Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине Анатомия и физиология человекадля специальности 34.02.01. Сестринское дело

департамент здравоохранения Приморского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Уссурийский медицинский колледж»
(КГБ поу «Уссурийский медицинский колледж»)














МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов

по дисциплине профессионального учебного цикла
Анатомия и физиология человека
для специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
























Уссурийск
2016 год
Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине профессионального учебного цикла «Анатомия и физиология человека» для специальности 31.02.01 «Лечебное дело». – Уссурийск: КГБ ПОУ «Уссурийский медицинский колледж», 2016. – 31 с.


Методические указания разработаны с учетом требований ФГОС СПО, локально-нормативными актами КГБ ПОУ «Уссурийский медицинский колледж», рабочей программой дисциплины и содержат перечень рекомендаций для оказания методической помощи в самостоятельной работе студентов.
Методические указания состоят из карты самостоятельной работы и порядка выполнения самостоятельной работы студентами, критерий оценки результатов и шкал оценивания, списка рекомендуемой литературы.
При изучении дисциплины предлагаются следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы: составление кроссвордов, таблиц, глоссария, тестовых заданий, ситуационных задач, контрольных вопросов; выполнение заданий в рабочей тетради; заполнение «слепых» схем; написание опорных конспектов; подготовка информационных сообщений, мультимедийных презентаций; иллюстраций с обозначением на них анатомических образований.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы используются устный и письменный опрос, отчет о выполнении практического задания, защита творческих работ и мультимедийных презентаций.
Данные методические рекомендации предназначены для студентов 1 курса, обучающихся по специальности 34.02.01. «Сестринское дело».




Составители:
Г.И. Рахманова, преподаватель высшей квалификационной категории КГБ ПОУ «Уссурийский медицинский колледж»;

Рецензенты:
О.В. Артамонова, старший методист КГБ ПОУ «Уссурийский медицинский колледж».

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании цикловой методической комиссии № 3. Протокол № 1 от «20» сентября 2015 г.
















Оглавление

Введение.......................
4

1. Карта самостоятельной работы студента..
5

2. Порядок выполнения самостоятельной работы студентом
14

3. Комплекты заданий для самостоятельной работы.
15

4. Критерии оценки результатов и шкалы оценивания..
22

Список рекомендуемой литературы..
28
































Введение

Уважаемый студент!

Самостоятельная работа в колледже является одной из важнейших составляющих образовательного процесса, организуется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и в соответствии рабочей программы дисциплины.
Перед вами методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине «Анатомия и физиология человека», которые состоят из карты самостоятельной работы и порядка выполнения самостоятельной работы студентами, критерий оценки результатов и шкал оценивания, списка рекомендуемой литературы.
В карте указываются наименования тем или вопросов, которые призваны расширить кругозор, углубить знания, развить умения, которые необходимо сформировать к началу профессиональной деятельности, обязательные и предоставленные по выбору виды самостоятельной работы.
Для выполнения самостоятельной работы необходимо использовать рекомендуемую литературу Интернет-ресурсы или другие источники по вашему усмотрению.

Обратите внимание!

В карте самостоятельной работы четко указано, когда необходимо предоставить выполненную работу преподавателю.

При возникновении затруднений в процессе работы, обратитесь за консультацией к преподавателю.










1. Карта самостоятельной работы

Наименование темы

Кол-во
часов
Вид работы
Форма
контроля
Примечание

Человек как предмет изучения анатомии и физиологии человека.
3
Составление глоссария по конспекту лекции.
Подготовка информационного сообщения с мультимедийной презентацией (см. комплект заданий № 1).
Терминологический диктант
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы
Выступление на практическом занятии с информационным сообщением в течение семестра

Основы цитологии и гистологии. Клетка, строение и виды эпителия.
1

Заполнить «слепые» схемы «Виды тканей», «Виды эпителия», используя конспект лекции (см. комплект заданий № 2).
Письменный
опрос
Работу сдать после изучения темы

Соединительная ткань. Строение, виды, функции
1


Составление теста из 10 тестовых заданий, с одним правильным вариантом ответа из 4-х с эталоном ответов к нему.
Тестирование
Работу сдать после изучения темы

Нервная, мышечная ткани. Строение, виды, функции
1,5
Составление схемы «Виды нервных окончаний», используя конспект лекции.
Составление сравнительной таблицы «Виды мышечной ткани» (см. комплект заданий № 3).
Устный
опрос
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы.

Гомеостаз. Состав, свойства и функции крови
2
Составление схемы «Состав плазмы крови», используя конспект лекции.
Составление в виде таблицы гемограммы, лейкоцитарной формулы, используя конспект лекции (см. комплект заданий № 4).


Устный и письменный
опрос
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы

Группы крови, резус-фактор. Совместимость групп крови.
2
Составление глоссария по конспекту лекции.
Составление задач на определение групп крови, используя конспект лекции (не менее четырех).
Терминологический диктант
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы

Кости, соединения костей и мышцы туловища.
2,5
Составление схемы «Отделы позвоночного столба», используя конспект лекции;
Подготовка иллюстрации «Позвонок» и обозначение его частей, используя материал учебника «Анатомия и физиология человека» под ред Н.В. Смольянниковой стр. 72-74
Выполнение задания в рабочей тетради по теме «Мышцы туловища».
Устный
опрос
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы

Кости, их соединения и мышцы верхних конечностей.
2
Составление схемы «Кости верхней конечности», используя конспект лекции.
Выполнение задания в рабочей тетради по теме «Мышцы верхней конечности».
Устный
опрос
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы.

Кости, их соединения и мышцы таза.

2
Составление схем: «Кости таза», «Размеры таза», используя конспект лекции.
Выполнение задания в рабочей тетради по теме «Мышцы таза».
Устный
опрос
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы

Кости и мышцы свободной нижней конечностей
2
Составление схемы «Кости свободной нижней конечности», используя конспект лекции.
Выполнение задания в рабочей тетради по теме «Мышцы нижней конечности»
Устный
опрос
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы

Кости черепа.

2
Составление глоссария по конспекту лекции.
Составление схемы «Кости черепа», используя материал учебника «Анатомия и физиология человека» под ред. Н.В. Смольянниковой стр 55-56.
Терминологический диктант
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы

Череп в целом. Соединения костей черепа. Мышцы головы и шеи.
2
Составление опорного конспекта «Соединения костей черепа», используя материал учебника «Анатомия и физиология человека» под ред. Н.В. Смольянниковой стр 64-66.
Выполнение задания в рабочей тетради по теме «Мышцы головы и шеи».
Устный
опрос
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы

Строение сердца. Круги кровообращения.
2
Подготовка иллюстрации «Круги кровообращения» и обозначение на ней «движения крови по сосудам», а также магистральных сосудов (разными цветами), используя материал учебника «Анатомия и физиология человека» под ред. Н.В. Смольянниковой стр. 330.
Составление кроссворда из 10 терминов и понятий, используя конспект лекции.
Отчет о выполнении практического задания
Терминологический диктант
Работу сдать после изучения темы

Физиология сердца.
2
Составление глоссария по конспекту лекции.
Подготовка иллюстрации «Строение сердца» и обозначение на ней гемодинамики и узлов проводящей системы;
Подготовка схематичного рисунка «Точка прослушивания клапанов сердца».
Подготовка иллюстрации «Эллектрокардиограмма» и обозначение на ней зубцов.
При выполнении заданий использовать материал лекции и учебника «Анатомия и физиология человека» под ред. Н.В. Смольянниковой стр. 340-344
Терминологический диктант
Отчет о выполнении практического задания

Работу сдать после изучения темы

Физиология сосудов.
3
Составление глоссария по конспекту лекции.
Составление схемы «Пульс и его характеристики», используя конспект лекции.
тетради по теме «Нейро-эндокринная регуляция сердечно-сосудистой системы»
Терминологический диктант
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы

Артерии большого круга кровообращения

3
Составление схемы «Аорта и ее отделы по материалам лекции.
Составление схем: «Кровоснабжение головы», «Кровоснабжение верхних конечностей и грудной полости», «Кровоснабжение брюшной полости», «Кровоснабжение таза», «Кровоснабжение нижних конечностей», используя материалы учебника «Анатомия и физиология человека» под ред. Н.В. Смольянниковой стр. 354-364.
Устный
опрос
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы

Вены большого круга кровообращения
2
Составление схемы «Система воротной вены», используя конспект лекции.
Выполнение задания в рабочей тетради по теме «Вены большого круга кровообращения».
Устный
опрос
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы

Лимфатическая система.
2
Составление глоссария по конспекту лекции.
Составление схем: «Отток лимфы от верхней и нижней конечностей», «Отток лимфы от головы и шеи», «Отток лимфы от грудной полости», используя материалы лекции и учебника «Анатомия и физиология человека» под ред. Н.В. Смольянниковой стр. 381-383
Терминологический диктант
Письменный опрос
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы

Функциональная анатомия спинного мозга.
2
Составление схемы «Рефлекторные дуги», используя материал учебника «Анатомия и физиология человека» под ред. Н.В. Смольянниковой стр. 145-147.
Обозначение основных анатомических образований по самостоятельно подготовленной иллюстрации «Сегмент спинного мозга», используя материал учебника «Анатомия и физиология человека» под ред. Н.В. Смольянниковой стр. 166-167
Письменный опрос
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы

Спинномозговые нервы.
1
Составление 15 вопросов (для само- и взаимоконтроля), используя конспект лекции.
Устный опрос
Работу сдать после изучения темы

Функциональная анатомия ствола головного мозга
2
Составление 10 вопросов с эталонами ответов (для написания терминологического диктанта).
Составление теста из 10 тестовых заданий, с одним правильным вариантом ответа из 4-х. и эталона ответов к нему
Терминологический диктант
Тестирование
Работу сдать после изучения темы

Функциональная анатомия головного мозга
2
Составить глоссарий по конспекту лекции.
Подготовка иллюстрации «Кора головного мозга» и обозначение на ней (разными цветами) функциональных зон, используя материал учебника «Анатомия и физиология человека» под ред. Н.В. Смольянниковой стр. 182-185
Письменный опрос
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы

Черепные нервы.
2
Составление опорной схемы «Черепные нервы» по конспекту лекции.
Составление сравнительной таблицы «12 пар черепно-мозговых нервов», используя конспект лекции (см. комплект заданий № 5)
Устный опрос
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы

Вегетативная нервная система.
2
Составление схемы «Рефлекторная дуга вегетативной нервной системы», используя конспект лекции.
Составление 10 вопросов с эталонами ответов (для написания терминологического диктанта)
Отчет о выполнении практического задания
Письменный опрос
Работу сдать после изучения темы

Орган зрения.
2
Составление опорной схемы «Строение органа зрения», используя конспект лекции.
Составление схемы «Прохождение света через оптическую систему глаза», используя материал учебника «Анатомия и физиология человека» под ред. Н.В. Смольянниковой стр. 256-258.
Устный опрос
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы

Орган слуха и равновесия
2
Составление схемы «Строение органа слуха», используя конспект лекции.
Заполнить «слепую» схему «Последовательное прохождение звука по органу слуха».
Устный опрос
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы

Гипофиззависимые железы внутренней секреции.
1,5
Составление глоссария по конспекту лекции.
Составление схемы «Гипофиз зависимые железы внутренней секреции», используя конспект лекции.
Терминологический диктант
Письменный опрос
Работу сдать после изучения темы

Гипофизнезависимые железы внутренней секреции.


3
Составление глоссария по конспекту лекции.
Составление схемы «Гипофиз независимые железы внутренней секреции», используя материал учебника «Анатомия и физиология человека» под ред. Н.В. Смольянниковой стр. 282-284.
Составление кроссворда из 10 терминов, используя конспекту лекции, материал учебника.
Заполнить «слепую» схему: «Нейроэндокринная регуляция уровня сахара в крови при гипогликемии» (см. комплект заданий № 7).
Терминологический диктант
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы

Анатомо – физиологические аспекты высшей нервной деятельности.
1,5
Составление опорного конспекта в соответствии с планом, используя материал учебника «Анатомия и физиология человека» под ред. Н.В. Смольянниковой стр. 291-313 (см. комплект заданий № 8.
Письменный опрос
Работу сдать после изучения темы

Общие данные о строении внутренних органов. Строение дыхательных путей.
2
Составление глоссария по конспекту лекции.
Обозначение основных анатомических образований по самостоятельно подготовленным иллюстрациям: «Полость носа», «Внутреннее строение гортани», используя материал учебника «Анатомия и физиология человека» под ред. Н.В. Смольянниковой стр. 391-395.
Терминологический диктант
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы

Строение органов дыхания.
2
Составление глоссария по конспекту лекции.
Составление схемы «Бронхиальное дерево», используя материал учебника «Анатомия и физиология человека» под ред. Н.В. Смольянниковой стр. 397.
Терминологический диктант
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы

Физиология дыхания
2
Составление глоссария по конспекту лекции.
Составление схемы «Регуляция дыхания», используя материал учебника «Анатомия и физиология человека» под ред. Н.В. Смольянниковой стр. 408-410.
Устный опрос
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы

Общие вопросы анатомии и физиологии пищеварительного аппарата. Строение полости рта.
1
Обозначение основных анатомических образований по самостоятельно подготовленной иллюстрации: «Строение зуба», используя материал учебника «Анатомия и физиология человека» под ред. Н.В. Смольянниковой стр. 420.
Обозначение основных анатомических образований по самостоятельно подготовленной иллюстрации «Зев», используя материал учебника «Анатомия и физиология человека» под ред. Н.В. Смольянниковой стр. 416.
Устный опрос
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы

Анатомия и физиология полости рта, глотки, пищевода.
1
Составление глоссария по конспекту лекции.
Обозначение основных анатомических образований по самостоятельно подготовленной иллюстрации «Глотка», используя материал учебника «Анатомия и физиология человека» под ред. Н.В. Смольянниковой стр. 421-422.
Устный опрос
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы

Анатомия и физиология желудка.
2
Составление глоссария по конспекту лекции.
Составление теста из 10 тестовых заданий, с одним правильным вариантом ответа из 4-х и эталона ответов к нему.
Отчет о выполнении практического задания
Тестирование
Работу сдать после изучения темы

Анатомия и физиология тонкого и толстого кишечника
2
Составление 10 вопросов с эталонами ответов (для написания терминологического диктанта) Составление теста из 10 тестовых заданий, с одним правильным вариантом ответа из 4-х и эталона ответов к нему
Письменный опрос, тестирование
Работу сдать после изучения темы

Анатомия и физиология больших пищеварительных желез.
2
Составление глоссария по конспекту лекции.
Обозначение основных анатомических образований по самостоятельно подготовленным иллюстрациям: «Печень», «Желчевыводящие пути», «Двенадцатиперстная кишка», «Поджелудочная железа», используя материал учебника «Анатомия и физиология человека» под ред. Н.В. Смольянниковой стр. 427.
Терминологический диктант
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы

Брюшная полость, брюшина, брыжейка, сальники.
2
Составление сравнительной таблицы «Отношение органов к брюшине» (см. комплект заданий № 9).
Составление теста из 10 тестовых заданий, с одним правильным вариантом ответа из 4-х и эталона ответов к нему.
Отчет о выполнении практического задания
Тестирование

Работу сдать после изучения темы

Физиология пищеварения.
2
Составление глоссария по конспекту лекции.
Составление сравнительной таблицы «Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта» (см. комплект заданий № 10).
Терминологический диктант
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы

Обмен веществ и энергии
1
Составление теста из 10 тестовых заданий, с одним правильным вариантом ответа из 4-х и эталона ответов к нему.
Тестирование

Работу сдать после изучения темы

Процесс терморегуляции.
1
Составление схемы: «Процесс терморегуляции», используя материал учебника «Анатомия и физиология человека» под ред. Н.В. Смольянниковой стр. 482-487.
Устный
опрос

Работу сдать после изучения темы

Общие вопросы анатомии и физиолгии процесса выделения. Строение почек.
2
Составление глоссария по конспекту лекции.
Обозначение основных анатомических образований по самостоятельно подготовленной иллюстрации «Почка в разрезе», используя материал учебника «Анатомия и физиология человека» под ред. Н.В. Смольянниковой стр. 491- 492.
Терминологический диктант
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы

Анатомия мочевой системы.
2
Составление 15 вопросов по конспекту лекции (для само- и взаимоконтроля).
Обозначение основных анатомических образований по самостоятельно подготовленной иллюстрации: «Мочевой пузырь», используя материал учебника «Анатомия и физиология человека» под ред. Н.В. Смольянниковой стр. 496.
Устный
опрос
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы

Физиология мочевой системы
2
Составление по конспекту лекции сравнительной таблицы «Состав первичной и конечной мочи» (см. комплект заданий № 11).
Составление и решение 4 ситуационных задач в соответствии с образцом. (см. комплект заданий № 12).
Отчет о выполнении практического задания
Устный опрос
Работу сдать после изучения темы

Анатомия женской половой системы
1,5
Обозначение основных анатомических образований по самостоятельно подготовленной иллюстрации «Строение матки и придатков», используя материал учебника «Анатомия и физиология человека» под ред. Н.В. Смольянниковой стр. 518.
Составление теста из 10 тестовых заданий, с одним правильным вариантом ответа из 4-х и эталона ответов к нему.
Отчет о выполнении практического задания
Тестирование
Работу сдать после изучения темы

Физиология женской половой системы. Менструальный цикл.
1,5
Составление глоссария по конспекту лекции.
Подготовка иллюстрации - схемы «Менструальный цикл», используя раздаточный материал «Половая система».
Терминологический диктант
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы

Анатомия и физиология мужской половой системы
2
Составление глоссария по конспекту лекции.
Обозначение основных анатомических образований по самостоятельно подготовленной иллюстрации: «Строение мужских половых органов», используя раздаточный материал «Половая система».
Терминологический диктант
Отчет о выполнении практического задания
Работу сдать после изучения темы

Функциональная анатомия иммунной системы.
1
Составление опорной схемы «Органы иммунной системы», используя конспект лекции.
Письменный опрос
Работу сдать после изучения темы

Всего
90



2. Порядок выполнения самостоятельной работы студентом

Изучить карту самостоятельной работы.
Изучить необходимую литературу из рекомендованного списка.
Выполнить предлагаемое задание.

Внимание!
Опорные конспекты, кроссворды, глоссарий, мультимедийные презентации оформляются в соответствии с требованиями, указанными в методических рекомендациях для выполнения заданий по внеаудиторной самостоятельной работе в Уссурийском медицинском колледже.
Проекты оформляются в соответствии с требованиями, указанными в методических рекомендациях по разработке проектов в Уссурийском медицинском колледже.
Письменные задания выполняются в тетради по внеаудиторной самостоятельной работе.

Предоставить выполненное задание в указанный срок.

Наличие положительной оценки (отметки о выполнении) каждого вида самостоятельной работы необходимо для допуска к дифференцированному зачету, в случае невыполнения работы, Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.































3. Комплекты заданий

Комплект заданий № 1

Тема: Человек как предмет изучения анатомии и физиологии человека
Подготовить информационное сообщение и мультимедийную презентацию по одной из предложенных тем по плану:
- ФИО ученого, годы жизни;
- достижения в научно-исследовательской деятельности;
- название органов, отдельных структур органов, процессов, связанных с именем ученого.

Перечень тем для информационного сообщения:
Анохин Петр Кузьмич
Авиценна
Аристотель
Белл Чарлз
Бернар Клод
Бехтерев Владимир Михайлович
Бец Владимир Алексеевич
Боткин Сергей Петрович
Брока Поль
Бэр Карл Максимович
Варолий Костанцо
Введенский Николай Евгеньевич
Везалий Андреас
Гален 
Гарвей  Уильям
Гельмгольц  Герман Людвиг Фердинанд
Гиппократ
Гольджи Камилло
Грааф Ренье Де
Декарт Рене
Евстахий (Евстахио) Бартоломео
С.Г. Забелин
Корти Альфонсо
Лангерганс Пауль
Лесгафт П.Ф.
Мальпиги Марчелло

·Мечников Илья Ильич
Ниссль Франц
Пирогов Николай Иванович
Павлов Иван Петрович
Правдич-Неминский Владимир Владимирович
Пуркине Ян Эвангелиста
Ранвье Луи
Сеченов Иван Михайлович
Ухтомский Алексей Алексеевич
Шванн Теодор




Комплект заданий № 2

Тема: Основы цитологии и гистологии. Клетка, строение и виды эпителия
Заполнить «слепые» схемы «Виды тканей», «Виды эпителия»

1) Виды тканей




















2)
Виды эпителия
























Комплект заданий № 3

Тема: Нервная, мышечная ткани. Строение, виды, функции
Составить сравнительную таблицу «Виды мышечной ткани»

Виды мышечной ткани




Месторасположение




Структурно-функциональная единица




Скорость сокращения (быстро, медленно)




Контроль сокращения
(произвольно, непроизвольно)




Регуляция сокращения (соматической нервной системой, вегетативной нервной системой)






Комплект заданий № 4

Тема: Гомеостаз. Состав, свойства и функции крови
Составить гемограмму, лейкоцитарную формулу

ГЕМОГРАММА

Количество
У мужчин
У женщин

Эритроциты



Гемоглобин



СОЭ



Цветовой показатель



Тромбоциты


Лейкоциты



ЛЕЙКОЦИТАРНАЯ ФОРМУЛА

гранулоциты
агранулоциты

нейтрофилы
базофилы
эозинофилы
лимфоциты
моноциты

юные
палочкоядерные
сегментоядерные




















Комплект заданий № 5

Тема: Черепные нервы.
Составить таблицу «12 пар черепно-мозговых нервов» по конспекту лекции

№ ЧМН
Название ЧМН
Функция
Тип нервных волокон, составляющих нерв
Локализация ядер/

Место входа/выхода из черепа
Зоны иннервации
Назначение ЧМН

I
Обонятельный
Чувствительный
Чувствительные
-
Перпендикулярная пластинка решетчатой кости
Слизистая оболочка носа
Передает  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] от обонятельных[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] рецепторов  в обонятельный мозг.













Комплект заданий № 6
Тема: Орган слуха и равновесия



Заполнить «слепую» схему «Последовательность прохождение звука по органу слуха»







Комплект заданий № 7

Тема: Гипофизнезависимые железы внутренней секреции.
Заполнить «слепую» схему: «Нейроэндокринная регуляция уровня сахара в крови при гипогликемии»












Комплект заданий № 8

Тема: Анатомо – физиологические аспекты высшей нервной деятельности.
Составить опорный конспект по материалам учебника «Анатомия и физиология человека» под ред. Н.В. Смольянникова стр. 291-313 в соответствии с планом:
1. Понятие ВНД, механизмы. Виды нервных процессов.
2. Понятие о безусловных, условных рефлексах, инстинктах.
3. Механизм образования условных рефлексов.
4. Торможение условных рефлексов. Виды.
5. Понятие о динамическом стереотипе.
6. Понятие о первой и второй сигнальных системах.
7. Типы ВНД по Павлову.
8. ЭЭГ. Понятие.
9. Память. Определение, виды.
10. Сон. Стадии, значение.
11. Сознание. Понятие
12. Речь. Понятие, центры речи.

Комплект заданий № 9

Тема: Брюшная полость, брюшина, брыжейка, сальники
Составить сравнительную таблицу «Отношение органов к брюшине»
Указать положение органа относительно брюшины знаком «+»

Название органов
Отношение органов к брюшине






желудок




Отделы кишечника:




-




-




-




-




-




-




-




-




печень




поджелудочная железа




селезенка




почки




мочевой пузырь




мочеточники











Комплект заданий № 10

Тема: Физиология пищеварения
Составить сравнительную таблицу «Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта

Отдел ЖКТ
Пищеварительный сок
рН сока
Количество сока в сутки
Состав
На что действует
До каких продуктов расщепляет
Примечание

Полость рта








желудок








Тонкий кишечник


























Толстый кишечник











Комплект заданий № 11

Тема: Физиология мочевой системы
Составить сравнительную таблицу «Состав плазмы крови, первичная и конечная моча» по конспекту лекции
Состав
Плазма крови
Первичная моча
Конечная моча

Вода




Белки, жиры, гликоген




Глюкоза




Натрий (в виде ионов)




Хлор (в виде ионов)




Калий (в виде ионов)




Сульфаты (в виде ионов)




Фосфаты (в виде ионов)




Мочевина




Мочевая кислота




Креатинин




Комплект заданий № 12

Тема: Физиология мочевой системы
Составить 4 ситуационные задачи по образцу.
При составлении задачи в бланк «Общий анализ мочи» вписываются показатели мочи с отклонениями от нормы.
Образец ситуационной задачи.
Изучите результат общего анализа мочи. Определите и назовите изменения в составе мочи (при наличии) относительно нормы.

ОБЩИЙ АНАЛИЗ МОЧИ № _____
"..."__________________________ 19 . . г.
дата взятия биоматериала

Фамилия, И., О. __________________________________________________
Возраст __________________________________________________________
Учреждение _________________ Отделение __________ палата _________
Участок _________________________ медицинская карта № ____________

Физико-химические свойства

Количество ____1,5-2 _ л <*> ______________ мл <**> ___________
Цвет ___________соломенно-желтый_______________________________
Прозрачность ______________прозрачная__________________________
Относительная плотность _____1010-1025_________________________
Реакция __________4-7__________________________________________
Белок ________до 0,033 ммоль/л г/л <*> ____________ г % <**> __
Глюкоза _ отсутствуют _____________ ммоль/л <*> ________г % <**>
Кетоновые тела ___отсутствуют__________________________________
Реакция на кровь ___ отсутствуют ______________________________
Билирубин ___________ отсутствуют _____________________________
Уробилиноиды _____ отсутствуют ________________________________
Желчные кислоты _____ отсутствуют _______ _____________________
Индикан ______________ отсутствуют ____________________________
<*> - Единицы СИ.
<**> - Единицы, подлежащие замене.

оборотная сторона ф. № 210/у
Эпителий: 3-5 в поле зрения
плоский ______________________________________________________
переходный ___________________________________________________
почечный _____________________________________________________

Лейкоциты ___м: 0-3, ж: 0-5 в поле зрения_____________________
______________________________________________________________

Эритроциты: 0-1 в поле зрения (предел не более 3 в поле зрения
неизмененные _________________________________________________
измененные ___________________________________________________

Цилиндры: отсутствуют
гиалиновые ___________________________________________________
зернистые ____________________________________________________
восковидные __________________________________________________
эпителиальные ________________________________________________
лейкоцитарные ________________________________________________
эритроцитарные _______________________________________________
пигментные ___________________________________________________

Слизь____ отсутствуют ________________________________________
______________________________________________________________
Соли ____________ отсутствуют _______________________________
Бактерии_________ отсутствуют ________________________________

"..."___________________ 19 .. г.
дата выдачи анализа Подпись
Ответ: Нормальный анализ мочи
4. Критерии оценки результатов и шкалы оценивания

Критерии оценивания глоссария

Оценка
Критерии
Примечание

«5» - «отлично»
- глоссарий составлен по основным дидактическим единицам темы;
- определения терминов точные, краткие доступные для понимания;
- информативная точность и достоверность фактов;
-орфографическая правильность;
-глоссарий оформлен грамотно и аккуратно.


«4» - «хорошо»
- глоссарий составлен по основным дидактическим единицам темы;
- в определении терминов допущены неточности;
- информативная точность и достоверность фактов;
-орфографическая правильность;
- словарь терминов оформлен грамотно и аккуратно;


«3» - «удовлетворительно»
- глоссарий пишется по основным дидактическим единицам курса;
- в определении терминов допущены неточности;
- недостаточное количество слов;
- допущена информативная неточность и недостоверность фактов;
- словарь терминов оформлен с незначительными ошибками, в письменной форме в словаре



Критерии оценивания кроссворда

Оценка
Критерии
Примечание

«5» - «отлично»
- количество слов, используемых в кроссворде не менее 10;
- информативная точность и достоверность фактов;
- все определения и формулировки однотипны;
- орфографическая правильность;
- аккуратность оформления;
- прилагаются ключи к кроссворду.


«4» - «хорошо»
- количество слов, используемых в кроссворде 8-9;
- информативная точность и достоверность фактов;
- задания не однотипны;
- орфографическая правильность;
- аккуратность оформления;
- прилагаются ключи к кроссворду.


«3» - «удовлетворительно»
- количество слов, используемых в кроссворде 7-8;
- информативная точность и достоверность фактов;
- задания не однотипны;
- орфографическая правильность;
- помарки в оформлении;
- прилагаются ключи к кроссворду.





Критерии оценки опорного конспекта

Оценка
Критерии
Примечание

«5» - «отлично»
- полнота использования учебного материала;
- логика изложения материала в соответствии с планом;
- терминологическая и орфографическая грамотность;
- демонстрирует полное понимание темы.


«4» - «хорошо»
- не полное использование учебного материала;
- логика изложения материала в соответствии с планом;
- для выражения своих мыслей студент пользуется упрощённо-примитивным языком.


«3» - «удовлетворительно»
- отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы - слова, словосочетания, символы;
- конспект составлен не по плану;
- язык работы в целом не соответствует уровню студента;
- имеются орфографические ошибки



Критерии оценки составления информационного сообщения

Оценка
Критерии
Примечание

«5» - «отлично»
- выбранная тема раскрыта полностью;
-выдержан объём в соответствии с планом,
-соблюдены требования к внешнему оформлению сообщения и мультимедийной презентации;
-логичное изложение материала;
-даны правильные ответы на дополнительные вопросы.


«4» - «хорошо»
- выбранная тема раскрыта полностью, имеются неточности в изложении материала;
-не выдержан объём сообщения, незначительное отступление от плана;
-имеются небольшие замечания к внешнему оформлению сообщения и мультимедийной презентации;
- отсутствует логическая последовательность в суждениях;
на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.


«3» - «удовлетворительно»
-тема освещена лишь частично, не по плану; не выдержан объём сообщения,
-имеются замечания к внешнему оформлению сообщения и мультимедийной презентации,
-отсутствует логическая последовательность в суждениях,
-допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на дополнительные вопросы;












Критерии оценки теста

Оценка
Критерии
Примечание

«5» - «отлично»
- оптимальное количество заданий в тесте не менее 10;
- тест, включает в себя задания различных уровней трудности;
- используемая в тесте терминология не выходит за рамки изученной темы;
- содержательная часть задания сформулирована в логической форме высказывания;
- все варианты ответов грамотно согласованы с содержательной частью задания, однообразны по содержанию и структуре;
- аккуратность оформления.


«4» - «хорошо»
- количество тестовых заданий в тесте 9;
- тест, включает в себя задания различных уровней трудности;
- используемая в тесте терминология не выходит за рамки изученной темы;
- содержательная часть задания сформулирована в логической форме высказывания;
- все варианты ответов грамотно согласованы с содержательной частью задания, однообразны по содержанию и структуре;
- аккуратность оформления.


«3» - «удовлетворительно»
- количество заданий в тесте менее 7-8;
- тестовое задание сформулировано неясно и нечетко;
- тест включает в себя одноуровневые задания;
- используемая в тесте терминология выходит за рамки изученной темы;
- содержательная часть задания сформулирована в логической форме высказывания;
- все варианты ответов согласованы с содержательной частью задания;
- неаккуратность оформления.



Критерии оценивания таблицы

Оценка
Критерии
Примечание

«5» - «отлично»
- колонки таблицы озаглавлены и соответствуют шаблону;
- использованы термины, понятия;
- присутствует логическая связь;
- информация изложена правильно в соответствии с материалом конспекта, учебника;
- аккуратность оформления.


«4» - «хорошо»
- колонки таблицы озаглавлены и соответствуют шаблону;
- допущены неточности в использовании терминов, понятий;
- присутствует логическая связь;
- информация изложена правильно в соответствии с материалом конспекта, учебника, имеются неточности;
- аккуратность оформления.


«3» - «удовлетворительно»
- колонки таблицы озаглавлены и соответствовуют исследуемой теме;
- допущены неточности в использовании терминов, понятий;
- потеряна логическая связь;
- материал изложен литературным языком;
- работа выполнена не аккуратно.



Критерии оценки схемы

Оценка
Критерии
Примечание

«5» - «отлично»
-тема структурирована правильно в соответствии с материалом конспекта, учебника;
-пустые ячейки схемы заполнены, верно (для «слепой» схемы);
-термины и понятия названы, верно;
- присутствует логическая связь;
- аккуратность оформления.


«4» - «хорошо»
-тема структурирована правильно в соответствии с материалом конспекта, учебника, имеются незначительные неточности;
-пустые ячейки схемы заполнены в неполном объеме верно (для «слепой» схемы);
- термины и понятия названы, верно,
- присутствует логическая связь;
-аккуратность оформления.


«3» - «удовлетворительно»
тема структурирована правильно в соответствии с материалом конспекта, учебника, имеются неточности,
пустые ячейки схемы заполнены частично;
допущены ошибки в терминах и понятиях;
имеются ошибки в оформлении.



Критерии оценки составления ситуационных задач

Оценка
Критерии
Примечание

«5» - «отлично»
- составлены 4 задачи, в соответствии с темой и по образцу;
проблема в задаче обозначена правильно, логично выстроена;
-грамотно использованы термины, понятия, показатели;
-приложен эталон ответа, составлен, аргументировано, верно;
-аккуратность оформления.


«4» - «хорошо»
-составлены 4 задачи, в соответствии с темой, имеются отступления от образца;
-проблема в задаче обозначена правильно, логично выстроена;
-недостаточно использованы термины, понятия, показатели, имеются незначительные ошибки;
-имеется эталон ответа;
-аккуратность оформления.


«3» - «удовлетворительно»
-составлены 3 задачи в соответствии с темой, имеются отступления от образца;
-проблема в задаче сформулирована нечетко;
-недостаточно использованы термины, понятия, показатели, имеются ошибки.



Критерии оценки иллюстраций

Оценка
Критерии
Примечание

«5» - «отлично»
- рисунок составлен в соответствии с учебником (атласом);
- все структурные элементы указаны, названы правильно;
- соблюдены требования к внешнему оформлению;
- аккуратность оформления.


«4» - «хорошо»
- рисунок составлен в соответствии с учебником, атласом;
- не все структурные элементы указаны, имеются незначительные ошибки в названиях;
- аккуратность оформления.


«3» - «удовлетворительно»
- рисунок составлен в соответствии с учебником, атласом;
- отсутствуют некоторые структурные элементы, имеются ошибки в названиях;
- имеются упущения в оформлении.



Критерии оценивания выполнения заданий в рабочей тетради

Оценка
Критерии

«5» - «отлично»
- все задания выполнены;
- задания выполнены без ошибок;
-  аккуратное оформление работы.

«4» - «хорошо»
- все задания выполнены;
- допущены 1-2 незначительные ошибки;
- аккуратное оформление работы;

«3» - «удовлетворительно»
- задания выполнены;
- допущены 1–3 существенные ошибки;
- работа выполнена неаккуратно.


Критерии оценки составленных вопросов для само- и взаимоконтроля

Оценка
Критерии
Примечание

«5» - «отлично»
- оптимальное количество вопросов не менее 15;
- полнота использования учебного материала;
- вопросы сформулированы грамотно;
- отмечена логика в формулировке вопросов и их последовательности;
- терминологическая и орфографическая грамотность;
- вопросы различной сложности;
- используемые термины не выходят за рамки изученной темы;
- аккуратность оформления.


«4» - «хорошо»
- количество вопросов 13-14;
- учебный материал использован полностью;
- вопросы сформулированы с незначительными ошибками;
- имеются недочеты в формулировке вопросов и их последовательности;
- имеются небольшие орфографические ошибки;
- аккуратность оформления.


«3» - «удовлетворительно»
- количество вопросов 11-12;
- учебный материал использован не полностью;
- вопросы сформулированы нечетко;
- имеются ошибки в формулировке вопросов;
- вопросы расставлены непоследовательно;
- имеются орфографические ошибки;
- имеются упущения в оформлении.



Критерии оценивания вопросов (для терминологического диктанта)

Оценка
Критерии
Примечание

«5» - «отлично»
- вопросы составлены по основным дидактическим единицам темы;
- количество вопросов не менее 10;
- определения терминов, понятий точные, краткие, доступные для понимания;
- используемая терминология не выходит за рамки изученной темы;
-орфографическая правильность;
- перечень вопросов оформлен грамотно и аккуратно;
- имеются эталоны ответов, составлены, верно.


«4» - «хорошо»
- вопросы составлены по основным дидактическим единицам темы;
- количество вопросов не менее 9;
- определения терминов, понятий точные, краткие, доступные для понимания;
- используемая терминология выходит за рамки изученной темы;
- орфографическая правильность;
- перечень вопросов оформлен с незначительными упущениями;
- имеются эталоны ответов, составлены, верно.


«3» - «удовлетворительно»
- вопросы составлены по основным дидактическим единицам темы;
- количество вопросов не менее 8;
- в определении терминов допущены ошибки;
- используемая терминология выходит за рамки изученной темы;
- имеются орфографические ошибки;
- перечень вопросов оформлен с незначительными упущениями;
- имеются эталоны ответов.




Список рекомендуемых источников

1. Анатомия и физиология: учебник [Электронный ресурс] / Н.В.Смольянникова, Е.Ф.Фалина, В.А.Сагун - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Пауков, В.С. Патологическая анатомия и патологическая физиология / В.С.Пауков, П.Ф.Литвицкий. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.- 252 с.
3. Самусев, Р.П. Атлас анатомии человека / Р.П.Самусев, В.Я.Липченко. - М.: ОНИКС 21 век, 2002.- 542 с.
4. Смольянникова, Н.В. Анатомия и физиология / Н.В.Смольянникова, Е.Ф.Фалина, В.А.Сагун. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2011.- 573 с.









































Приложение 1

Карта-маршрут внеаудиторной самостоятельной работы
по дисциплине «Анатомия и физиология человека»
студента ___________________________________________________
группа_____________
специальность ______________________________________________








Тема
Задания внеаудиторной самостоятельной работы студента


Информационные сообщения
с м/м презентацией
Схемы
Иллюстрации
Опорный конспект
Глоссарий
Таблица
Вопросы для само-и
взаимоконтроля
Тестовые задания
Ситуационные задачи
Задание в рабочей тетради
Кроссворд
Вопросы (для
терминологического диктанта)

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Человек как предмет изучения анатомии и физиологии человека
+



+








Основы цитологии и гистологии. Клетка, строение и виды эпителия.

+











Соединительная ткань. Строение, виды, функции







+





Нервная, мышечная ткани. Строение, виды, функции.

+



+







Гомеостаз. Состав и свойства и функции крови.

+



+







Группы крови, резус-фактор. Совместимость групп крови.




+



+




Кости, соединения костей и мышцы туловища.

+
+






+



Кости и мышцы верхних конечностей.

+







+



Кости, их соединения и мышцы таза.

+







+



Кости и мышцы свободной нижней конечностей

+







+



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Кости черепа.

+


+








Череп в целом. Соединения костей черепа. Мышцы головы и шеи.



+





+



Строение сердца. Круги кровообращения.


+










Физиология сердца.


+

+








Физиология сосудов.

+


+




+



Артерии большого круга кровообращения

+











Вены большого круга кровообращения

+







+



Лимфатическая система.

+


+








Функциональная анатомия спинного мозга.

+
+










Спинномозговые нервы.






+






Функциональная анатомия ствола головного мозга







+



+

Функциональная анатомия головного мозга


+

+








Черепные нервы.

+











Вегетативная нервная система.


+








+

Орган зрения.

+











Орган слуха и равновесия

+











Гипофиззависимые железы внутренней секреции.

+


+








Гипофизнезависимые железы внутренней секреции.

+


+





+


Анатомо – физиологические аспекты высшей нервной деятельности.



+









Обшие данные о строении внутренних органов. Строение дыхательных путей.


+

+








Строение органов дыхания

+


+








1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Физиология дыхания

+


+








Общие вопросы анатомии и физиологии пищеварительного аппарата. Строение полости рта.


+










Анатомия и физиология полости рта, глотки, пищевода.


+

+








Анатомия и физиология желудка.




+


+





Анатомия и физиология тонкого и толстого кишечника











+

Анатомия и физиология больших пищеварительных желез.


+

+








Брюшная полость, брюшина, брыжейка, сальники.





+

+





Физиология пищеварения.




+
+







Обмен веществ и энергии







+





Процесс терморегуляции.

+











Общие вопросы анатомии и физиологии процесса выделения. Строение почек.


+

+








Анатомия мочевой системы.


+



+






Физиология мочевой системы





+


+




Анатомия женской половой системы


+




+





Физиология женской половой системы. Менструальный цикл.


+

+








Анатомия и физиология мужской половой системы


+

+








Функциональная анатомия иммунной системы.

+













Допущен до экзамена (подчеркнуть)

«______»______________20_____г.


Преподаватель ___________________________









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615



эндолимфа

отделы головного мозга:





R


Кора

ЦНС