Логопедическая поддержка учащихся на всех этапах образовательного процесса, как условие обеспечения метапредметных результатов учащихся.


Логопедическая поддержка учащихся на всех этапах образовательного процесса, как условие обеспечения метапредметных результатов учащихся.
Метапредметные результаты – это то, что ребенок умеет применять не только в школе, но и в повседневной жизни, общении. И я учитель-логопед расскажу вам, как я работаюнад созданием речевых условий для последующих метапредметных результатов.
Логопедическая работа начинается с посещения уроков и обследования речи детей. После того, как логопедом выявляются дети с речевыми нарушениями, формируются группы учащихся со сходными дефектами речи. В логопункте занимаются ученики, которые имеют нарушения речи. На занятиях с ними проводится самомассаж, работа над постановкой звука, работа на обогащение словарного запаса, а так же выполняется письменная работа.
Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у различных категорий детей с аномалиями в развитии имеет свою специфику и представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода,
Логопедическая поддержка опирается и на специальные принципы: учета этиологии и механизмов речевого нарушения, системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, развития, онтогенетический, учета личностных особенностей, деятельностного подхода, использования обходного пути, формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.
Содержание логопедической поддержки зависит от механизма речевого нарушения. При одинаковой симптоматике нарушений речи возможны различные механизмы.
Замены звуков, их мы называем дислалией, могут быть обусловлены неточностью слуховой дифференциации, неразличением звуков на слух или заменой этих звуков вследствие недоразвития тонких артикуляторных движений. При устранении дислалии основным является воздействие на ведущее нарушение — несформированность слуховой дифференциации или недоразвитие артикуляторной моторики.
Целью логопедической работы будет не просто стимулирование и активизация речевого процесса, а формирование нормальных речевых механизмов.
Принцип системного подхода предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов.
Так, в тех случаях, когда у ребенка наблюдается большое количество нарушенных звуков, например, свистящие, шипящие, р, последовательность в работе определяется последовательностью их появления в онтогенезе (свистящие, шипящие, р). В процессе формирования синтаксиса устной речи при алалии учитывается последовательность появления различных типов предложений в онтогенезе.
Формирование правильных речевых навыков, форм и функций речи осуществляется и в онтогенезе, от простых к сложным, от конкретных к более абстрактным, от продуктивных форм к непродуктивным, от ситуативной речи к контекстной.
Большое место в логопедической работе занимает коррекция и воспитание личности в целом, учитываются особенности формирования личности у детей с различными формами речевых расстройств, а также возрастные особенности.
Воздействие на ребенка с речевым нарушением связывается с нормализацией социальных контактов с окружающими людьми.
Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. В школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная, которая становится основой коррекционно-логопедической работы при устранении нарушений речи у детей этого возраста.
С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделирую различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи и информирую педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей.
При устранении речевых нарушений ведущим является логопедическое воздействие, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.
В логопедической работе использую следующие методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются беседа, пересказ, рассказ, т. е. словесные методы.
К практическим методам логопедической поддержки относятся упражнения, игры и моделирование.
Упражнение — это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. В логопедической работе они эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств, так как у детей формируются практические речевые умения и навыки либо предпосылки к их развитию, происходит овладение различными способами практической и умственной деятельности. В результате систематического выполнения артикуляторных упражнений создаются предпосылки для постановки звука, для правильного его произношения. На этапе постановки звука формирую навык его изолированного произношения, а на этапе автоматизации добиваюсь правильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия).
В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует и активизирует деятельность детей.
Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.
Использование пособий облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логопедической работы.
К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, просмотр фильмов, прослушивание дисков, магнитофонных записей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.
Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы. Например, при постановке звука наряду с показом логопед использует объяснение правильной его артикуляции, обращает внимание на положение языка, губ, сопровождает показ пояснениями.
На логопедических занятиях я использую техника массажа, которая взята на основе разработки Логопедического массажа Е. Краузе. Дети выполняют массажные движения по образцу логопеда, т. е. занимаются самомассажем.
Большое значение в логопедической работе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она способствует совершенствованию качества коррекционного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.
При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать его возрастные и индивидуально-психологические особенности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих свой дефект следует чаще поощрять проявлять педагогический такт при оценке их работы.
Логопедическую поддержку осуществляю в следующих формах обучения: подгрупповое, индивидуальное занятие.
Если ребенок умеет красиво, грамотно и хорошо говорить, то ему проще адаптироваться в окружающем его мире, в дальнейшей учебе, работе.
Все мы понимаем, что если ребенок умеет красиво, грамотно и хорошо говорить, то ему проще адоптироваться в окружающем мире, в дальнейшей учебе, работе. Немалая роль здесь отводится любому педагогу. Это можно делать на любом уроке, осторожно, ненавязчиво демонстрировать красивую, правильную речь, аккуратно поправлять ребенка, использовать скороговорки, чистоговорки, стихи. Это много времени на уроке не займет, а принесет большую пользу для ребенка.