Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с дошкольного возраста


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 13 » города Ульяновска
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с дошкольного возраста
Задачи:
Продолжать учить обобщать и систематизировать знания детей, сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей последовательности;
Закреплять знания детей о геометрических фигурах, понятия-больше, меньше, маленький;
Закрепить счет до пяти;
Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
Развивать речь детей, целенаправленное внимание, правильно строить ответ на поставленный вопрос;
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие, уважение друг к другу.
Словарная работа: меньше ,больше , поменьше.
Способствовать развитию координации при выполнении общеразвивающих упражнений, двигаться легко и свободно, ритмично и согласованно.
формировать у детей умение сосредотачиваться ,выполнять движения в соответствии с текстом ,представление о необходимости заботы о своем здоровье;
воспитывать добрые взаимоотношения между детьми ,а также между взрослым и детьми.
Вовлекать детей в игровую деятельность, развивать интерес к взаимодействию с персонажами сказки.
Пособие и материалы:
Игрушки – медвежонок, картинки медведи - папа и мама и медвежонка, прямоугольники, различные по величине, предметы и столы разного размера, комплекты предметных картинок, воздушные шары, массажная дорожка, массажные кочки . Предварительная работа:
Работа с геометрическими фигурами, с группами предметов – сравнение, уравнивание, беседа животных, растений, рассматривание иллюстраций-лес, животные, чтение русской народной сказки «Три медведя», разучивание пальчиковых игр, физ.минуток, гимнастики для глаз.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята!
Мы сегодня отправимся в лес, в гости к медвежонку, чтобы поиграть с ним в разные игры, поучиться у него и его научить новым играм.
Нам предстоит дальняя дорога, поэтому к ней надо подготовиться, набраться сил.
Каждый день по утрам делаем зарядку.
Очень нравится нам все делать по порядку.
Весело шагать,
Весело скакать,
Руки поднимать,
Руки опускать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
Чтобы попасть в лес доехать можно туда на автобусе. Хотите поехать? Нам понадобятся билеты, чтобы найти своё место в автобусе.( Раздаю детям карточки с геометрическими фигурами разного цвета и размера.)
Дидактическая игра «Найди своё место». (Дети находят стул с такой же фигурой, как и у них). Водитель занимает своё место, берёт руль, имитирует езду на автобусе.
Вот мы и приехали , но у нас на пути ручеек , чтобы его перейти нам нужно прыгать по кочкам , давайте снимем обувь и при прыжках будем считать кочки (прыжки по кочкам-счет от одного до пяти).
(Ответы детей-хоровые и индивидуальные).
Ой, смотрите. Нас ожидает новое препятствие .Впереди болото , чтоб его пройти нам нужно идти по узенькой дорожке ( дети снимают обувь и идут друг за другом по массажной дорожке)
- Вот мы и пришли в гости к медвежонку.
М.: - Здравствуйте, ребята!
Д.: - Здравствуй, Мишутка!
- Ребята, рассмотрите медвежонка: что мы можем сказать про него? Какой он?
Д.: - Медвежонок маленький, лохматый, коричневый и т.д.
- Медвежонок приглашает нас поиграть. Он приготовил для нас загадку:
Ростом мал, да удал,
От меня ускакал.
Хоть надут он всегда —
С ним не скучно никогда.
Д.: - МЯЧ
- Посмотрите, сколько медвежонок приготовил для нас мячей
Сколько мячей?
Д.: - Много!
- Какого цвета мячи?
Д.: - Синие и красные.
- Сколько синих мячей?
Д.: - Пять синих мяча.
- Сколько красных мячей?
Д.: - Четыре красных мяча.
- Мячей какого цвета больше?
Д.: - Синих мячей больше, чем красных.
- Мячей какого цвета меньше?
Д.: - Красных мячей меньше, чем синих.
- Как сделать, чтобы мячей было поровну?
Д.: - Убрать один синий мяч. Или прибавить еще один красный
- Молодцы! Медвежонку очень понравилось, как мы работали с мячами.
А теперь я предлагаю вам поиграть в футбол (д игра «Загони мяч в ворота».) Цель: выработка длительного, сильного, целенаправленного выдоха, развитие глазомера.
( Взрослый показывает детям, как нужно подуть на "мяч”, чтобы загнать его в игрушечные ворота. Дети по очереди выполняют игровое упражнение. Побеждает тот, кто сумел отправить "мяч” в ворота с одного выдоха.)На доске расположены три прямоугольника разной величины.
- Как называются эти фигуры?
Д.: - Прямоугольники!
- Сколько их?
Д.: - Три!
- Чем прямоугольники похожи?
Д.: - Формой!
- Чем они отличаются?
Д.: - Размерами!
- Молодцы! А теперь вспомните и назовите русскую народную сказку, где говорится о девочке, которая заблудилась в лесу и попала в избушку, где жили три…?
Д.: - …медведя!
- Как называется эта сказка?
Д.: - «Три медведя»!
- Кто из медведей был самым большим?
Д.: - Михаил Потапович!
-За каким прямоугольником спрячется папа-медведь?
Д.: - За самым большим прямоугольником!
- А какая была Настасья Петровна?
Д.: - Поменьше.
- Где она спрячется?
Д.: - За прямоугольником, который поменьше!
- А Мишутка какой был?
Д.: - Маленький!
- За каким прямоугольником спрячется медвежонок?
Д.: - За маленьким!
- И с этим заданием мы справились! Молодцы!
Мишутка просит нас, чтобы мы помогли медведям расставить мебель и посуду в соответствии с величиной, от большего к меньшему. Молодцы вы очень внимательно смотрели,а теперь наши глаза должны отдохнуть
(гимнастика для глаз).
В среду в жмурки мы играем
Крепко глазки закрываем
1,2,3,4,5
Будем глазки открывать
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем
- А еще, ребята, мне Мишутка рассказал, что Маша оставила большой беспорядок в их избушке. Давайте поможем навести порядок медведям. Надо разложить предметы в коробки по геометрическим фигурам ( дети раскладывают игрушки похожие на геометрические фигуры )
- Вот какие вы молодцы! Быстро навели порядок! А теперь немножко отдохнем  Подвижная игра «Мишка вылез из берлоги»
А сейчас мы с вами превратимся в мишек. Закроем глазки, сосчитаем до трех (один, два, три) — открываем глаза. Теперь мы медведи. Поиграем в игру «Мишка вылез из берлоги».
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна (Потягивания — руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил (Вращения головой)
Наклонился взад — вперед (Наклоны взад-вперед)
Вот он по лесу идет (Идем вперевалку)
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки Приседаем, повороты головой влево-вправо)
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки (Наклоны:правой рукой коснуться левой ноги, потом наоборот)
Наконец медведь наелся
И на бревнышке уселся (Дети садятся на пол)
Вот мы с вами поиграли, теперь превратимся обратно в ребят: глазки закрываем и считаем до трех (один, два, три) — открываем глаза. Теперь мы снова дети. Молодцы
- Перед тем, как попрощаться с нашим другом, мы научим его собирать картинки.
Игра «Собери картинку». Блоки Дьениша и палочки Кьюзинера(Дети из геометрических фигур собирают изображения предметов ).
- Что получилось у Максима? У Кати?(ответы детей).
- Мишутке очень понравилась эта игра! Он тоже будет тренироваться составлять картинки.
Давайте научим медвежонка играть в пальчиковую игру « За грибами в лес пошли»
Медвежонку очень понравилось
А нам пора возвращаться в детский сад.
М.: - До свидания, ребята! Приходите ко мне еще в гости!
Д.: - До свидания, Мишутка!
Возвращаемся той же дорогой
(Ходьба по дорожке, прыжки по кочкам и в автобус).
- Вот мы и в группе. Не устали ?Чем мы сегодня занимались? Как играли? Что вам понравилось?
(Ответы детей).