РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Профессионального модуля Организация физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения (углубленная подготовка) Код, специальность – 050141 физическая культура Москва, 2015 г


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы Спортивно-педагогический колледж
Департамента физической культуры и спорта города Москвы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Профессионального модуля Организация физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения
(углубленная подготовка)
Код, специальность – 050141 физическая культура

Москва, 2015 г
Одобрена
Кафедра ТиМФКиСПротокол № 1
от «01» сентября 2015 г
Разработана на основе Федерального государственного стандарта по специальности 49.02.01 Физическая культура
Заведующий кафедрой
__________ / /
подпись Ф.И.О.
Заместитель директора по учебной работе
_____________ /Прокопович Т.Г./
подпись Ф.И.О.
Составитель (автор): Трофимов С.А, педагог
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ОУ
Рецензент: _________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ОУ

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ стр.
4
2. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля 6
3. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 11
4. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля 13
1. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Организация физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее –программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050141 Физическая культура (углубленной подготовки)

Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области физической культуры и спорта.
1.2. Место профессионального модуля в структуре основной профессиональной образовательной программы: данная дисциплина входит в общегуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения дисциплины должен владеть следующими компетенциями:
ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2.Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК6.Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.
ОК7.Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.
ОК10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.
ПК 2.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения.
ПК 2.2. Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности.
ПК 2.3. Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.
ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ПК 2.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.
ПК 2.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.
1.4. Использование часов вариативной части ОПОП
№ п/п Дополнительные знания, умения №, наименование темы Количество часов Обоснование включения в рабочую программу
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы МДК 02.02 «Организация физкультурно-спортивной работы»
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 177 часов в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 118 час
самостоятельной работы обучающегося – 59 часов;
2. Структура и содержание профессионального модуля
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 177
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 118
в том числе: практические занятия 38
контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) 59
в том числе: реферат, домашняя работа Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета, экзамена
2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля
Наименования разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
Раздел 1.
Организация физкультурно-спортивной работы 177 Тема 1.1.
Организация спортивной деятельности в образовательных учреждениях. Содержание учебного материала
Организация физкультурного процесса в школе
Организация физкультурного процесса в высших учебных заведениях
Организация физкультурного процесса среднем профессиональном учреждении
Спортивно-массовые мероприятия физической культурой и спортом
Структура спортивно -массовых мероприятий 16 1
Тема 1.2
Физкультурно- спортивная деятельность в России и мире. Содержание учебного материала
Структура организации спортивно- массовых мероприятий
Структура организации спортивных соревнований
Техника безопасности на уроках физической культурой
Физкультурно- оздоровительные движения в России и за рубежом
Виды спортивной подготовки в России и мире 10 1
Самостоятельная работа обучающихся
Разработка положений о соревнованиях по видам спорта
Самостоятельная разработка комплексов занятий физическими упражнениями 20 3
Тема 1.3. Внеурочные формы занятий Содержание учебного материала
Особенности внеурочных форм занятий. Основные понятия, типы, формы и виды спортивного туризма. Концепция развития спортивно-оздоровительного туризма в России. Основные положения правил соревнований по туризму.
Типичная направленность, содержание и методика построения крупных форм: самодеятельные тренировочные занятия, физкультурно-рекреативные занятия, соревнования.
Роль малых форм занятий в процессе физического воспитания. Методика построения малых форм занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, микросеансы упражнений, физкультурные паузы и минуты.
Нормирование нагрузки и отдыха при воспитании физических качеств в отдельных занятиях и сериях занятий.
Правила сочетания упражнений, стимулирующих развитие физических качеств. Принципиальные основы сочетания различных методических направлений при воспитании физических качеств. Проблема обеспечения «переноса» умений, навыков, тренированности. 16 1
Практические занятия
1.Организационные основы и методика проведения физкультминуток, физкультпауз.
2.Организационные основы и методика проведения подвижных перемен.
3.Организационные основы и методика проведения занятий оздоровительной физической культурой с подготовительной группой.
4.Организационные основы и методика проведения спартакиад.
5.Организационные основы и методика проведения военизированных игр, экскурсий, малых туристских мероприятий. 12 2
Самостоятельная работа обучающегосяРазработка комплексов физкультминуток и физкультпаузСоставление плана проведения подвижной перемены
Составление положений по проведению спартакиад, малых туристских мероприятий 20 3
Тема 1.4. Особенности содержания и
методики проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и занятий Содержание учебного материала
Физкультурные мероприятия в режиме учебного дня учащихся младшего, среднего, старшего школьного возраста.
Методика проведения спортивного часа школьников. Организация, содержание и проведение спортивных праздников школьников («Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Лыжные гонки», «Легкоатлетические кроссы» и др.).Методика проведения подвижных перемен школьников. Организация, содержание и проведение «Часа здоровья» в школе.
Организация, содержание и проведение занятий физическими упражнениями в группах продленного дня.
Оздоровительно-профилактические мероприятия в режиме учебного дня учащихся младшего, среднего, старшего школьного возраста. Методика формирования правильной осанки. Основы самоконтроля за физическим состоянием школьников.
Крупные спортивно-массовые мероприятия. Соревнования допризывной молодёжи. 18 1
Практические занятия
1.Методика формирования правильного свода стопы и профилактика плоскостопия школьников.
2.Методика закаливания школьников.
3. Дыхательная гимнастика школьников.
4.Глазодвигательная гимнастика школьников.
5.Управление в физкультурном образовании различных возрастных групп населения. 10 2
Самостоятельные занятия обучающихсяСоставление плана проведения спортивного часа школьника
Составление положения и плана проведения «Веселых стартов» 12 3
Тема 1.5. Планирование и контроль в процессе внеучебной физкультурно-спортивной деятельности.
Содержание учебного материала
Значение планирования и контроля в процессе физического воспитания. Наиболее важные требования, предъявляемые к операциям планирования в области физической культуры и спорта. Временные масштабы и логика планирования. Исходные документы планирования и их типичные формы. Общая характеристика основных операций планирования.
Педагогический контроль как система мер по проверке выполнения планов. Единство педагогического, врачебного и самоконтроля в процессе физического воспитания.
Объекты, подлежащие контролю в процессе физического воспитания, Проблема выбора наиболее информативных показателей.
Исходные понятия в области физической культуры
Каникулярный период в значении спортивной работы
Физиологическая характеристика состояний организма при занятиях физическими упражнениями
Организация секционной работы в школе 16 1
Практические занятия
1.Разновидности контроля в практике физического воспитания.
2.Содержание и технологии оперативного и итогового контроля. Методы и приемы регистрации и анализа получаемой информации. Использование современного исследовательского оборудования.
3.Разработка схемы построения занятия физической культурой
4.Организация туристических походов и спортивного ориентирования
5.Подбор индивидуальных нагрузок для разных возрастных групп
6.Анализ профессионально-прикладной физической подготовки
7.Организация физкультурной деятельности в детских оздоровительных лагерях 162
Самостоятельная работа обучающихся
Разработка планов-конспектов проведения всех изучаемых форм занятий физическими упражнениями.
Подготовка учебных карточек с комплексами физических упражнений и подвижных игр для практического использования (не менее 5 карточек для каждой формы внеучебной физкультурно-спортивной работы) 12 3
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Психологии», оборудованной для проведения лекционных и семинарских занятий.
Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
компьютеры по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
мультимедийный проектор,
экран.
Технические средства обучения:
компьютеры, оснащенные программными пакетами Excel for Windows, Word for Windows, PowerPoint, Photoshop;
мультимедийные материалы;
доступ к библиотечным и сетевым источникам информации;
цифровые фотоаппараты и видеокамеры; наглядные пособия (таблицы, рисунки, схемы, слайды);
измерительное оборудование для проведения простейших измерений и исследований: рулетки, секундомеры, шагомеры, динамомерты, спирографы и пр.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. Учебное пособие для институтов физической культуры. 5- переработанное и дополненное. – М.: ФиС, 2008.
Жуков М.Н. Подвижные игры. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
История физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Р. Голощапов. 6-е изд., стер. - М.: Издательский дом «Академия», 2009. - 320 с.
Общая педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 208 с.
Педагогика физической культуры и спорта: учебник / под.ред. С.Д. Ненерковича. - М.: Физическая культура, 2006. - 528 с.
Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. - М: Просвещение, 2010. - 64 с.
Дополнительные источники:
Гостев Р.Г. Физическая культура и спорт в современных условиях. - М.: «Еврошкола», 2005. - 418 с.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. - М.: Вако, 2004. - 296 с.
Капилевич, Л. В. Общая и спортивная анатомия : учебное 9. пособие / Л. В. Капилевич, К. В. Давлетьярова. – Томск: изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 98 с.
Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического 16. развития и физической подготовленности : учеб. пособие / Б. Х. Ланда. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Советский спорт, 2008. – 224 с.
Мякинченко, Е. Б. Аэробика. Теория и методика проведения занятий : учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Е. Б. Мякинченко. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 304 с.
Популярная история спорта / Е.Я. Гик, Е.Ю. Гупало. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 448 с.
Спортивные игры на уроках физкультуры/ Под общей редакцией О.Листова. - М.: МпортАкадемПресс, 2002. - 276 с.
Справочник учителя физической культуры / авт. – сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 239.
Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 624 с.
Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. 3-е изд. М.: Советский спорт, 2009. – 200 с.
Электронные ресурсы и программное обеспечение
Образовательные ресурсы Интернет-репозитория, в т. ч. КОПР, обзорные лекции, тестовые базы.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Федеральная ЭБС "Единое окно доступа к образовательным ресурсам": http://window.edu.ruЭлектронные каталоги АИБС МАРК-SQL: http://www.vzfei.ru/rus/library/elect_lib.htmwww.rags.ru - Библиотека Российской Академии Государственной Службы при президенте РФ.
www.gumfak.ru – Электронная гуманитарная библиотека.
www.nbmgu.ru/search – Научная библиотека Московского Государственного Университета им. М. В.Ломоносова.
www. psyedu.ru - Электронный журнал «Психологическая наука и образование»
www.inion.ru – Российская Академия Наук. Институт научной информации по общественным наукам.
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Коды формируемых профессиональных и общих компетенций Формы и методы контроля оценки результатов обучения
практический опыт:
- анализа учебно-тематических планов и
процесса обучения физической культуре,
разработки предложений по егосовершенствованию;
-определения цели и задач, планирования и
проведения, учебных занятий по физическойкультуре;
- применения приемов страховки и
самостраховки при выполнении физических упражнений
- проведения диагностики физической
подготовленности обучающихся;
- наблюдения, анализа и самоанализа уроков,
обсуждения отдельных уроков в диалоге
с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
- ведения учебной документации;
умения:
- находить и использовать методическую- литературу и др. источники информации,
-необходимой для подготовки к урокам физической культуры;
- использовать различные методы и формы
организации учебных занятий по физической
культуре, строить их с учетом возрастных
особенностей и уровня физическойподготовленности обучающихся;
- подбирать, готовить к занятию и использовать спортивное оборудование и инвентарь;
- использовать различные методы и приемы
обучения двигательным действиям, методики
развития физических качеств;
- применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях;
- устанавливать педагогически целесообразные
взаимоотношения с обучающимися;
-проводить педагогический контроль на занятиях;
- оценивать процесс и результаты деятельности
обучающихся на уроке, выставлять отметки; осуществлять самоанализ и самоконтроль
при проведении уроков;
-анализировать процесс и результаты
педагогической деятельности и обучения
предмету, корректировать и совершенствовать их;
знания:
место и значение предмета «Физическая культура» в общем образовании;
основные концепции физического воспитания (физкультурного образования) школьников;
требования образовательного стандарта и программы учебного предмета «Физическая культура»;
требования к современному уроку физической культуры;
логику планирования при обучении предмету «Физическая культура»;
содержание, методы, приемы, средства и формы организации деятельности обучающихся на уроках физической культуры, логику и критерии их выбора;
приемы, способы страховки и самостраховки;
логику анализ урока физической культуры;
методы и методики педагогического контроля на уроке физической культуры;
основы оценочной деятельности учителя на уроке физической культуры, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости
учащихся на уроках физической культуры;
формы и методы взаимодействия
с родителями или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса;
виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению
ПК 2.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения.
ПК 2.2. Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности.
ПК 2.3. Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.
ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ПК 2.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.
ПК 2.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.стиОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2.Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК6.Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.
ОК7.Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.
ОК10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся. Оценка в рамках текущего контроля результатов выполнения (отчетов) практических работ.
- экспертная оценка выполнения практических заданий
- экспертная оценка решения ситуационных задач;
- наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях
- наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях