
9. Физическая культура в воспитании детей старшего школьного возраста.
10. Врачебно-гигиеническое обеспечение физического воспитания школьников.
11. Профессионально-педагогическая деятельность педагога по физической культуре и спорту.
12. Методические основы оздоровительной физической культуры.
13. Выносливость и методика ее совершенствования в легкой атлетике.
14. Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями.
15. Методические основы адаптивной физической культуры.
16. Методика воспитания силовой выносливости в тяжелой атлетике.
17. Интегральная подготовка в повышении спортивного мастерства.
18. Использование контроля и учета в подготовке спортсменов в стендовой стрельбе.
20


Учебная практика
Виды работ
1. Знакомство с работой заместителей директора по учебной, воспитательной работе, классного руководителя преподавателей физической культуры общеобразовательной школы.
3. Наблюдение за классом и составление характеристики физического развития учащихся.
4. Знакомство с условиями проведения занятий по физической культуре, материальной базой, качеством спортивного инвентаря и оборудования.
5. Знакомство с основной учетной документацией организации, занимающихся проведением физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
6. Участвовать в подготовке мест занятий, необходимого оборудования и инвентаря в соответствии с содержанием физкультурно-спортивных занятий и мероприятий.
7. Изучать и анализировать опыт работы со школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья, слабо успевающими учениками.
8. Ознакомиться с документами планирования и учета учебного процесса по предмету «физическая культура», физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и продленного дня, внеклассным формам занятий общеобразовательной школы.
9. Посещение уроков, проводимых учителями по физической культуре, с целью овладения организационными умениями и навыками, необходимыми в подготовке и проведении физкультурно-спортивных занятий и мероприятий.
10. Педагогический анализ проводимого урока физической культуры.
11. Подготовка документации к проведению частей урока по физической культуре в начальных, средних.
36


Производственная практика (педагогическая)
Виды работ
1. Закрепление и совершенствование совокупности профессионально-педагогических умений и навыков преподавателя физической культуры.
2. Расширение, закрепления умения самостоятельного творческого решения основных задач физического воспитания в единстве с решением задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
3. Воспитание высокой ответственности за качество физического обучения и воспитания.
4. Самостоятельное планирование учебно-воспитательного процесса по предмету физическая культура с учетом условий учебно-образовательного заведения.
5. Овладение организационными умениями и навыками, необходимыми в подготовке и проведении физкультурно-спортивных занятий и мероприятий (не менее 4 мероприятий).
6. Готовить места занятий, необходимое оборудование и инвентарь в соответствии с содержанием физкультурно-спортивных занятий и мероприятий.
9. Применение методов активизации внимания занимающихся.
10. Приобретения умения работать в контакте с учителями, методистами и товарищами по бригаде.
11. Изучать документы планирования и учета учебного процесса по предмету «физическая культура», физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и продленного дня, внеклассным формам занятий.
12. Изучать и использовать опыт преподавателей физической культуры и товарищей по бригаде.
13. Самостоятельно разрабатывать учебную документацию: годовой, четвертной, календарно- тематический план учебной работы для одного из прикрепленных классов.
14. Умение написать план конспект урока физической культуры, ставить задачи, подбирать общеразвивающие упражнения, подводящие и вспомогательные упражнения, методы обучения и проведения урока физической культуры.
15. Разрабатывать комплексы заданий для самостоятельного развития двигательных качеств.
16. Изучать и анализировать опыт работы со школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья, слабо успевающими учениками.
17 Ознакомление с организацией занятий учащихся отнесенных в специальные медицинские группы.
72


Раздел 2.
Обоснование целесообразности использования здоровьесберегающих технологий в образовании и спорте.

284


МДК 03.02
Теория и практика здоровьесберегающих технологий в образовании и спорте

284


Тема 2.1 Валеология
Содержание
34



1-3
Организм. Среда. Адаптация.
Общие представления об организме и его саморегуляции. Уровни человеческого организма. Саморегуляция . Внешняя и внутренняя среда организма. Физические, химические, биологические, социальные факторы. Внутренняя среда. Адаптация. Этапы, пути адаптации, тенденции
6
1


4-5
Возрастная физиология
Общие закономерности роста и развития организма. Рост, дифференцировка, формообразование, уровни развития. Физические особенности юношеского возраста. Особенности физического умственного развития. Мышечная система. Особенности развития эндокринной системы
4
2


6
Современная концепция здоровья и здорового образа жизни.
Основные составляющие концепции здоровья. Концепция здоровья и здорового образа жизни. Здоровый образ жизни- главный фактор здоровья. Мотивация здорового образа жизни. Принципы мотивации здорового образа жизни
2
3


7-8
Культура психического здоровья
Эмоциональное благополучие - основной фактор психического благополучия. Основные компоненты эмоции, природа эмоций и их функции. Мозговые структуры. Признаки и условия.
2
2


9-10
Физическая культура-ведущий фактор здоровья студента
Значение двигательной активности для организма. Функции двигательной активности. (моторная, побудительная, творческая тренирующая, защитная, стимулирующая и т.д.). Физическая культура и хорошая физическая форма. Физические качества и составляющие хорошей физической формы
4
3


11-12
Культура питания
Значение и проблемы питания для организма. Биологическое значение питания, избыточная масса тела и его факторы, подходы к избавлению от избыточной массы тела. Сбалансированное питание. Принципы концепции сбалансированного питания
4
2


13-14
Адекватная биоритмам организация жизнедеятельности
Биоритмы и их биологическое значение для организма. Общие представления о биоритмах, основные биологические ритмы Суточный биоритм и жизнедеятельность организма. Общая характеристика суточного биоритма. Типы суточных биоритмов. Десинхроноз и его профилактика.
Виды десинхроноза и его профилактика
6
·